Рабочая программа по учебному предмету физика
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Вайцель Евгений Адамович

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7_klass.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Ребрихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Подстепновская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

«Согласовано»                                        «Согласовано»                                    «Утверждено»

на заседании педсовета                                «____»____________2014г.                     Приказ № _____ от « ______» ______________ 2014 г.

протокол № _____от                                 Зам. директора по УВР                             Директор МКОУ «Подстепновская СОШ»

«____»____________2014г.                                             _____________/Бец Е.А.                              ______________________ С.В. Ханакова

                                                                                

                                                                                                                

Рабочая программа по учебному предмету

«Физика»

7  класс

 Основное образование

Базовый уровень

Срок реализации программы — 1 год

Составитель: Вайцель Евгений Адамович

учитель физики

2014 – 2015 учебный год

1. Пояснительная записка

1.1 Цели изучения физики в средней (полной) школе

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики  в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также  ценность: научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному  решению различного рода жизненных задач;  

  • на предметном уровне:

овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.

1.2 Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном  в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции; 

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.  Издательство. Москва «Дрофа». 2 издание стереотипное. 2009 год.). Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, примерной учебной программе по предмету.

В тему «Первоначальные сведения о строении вещества» добавлен 1 час из резервного времени, для глубины изучения материала, так же 1 час добавлен в раздел повторение.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Тема 1: Введение

4

4

2

Тема 2: Первоначальные сведения о строении вещества

5

6

3

Тема 3: Взаимодействие тел.

21

21

4

Тема 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

23

5

Тема 5: Работа и мощность. Энергия.

13

13

6

Повторение

1

7

Резерв

4

-

Итого

70

68

 

Содержание обучения:

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 № п\п

Дата

Тема урока

Количество часов

Основное содержание

материала

Использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования

Примерное д\з:

§§

По плану

Фактически

Демонст

рации

Компьютерные модели, анимации, фильмы и презентации

модели, анимации, фильмы и презентации.

Тема 1. Введение (4 часа)

1/1

Что изучает физика.

Наблюдения и опыты. Физические явления.

1

Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе и теле.

Методы научного познания (эксперимент, метод построения моделей и метод их теоретического анализа). Роль эксперимента в изучении законов природы. Эксперимент – метод установления и проверки физических законов и гипотез. Подготовка эксперимента и его проведение.

Скатывание шарика по наклонному желобу, нагревание спирали электрическим током, звучание камертона, колебание маятника. Показ вещества и тела Электролизация тел; Электрические султаны; Магнитные взаимодействия; Световые яления (преломление, дисперсия) и пр

Пр.-  

Что изучает физика.

Наблюдения и опыты. Физические явления

 1-3

   

2/2

Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.

1

Понятие о физической величине, примеры известных учащимся единиц физических величин, шкала прибора, цена деления. Погрешность измерений. Абсолютная погрешность (инструментальная и отсчета). Запись результата, ее толкование

Применение линейки, мензурки и др. Измерение длин с помощью линейки . Измерительные приборы – линейки, термометры, весы, амперметры, вольтметры, барометры и др.

Пр.- Физические величины и их измерение.

 4,5

3/3

ИТБ. Лабораторная работа №1  «Определение цены деления измерительного прибора»

1

(На примере определения Цены деления мензурки, определение объема жидкости)

     

4/4

Физика и техника.

1

Физика, наука, и техника

Портреты ученых

пр – Из истории физики и жизни ее творцов.

6

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)+1 ч

5/1

Строение вещества. Молекулы

1

Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения вещества из частиц

Модели кристаллов – поваренной соли, графита, алмаза и др.

1С_а  - Поведение молекул в жидкости, газе и твердом теле;

1С_м - Сборки молекул трехмерные;

ОФ2.6_м - Агрегатные состояния

КМ_в – Растворение краски в воде; Броуновское движение (в молоке);  Тепловое расширение жидкостей

     7,8

6/2

ИТБ. Лабораторная работа №2   «Измерение размеров малых тел»

1

Изучения метода рядов

7/3

 Движение молекул.

