Внеклассное мероприятие по астрономии "Космическое путешествие".
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Фалалеева Нина Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Цель: развитие интереса учащихся 7 классов к космосу и космическим исследованиям, повышение интереса к истории космонавтики, воспитание патриотизма (гордости за достижения своей страна в освоении космоса), формирование навыка работы в команде, формирование коммуникативных навыков, навыков самостоятельной деятельности.

В игре принимают участие ученики 7 классов.

В команду-экипаж космического корабля входят:

• командир корабля,

• бортинженер,

• врач,

• планетолог

• штурман

  Задания командам, участницам космического КВН.

Знать ответы на вопросы:

  1. Что означают слова: «астрономия», «космонавтика», «космогония», «планета»,

      «комета», «зодиак»?

  1. Какая страна является родоначальницей астрономии?  Родиной Коперника?

      Родиной   первого космонавта? Родиной  космонавтов, побывавших на Луне?

  1. Назовите дату первого полёта человека в космос, дату запуска 1-го ИСЗ. В каком

      году впервые человек ступил на Луну? Как  его звали? Когда была впервые

      сфотографирована Луна?  Когда была открыта планета Плутон?

  1. Кто создал первую стройную картину мира? Геоцентрическую систему мира?

      Гелиоцентрическую систему мира? Что собой  представляли эти системы?

  1. Какие учёные пропагандировали идеи Коперника и пострадали за это?
  2. Назовите даты весеннего и осеннего равноденствий, даты летнего и зимнего

      солнцестояний.

  1. В каком направлении вращается Земля?
  2. Одинаковы ли полярные и экваториальные радиусы Земли?
  3. Каков основной научный метод астрономии?
  4. Назовите основной астрономический прибор.
  5. Кто является основоположником космонавтики? Кто был  главным конструктором

       ракет в Советском Союзе?

  1. Назовите фамилии первых пяти космонавтов? Кто из космонавтов первым вышел

       в открытый космос?

  1. Сколько женщин побывало в космосе? Как их звали?
  2. Что такое Солнце? Планеты? Спутники планет?
  3. Какие небесные тела входят в состав солнечной системы?
  4. Что такое созвездия? Сколько их на небе? Какие созвездия вы знаете?

Ведущий готовит задания и реквизит для игры, информацию на компьютере, космическую музыку, песочные часы, карточки с заданиями, сценарий игры.

На передней стене сцены размещены портреты Ю.А. Гагарина, других космонавтов,

С.П. Королёва, высказывания учёных. Здесь же располагается макет ракеты из белого картона, разбитый фломастером по числу конкурсов на части. По ходу выступления команд будут прикреплены к этому макету цветные части (каждая команда создавала макет ракеты определённого цвета). Команда, набравшая максимальное количество баллов за конкурс, получает деталь  ракеты необходимого цвета. По этому макету будет видно, какая команда впереди.

Задания оцениваются в баллах и заносятся в “Таблицу оценивания результатов игры”.

Название

конкурса

Название команды

1

Космическая разминка.

2

«Проложи маршрут по Солнечной системе». Задание штурманам.

3

Видеоконкурс.

4

Задание планетологам.

5

Конкурс капитанов.

6

Работа с картой звездного неба.

7

История космоса.

Общий счет

Сценарий

Звучит музыка.

Ведущий: “Небо… Небо Земли! Голубое – днём с сияющим на нем Солнцем, белыми облаками или грозовыми тучами; черно-бархатное - ночью со сверкающими на нём и “падающими” звёздами, Луной, кометами. В других мирах, на других планетах – другое небо, другие звёзды. И человечество мечтает когда-нибудь посетить эти далекие-далекие миры. Но к полету туда нужно упорно готовиться. Вот мы и выбрали ребят-мечтателей, тех, кто, не боясь трудностей, собирается осваивать космическое пространство. Кто же направляется у нас сегодня в космическое путешествие? Кому же уже пора в космос?

1. Представление экипажей корабля.

Итак, сегодня с космодрома Кубань будет осуществлен старт модели ракеты – носителя

 класса Б 7, пилотируемой командой-экипажем в составе:

• командир корабля,

• бортинженер,

• врач,

• планетолог

• штурман

На панели управления (классной доске) располагается макет ракеты, разбитый по числу конкурсов на части. По ходу выступления команд будут прикреплены к этому макету цветные части (у каждая команда  макет ракеты определённого цвета). Команда, набравшая максимальное количество баллов за конкурс, получает деталь  ракеты необходимого цвета. По этому макету будет видно, какая команда впереди.

