Технологические карты
материал по физике (7 класс) на тему

Сарыглар Алена Оюн-ооловна

По физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологические карты25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 1

Тема: Явление тяготения. Сила тяготения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с силой тяжести и выяснить природу этой силы.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

А. Начало урока.

Проверка домашнего задания.

Актуализация.

Один-два ученика отвечают на вопросы к параграфу учебника.

Несколько вопросов перед освещением данной темы:

  1. Определение силы, как меры взаимодействия тел между собой.
  2. Примеры движения тел с переменной скоростью.
  3. Причины такого движения.

Б. Объяснение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

Постановка проблемы:

Все тела на Земле или у ее поверхности испытывают влияние земного притяжения. Любое тело, брошенное вверх, возвращается в исходную точку. Почему это происходит?

Д/Э: трубка Ньютона; шарик, подвешенный на нити.

В.  Закрепление пройденного материала. Решение задач.

С целью закрепления пройденного материала разобрать коллективно решение задач №285, №291, №301.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое сила тяжести?
  2. От чего зависит притяжение тел к Земле?
  3. Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это не заметно?

Г. Диагностика.

Задачи на смекалку:

  1. Действует ли сила тяжести на летящего в воздухе стрижа? На перышко, выпавшее из его крыла?
  2. Действует ли сила тяжести на деревянный шар, плавающий на поверхности воды?

Д. Домашнее задание.

1. параграф 24, вопросы к параграфу.

2. задачи №286-288, №293

Итог урока.

Подводим итог урока. Обсуждаем домашнее задание.

Технологическая карта урока № 2

Тема: Инерция.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: провести проверочное тестирование по теме «Механическое движение»; выяснить физическое содержание такого физического явления как инерция.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

А. Начало урока.

Актуализация.

Проведение проверочного тестирования.

Ученикам раздаются карточки с проверочным тестом на тему «Механическое движение».

Б. Объяснение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

Постановка проблемы:

С чем связано изменение скорости?

Что необходимо для изменения скорости тел?

Д/Э: металлический шарик; желоб; песок; деревянный брусок.

В.  Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Качественные задачки на сообразительность:

  1. Придет ли в движение парусная лодка под действием потока воздуха от вентилятора, установленного на ней?
  2. Барон Мюнхгаузен рассказывал, как он однажды разбежался и прыгнул через болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до берега. Тогда он в воздухе повернул обратно и вернулся на тот берег, с которого прыгал. Возможно ли это?
  3. А. П. Гайдар. Чук и Гек «Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дернули, и они дружно плюхнулись в сено» Почему мальчики «плюхнулись  в сено»?
  4. М. М. Пришвин. Кладовая солнца. Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца. «Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось – Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца.» Объясните случившееся.
  5. Объясните эксперимент. Положите на стакан кусок картона с монетой наверху. Резко ударьте по ребру картона. При этом он вылетит, а монета упадет на дно стакана. Почему?

        

Г. Диагностика.

Разбор примеров использования явления инерции в быту, технике, спорте.

Д. Домашнее задание.

1. параграф 17, вопросы к параграфу.

2. задачи №171-176, №188, №189.

3.Домашний опыт: наблюдение инертности тела.

На лист бумаги положите монету. Резко дернув за лист, вы легко вытащите его, оставив монету лежать на столе. Повторите опыт многократно, с каждым разом все медленнее выдергивая лист. Наконец, наступит такой повтор, когда время вытаскивания листа будет достаточным, чтобы сообщить монете такую же скорость, как и у листа. С этого момента времени монета будет двигаться вместе с листом.

Итог урока.

Подводим итог урока. Обсуждаем домашнее задание.

Технологическая карта № 3

Тема: Плотность вещества.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: познакомиться с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

А. Начало урока.

Проверка домашнего задания.

Актуализация.

  1. Ответить на вопросы в конце параграфа 8. Уместно, если на вопросы 1-4 будет отвечать один ученик, а на вопросы 5-8 – другой.

Одна или два ученика объясняют решение домашних задач.

  1. Самостоятельная работа на два варианта.

Б. Объяснение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

Постановка проблемы:

Вещества, в силу разного строения, в равных объемах имеют разные массы. Почему?

Д/Э: рычажные весы; несколько тел равного объема, но разной плотности (например, металлический, деревянный, пластмассовый и пенопластовый шарики).

В.  Закрепление пройденного материала. Решение задач.

С целью закрепления пройденного материала разобрать решение нескольких простых задач, например, №228-232.

Ответить на вопросы:

  1. С какой новой характеристикой вещества вы познакомились?
  2. Как определить плотность вещества?
  3. Зачем нужно знать плотность вещества?
  4. Как определить массу кирпича с помощью линейки?
  5. Когда удобнее определять массу не экспериментально, а расчетом?

Г. Диагностика.

Задача на смекалку:

Полый алюминиевый куб с ребром 10см имеет массу 1кг. Какова толщина стенок куба?

