Игра "Посвящение в физики"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Самым ярким примером внеклассной работы является организация интеллектуальных игр по физике, которые повышают интерес к предмету, развивают творческие способности ребенка. Особенно такие игры важны на первой ступени обучения физики. Поэтому я предлагаю интеллектуальную игру «Посвящение в физики» для учащихся 8 класса общеобразовательной школы (можно провести данное мероприятие и для класса нормы). Эту игру целесообразно проводить после изучения раздела «Тепловые явления» и начальных тем по разделу: «Электрические явления».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posvyashchenie_v_fiziki.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Посвящение в физики»

Физика является одним из самых трудных предметов школьной программы для учащихся. Поэтому учителю для успешного освоения ребенком данной науки приходится заниматься и внеурочной деятельностью.

Самым ярким примером внеклассной работы является организация интеллектуальных игр по физике, которые повышают интерес к предмету, развивают творческие способности ребенка. Особенно такие игры важны на первой ступени обучения физики. Поэтому я предлагаю интеллектуальную игру «Посвящение в физики» для учащихся 8 класса общеобразовательной школы (можно провести данное мероприятие и для класса нормы). Эту игру целесообразно проводить после изучения раздела «Тепловые явления» и начальных тем по разделу: «Электрические явления».

Цели игры:

  1. Обобщить и систематизировать знания по предмету, сформировать системно-информационный подход к анализу окружающего мира.
  2. Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усвоении материала сверх школьной программы.
  3. Развить аналитико-синтезирующее мышление, умений действовать самостоятельно, выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, сформировать умения и навыки, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер.
  4. Воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.
  5. Развивать способность учащихся к толерантному общению, чувство товарищества и взаимовыручки

Подготовительный этап:

  1. Преподаватель делит класс на две команды, капитанам команд даются задания: 1) придумать название команде, девиз и приветствие болельщикам, а также эмблему; 2) подготовить физическую сценку.
  2. Для украшения сцены используются портреты ученых физиков и рисунки с физическим содержанием (см. рисунок 1)
  3. Игра сопровождается мультимедийной презентацией, поэтому необходимо перед сценой поставить переносной экран (см. рисунок 2) и мультимедийную установку.
  4. На столах у команд должны быть ручки с листочками, «картонная рука» для ответов, стеклянный большой цилиндр для «жемчужин»ю.
  5. Для жюри подготовлены бланки для заполнения и карточки с правильными ответами.
  6. У ведущего заготовлены конверты с заданиями для конкурсов 4 и 5
  7. Демонстрационное оборудование для опытов должно быть размещено на столике у сцены.
  8. Черный ящик с аэрозолем для конкурса болельщиков.
  9. Для награждения команд приготовлены грамоты, сладкие призы.

Оборудование для опытов: бутылка из-под молока, вареное яйцо, бумага и спички; бумажное кольцо, монетка, линейка.


  ‹Рисунок 1› Оформление сцены

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники игры, а также их болельщики! Сегодня в нашем зале собрались команды физико-математического класса для того, чтобы показать свои знания по физике, проявить смекалку и актерские способности. Поприветствуем команды 8 класса. Оценивать вас будет жюри: (ведущий представляет членов жюри).

Та из команд, которая больше заработает баллов – победит. Прошу команды занять свои места.

Настало время командам представиться.

1 конкурс. Представление команд.

(Команда должна была придумать себе название, эмблему и приветствие) (1 балл) Уважаемое жюри, мы просим вас оценить выступление команд.

2 конкурс. Разминка.

Вам будут по очереди задавать вопросы, на который надо дать полный ответ, обсуждая только в течение 10 секунд, если команда не отвечает, то право ответа получает другая команда. За правильный ответ команда получает 2 балла, за половину – одну.