1

Диффузия в жидкостях и газах, в твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела

Диффузия жидкостей и газов. Модель хаотического движения молекул. Различие протекания диффузии в теплых и холодных телах .

Растворение кристаллов пермагната калия в воде. Распространение запаха духов

ОФ1.1_м - Диффузия газов.

ОФ1.1_м - Полупроницаемая мембрана

ОФ1.1_м - Броуновское движение.

ОФ1.1_м -  Кинетическая модель идеального газа.

КМ_в – Диффузия; Диффузия в газах; Диффузия. Скорость диффузии; Зависимость скорости диффузии от температуры

9

     

8/4

Взаимодействие притяжение и отталкивание молекул.

1

Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел, жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул

Разламывание хрупкого тела, попытка соединения его частей; сваривание в пламени горелки двух стеклянных палочек; сжатие и растяжение упругого тела.

Притягивание свинцовых цилиндров.

1С_в - Притягивание свинцовых цилиндров

КМ_в – Притяжение молекул

10

     

9/5

Агрегатные состояния веществ. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Объяснение свойств твердых тел, жидкостей и газов на основе знаний о молекулах, о различиях в расположении движения и взаимодействии молекул. Модели газа, жидкости и твердого тела

Объем и форма твердого тела, жидкости. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.

Модель кристаллической решетки.

Модели кристаллов – поваренной соли, графита, алмаза и др.

Ф_в - Тепловое расширение тел

КМ_в – Расширение воздуха при нагревании; Расширение тел при нагревании

11,

12

10\6

Зачет по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»

1-12

Тема 3: Взаимодействие тел. (21час)

21ч

11/1

Механическое движение. Равномерное движение.

1

Теория механического движения. Траектория. Относительность движения. Пройденный путь. Равномерное движение

Равномерное движение относительность движения. Траектории движения различных тел

1С_м - Равномерное прямолинейное движение;

1С_м - Равноускоренное прямолинейное движение;

Ф_в -  Прямолинейное равномерное движение

КМ_в – Траектория

13,

14

12/2

Скорость. Единицы скорости. ИТБ.Л/р №3. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном движении. Измерение скорости.»

1

Скорость равномерного движения как физическая величина. Запись результатов эксперимента с помощью таблицы

Определение скорости движения ученика в классе и движущейся тележки.

Равномерное и неравномерное движение тележек и др. тел

1С_м - X(t), V(t) одновременно при кусочно-равномерном движении

15

13/3

Расчет пути и времени.

1

График скорости и пути равномерного прямолинейного движения. Построение и чтение графика. Решение задач. Определение пути и времени движения. Запись условия и решения задачи в буквенном виде

Таблицы.

Движение заводной игрушки.

 Равномерное движение тележек и др.

16

14/4

Инерция. Решение задач: «Инерция. Расчет пути, скорости и времени движения»

1

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике

Демонстрация движения тележки, скатывающейся с наклонной плоскости; насаживание молотка на рукоятку

Ф_в - Сохранение импульса;

1С_в – Закон сохранения импульса

КМ_в – Инертность тела

17

15/5

Взаимодействие тел

1

Изменение скоростей тел при их взаимодействии

Взаимодействие шаров движущихся тележек.

Взаимодействие  тележек и др. тел.

Стрельба из двухстороннего баллистического пистолета

Ф_м - Измерение массы

18

16/6

Масса тела. Измерение массы тела  с помощью рычажных весов.

1

Масса тела – мера инертности тела. Единицы массы. Весы. Взвешивание. Правила работы с весами

Гири разного достоинства, весы, их использование для взвешивания

Пр.- Масса тела. Измерение массы тела  с помощью рычажных весов.

19,

20

17/7

ИТБ.  Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела  на рычажных весах»

1

Различные виды весов

19,

20

18/8

ИТБ. Лабораторная работа № 5

 «Измерение объема твердого тела»

1

Работа с мензуркой. Оформление результатов в виде таблицы. Погрешности измерений

19,

20

19/9

Плотность вещества Расчет массы и объема по плотности

1

Понятие плотности вещества. Определение плотности. Единицы плотности. Работа с таблицами Вычисление массы тела по плотности и объему. Формула для нахождения массы. Решение задач на нахождение объема тела по плотности и массе

Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы, и, объемов тел, имеющих одинаковые массы. Показ того факта, что жидкости одинаковой массы могут иметь разные объемы

Пр- Плотность вещества Расчет массы и объема по плотности

21

20/10

ИТБ. Лабораторная работа № 6

 «Измерение плотности твердого тела»

1

Можно сравнить результаты и определить среднее значение плотности, сравнить его с полученным результатом.

