Классный час "Толерантность? Толерантность!"
классный час (9 класс) по теме

Беседина Антонина Николаевна
Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

 Толерантность? Толерантность!

        Цели: 

  1. воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  2. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  3. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  4. развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма.

Развивающие: учить учащихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма и экстремизма.

Оборудование: медиапроектор, презентация к классному часу, раздаточный материал (анкета, памятки), шкатулка.

Форма мероприятия: «круглый стол».

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, дается специальное задание (в словарях найти определение слов: толерантность, экстремизм, терроризм).

Ход мероприятия.

Учитель. (слайд 1-3) В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев. Даже у нас в школе, в классе обучаются дети разных национальностей. Все мы разные, мы различаемся внешне, чувствами, идеями, образом жизни и при этом по-разному относимся друг к другу. Как мы должны строить отношения между собой? Чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо наличие у него многих качеств. Одним из них является толерантность.

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Ученик. (слайд 4,5)  Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель. – Какое из определений вам импонирует более всего?

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

- А что же объединяет эти  определения?

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая Россию). (слайд 6)

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Учитель и учащиеся делают вывод: толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

«Толерантность» я изобразила в виде солнца. Его лучи будут вашими ответами, отражающими это качество личности. (Учащиеся выбирают из предложенных качеств и дополняют своими).

Вывод: Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От нее исходит добро, тепло. Вокруг нее всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.

Учитель. Среди предложенных вам качеств были и такие, как эгоизм, равнодушие, цинизм. Конечно же эти качества характеризуют нетолерантную личность. Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Опишите эти две личности в сравнении. (Ответы учащихся).

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими».

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии. (слайд 7)

 Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. Как вы думаете, почему эта проблема толерантности особенно актуальна для современной России? (Ответы учащихся)

Учитель. В последнее время в нашей стране растет число проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям. Объектами дискриминации являются чеченцы и представители других народов Северного Кавказа, выходцы из Средней Азии, беженцы.

Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. 65 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили в то, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.

Продолжались локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм – это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.

Ученик. (слайд 8) Явление терроризма в наше время успело глубоко внедриться в разум и сердца людей на всей планете. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей. Это та общая информация, которая постоянно поступает к нам с экранов телевизоров.

Терроризм «terror» переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства).

Терроризм – это сознательное использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой-то группы, стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо недостижимых легитимным способом.

Рост экстермизма – серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

- это большое имущественное расслоение населения, оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;

- это нарастание социальной напряженности;

- это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей;

- это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказалась наиболее подверженной этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами – все это привлекает молодежь.

Учитель. Терроризм и экстремизм – это стихийное действие или за этим кто-то стоит?

Кого бы мы ни взяли афганских и иранских бойцов «Аль-Каиды», чеченских боевиков, пакистанцев и алжирцев, плетущих террористические сети в Европе, - все они происходят из самых отсталых государств, у которых сегодня нет шансов хоть как-то приблизиться к развитым. Но всегда надо помнить, что любой террористический акт или угроза его совершения, чем бы не пытались это оправдать, несут зло, представляют собой преступление. Угроза террористических актов может возникнуть практически везде.

Вспомним самые громкие террористические акты. (слайд 9)

Буденновск 1995 г. Отряды чеченских боевиков захватили в заложники мирных жителей, согнав их в местную больницу. Общее число заложников составляло около 1600 человек, среди которых были и дети.

Год спустя в Кизляре произошел такой же террористический акт. Численность заложников составляла 3700 человек.

11 сентября 2001 года в Нью-Йорке были взорваны крупнейшие башни-близнецы. Жертвами взрыва стали 2749 человек.

Очередной террористический акт произошел в Каспийске во время празднования Дня победы – при прохождении колонны музыкантов, ветеранов и детей прогремели взрывы. Погибли 45 человек и более 100 были ранены.

В Беслане отряд террористов захватили школу №1. Численность заложников составляла 354 человека, среди которых большинство были дети, в том числе и дошкольного возраста.

          Теракт на Дубровке, также упоминаемый как «Норд-Ост» — теракт на Дубровке в Москве, длившийся с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которого группа вооружённых боевиков захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник».

