Использование фольклора (физика)
статья по физике на тему
Использование элементов фольклора позволяет сделать уроки более яркими для восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора на уроках физики.
Художественная, научно-популярная литература, а также народный фольклор – это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для формирования понятий.
Чаще всего фольклор и художественная литература используются на внеклассных мероприятиях, которые охватывают раздел или тему, либо отдельные вопросы курса физики. Это конкурсы, турниры, вечера и т.п.
Но на уроках эта форма работы сейчас используется всё чаще и, особенно в школах с гуманитарной направленностью.
Начинать урок можно с пословиц и поговорок, которые, как бы, становятся его эпиграфом и касаются учения, науки и труда:
- Всякое решенье любит рассужденье
- Делай не наспех, а скоро
- Думают думу без шуму
- Кто любит науки, тот не знает скуки
- Кто учится смолоду, тот не знает на старости голоду
- Не беда ошибиться, беда не исправиться
- Терпенье и труд всё перетрут
Эти фразы можно использовать и при возникновении различных ситуаций на уроке.
Использование поговорок и пословиц и загадок на различных этапах урока многообразно.
При введении в тему. Например, начать тему „Электрические явления" можно с загадки
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество! Это... (электричество).
Дальнейшее обсуждение того почему «светлое» и «величество», создаёт прекрасную почву для дальнейшего изучения темы.
Иллюстрация изучаемых закономерностей.
Трение. « Сухая ложка рот дёрёт», «Не подмажешь - не поедешь» «Коси, коса, пока роса; роса долой – и мы домой»
Эхо. «Как аукнется, так и откликнется»
Преломление света. «Не пойманная рыбка всегда больше, кажется»
Плавание тел. "Как камень в воду", «Большому кораблю большое плавание".
Решение задач.
"На гору десять тянут, под гору и один столкнет".
Вопрос: Какие и как направлены силы, которые действуют на тело, когда оно поднимается по наклонной плоскости и когда спускается.
Сказка „Конек - Горбунок":
"Горбунок летит, как ветер.
И в почин на первый вечер
Верст, сто тысяч промахал
И нигде не отдыхал".
Вопросы: С какой скоростью ехал Конек - Горбунок? Сколько раз он за один "почин" мог бы обогнуть земной шар? Действительно ли он двигался как ветер?
Домашнее задание. Здесь огромное количество возможностей: от задания «найти физические явления в загадке ( например:«Подходила – грохотала, стрелы на землю метала; нам казалось, шла с бедой, оказалось, шла с водой, подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась» (Туча), до подобрки загадок, пословиц, отрывков из сказок на изученную тему.
Использование фольклора оказывается весьма эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:
- - быть связано с конкретными вопросами курса физики,
- - отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,
- - иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,
- - быть кратким, лаконичным,
- - способствовать положительной мотивации к изучению физики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/27/picture-102756.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/11/picture-294742-1378921083.jpg)
Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики
Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-232878-1365363489.jpg)
презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома
презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-262474-1370356603.jpg)
Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора
Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические, эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-574837-1422469214.jpg)
Использование фольклора в творческом воспитании детей
Приобщение детей к народным истокам, обрядам, традициям....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-418398-1655714931.jpg)
Статья Использование фольклора как метода коррекции речевых нарушений у учащихся с ОВЗ в начальных классах
В статье описаны основные малые формы фольклора (потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, перевёртыши) как методы коррекции речевого дыхания, темпа и ритма речи, лексико-грамматическ...
"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"
Доклад содержит материал об использовании фольклора на уроках музыки,для развития креативного мышления, из опыта работы учителя....