Использование фольклора (физика)
статья по физике на тему

Федорова Елена Евгеньевна

Использование элементов фольклора позволяет сделать уроки более яркими для восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnyy_folklor_na_urokah_fiziki.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора на уроках физики.

Художественная, научно-популярная литература, а также народный фольклор – это живительные источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю физики в обучении и воспитании учеников. Применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстрационному эксперименту, создавая словесную наглядность, а яркие образы являются опорой для формирования понятий.

Чаще всего фольклор и художественная литература используются на внеклассных мероприятиях, которые охватывают раздел или тему, либо отдельные вопросы курса физики. Это конкурсы, турниры, вечера и т.п.

Но на уроках эта форма работы сейчас используется всё чаще и, особенно в школах с гуманитарной направленностью.

Начинать урок можно с пословиц и поговорок, которые, как бы, становятся его эпиграфом  и касаются учения, науки и труда:

  • Всякое решенье любит рассужденье
  • Делай не наспех, а скоро
  • Думают думу без шуму
  • Кто любит науки, тот не знает скуки
  • Кто учится смолоду, тот не знает на старости голоду
  • Не беда ошибиться, беда не исправиться
  • Терпенье и труд всё перетрут

Эти фразы можно использовать и при возникновении различных ситуаций на уроке.

Использование поговорок и пословиц и загадок на различных  этапах урока многообразно.

При введении в тему. Например, начать тему  „Электрические явления" можно с загадки

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество! Это... (электричество).

Дальнейшее обсуждение того почему «светлое» и «величество», создаёт прекрасную почву для дальнейшего изучения темы.

Иллюстрация изучаемых закономерностей.

Трение. « Сухая ложка рот дёрёт», «Не подмажешь - не поедешь» «Коси, коса, пока роса; роса долой – и мы домой»

Эхо. «Как аукнется, так и откликнется»

Преломление света. «Не пойманная рыбка всегда больше, кажется»

Плавание тел. "Как камень в воду", «Большому кораблю большое плавание".

Решение задач.

"На гору десять тянут, под гору и один столкнет".

Вопрос: Какие и как направлены силы, которые действуют на тело, когда оно поднимается по наклонной плоскости и когда спускается.

Сказка „Конек - Горбунок":

"Горбунок летит, как ветер.

И в почин на первый вечер

Верст, сто тысяч промахал

И нигде не отдыхал".

Вопросы: С какой скоростью ехал Конек - Горбунок? Сколько раз он за один "почин" мог бы обогнуть земной шар? Действительно ли он двигался как ветер?

Домашнее задание. Здесь огромное количество возможностей: от  задания «найти физические явления в  загадке ( например:«Подходила – грохотала, стрелы на землю метала; нам казалось, шла с бедой, оказалось, шла с водой, подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась» (Туча), до подобрки загадок, пословиц, отрывков  из сказок на изученную тему.

Использование фольклора оказывается  весьма эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:

  • - быть связано с конкретными вопросами курса физики,
  • - отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,
  • - иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,
  • - быть кратким, лаконичным,
  • - способствовать положительной мотивации к изучению физики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей  со сложной структурой ...

Методическая разработка Использование фольклора на уроках информатики

Задача школьной информатики, как составной части общей науки, успевать за общим процессом, сохраняя стройность теории, доказывая учащимся необходимость и показывая им же наличие практической реализаци...

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора

Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические,  эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...

Использование фольклора в творческом воспитании детей

Приобщение детей к народным истокам, обрядам, традициям....

Статья Использование фольклора как метода коррекции речевых нарушений у учащихся с ОВЗ в начальных классах

В статье описаны основные малые формы фольклора (потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, перевёртыши) как методы коррекции  речевого дыхания, темпа и ритма речи, лексико-грамматическ...

"Формирование креативного мышления через использование фольклора в преподавании музыки"

Доклад содержит материал об использовании фольклора на уроках музыки,для развития креативного мышления, из опыта работы учителя....