физика и толерантность
статья по физике на тему

Боглачева Елена Викторовна

 ШКОЛА является тем институтом, который должен взять на себя часть ответственности за воспитание толерантности. И с этой точки зрения роль учителя чрезвычайно важна.

 учитель может создать атмосферу толерантности и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_i_tolerantnost.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автореферат

      Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» . Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между
20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.  

        Для педагогического коллектива современной школы очень важно, чтобы учащиеся росли открытыми, относились с пониманием к другим народам, их истории и культуре, придерживались бы норм человеческого общежития. Именно ШКОЛА является тем институтом, который должен взять на себя часть ответственности за воспитание толерантности. И с этой точки зрения роль учителя чрезвычайно важна. Только свободный, демократичный учитель может создать атмосферу толерантности и сотрудничества.

Толерантность – понятие научное, из биологии. Толерантность – это способность организма терпеть нечто неблагоприятное. У каждого живого организма есть границы толерантности по каждому фактору среды, попадая за которые организм испытывает угнетение и в конце концов гибнет. Но человек, как существо общественное, испытывает кроме воздействий неживой среды, параметры которой (температура, влажность, шум, радиация…) он может терпеть в определённых пределах, ещё  и воздействие, если так можно сказать, психологическое – со стороны окружающих людей (неприятно видеть толстых на пляже, например).

Изучая толерантность, уместно рассмотреть аналогию из физики. Если взять два кристалла турмалина и совместить их плоскости поляризации - свет будет проходить беспрепятственно. Мы смотрим на мир точно также - сквозь поляризующую систему наших оценок и категориального аппарата повседневного знания, без этого невозможно постижение социальной реальности. Но вот мы повернули только один кристалл на 90 градусов и свет исчез. Выходов тут два: либо перестроить всю систему оценок (все кристаллы повернуть на 90 градусов). При этом возникает куча сложностей – как технических, (главная из которых - устройство нашего мозга), так и философских (а зачем всё это менять?). Либо просто вернуть на место кристалл - фильтр толерантности - в тех случаях, где его участия не требуется. Опознать подобную ситуацию легко: это когда недопустимо потакание, беспечность или соглашательство  "терпимость к фашизму" и т.п. Иначе, толерантность - это не средство ограждения себя от всего неприятного и непонятного, а следом и от всего мира, но процесс, направленный на познание, детализацию и дифференциацию наших представлений о расовых, этнических, культурных, религиозных, прочих общностях (например сексуально отличных). Если принцип толерантности используется как средство, то при этом система ценностей не разрушается, однако решения продолжаются приниматься на основе прежней системы ценностей, которая никоим образом не подверглась влиянию толерантности .

       В определенном смысле, в современных физике и философии науки встречается ситуация, противоположная той, что имела место в науке, например механике, XVIII века, когда философы и гуманитарии более яростно сражались за автономию научного знания от теологических и телеологических компонент, чем сами ученые-естественники, а ученых-естественников более интересовали расчетные и внутритеоретические возможности принципа наименьшего действия.

       Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.  И, подводя итоги, мне хочется несколько слов сказать по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...