21

21/11

Решение задач по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

1

Решение задач типа: «Найти массу 5 л. масла» «Какой объем занимает керосин массой 400 г.?» «Определите массу оконного стекла длинной 3 м., высотой 2,5 м., толщиной 0,6 см.» и на определение пути, скорости и времени движения.

22

22/12

Контрольная работа  по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества.»

1

Проверка ЗУН

23/13

Анализ к/р.  Явление тяготения. Сила тяжести

1

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Сила – векторная величина

Примеры движений после действия другого тела (падение шарика, движение пробки со скрепкой по поверхности воды под действием магнита, движение тела, брошенного горизонтально и др.)

1С_а -  Сила – векторная величина

Пр.- Явление тяготения. Сила тяжести

24

24/14

Сила, возникающая при деформации. Закон Гука. Упругая деформация.

1

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Закон Гука. Виды деформаций. Жесткость тела

Проявление силы упругости.

Зависимость растяжения пружины от массы груза. Наборы грузов разной массы

ОФ2.6_м Закон Гука

25

25/15

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела

1

Вес тела. Единица силы – ньютон. Невесомость. Формула для определения силы тяжести по массе. Вес тела и сила тяжести.

Действие тела на опору и подвес. Невесомость.

Ф,- пр.-_в - Вес тела

26,

27

26/16

Динамометр.

ИТБ. Лабораторная работа № 7

 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения. Измерение жесткости пружины»

1

Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. Исследование силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины

Измерение силы, необходимой для подъема тела передвижения, опрокидывания какого-либо предмета. Демонстрация других типов динамометров.

28

27/17

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

1

Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой

Опыты с динамометрами /силы действуют в одну сторону, противоположно друг другу и под углом/

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1С_м -  Равнодействующая и движение тела, с графиками зависимости скорости и ускорения от времени;

29

28/18

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.

1

Сила трения. Трение скольжения и трение качения. Сравнение силы трения с весом тела

Измерение силы трения при движении бруска по столу. Сравнение силы трения скольжения с силой качения

1С_м - Принцип суперпозиции сил;

Ф_м - Уравновешивающая сила

30

29/19

Трение в природе и технике.

ИТБ. Л/Р№8 «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления»

1

 Трение покоя. применение подшипников. Трение в природе и технике.

Сила трения на шероховатой поверхности;

Способы изменения силы трения;

Ф_в - Сила трения, сила трения на шероховатой поверхности;

Ф_в - Сила трения и площадь поверхности соприкосновения;

Ф_в - Трение и взаимное перемещение тел;

Ф_в - Коэффициент силы трения;

Ф_в - Трение качения;

КМ_в – Сила трения

31

30/20

Решение задач по теме «Силы в природе»

ИТБ.Л/р№9 «Определение центра тяжести плоской пластины»

1

Сравнение силы трения скольжения. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления

Ф_в - Эффект смазки.

30,

31

31/21

Кратковременная к/р по теме: «Сила. Равнодействующая сил»

1

Проверка ЗУН.

32

Тема 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов (23часа)

23ч

32/1

Давление. Давление твердых тел

Давление. Единицы его измерения. Вычисление давления. Таблица давлений. Давление в технике, строительстве, быту.

Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы.

 Действие силы на поверхности различной площади;

Способы уменьшения и увеличения давления.

КМ_в – Давление твердых тел

Пр.- Давление. Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления

33,

33/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

ИТБ. Л/р №10 «Измерение давления твердого тела на опору.»

