конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шишкина Надежда Павловна

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agregatnye_sostoyaniya_veshchestva.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания

Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)

Демонстрации.1.Модель кристаллической решетки .

                            2.Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).

                            3.Образование кристаллов.

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1.Постановка  задач урока. Вводная беседа.

2. Изучение нового материала.

3.Закрепление

материала

4.Физкультминутка

4.Проверка усвоения темы

4.Подведение итогов

1

15

19

1

3

1

Сообщение учителя

Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание

Групповое  решение качественных и графических задач, фронтальный опрос.

Тестирование

Выставление оценок, записи на доске и в дневниках

1.Организация класса

2.Изучение темы

I. Контрольные вопросы:

  • Что называют агрегатным состоянием вещества?
  • Для чего надо изучать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое?
  • Что называется плавлением?
  • Что называется температурой плавления?
  • Что называется отвердеванием или кристаллизацией?

II. Объяснение нового материала:

Постигая законы природы и используя, их в своей практической деятельности человек становится все более могущественным. Канули в вечность времена мистического страха перед природой. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно  - технического прогресса.

        Природа милая, тебе одной я внемлю

        Ты подарила мне и небеса и землю,

        И их помощником я буду век за веком

        Лишь от того, что я родился человеком

Сегодня мы с вами будем постигать новые законы природы, новые понятия, которые позволят нам лучше узнать окружающий нас мир, а значит  и правильно их использовать на благо человека.

I.Агрегатные состояния вещества

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Что называется веществом?
  • Что вы знаете о веществе?

Демонстрация:  модели кристаллических решеток

  • Какие состояния вещества вам известны?
  • Охарактеризуйте каждое состояние вещества.
  • Объясните свойства вещества в твердом ,жидком, газообразном состояниях.

Вывод:  вещество может находиться в трех состояниях -жидком, твердом и газообразном, их называют агрегатными состояниями  вещества.

II.Для чего нужно изучать агрегатные состояния вещества

Удивительное вещество вода

 ( Сообщение учащегося)

        Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя как положено, то Земля стала бы просто неузнаваемой

        Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме, воды. При температуре от 0 до + 4 0С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 40с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м3.При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно только до тех пор, пока ее температура не снизится до + 40С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры. Чтобы нагреть 1 г воды на 10с ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого другого вещества.

Аномалия воды - отклонение от нормальных свойств тел – до конца не выяснены, но главная причина их известна: строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне. Ученые считают, что если бы не эта несимметричность, то свойства воды резко изменились бы. Например, вода отвердевала бы при -900С и кипела бы при – 700С.

III.Плавление и отвердевание

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

А.С.Пушкин

Неотвратимо снег идет

Как маятника мерный ход

Снег падает, кружится, вьется

Ложится мерно на дома

Украдкой проникает в закрома

Летит в машины в ямы и в колодцы

Э.Верхарга

А я все гладил снег рукой

А он все звездами отсвечивал

На свете нет тоски такой

Которой снег бы не излечивал

Он весь как музыка. Он весть

Его безудержность бескрайня

Ах, этот снег.… Не зря в нем есть

Всегда какая – нибудь тайна…

С.Г.Островой

  • О каком веществе идет речь в этих четверостишиях?
  • В каком состоянии находится вещество?

V.Самостоятельная работа учащихся в парах

1.Прочитать § 13

2.Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ»

3.Рассмотреть график на рис 16

4. Взаимоопрос в парах (каждой паре раздаются вопросы на карточках):

  • Что называется плавлением?
  • Что называется температурой плавления?
  • Что называется отвердеванием или кристаллизацией?
  • Какое из веществ указанных в таблице имеет наиболее высокую температуру плавления? Какова температура его отвердевания?
  • Какие из веществ, указанных в таблице отвердевают при температуре ниже 00С?
  • При какой температуре отвердевает спирт?
  • Что происходит с водой в отрезке АВ, ВС, CD,DE, TF, FK.
  • Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
  • Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?
  • Почему эти участки параллельны оси времени?

VII. Демонстрация: Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).

Наблюдение явления

VIII.Фронтальная беседа по предлагаемым вопросам.

Выводы:

  • Плавлением называется переход вещества из твердого состояния в жидкое;
  • Отвердеванием или кристаллизацией называется переход вещества из жидкого в твердое.
  • Температурой плавления называется температура при которой вещество плавится.
  • Вещество отвердевает при той же температуре, что и плавится.
  • Во время процессов плавления и отвердевания температура не меняется.

Физкультминутка

Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.

VII.Закрепление.

1.Решение качественных задач

  • Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?
  • Какие металлы можно расплавить в медном котелке?
  • Что произойдет с оловом, если его бросить в расплавленный свинец?
  • Что произойдет с куском свинца, если его бросить в жидкое олово при температуре плавления?
  • Что произойдет с ртутью, если ее вылить в жидкий азот?

2.Решение графических задач

  • Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику. Какое это вещество?

40

20

0

10

20

30

40

50

60

70

20

40

  • Опишите по нижеприведенному графику процессы, происходящие с алюминием. На каком участке происходит уменьшение внутренней энергии твердого тела?

800

600

400

200

0

10

20

30

40

50

60

70

200

400

  • На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы. У какого из тел выше температура плавления? У какого тела больше удельная теплота плавления? Одинаковы ли удельные теплоемкости тел?

VIII.Сообщение учащегося «Горячий лед»

                  Стр.152 «Занимательная физика» Книга 2, Перельман

IX.Проверка усвоения темы- тест

1.Агрегатные состояния вещества отличаются

А. Молекулами , входящими в состав вещества

Б. Расположением молекул вещества

В.Расположением молекул, характером движения и взаимодействием молекул

    2.Плавление вещества- это

     А. Переход вещества из жидкого состояния в твердое

     Б. Переход вещества из газообразного в жидкое

     В.Переход вещества из твердого состояния в жидкое

     3.Температурой плавления называется

     А.Температура, при которой  вещество плавится

     Б. Температура вещества

     В.Температура выше 1000 С  

    4. Во время процесса плавления температура

    А.Остается постоянной

    Б. Увеличивается

    В. Уменьшается

     5.В алюминиевой ложке можно расплавить

    А. Серебро

    Б.Цинк

     В.Медь

На дом. §12-14, упр.7(3-5), повторить план ответа о физическом явлении. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....

Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"

Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....

Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.

На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...

Конспект урока "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цель: обобщить и систематизировать и закрепить знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».Формируемые УУД:предметные: закрепить знания учащихся об основных понятиях, физическ...