          В ноябре  2009 г. скорый поезд 166 "Невский экспресс" сообщением Москва - Санкт-Петербург потерпел крушение на ОЖД. Сработало взрывное устройство. Погибли 28 человек, свыше 90 получили различные ранения.

         В 2010 г. теракт произошел в метрополитене Москвы: в утренний час пик 29 марта на Сокольнической линии - на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" - с интервалом в 45 минут прогремели два взрыва. Погибли 40 человек, более сотни получили ранения.

        Увы,  о таких  ужасах можно говорить и дальше и  точку в этом скорбном списке ставить рано...

         Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

        Как вы относитесь к терроризму и экстремизму?

         Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить?

        Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости? Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

Анкета

«Отношение к толерантности и экстремизму»

  1. В Вашем понимании, толерантность – это …
  1. Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;
  2. Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;
  3. Стремление одного народа завоевать земли другого народа;
  4. Ваш вариант______________________________
  1. По Вашему мнению, экстремизм – это …
  1. Приверженность к крайним взглядам и мерам;
  2. Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;
  3. Расхождение с общепринятыми нормами;
  4. Ваш вариант______________________________
  1. Как Вы считаете, терроризм – это …
  1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;
  2. Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках;
  3.  Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;
  4. Ваш вариант______________________________
  1. Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?
  1. Положительное;
  2. Испытываю неприязнь;
  3. Нейтральное;
  4. Ваш вариант______________________________
  1. Согласны ли Вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Не знаю;
  4. Ваш вариант______________________________
  1. В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между представителями разных народов?
  1. Национальные интересы;
  2. Политические разногласия;
  3. Территориальные разногласия;
  4. Ваш вариант______________________________
  1.  Считаете ли Вы, что террористические акты являются эффективным средством разрешения противоречий?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Ваш вариант______________________________
  1. Что, на Ваш взгляд, заставляет людей совершать террористические акты?
  1. Идея;
  2. Религиозные убеждения;
  3. Деньги;
  4. Принуждение;
  5. Ваш вариант______________________________
  1. Как Вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?
  1. Положительно;
  2. Отрицательно;
  3. Нейтрально;
  4. Ваш вариант______________________________
  1.  Как Вы считаете, каковы причины возникновения конфликтов с   иностранными лицами?
  1. Расовая неприязнь;
  2. Зависть к иностранцам;
  3. Провокации экстремистских организаций;
  4. Ваш вариант______________________________
  1.  Если бы Вы стали свидетелем конфликтной ситуации между представителями разных народов, то:
  1. Прошли бы мимо, так как Вас это не касается;
  2. Попытались разобраться в возникшем конфликте;
  3. Сообщили бы правоохранительным органам о конфликте;
  4. Ваш вариант______________________________
  1. Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициям?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Затрудняюсь ответить;
  1.  Каково Ваше отношение к людям-инвалидам?
  1. Это люди, не приносящие никакой пользы в стране;
  2. Обычные люди, но с ограниченными возможностями;
  3. Это лишние люди в нашем обществе;
  4. Ваш вариант______________________________
  1.  Могли бы Вы в чем-либо безвозмездно помочь пожилому человеку?
  1. Да;
  2. Нет;
  3. Затрудняюсь ответить;
  4. Ваш вариант______________________________
  1.  Как Вы относитесь к беженцам?
  1. Искренне сочувствую им и готов помочь;
  2. Испытываю негативное отношение;
  3. Затрудняюсь ответить;
  4. Ваш вариант______________________________

Учитель. Анализируя свои ответы, подумайте, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми? (Ответы учащихся).

А сейчас давайте заглянем в «шкатулку мудрости». Для удачного общения каждому необходимо понять, что все люди разные, но тем они и прекрасны, и научиться принимать эту «непохожесть».  Давайте послушаем, что говорили по этому поводу великие и мудрые люди. Попытаемся их понять. (Вытаскивать из шкатулки по одному высказыванию и объяснять их смысл.)

       -  Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.

  -  Других не суди – на себя погляди. (Пословица)

  -  Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба. (Л.Н.Толстой)

       - И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с   ними. (Евангелие)

       - Всякое существование – это сосуществование. (Древняя мудрость)

  - Огонь тушится не огнём, а водой.