1

Измерение давления твердого тела на опору

Разрезание куска пластилина тонкой проволокой при действии небольшой силы; определение давления, производимого бруском /масса известна, на основа

нии лист бумаги, разделен

ный на квадратные см./

Ф_м - Давление на наклонной плоскости

34

34/3

Давление газа. Объяснение давления газа на основе МКТ представлений

1

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры. Нахождение силы давления по давлению и площади

Воздушный фонтан. Воздушный колокол с резиновым шариком

Соударения горошин о стенку.

35

35/4

 Закон Паскаля

1

Различие возникновения давления газа. Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости; его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям

Опыты с шаром Паскаля. Горизонтальность свободной поверхности жидкости

Закон Паскаля.

Давление в жидкости.

ОФ1.1_м - Кинетическая модель идеального газа;

ОФ1.1_м - Броуновское движение.

КМ_в – Давление газа под воздушным колоколом

36

36/5

Давление в жидкости и  газе. Кратковременная к/р по теме: «Давление. Закон Паскаля»

1

Проверка ЗУН.

1С_в - Опыт, иллюстрирующий закон Паскаля

Ф_в - Давление столба жидкости

37

37/6

Анализ к\р. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

Правило расчета давления жидкости. Решение задач

Переливание воды из узкого сосуда в широкий, сравнение веса и давление жидкости

38

38/7

Решение задач по теме: «Давление жидкости на дно и стенки сосуда».

1

Решение задач типа: 1. Определить давление, производимое кирпичом, масса которого 2 кг, а площадь нижней грани 200 кв.см.

2. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 8 см? 3. В цистерне заполненной нефтью на глубине 4 м поставлен кран, площадь которого 30 кв. см. С какой силой нефть давит на кран?

38

39/8

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод.

1

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Примеры сообщающихся сосудов. Устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла

Опыты с сообщающимися сосудами разной формы, фонтан, таблицы

Сообщающиеся сосуды.

Пр.- Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод.

39

40/9

Вес воздуха. Атмосфер

ное давление. Измене

ние атмосферного давления с высотой.

1

Атмосферное давление. Явление подтверждающие существование атмосферного давления

Опыты, подтверждающие атмосферное давление (пипетка, шприц и др.)

КМ_в – Масса воздуха

40,

41

41/10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисления атмосферного давления. Давление на разных высотах

Опыт со стаканом и листом бумаги.. Действие вантуза и присоски

Магдебургские тарелки

Пр. - Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

42

42/11

Барометр-анероид

1

Барометр анероид. Использование его при метеорологических наблюдениях.

Устройство барометра-анероида

Измерение атмосферного давления с помощью Барометра-анероида.

Пр. - Барометр-анероид

43,

44

43/12

Решение задач по теме:

«Сообщающиеся сосуды. Измерение атмосферного давления»

1

43

44/13

Манометры. Кратковременная к/р по теме: «Давление в жидкости и газе"

1

Устройство и действие открытого жидкостного манометра.

Открытый жидкостный манометр, металлический манометр.

Измерение давления с помощью манометров.

45

45/14

Анализ к\р. Поршневой жидкостный насос

1

Устройство и действие всасывающего жидкостного насоса

Действующая модель насоса

Ф_в - Водяной насос;

Ф_в -  Гидравлическая машина;

1С_а – Принцип действия насоса

1С_м -Гидравлический пресс

46

46/15

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

Принцип действия гидравлического пресс, тормоза.

Действие модели гидравлического пресса, тормоза

Гидравлический пресс;

Гидравлический домккрат

Пр.- Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

47

47/16

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Причины возникновения выталкивающей силы.

Измерение веса тела в воздухе и в воде.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1С_а - Схема образования дневного и ночного бриза

КМ_в – Архимедова сила

48

48/17

Архимедова сила

1

Вывод правила вычисления архимедовой силы. Решение задач

Опыты с ведерком Архимеда

Пр.- Архимедова сила

49

49/18

ИТБ. Лабораторная работа №11 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1

Выявление выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Решение задач типа: «Какую силы нужно приложить, чтобы удержать в воде камень массой 500 кг и объемом 0,2 куб.м.?»

 Плавание тел различной плотности.

Картезианский водолаз.

КМ_в – Картезианский водолаз

49

50/19

ИТБ. Лабораторная работа № 12

«Выявление условий плавания тела в жидкости»

1

Выявление условий плавания тела в жидкости.

