Доклад на тему: "«Объективная оценка знаний учащихся с применением различных форм и методов контроля»
материал по физике на тему

 

Физика как общеобразовательный предмет должна представлять собой в школьном курсе в первую очередь не сумму знаний, необходимых каждому человеку, а образцы способов деятельности, достижений человеческого ума в разрешении реальных проблем на пути познания мира, овладения его законами.

Мотивация человека во многом зависит от того, как оценивают его деятельность. Педагогам на каждом уроке приходится оценивать деятельность своих учеников, уровень полученных ими, сформированных знаний и умений. Формирование положительной мотивации учащихся к урокам, создание гуманной, творческой атмосферы на уроке связаны с тем, насколько грамотно  педагог оперирует оценкой труда, уровня развития учащихся.

Поурочный контроль трудно сделать регулярным для всех учащихся. У наиболее активных учеников накапливается большое количество отметок, а у других – пусто. Многие учащиеся начинают готовиться к урокам, просчитывая степень вероятности проверки их знаний учителем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Объективная оценка знаний учащихся с применением различных форм и методов контроля»

Физика как общеобразовательный предмет должна представлять собой в школьном курсе в первую очередь не сумму знаний, необходимых каждому человеку, а образцы способов деятельности, достижений человеческого ума в разрешении реальных проблем на пути познания мира, овладения его законами.

Мотивация человека во многом зависит от того, как оценивают его деятельность. Педагогам на каждом уроке приходится оценивать деятельность своих учеников, уровень полученных ими, сформированных знаний и умений. Формирование положительной мотивации учащихся к урокам, создание гуманной, творческой атмосферы на уроке связаны с тем, насколько грамотно  педагог оперирует оценкой труда, уровня развития учащихся.

Поурочный контроль трудно сделать регулярным для всех учащихся. У наиболее активных учеников накапливается большое количество отметок, а у других – пусто. Многие учащиеся начинают готовиться к урокам, просчитывая степень вероятности проверки их знаний учителем.

   Выставляя отметку своему ученику, педагог оценивает не только знания, но так же мотивацию к учению, старания, усилия, творчество, так как оценка может носить комплексный характер.

Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

Оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,  оценка должна выполнять стимулирующую функцию, оценка должна быть всесторонней. При проверке знаний, умений и навыков учащихся большое значение имеет их объективная оценка.

При оценке знаний нужно учитывать:

· объем знаний по учебному предмету (вопросу),

 · понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

· степень систематизации и глубины знаний,

 ·действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

Критериями оценивания служат: объем знаний учащихся по учебному предмету, понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом, степень систематизации и глубины знаний, действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач, наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.

Выделяют такие требования к контролю знаний: · объективность; обоснованность оценок (их аргументация);систематичность; индивидуальный и дифференцированный подход к оценке знаний; всесторонность и оптимальность.

 Проверка и оценка знаний выполняют шесть функций: контролирующую (проверочную); обучающую; воспитывающую; ·организующую; развивающую; методическую. Первые две являются основными, а остальные – сопутствующими, но очень важными. Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно- познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса.

В настоящее время применяются следующие методы контроля знаний, умений и навыков: · устный, индивидуальный, комбинированный и фронтальный опросы; · проверка письменных, графических и практических работ; · тестовая проверка; · систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.

 Формы контроля знаний и умений по физике

В школьной практике существует несколько традиционных форм  контроля  знаний и умений учащихся:

  • физический диктант
  • тестовое задание
  • краткая самостоятельная работа
  • письменная контрольная работа
  • контрольная лабораторная работа
  • устный зачет по изученной теме.


1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих
долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

  • буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
  • определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;
  • определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах
учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми
овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом,
быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его
достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых
знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает
часть нагрузки с остальных форм, но и может
быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.


2. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,
варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный.
Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами, она естественно вписывается в современные педагогические концепции, позволяет более рационально использовать время занятий, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учениками и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Главным достоинством проверки знаний по тестам является скорость обработки полученных результатов. При отработанной технологии можно довести дело до полностью автоматизированной проверки, обеспечив тем самым максимально возможную ее объективность. Но, выигрывая в скорости проверки, мы в чем-то должны проигрывать - выигрывать по всем параметрам невозможно. При переходе к тестам мы проигрываем в культуре речи (письменной или устной) – ее с помощью тестов не проверишь. Мы проигрываем в основательности. Ясно, что традиционная проверка позволяет гораздо глубже «копнуть» ученика. Также главным достоинством проверки заданий по тестам является объективность полученной оценки, ее независимости от того, кто проводит тестирование. Но, к сожалению, эта оценка, если мы собираемся использовать ее как оценку знания ученика, содержит систематическую ошибку. Дело в том, что есть достаточно много категорий учеников, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся нередкие у нас в стране "тугодумы", а также так называемые "тестофобы", испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования.

    Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд
недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов
ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем
без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень
легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а
только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта.
Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный
тест без теоретической подготовки.  
Но почти нет тестов, проверяющих умение рассуждать, логически мыслить. 

 От традиционных оценок и контроля знаний учеников тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные эмпирические критерии. Если изначально задача тестов - контроль уровня достижений учащихся, то сейчас тесты довольно успешно используются и для обучения тестируемых.

3. Кратковременная самостоятельная работа. 

Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям.

В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды
деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества
времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих
действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что
кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени,
чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не
более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.


4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в
школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике
проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению
применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или
разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые,
так и экспериментальные». Таким образом, составленная
контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и
умений учащихся: умение решать задачи по теме, а также различные умения
по применению физических знаний при решении экспериментальных задач.

 
5. Лабораторная работа. 

Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям.

 Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в младших классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

6.Устный зачет по теме. 

Это одна из основных форм контроля в старших
классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает
комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может
решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с
учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать
сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях,
рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм
контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает,
основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных
мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого
ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого
количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать
от него часть успевающий учеников.

Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это
объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля
урок или два.

Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где
происходит непосредственная проверка знаний и умений, учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, может объективно оценить его.

Со стороны кажется, что ничего сложного в этом нет. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано: что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить. Никто из них не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет. Может, он все знает, но сегодня у него болит голова или зуб, поэтому он не может раскрыть свои возможности в полном объеме. Или вопрос задан так, что даже сам автор вопроса не смог бы ответить на него.

Примеров таких «может быть» и «если» — сколько угодно! Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема.

Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Основным требованием к качеству оценивания является его объективность.

Только комплексное использование тестовых и не тестовых форм контроля над учебной деятельностью учеников дает возможность объективного оценивания знаний, умений и навыков учащихся и направлено на повышение качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы контроля знаний учащихся

В данной статье рассматриваются различные формы и методы контроля знаний учащихся...

Формы и методы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Моя работа содержит задачи и содержание проверки знаний, уроки диагностики знаний и умений. Акцент сделан на индивидуальный подход к системе проверке знаний в 5-6 классах. В приложении даны конкретные...

Выступление на педсовете "Активные формы контроля и оценки знаний учащихся"

Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова)...

Доклад по теме "Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся с нарушением интеллекта"

Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и об...

Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики

Презентация - отчет по теме самообразования "Применение различных форм проверки знаний и умений учащихся на уроке математики"....

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование»....

Семинар методического объединения на тему "Методы контроля и оценка знаний учащихся "

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Такое обучение встроено в наш предмет. В настоящее время вс...