  - Как аукнется, так и откликнется. (Пословица)

  - Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. (Ларошфуко)

       - Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)

       - Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей. (Персидская мудрость)

Как вы думаете, что надо сделать каждому из нас, чтобы наша Земля стала планетой толерантности, чтобы отношения между людьми стали как можно более толерантными? (Ответы учащихся).

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление толерантности. (слайд 10)

Заключение. Что полезного вы извлекли для себя из классного часа? Что смутило? Что озадачило? И в заключении я хочу рассказать вам притчу:  

- Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

– Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

– Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

– Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

– Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Да, каждый из нас – маленькая капелька в огромном океане нашего противоречивого мира. Один человек не может изменить этот мир. Но, если каждый из нас будет добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, всем станет уютнее, теплее, комфортнее, все будут жить в мире и согласии. Доброта спасет мир. (слайд 11)

Я хочу предложить вам памятку, которая поможет вам в любых ситуациях оставаться толерантными людьми:

  • Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
  • Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
  • Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
  • Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
  • Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”).
  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
  • Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: Толерантность? Толерантность! (методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на развитие толерантности среди молодежи (9-11 кл.))

Класс: 9

Цели и задачи:  

  1. воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  2. формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
  3. формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
  4. развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма.

Развивающие: учить учащихся анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения, развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, сплоченности, способствовать развитию уважительного отношения между учащимися, воспитывать чувство неприятия насилия, терроризма и экстремизма.

Оборудование: медиапроектор, презентация к классному часу, раздаточный материал (анкета, памятки), шкатулка.

Используемые источники:

1.  А.Ю. Шабанова. Толерантность и экстремизм в наше время. - ВГПУ,2004.

2. Бетти Э.Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. – М.: Изд. «Бонфи», 2001.– 304 с.

3. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ,2001. – 152 с.

4. Большая советская энциклопедия.

№ п/п

Этапы

Задачи этапа

Содержание деятельности

Планируемые результаты

Учителя

Учащихся

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный

момент.

Мотивация.

Формирование у учащихся готовности к работе, погружения в проблему.

Проверяет готовность учащихся к классному часу, объявляет тему и цели классного часа.

Включаются в процесс целеполагания.

Готовы к изучению материала, эмоциональный настрой на успешную работу.

2.

Организация познавательной деятельности

Актуализация представлений о толерантности, включение в деятельность.

Выдвигает проблему формирования толерантности, предоставляет возможность учащимся рассказать о понятии «толерантность», подводит итог выступления учащихся.

Слушают классного руководителя и выступающих учащихся.

Учащиеся понимают и принимают основное содержание информации, умеют извлекать из нее необходимые понятия, применять ее на практике.

Предлагает учащимся дать характеристику толерантной и интолерантной личности

Сравнивают личности по основным характеристикам.

Учащиеся представляют путь развития толерантной личности.

Предлагает учащимся выяснить причины проявления экстремизма и терроризма, показывает учащимся угрозу и опасность экстремистских взглядов и терактов, слушает выступления учащихся, предлагает учащимся высказать свои предложения по профилактике экстремизма.

Проводит анкетирование.

Слушают классного руководителя, выступающих учащихся, показывают свое отношение к экстремизму и терроризму, предлагают формы и методы борьбы с ними.

Отвечают на вопросы анкеты.

У учащихся формируется негативное отношение к насилию и агрессии.

Предлагает ознакомиться с содержимым «шкатулки мудрости»

Читают высказывания великих и мудрых людей и объясняют смысл.

Учащиеся понимают, что все люди разные, тем они и прекрасны, что нужно ценить людей, а не оценивать их.

3.

Рефлексивный

Создание условий, активизирующих рефлексивный анализ, анализ достижений.

Подводит итог, побуждает к высказыванию своего мнения, акцентирует внимание на конечных результатах деятельности учащихся. Раздает учащимся памятки толерантного общения.

Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы классного руководителя, формулируют конечный результат своей работы.

Учащиеся способны к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Толерантность"

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...

Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»

Заседание МО классных руководителей совместно со  школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...

Презентация классного часа "Толерантность"

Собственная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность"

Интересная разработка классного часа. 8 класс....

Классный час "Толерантность - это дружба!"

Разработка открытого классного часа (5 класс)...

классный час "Толерантность"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...