Вопросы:

  1. Почему чернильные, жирные пятна легче удалить сразу после того, как они были оставлены, и значительно труднее сделать это впоследствии? (ответ: из-за явления диффузии: молекулы чернил проникают между молекулами твердого тела)
  2. Почему из кусков разбитой чашки невозможно без применения клея изготовить новую, хотя известно, что между молекулами стекла действуют силы притяжения? (ответ: чтобы силы притяжения стали действовать между молекулами чашки надо приблизить осколки на расстояние сравнимое с размерами молекул)
  3. Почему подводным лодкам запрещается ложиться на дно, если оно песчаное или илистое? (ответ: архимедова сила в этом случае равна нулю)
  4. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (ответ: холодная. С горячего хлеба происходит интенсивное испарение воды – и влаги в хлебе становится меньше)
  5. Ножницы и карандаш, лежащие на столе, имеют одинаковую температуру. Почему же на ощупь ножницы кажутся холоднее? [4](ответ: металл обладает хорошей теплопроводностью и быстрее забирает тепло от человеческой руки, чем карандаш)
  6. Почему 100-градусный пар обжигает сильнее воды такой же температуры? [4](ответ: внутренняя энергия пара больше внутренней энергии воды при одинаковой температуре)
  7. Зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка? (ответ: Если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика.)
  8. Чай в стакане, вставлен в металлический подстаканник. Зачем? (Такой подстаканник охлаждает чай, так как сам нагревается благодаря малой удельной теплоемкости металла и его высокой теплопроводности.)

Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.

3 конкурс.«Устами младенца»

Вы когда-то тоже были маленькими и пытались самостоятельно объяснить смысл непонятных вам вещей, попробуйте угадать, о чем идет речь в детских объяснялках. Если вы угадываете, о чем идет речь с первой подсказки, то получаете 3 балла, со второй – два, с третьей – один.

Подсказки.

  • У каждого человека она есть. У кого-то больше, у кого-то меньше.
  • Эта величина не векторная, а скалярная
  • У кого она большая, сидят на диетах. (масса)
  • Оно течет, как река, только в одном направлении.
  • Его можно повернуть назад , но только в сказках.
  • Измеряют часами. (время)
  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, чем у женщин и детей.
  • Её мало совсем у больных. Она не вещь и не сохраняется.
  • Величина векторная, чтобы сдвинуть шкаф, она нам нужна. (Сила)
  • Из-за него нарушаются законы сохранения энергии.
  • Без него мы не смогли бы ходить, держать ложку в руках.
  • В руках удержать живую рыбу трудно, так как оно мало. (трение)

Уважаемое жюри, мы просим вас оценить ответы команд.

4 конкурс. Угадай-ка.

Член команды получает карточку с заданием. Не называя слова, написанного на карточке, он должен объяснить своей команде, суть вопроса, чтобы команда угадала физическое слово в течение 1 минуты. Например: броуновское движение. Объяснение: Движение цветочной пыльцы, которое наблюдал английский ботаник в микроскоп, названо в его честь.

Задания на карточке: инерция, атмосферное давление, конвекция, батарейка. За отгаданное понятие команда получает 2 балла.

Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги данного конкурса и общий итог.

5 конкурс. «Любимый учебник».

(командам выдаются карточки с таблицами к данному заданию)

Я сейчас покажу вам на слайде картинки из ваших учебников по физике 7 и 8 класса (автора Перышкин А.В.), вам надо указать напротив номера картинки класс, название того, что изображено на картинке. За правильный ответ вы получите 1 балл, за неправильный ответ у вас вычитается 1 балл. Например, на слайде изображен опыт по инерции:

класс

Название картинки

1

7

инерция


‹Рисунок 3›

Правильные ответы:

Класс

Название картинки

1

8

Портрет А.Ф. Иоффе (см. рис. 1)

2

8

Амперметр (см. рис. 2)

3

7

Портрет Г. Галилео (см. рис. 3)

4

8

Опыт, демонстрирующий конвекцию (см. рис. 4)

5

 

Не из учебника (см. рис. 5)

6

7

Опыт по инерции (см. рис. 6)

7

8

Опыт, способ изменения внутренней энергии тела (совершение работы) (см. рис. 7)

8

7

Шар Паскаля (см. рис. 8)

9

7

Опыт, демонстрирующий изменение давления с глубиной (см. рис. 9)

10

7

Водяной барометр Торричелли (см. рис. 10)

11

7

Эталон массы (см. рис. 11)

12

7

Металлический манометр (см. рис. 12)

13

 

Не из учебника (см. рис. 13)

14

7

Рычаг (см. рис. 14)