Управление подготовкой полета осуществляет учитель физики Фалалеева Н.В.

2. Предстартовая подготовка:

Ведущий: “Перед стартом проверим готовность экипажей”.

I. Космическая разминка.

 «Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать»

Сейчас командам мы будем задавать вопросы, на которые в течение 1,5 минуты они должны дать краткие ответы. В этом конкурсе проверяются быстрота реакции, знания по астрономии и космонавтике. Этот конкурс – своеобразный экзамен перед стартом.

 Итак, мы начинаем.

 Вопросы для команды (называет команду)

  1. Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
  2. Когда был запущен 1 космический спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
  3. Когда американские астронавты впервые ступили на поверхность Луны? (В июле 1969 г.)
  4. Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
  5. С какой наукой тесно связана астрономия? (С физикой)
  6. Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
  7. Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
  8. В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
  9. Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
  10. Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)

Ведущий: Вопросы команде …

  1. Что означает слово «космонавтика»? (Кораблевождение)
  2. Как называется космический транспорт? (Ракета)
  3. Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
  4. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
  5. Назовите родину Коперника. (Польша)
  6. Сколько планет в солнечной системе? (9)
  7. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (Силы тяготения)
  8. Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
  9. Назовите дату осеннего равноденствия. (23 сентября)
  10. Одинаковы ли полярный и экваториальный радиусы Земли? (Нет, экваториальный длиннее на 21 км)

Ведущий: А теперь вопросы для третьей команды.

  1. Что такое галактика? (Система звёзд и скоплений)
  2. Назовите основной астрономический прибор. (Телескоп)
  3. Кто создал геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
  4. Самая ближайшая к Солнцу планета…(Меркурий)
  5. Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
  6. Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
  7. Назовите дату летнего солнцестояния. (22 июня)
  8. В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
  9. Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
  10. Что такое «зенит»? (Наивысшая точка над головой)

Ведущий: Вопросы (дополнительные)

  1. Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
  2. Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)
  3. Как называют систему мира, созданную Коперником? (Гелиоцентрическая)
  4. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  5. Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
  6. Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
  7. Назовите космонавта, впервые вышедшего в открытый космос. (Алексей Леонов)
  8. Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
  9. Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
  10. В близи какой звезды проходит ось земного вращения? (Полярной)

 2.“Проложи маршрут по Солнечной системе”. 

Это задание для штурманов.

Перечислите планеты Солнечной системы в порядке убывания от Солнца.

Необходимо быстрее другого экипажа расставить с помощью  знаков планеты в том порядке, как они движутся вокруг Солнца (можно использовать более простой вариант - карточки с нанесенными на них изображениями планет и их названиями, а участники выстраиваются в шеренгу в том порядке, как планеты по отношению к Солнцу, держа карточки в руках).

3. Видеоконкурс.

Командам будут предложены видеовопросы, на которые необходимо дать верный ответ. Команда первая правильно ответившая на большенство вопросов выигрывает.

Формулировка вопроса

вопрос

Звенья одной цепи.

Любое изобретение проходит 3 основные стадии: идея- теоретическое обоснование- практическое воплощение .Назовите 3 фамилии людей, обеспечивших эти этапы в создании космической ракеты.

Николай Иванович Кибальчич,
Константин Эдуардович Циолковский,
Сергей Павлович
Королёв

“Избушка, избушка! Повернись ко мне передом, к лесу задом!”.

Один космический объект мы наблюдаем невооружённым глазом, но видим его только с одной стороны. Что это за объект? Кто и когда дал землянам возможность увидеть обратную сторону объекта. Каким образом?

; октября 1959 года советская автоматическая станция “Луна—3” , облетев естественный спутник Земли передала в центр управления полетом фотографии обратной стороны Луны .Земляне увидели объёмные лунные панорамы. .

4. Задания планетологам:

Прочитав описание планеты, скажите, о какой планете идёт речь.

1. Прочитав описание планеты, скажите, о какой планете идёт речь.

«По внешнему виду эту планету можно принять за Луну, а по внутреннему строению она схожа сильно с Землёй, хотя во много раз меньше её по размеру и массе. Планета очень быстро вращается вокруг Солнца. В полдень на экваторе планеты температура достигает почти 500 °С, опускаясь ночью до – 160 °С. Атмосфера отсутствует».