49

51/20

Плавание тел

1

Условия, при которых тело в жидкости тонет, всплывает, плавает

Плавание тел (картофель плавает в соленой воде и тонет в пресной) и др.

Пр. - Плавание тел

50

52/21

Решение задач по теме: «Архимедова сила. Условия плавания тел.»

1

Решение задач- Задачи типа: объем пробкового спасательного круга 0,02 куб.м. Какой груз он может удержать на воде?

53/22

Плавание судов. Водный транспорт. Воздухоплавание

1

Применение условия плавания тел. Подъемная сила. Воздушный шар

Плавание коробки из фольги

Плавание тел в жидкостях с различной плотностью;

Ф_в - Подводная лодка

Ф_в - Воздушный шар

51,

52

54/23

Контрольная работа  по теме: «Давление твердых, жидких и газообразных тел. Архимедова сила»

1

Проверка ЗУН.

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)

13ч

55/1

Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Механическая работа. Вычисление работы. Положительная, отрицательная и равная нулю работа. Единицы работы

Определение работы при подъеме тела на 1 м. и равномерном его переме-

щении на то же расстояние.

Работа силы.

Пр.- Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела.

53

56/2

Мощность. Единицы мощности

1

Мощность. Единицы измерения мощности. Работа с таблицами. Решение задач

Пр- Мощность. Единицы мощности

54

57/3

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага.

1

Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага

Простые механизмы. Условие равновесия рычага

Ф_м - Рычаг

55,

56

     

58/4

Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

1

Момент силы. Правило моментов. Единица моментов.

Пр.- Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

57

59/5

ИТБ.

Лабораторная работа № 13

«Выяснение условия равновесия рычага»

1

Выяснение условия равновесия рычага.

     58

60/6

Блоки. Применение равновесия рычага к блоку.

1

Блоки /подвижный и неподвижный/.

Блоки, их использование

Пр- Блоки. Применение равновесия рычага к блоку.

     59

61/7

«Золотое» правило механики.

1

Равенство работ при использовании простых механизмов. Наклонная плоскость.

Простые механизмы.

1С_а - Энергия как способность совершить работу

60

       

62/8

Коэффициент полезного действия механизма.

1

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость, определение ее КПД

Движение тел по наклонной плоскости.

61

63/9

ИТБ.

Лабораторная работа № 14

 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1

61

   

64/10

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

1

Понятие об энергии. Потенциальная /поднятого и деформированного тела/. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости

Опыты, подтверждающие наличие потенциальной энергии у поднятого тела и сжатой пружины. Скатывание шарика по наклонной плоскости с разной высоты и сравнении работ, произведенных им, по перемещению бруска, лежащего у основания наклонной плоскости

1С_а - Преобразование видов энергии при падении тел в воздухе;

1С_в - Взаимные превращения различных видов энергии (маятник Атвуда)

62,

63

   

65/11

Превращение одного вида механической энергии в другой

1

Переход одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии

Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки

Маятник Атвуда.

Пр- Превращение одного вида механической энергии в другой

64

66/12

Решение задач по теме: «Работа и мощность. Энергия»

1

Решение задач типа: «На рычаг действует сила в 5 Н. Плечо силы равно 0.5 м. Чему равен момент этой силы?» и на определение работы и мощности.

              64

67/13

Контрольная работа  по теме: «Работа и мощность. Энергия»

1

Проверка ЗУН.

Повторение (1ч)

68/1

Анализ к\р. Повторение по теме: «Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

 Образовательные технологии

Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях

  • проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
  •  проектное обучение;
  • мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
  •  технология проведения дискуссий;
  • технология «Дебаты»;
  • тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
  1. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2007. – 88с.
  2. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.

УМК «Физика» 7 класс.

  1. Физика. 7 класс. А.В. Перышкин.
  2. Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова
  3. Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
  4. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

Дополнительная литература

  1.  Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге  - М.: Наука, 1979. – 125с.
  2.  Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. -  Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
  3. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.-         (Стандарты второго поколения)
  4. Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский.- М.:Высш.шк., 2004- С.82
  5. Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред.  П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004- С.306
  6.  Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура,         экспертиза, условия реализации. - М.: МИОО, 2010.- 96 с.
  7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41

Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. 1С. Школа.  Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

        2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Содержание учебного курса.

