презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома
презентация к уроку по теме

галимова венера назиповна

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель- логопед Галимова В. Н. МБОУ детский дом № 14 Г. Челябинск Использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

Слайд 2

Им не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, что является важным моментом для развития познавательной деятельности. Сказочных героев Бабу- Ягу, Кощея- Бессмертного, былинных героев заменили супергерои: Бэтмен , Человек- Паук и черепашки- нинзя ,– роботы, монстры. А у дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. В нашем детском доме есть дети 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Слайд 4

УНТ календарный колядки масленичные песни веснянки семейный колыбельные свадебные песни причитания окказиональный заговоры заклички считалки

Слайд 5

Дидактический материал

Слайд 6

знакомство с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Обогащение словаря понятиями из унт Развивается фонематический слух малыша База для успешного формирования словообразования Основа для развития мыслительных операций совершенствование внутреннего мира, делает его более духовным Стимулирует формирование аффективного воображения и речи , формирует творческое начало, самостоятельность мысли готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения УНТ

Слайд 7

Принципы Принцип концентрического распределение материала (позволяет актуализировать одинаковые речевые средства в процессе различных видов деятельн ости .) Тематический принцип ( подбор УНТ по всем лексическим темам)

Слайд 8

, . Речевое развитие детей с использованием УНТ реализуется по направлениям в условиях организованной деятельности , в режимных процессах специально-организованной образовательной деятельности

Слайд 9

Виды деятельности, где применяется УНТ Игровая (художественно-творческая) Речевая ( речедвигательная , речеслуховая, речемыслительная) Учебная (познавательная, мыслительная, исследовательская, аналитическая) Трудовая (продуктивная, предметно-практическая)

Слайд 10

Использование УНТ в средствах развития речи Кукло - и сказкотерапия Психогимнастика Гимнастика (артикуляционная , пальчиковая и дыхательная) Логопедическая ритмика Точечный и сегментарный массаж Релаксация

Слайд 11

Использование пословиц, поговорок, загадок дразнилок, закличек , скороговорок, прибауток, шуток, перевертышей , потешек -небылиц развивает мыслительные операций, успешно формирует словообразование, фонематический слух, способствует автоматизации звуков Ползун ползет, Иголки везет . Примерные упражнения с использованием пословиц, поговорок, загадок - соединить по смыслу 2части пословицы, -объяснить значение, -запомнить -по показу узнать пословицу -придумать небольшой рассказ -выразительно проговаривать -из разрозненных слов составить пословицу, поговорку -уметь загадать-отгадать загадку - показать загадку действиями - отхлопать по слогам - найти определенное слово, звук , слова схожие по звучанию , однокоренные , родственные слова, по отдельной строчке догадаться, что за сказка -составить по картинкам сказку, -рассказать о сказочном персонаже -театрализация Кто не работает не знает скуки Кто любит труд тот не ест Умелые руки люди чтут Любишь(1), люби(3) , саночки(5), возить(6), и(4), кататься (2) Кукушка Кукушонку купила капюшон к ак в к апюшоне он смешон Анд р ей-во р обей, Не гоняй го л убей. Го л уби боятся, На к р ышу не садятся . По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра! (по щучьему веленью )

Слайд 12

Русская народная хороводная игра «Где был, Иванушка ?» Где был, Иванушка? - На ярмарке. - Что купил, Иванушка? - Курочку . Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет) Зернышки клюет, Иванушка в горенке Песенки поет . … и т.д (уточку, ослика- показ птиц, животных).. - Тетеру . (Выходит тетера (взрослый) и заводит хоровод.) Использование хороводных игр, песен, прибауток, шуток, считалок в психогимнастике и логоритмике развивает чувство ритма, фонематический слух, насыщает занятие различными эмоциями способствует автоматизации звуков, обогащает словарный запас Собака, что лаешь? -Волков пугаю. -Собака, что хвост поджала? -Волков боюсь. Дети встают в круг, берутся за руки, ходят по кругу и говорят нараспев слова : У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей: Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. Аты -баты, шли солдаты, Аты -баты, на базар. Аты -баты, что купили? Аты -баты, самовар. Аты -баты, сколько стоит? Аты -баты, три рубля

Слайд 13

Примерное упражнение применяемое в пальчиковой, артикуляционной гимнастике Сорока-белобока кашку варила, деток кормила : (проминаем пальчики и ладони) Этому дала на блюдечке, (мнем большой палец- немного вытягиваем кончик языка) Этому – на тарелочке, (мнем 2палец- кладем широкий язык на губу) Этому - на ложечке, (мнем 3палец- округляем широкий язык) Этому – в кружечке ( мнем 4 палец- поднимаем широкий язык за верхние зубы) А этому – нет ничего. (мнем 5палец-широкий языки за нижние зубы) Вот тебе горшок пустой Ручки ребеночка поднимают и кладут на головку (закрепление информации (психологический якорь)): Шувы ! Полетели, (закрепление предложно- падежных форм- показ ) На плечики сели, посидели, за спинку сели,, за головку сели, посидели, дальше полетели, На головку сели. Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима надоела: Весь хлеб у нас поела. Использование колыбельных песен, растягушек , русских народных пальчиковых игр в пальчиковой, артикуляционной гимнастике , при релаксации и массаже способствуют развитию артикуляционных органов, мелкой моторики, создают основу для развития словообразования , (в т.ч образности слова), фонематического слуха, автоматизации звуков Примерные упражнения для массаж, релаксации Колыбельные песни Баюшки - баюшки … Таня на подушке, Белолапа не скули, нашу Таню не буди, Придет серенький волчок и утащит за бочок Потягунушки - Порастунюшки , Поперек - толстунушки , (Опускаемся) А в ножках - ходунушки , (Топаем ножками (раз, два, три) А в ручках - хватунушки , На вытянутых руках вперед, сжимаем кисти рук, хватая (раз, два, три) А в роток - говорок, (Нагибаем голову вниз, назад, вниз (раз, два, три) А в головку - разумок . (Просим ребенка потереть себя за уши

Слайд 14

Результат коррекционной работы с использованием народного фольклора у детей с ОНР : повышение уровня речевого развития детей повышение интереса детей к устному народному творчеству

Слайд 15

Используемая литература «Праздники, народные обычаи, приметы, сборник, М.2005г «Ладушки» Энциклопедия детского фольклора, Н. В . Астахова, Белый город, 2008г «Русские народные пословицы и поговорки», сборник, М.2010г. «Использование фольклора в развитии дошкольника» Н. Н. Яковлева, Детство –Пресс 2011г «Русский детский фольклор»(учебное пособие)Ф.С. Капица , Т. М. Колядич , Флинта, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада.

Эффективные приемы, используемые для обучения чтению по следам звукового анализа и синтеза, апробированные в нашей практической логопедической работе....

Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции.

Данная статья рассказывает о взаимосвязи общей и речевой моторики у детей с общим недоразвитием речи....

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....