Проектно-исследовательская работа на уроках физики
методическая разработка по физике по теме

Фалалеева Нина Валерьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaya_rabota_na_urokah_fiziki.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное обучение – фактор эффективности

повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики

           Скажи мне, и я забуду.

         Покажи мне, и я запомню

                                                                                                 Дай мне действовать самому,

            И я научусь.

                                      Конфуций

         

        На современном этапе в работе школы в период внедрения и реализации ФГОС, очень важно обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания, развивать творческую личность ученика. В  физике  используются  различные  методы  обучения,  которые  ведут  к повышению качества образования. Одним из этих методов является метод проектов.

              Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работы над проектом помогают им осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, самореализоваться как личность.

        Метод проектов это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны учителя.

      Физика - сложный предмет и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы учащиеся успешно овладевали знаниями.

Метод проектов- система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Выполнение проекта требует от учащихся:

-самостоятельно приобретать недостающие знания и разных источников;

-научиться пользоваться приобретенными знаниями,

-приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивать у себя исследовательские умения.

Основные этапы работы над проектом:

-постановка цели;

-выявление проблемы;

-формулировка задач;

-обсуждение возможных вариантов исследования;

-продумывание хода деятельности;

-исследование;

-решение отдельных задач;

-обобщение;

-вывод;

-рецензирование.

      Проектное обучение способствует повышению личной уверенности учащихся, отработке умений искать пути решения проблемы, развитию механизма критического мышления, формированию у учащихся исследовательских умений, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать.

Моя роль как учителя:

-оказание помощи ученику в поиске нужного источника информации,

-координирование процесса работы его над его проектом

-поощрение обучающегося.

С помощью метода проектов можно обучить учащихся :

-выявлять и формулировать проблемы-

-анализировать и решать их

-работать с источниками информации

-решать поставленные задачи.

      Учащиеся нашей школы выполняют проекты по физике. Они готовят мини-проекты и презентации по разным темам урока : «Атмосферное давление», «Полезное и вредное трение», «Оптические иллюзии», «Давление в природе и технике» и др.

Ребята  при создании проектов активно используют компьютерные технологии и Интернет. Включают в презентации фрагменты видеофильма, рисунки, анимации, схемы.

       Учащиеся так же создают проекты, изучая какой-либо теоретический вопрос учебной программы с целью углубления знаний «Свойства жидкостей», «Статика»

и межпредметные проекты, требующие привлечения знаний из разных областей: «Как защитить себя от радиации», «Влияние магнитных бурь на организм человека» «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».

 Например: В 7 классе при изучении  темы «Сообщающиеся сосуды», ребята написали проект «Фонтаны». Цель этого проекта: рассмотреть действие закона сообщающихся сосудов на примере работы проточных фонтанов.

 Проект «Влияние тепловых машин на жизнь человека» 

Выяснить, какую роль играют тепловые машины в жизни человека, и попытаться наметить выход из сложившейся в мире тяжёлой экологической ситуации, связанной с их использованием.

Результаты проектной деятельности:

-защита проекта;

-создание презентаций по темам урока

-изготовление моделей, анимаций;

-участие в конкурсах;

-эффективная подготовка к экзамену;

      Выполняя проекты, ребята учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

        

      Следовательно,   проектная деятельность является эффективным фактором повышения мотивации к изучению предмета физики, способствует развитию творческого мышления, расширению области познания учащихся;   работа над проектом предоставляет возможность всем без исключения проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий для каждого возможность реализации своих личных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно- исследовательской деятельности с учащимися по физике

Презентация содержит материал организации проектной деятельности....

"Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеклассной работе"

Выступление на педагогическом совете. К нему прилагаются фрагменты уроков и работы учащихся....

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики

Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....

Элективный курс "Решение проектно - исследовательских задач". Программа углубленного изучения физики в 8-9 классах.

Элективный курс разработан для учащихся 8-9-х классов на основе учебника А.В.Перышкина. Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся к старшей школе, расчитан на 70 часов в год как в 8 так...

презентация "Проектно-исследовательская работа на уроках физики"

   Этот материал разработан с целью создания методической системы   работы учителя в условиях   введения ФГОС  на примере формирования проектно-исследов...