2. Прочитав описание планеты, скажите, о какой планете идёт речь.

«Эта планета в небольшой телескоп выглядит красновато-оранжевым диском. Уступая Земле в размерах и массе, планета окружена более разряжённой атмосферой, чем Земля, в которой много углекислого газа. Рельеф напоминает лунный. Многое говорит о том, что когда-то на планете в изобилии текла вода».

3. Прочитав описание планеты, скажите, о какой планете идёт речь.

«Поверхность этой планеты мы никогда не видим, так как она всегда покрыта облаками. Атмосфера непригодна для жизни, хотя кто его знает, что там в облаках делается. По размеру планета немного меньше нашей Земли.

На планете всегда высокая температура из-за парникового эффекта».

5. Конкурс капитанов.

Ответить на вопросы:

1

Сколько времени длился полёт Ю.А. Гагарина?

1час 48 минут (1 виток)

2

Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса?

Нет, так как Луна не имеет магнитного поля

3

Какое “чудо света” видно из космоса?

Китайская стена

4

Какую планету назвали в честь бога войны?

Марс

5

Космонавты – люди суеверные – никогда не называют экспедицию последней. А как они её называют?

Как все люди опасных профессий космонавты называют такую экспедицию крайней 

6

Какая планета была открыта только в 1930 году?

Плутон

Задания командирам:

1. Если будущие космонавты прилетят на Марс во время дождя, то им придётся укрываться под стальными зонтиками, так как обычный матерчатый зонтик будет слишком ненадёжной защитой. Чем это объяснить?

2. Опустившись на Луну, вы решили выйти из космического корабля и осмотреть её. Недалеко от себя вы увидели какой – то таинственный предмет, но на пути к нему находится широкий и глубокий овраг. Как вы доберётесь до предмета?

3. Экипаж вашего космического корабля высадился на планете, которая покрыта льдом. Для взятия пробы грунта необходимо произвести взрыв. Порох у вас есть, а спички отсырели. Кроме этого у вас ничего нет. Как, используя ледовую поверхность скал, произвести взрыв?

      (Подсказка: вспомните свойства увеличительного стекла).

6. Работа с картой звездного неба.

Начальные координаты искусственного спутника Земли:  α = 10ч 20 м, δ = + 15°,

 а конечные:  α = 14ч 30 м, δ = + 30°. Через какие созвездия пролетел этот спутник?

(По звездной карте устанавливают, что спутник пролетел через созвездия Льва, Волосы Вероники и Волопаса.)

7. История космоса.

Командам предложены карточки с датами значимых событий в истории развития отечественной космонавтики. Необходимо сопоставить дату и исторический факт.

(Участники должны соотнести 6 дат с фотографиями и названиями 6-ти космических событий)

- Когда был выведен на околоземную орбиту первый мире ИСЗ? (4 октября 1957 г.)

- Назовите дату выведения на орбиту Земли космического корабля в»Восток – 6», впервые пилотируемого женщиной? Кем?  (Терешковой Валентиной Владимировной, 16 июня 1963 г.)

- Когда и кем был впервые совершен выход в  открытый космос? (Леоновым Алексеем Архиповичем, 18 марта 1965 г.)

- Когда был запущен корабль-спутник «Восток», с собаками Белкой и Стрелкой? (19 августа 1960 г.)

- Отправка на луну самоходных радиоуправляемых аппаратов «Луноход-1»? (17 ноября 1970 г.)

- Первый человек в космосе?

Правильные ответы

1. 4октября 1957г. первый ИСЗ.

2. 19 августа 1960г. Белка и Стрелка

3. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин

4. 16 Июня 1963 г. В.Н. Терешкова

5. 18 марта 1965г. А.А. Леонов

6. 17 ноября 1970 г. луноход

 Заключительное слово учителя:

 “Многое из того, что вы узнали сегодня, ребята, пока лишь только мечты. Но за мечтой, фантазией всегда следуют научные поиски, исследования, эксперименты, то есть серьезная научная работа. И то, что сегодня казалось выдумкой, что было невозможным, станет действительностью завтра. Человечество вышло на звездные трассы 50 лет назад, и все это время космические трассы зовут и манят людей, зовут в глубины Вселенной, к новым открытиям, к новым мирам!”