Программа элективного курса по физике 10-11 класс «Решение задач»
элективный курс (физика, 10 класс) по теме
Решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_fizike.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Решение задач»
Аннотация
Программа факультативного курса по физике поможет учащимся 10-11 классов, выйти на качественно новый уровень обучения: на решение задач творческого, исследовательского характера, на выполнение конструкторских заданий. Программа рассчитана на учащихся, увлекающихся физикой, желающих реализовать себя в конкурсах, конференциях, олимпиадах, а также даёт возможность выпускнику успешно продолжать дальнейшее обучение в ВУЗе физической направленности.
Пояснительная записка
Актуальность создания программы.
Цель элективной технологии обучения предполагает:
- Определение предметно-содержательного наполнения обучения с предоставлением учащимися выбора на основе принципа вариативности;
- Обучение каждого выпускника лицея на уровне его возможностей и способностей.
Программа факультативного курса 10-11 классов в объёме 68 часов составлена применительно к программе под редакцией Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева в соответствии с концепцией углублённого и профильного обучения учащихся. В программе «Физические задачи шаг за шагом» решение физических задач неотъемлемая часть факультативных занятий, с их помощью создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, развиваются практические и интеллектуальные умения, а также такие качества, как целеустремленность, аккуратность, внимательность, способность к саморазвитию, самореализации творческих способностей. Подготовка к семинарам, конференциям, написание работ исследовательского характера, повышают интерес к физике, положительно влияют на осознанный выбор дальнейшего жизненного пути.
Новизна программы: в непрерывности и последовательности углубленного изучения учебного материала, в преемственности изучения разделов курса физики с опорой на изученное в предыдущие годы. При проведении занятий используются интерактивные технологии. В изложение материала органически включаются выступления обучающихся, семинары, практикумы, защита курсовых проектов.
Методологические обоснования программы.
Разработка данной программы есть творческая переработка, структурирование имеющегося материала, адаптированного применительно к его углублённому изученнию, а также к дальнейшему продолжению обучения в ВУЗах физической направленности.
Основной принцип определения содержания факультативных занятий в отборе доступного разноуровневого учебного материала с опорой на фундаментальные законы в современном толковании не только традиционных вопросов школьного курса. Некоторые разделы в программе перестраиваются на основе использования принципа интеграции, что помогает увидеть новые связи в знаниях, целостно воспринимать учебный материал.
Содержание программы предлагается углубленное изучение отдельных тем в форме семинаров, презентаций, углубление теоретического материала по конкретному разделу, затем выделяются характерные для данного раздела (темы) задачи, на которых отрабатываются алгоритмы задач и приемы их решения.
Особенностью программы является ее сквозной характер, непрерывность изучения тем по разделам.
Целью данной программы является создание условий для развития, саморазвития творческих способностей учащихся их интересов и подготовки к продолжению образования с учетом личностного потенциала каждого учащегося.
Задачи:
- Развитие общеучебных мыслительных умений и навыков для решения задач творческого и исследовательского характера;
- Развитие у учащихся потребности и умения самостоятельно приобретать и пополнять свои знания;
- Совершенствование полученных знаний в основном курсе знаний и умение применять их в конкретных, проблемных ситуациях;
- Активизация познавательного интереса к физике и технике, профессиональное самоопределение.
Краткое описание структуры программы
Цикл 1. Формирование общих приемов при решении задач раздела «механики» (14 часов в 10 классе)
Цикл 2. Экспериментальные и графические задачи молекулярной физики (12 часов в 10 классе)
Цикл 3. Задачи повышенного уровня по теме «электродинамика» (9 часов в 10 классе; 4 часа в 11 классе; всего 13 часов)
Цикл 4. Электромагнитные явления. Колебания и волны. Оптические явления. Комплексные задачи . (30 часов в 11классе)
Всего по программе: 35 часов в 10 классе; 34 часа в 11 классе. Итого: 69 часов
Каждый раздел включает в себя:
- Тематический план факультативных занятий
- Кодификатор теоретического материала
- Графическая модель каждого явления
- Литература для учителя
- Литература для учащегося
Цикл 1. Формирование общих приемов при решении задач раздела «Механики»
Цель – углубление знаний по механике, получаемых в основном курсе физики.
При изучении кинематики на занятиях значительное место уделяется знакомству с практическими методами определения траектории, измерения скорости и ускорений. Рассматриваются способы построения графиков законов движения и анализа их характера.
Особое внимание уделяется тому, что в инерциальных системах отсчета все физические явления протекают одинаково.
Учитываются границы применимости классического закона сложения скоростей. Даются понятия инвариантных и вариантных величин при переходе из одной системы отсчета в другую, рассматриваются явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
В разделе динамика подробнее, чем в основном курсе физики, рассматриваются силы в природе, дается понятие гравитационного поля, его характеристик. Решается задача применения знаний в определении масс небесных тел. В этом разделе акцентируется внимание на алгоритме решения большого круга задач; тело на вращающемся диске, велосипед на повороте, велотрек, конический маятник, связанные тела и много других.
Более глубоко рассматривается динамика вращательно движения, связь линейных и угловых скоростей, дается понятие углового ускорения, изучаются виды передач вращательного движения: фрикционные, ременные, зубчатые.
Законы сохранения в достаточной мере изучаются в основном курсе физики, на факультативных занятиях лишь углубляется понятие того, что механическое движение имеет две меры: импульс и энергию.
На практических занятиях предлагаются задачи, вывод при решении которых имеет большую степень общности и может быть применен в решении других задач.
Краткая структура курса (14 часов)
- 1.Задачи на объяснение сущности механических явлений –2 ч
- 2.Описание движения тел. Решение задач. – 4ч
- 3.Применение законов динамики. Практикум по решению задач –2 ч
- 4.Вращательное движение. Практикум по решению задач – 2ч
- 5.Законы сохранения. Практикум по решению задач – 2ч
- 6.Механика жидкостей и газов. –2 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"
Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса «Физика в задачах и экспериментах»
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для обучающихся в 7 классе основной школы...
Программа элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» (34 часа)
Данный элективный курс составлен на основании авторской программы элективного курса Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград.2009г. Программа элективного курса «Реше...
Программа элективных курсов по физике. 10-11 класс. "Практикум решения задач"
Программа курса составлена на основе методической литературы. Курс расчитан на учащихся 10-11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССОВ «Решение задач повышенной сложности»
Учебный курс выполняет несколько функций:- расширяет содержание курса физики, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет получить допо...
Элективный курс по физике «Метод аналогий для решения задач по физике» для 9 класса
Программа элективного курса «Метод аналогий для решения задач по физике» предназначен для учащихся 9 классов, рассчитана на 18 часов....