Д. Домашнее задание.

1. параграф 9, вопросы к параграфу.

2. задачи №245, №252, №256.

3. Домашний опыт: Определение массы воздуха в комнате.

А) Измерьте длину а, ширину b и высоту с вашей комнаты.

Б) Вычислите объем комнаты: V=a*b*c

В) Вычислите массу воздуха в вашей комнате по формуле: m=ρ*V,

где  ρ – плотность воздуха, ее можно принять равной 1,3 кг/м в кубе.

Итог урока.

Подводим итог урока. Обсуждаем домашнее задание.

Технологическая карта урока № 4

Тема: Сила.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: по знакомить учащихся с силой как мерой взаимодействия тел.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

А. Начало урока.

Анализ итогов контрольной работы.

Актуализация.

Разбор типичных ошибок при решении задач.

Учащимся, слабо справившимся с контрольной работой, предлагается самостоятельно решить 2-3 простые задачи по пройденным темам.

Б. Объяснение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

Постановка проблемы:

Если на неподвижный брусок, лежащий на опоре, не действуют другие тела, кроме Земли и опоры, он не изменяет своего положения. Почему?

Д/Э: брусок; горизонтальная опора; 2-3 шара разного объема и массы.

В.  Закрепление пройденного материала.

Решение задачи:

Определите среднюю плотность сухого песка. Приборы для решения подобрать самому.

Г. Диагностика.

Кроссворд «Лесенка»

Кроссворд вычерчивается на доске, и учитель читает задания к кроссворду. Каждое слово должно кончаться на букву «А».

  1. Причина изменения скорости тела или его формы.
  2. Единица массы, содержащая 1000кг.
  3. Наука о неживой природе.
  4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка.
  5. Прибор для измерения объема тела.
  6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.
  7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании.
  8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.

Д. Домашнее задание.

1. параграф 23, вопросы к параграфу.

Итог урока.

Подводим итог урока. Обсуждаем домашнее задание.

Технологическая карта урока № 5

Тема: Закон Паскаля.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: рассмотреть физическое содержание закона Паскаля.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

А. Начало урока.

Проверка домашнего задания.

Актуализация.

Заслушивается выступление ученика у доски по изученной теме. При этом можно назначить одного-двух учеников в качестве рецензентов.

  1. Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается?
  2. Если в камеру волейбольного мяча подкачать воздух, то давление в ней увеличивается. Почему? Ведь ни объем, ни температура не меняются.
  3. Что произойдет, если под колокол насоса поставить колбу, закрытую пробкой, и окачивать из-под колокола воздух?
  4. В трех сосудах разного объема массы газа и температуры одинаковы. В каком давление будет наибольшим? Наименьшим? Почему?
  5. Почему при накачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится труднее двигать ручку насоса?
  6. Если опустить колбу горлышком в воду и нагревать ее руками, то из нее выходят пузырьки воздуха. Связано ли оно с изменением давления газа?

Б. Объяснение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

Постановка проблемы:

Твердое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается – книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены или потолок комнаты.

Д/Э: шар Паскаля.

В.  Закрепление пройденного материала. Решение задач.

С целью закрепления пройденного материала разобрать коллективно решение задач №486-490.

Г. Диагностика.

Экспериментальное задание:

На боковой стороне высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3см, 6см, 9см. Поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем поступающей воды в банку и вытекающей из нее был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстии банки.

Д. Домашнее задание.

1. параграф 36, вопросы к параграфу.

Итог урока.

Подводим итог урока.

Технологическая карта урока № 6

Тема: Закон Архимеда.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: изучить содержание закона Архимеда, раскрыть физическую суть плавания.

Этапы урока

Содержание работы на уроке

А. Начало урока.

Проверка домашнего задания.

Актуализация.

  1. Один-два ученика отвечают на вопросы к параграфу учебника.

Еще один-два ученика объясняют решение домашних задач. Остальные могут и должны дополнять ответы на вопросы, а также предлагать свои решения задач.

  1. Самостоятельная работа на два варианта.

Б. Объяснение нового материала.

Демонстрационный эксперимент.

Постановка проблемы:

Разность силы упругости динамометра до погружения тела в воду, и в погруженном состоянии равна не только величине выталкивающей силы, но и весу вытесненной воды.

Д/Э: штатив; стеклянный сосуд с отверстием для вытекания воды; колбы; динамометр; набор грузов.

В.  Закрепление пройденного материала. Решение задач.

С целью закрепления пройденного материала разобрать коллективно решение задач  №628, №630, №631.

Г. Диагностика.

Задачи на смекалку  «подвиг Архимеда»:

Слиток золота и серебра имеет массу 300г. При погружении в воду его вес равен 2,75Н. Определите массу серебра и массу золота в этом слитке.

Д. Домашнее задание.

1. параграф 49, вопросы к параграфу.

2. задачи №605, №606, №625, №627, №629.

Итог урока.

Подводим итог урока. Обсуждаем домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...