6 конкурс. «Занимательные опыты». (2 балла за полный ответ, 1 балл за неполный ответ)

Физику невозможно представить без эксперимента. Поэтому в следующем конкурсе вам надо объяснить опыт с физической точки зрения. (опыты могут показывать заранее подготовленные старшеклассники)

  • Бутылка с яйцом (ответ: внутри бутылки образуется пониженное давление, атмосфера толкает яйцо в область пониженного давления)
  • Опыт по электричеству с графитовым шариком. (Пластины воздушного конденсатора присоединены к электрофорной машине, машину заряжают, между пластинами конденсатора помещают графитовый шарик и наблюдают за колебания шарика).
  • Почему заряженный графитовый шарик может колебаться между пластинами, присоединенными к электрофорной машине? (ответ: Между пластинами возникает электрическое поле, именно оно и заставляет колебаться заряженный графитовый шарик)
  • Бутылка с кольцом и монеткой (ответ: при резком выдергивании кольца монетка из-за явления инерции не успевает изменить скорость и падает внутрь бутылки)

Уважаемое жюри, мы просим вас подвести итоги 5 и 6 конкурса и огласить конечный результат.

7 конкурс. Домашнее задание.

Вам было дано домашнее задание показать сценку по физике. За данный конкурс максимальный балл 5. Прошу команды пройти за кулисы и приготовиться к выступлению. Команды приглашаются на сцену (по заранее проведенной жеребьевке).

Конкурсы для болельщиков.

Пока наши команды готовятся к выступлению, вы болельщики можете принести им дополнительные баллы. Справа половина зала болельщики 1 команды, слева – второй.

Итак, отгадайте загадки, за каждый правильный ответ 1 балл:

  1. Все поведает, хоть и без языка,
    Когда будет ясно, а когда – облака. [3](Барометр)
  2. Что с земли не поднимешь? (тень)
  3. Им силу тока изменяют,
    Если что-то в нем сдвигают (реостат)
  4. Идут, идут, а с места не сойдут. (часы)
  5. На всякий зов даю ответ,
    А ни души, ни тела нет. (Эхо)
  6. Я горячее храню и холодное храню,
    Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос)

Конкурс для болельщиков «Черный ящик»

Отгадайте, что находится в черном ящике. За правильный ответ ваша команда получит 1 балл. Данный предмет способствует уменьшению озонового слоя Земли. (антистатик)

Жюри подводит итоги игры .

Сегодня вы показали свою эрудицию, ответы ваши были грамотными, полными, доказывающие прекрасные знания по предмету. А теперь я прошу всех встать для произнесения клятвы учащегося физико-математического класса. Я буду читать клятву, а вы должны повторять только слово «Клянусь» в тех местах, которые указаны на слайде.

Я – учащийся физико-математического класса перед лицом своих товарищей клянусь:

Верным физике быть!
Формулы всегда учить.
Знать лишь физики законы,
Где и как их применить
На уроках не балдеть,
И тихонечко сидеть.
Не писать друзьям записки,
Не хихикать и не петь.
Каждый день решать задачи,
Строить графики удачи,
Все параграфы читать,
В облаках уж не летать.
Трудно будет не сбегать,
А решать больше, решать!
На контрольной думать только
Головой своей поскольку,
Что в других мозгах не знаешь,
И два балла получаешь!
Технику не разбирать,
А по схемам изучать.
Электричества законы
На себе не проверять!
И родителей не мучить,
А пытаться удивлять.
Получать одни пятерки,
Может иногда четверки.
И экзамен потом сдать
Разумеется, на пять!
Все клянусь я выполнять
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Подведение итогов.

А теперь для поздравления команд и вручения сертификатов и призов приглашается завуч нашей школы.

Вот и подошла к концу наша встреча. Вам понравилась игра? А какие конкурсы понравились больше?

Надеюсь, что мы еще встретимся с вами на интеллектуальных играх, и вы покажете прекрасные знания по физике. Успехов Вам друзья!

Приложение 1. Бланки для жюри.

Приложение 2. Бланки для команд.

Список информационных ресурсов:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Новая пресса, 2002.
  4. Л.А.Кирик. Самостоятельные и контрольные работы. 8 класс, М.: «Илекса», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...