  1. Введение (4 часа)

Понятие о содержании физической науки, о физических явлениях, веществе и теле.

Методы научного познания (эксперимент, метод построения моделей и метод их теоретического анализа). Роль эксперимента в изучении законов природы. Эксперимент – метод установления и проверки физических законов и гипотез. Подготовка эксперимента и его проведение.

Понятие о физической величине, примеры известных учащимся единиц физических величин, шкала прибора, цена деления. Погрешность измерений.

Абсолютная погрешность (инструментальная и отсчета). Запись результата, ее толкование. Физика, наука, и техника.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)+1 ч

Значение знаний о строении вещества. Доказательства строения вещества из частиц. Изучения метода рядов. Диффузия в жидкостях и газах, в твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела.

Доказательство существования притяжения между молекулами твердых тел, жидкостей. Склейка и сварка. Доказательство существования отталкивания молекул. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Объяснение свойств твердых тел, жидкостей и газов на основе знаний о молекулах, о различиях в расположении движения и взаимодействии молекул. Модели газа, жидкости и твердого тела.

3.Взаимодействие тел. (21час)

Теория механического движения. Траектория. Относительность движения. Пройденный путь. Равномерное движение.

Скорость равномерного движения как физическая величина. Запись результатов эксперимента с помощью таблицы. График скорости и пути равномерного прямолинейного движения. Построение и чтение графика. Решение задач. Определение пути и времени движения. Запись условия и решения задачи в буквенном виде.

Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике.

Изменение скоростей тел при их взаимодействии.

 Масса тела – мера инертности тела. Единицы массы. Весы. Взвешивание. Правила работы с весами.

Понятие плотности вещества. Определение плотности. Единицы плотности. Работа с таблицами Вычисление массы тела по плотности и объему. Формула для нахождения массы. Решение задач на нахождение объема тела по плотности и массе. Можно сравнить результаты и определить среднее значение плотности, сравнить его с полученным результатом.

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила – причина изменения скорости движения. Сила – физическая величина. Наличие тяготения между всеми телами. Сила тяжести. Сила – векторная величина.

 Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Закон Гука. Виды деформаций. Жесткость тела. Вес тела. Единица силы – ньютон. Невесомость. Формула для определения силы тяжести по массе. Вес тела и сила тяжести.

 Устройство и действие динамометра. Формирование навыков измерения им сил. Исследование силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Сила – векторная величина. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения и трение качения. Сравнение силы трения с весом тела.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23часа)

Давление. Единицы его измерения. Вычисление давления. Таблица давлений. Давление в технике, строительстве, быту.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры. Нахождение силы давления по давлению и площади. Различие возникновения давления газа. Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости; его возрастание с глубиной погружения. Одинаковость давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.

Правило расчета давления жидкости.

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Примеры сообщающихся сосудов. Устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла.

Атмосферное давление. Явление подтверждающие существование атмосферного давления. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Вычисления атмосферного давления. Давление на разных высотах.   Барометр анероид. Использование его при метеорологических наблюдениях. Устройство и действие открытого жидкостного манометра. Устройство и действие всасывающего жидкостного насоса. Принцип действия гидравлического пресс, тормоза.

Причины возникновения выталкивающей силы. Вывод правила вычисления архимедовой силы.  Вывод правила вычисления архимедовой силы. Применение условия плавания тел. Подъемная сила. Воздушный шар.

  5.  Работа и мощность. Энергия. (13 часов)

Механическая работа. Вычисление работы. Положительная, отрицательная и равная нулю работа. Единицы работы.

Мощность. Единицы измерения мощности. Работа с таблицами. Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. Момент силы. Правило моментов. Единица моментов. Блоки /подвижный и неподвижный/. Равенство работ при использовании простых механизмов. Наклонная плоскость. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость, определение ее КПД. Понятие об энергии. Потенциальная /поднятого и деформированного тела/. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Переход одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...