Рабочая программа по учебному предмету «Физика"
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Вайцель Евгений Адамович

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_8_klass.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Ребрихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Подстепновская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

«Согласовано»                                        «Согласовано»                                    «Утверждено»

на заседании педсовета                                «____»____________2014г.                     Приказ № _____ от « ______» ______________ 2014 г.

протокол № _____от                                 Зам. директора по УВР                             Директор МКОУ «Подстепновская СОШ»

«____»____________2014г.                                             _____________/Бец Е.А.                              ______________________ С.В. Ханакова

                                                                                

                                                                                                                

Рабочая программа по учебному предмету

«Физика»

8  класс

 Основное образование

Базовый уровень

Срок реализации программы — 1 год

Составитель: Вайцель Евгений Адамович

учитель физики

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цели изучения физики в средней (полной) школе

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики  в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также  ценность: научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному  решению различного рода жизненных задач;  

  • на предметном уровне:

овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.

1.2 Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном  в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции; 

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.  Издательство. Москва «Дрофа». 2 издание стереотипное. 2009 год.). Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, примерной учебной программе по предмету. В тему «Изменение агрегатных состояний вещества» добавлен 1 час из резервного времени, для глубины изучения материала, так же 1 час добавлен в раздел повторение.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Тема 1: Тепловые явления

12

12

2

Тема 2: Изменение агрегатных состояний вещества

11

12

3

Тема 3: Электрические явления

27

27

4

Тема 4: Электромагнитные явления

7

7

Тема 5: Световые явления

9

9

5

Резервное время

4

6

Повторение

-

1

Итого

70

68

 

Содержание обучения:

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

2014 – 2015 уч. год

№ п\п

Дата

Тема урока

Количество часов

Основное содержание

материала

Использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования

Примерное д\з:

§§

По плану

Фактически

Демонст

рации

Компьютерные модели, анимации, фильмы и презентации

модели, анимации, фильмы и презентации.

Тема 1. Тепловые явления (12 часов).

12ч

1/1

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. Внутренняя энергия.

1

Примеры тепловых явлений. Особенности движения молекул, связь между температурой и скоростью движения молекул. Тепловое движение как основной вид движения. Превращение энергии в механических процессах. Внутренняя энергия тела.

Движение шариков в приборе «Модель броуновского движения»; падение стального шарика на стальную плиту;

Ф_в - Превращение механической энергии во внутреннюю;

1С_м - Установление температуры при контакте горячего и холодного тела; Тепловое движение в твердом теле;

§§

1-2

2/2

Способы изменения внутренней энергии.  

1

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи

Нагревание тел при совершении работы; нагревание –металлического стержня, опущенного в горячую воду

КМ_в – Нагревание при совершении работы; Охлаждение воздуха при совершении работы

§ 3

3/3

Теплопроводность

1

Теплопроводность как один их видов теплопередачи. Различие теплопроводностей разных веществ

Теплопроводность металла; различие теплопроводностей твердых тел; теплопроводность воды

Теплопроводность металлов; Теплопроводность и конвекция

1С_в -Демонстрация процесса теплопроводности

§4

4/4

Конвекция.

 Излучение

1

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции (с привлечением понятия архимедовой силы). Передача энергии изучением; особенности этого вида теплопередачи

Конвекция в газах; конвекция в жидкостях; Опыт с термоскопом

Ф_в - ; Конвекция; Конвекция в воздухе; Теплоперенос в жидкости за счет конвекции; Теплопроводность и конвекция

1С_а  - Схема образования дневного и ночного бриза1С_в - Передача теплоты за счет излучения;

§§

5-6

5/5

Количество теплоты.

ИТБ. Л./р. №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

Количество теплоты. Единица количества теплоты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Нагревание различных масс воды  (воду нагревают до  температуры кипения)

1С_м - Кривая нагревания и охлаждения

Пов.§§

1-6, инд. сообщения по § 1 стр. 178

6\6

Удельная теплоемкость вещества.

1

 Удельная теплоемкость вещества, ее единица измерения. Работа с таблицей, решение задач с ее использованием

Нагревание равных масс воды и масла (воду нагревают  до той же температуры, что и масло)

КМ_в – Теплоемкость воды и масла

§8

7\7

Расчет количества теплоты.

1

Формула . Решение задач типа «Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды массой 5 кг от 15С до 45С? и др.»

Демонстрация того факта, что разные вещества выделяют различное количество теплоты при охлажде

нии на 10С

1С_м - Кривая нагревания и охлаждения

Пов.§ 8-9

8\8

ИТБ.

Лабораторная работа №2 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»,

1

Исследование изменения температуры остывающей воды со временем;

Устройство калориметра

§§

9\9

ИТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»  

1

Формирование практичес

ких навыков решения на расчет количества тепло

ты, удельной теплоем-

кости твердого тела

§§

10\10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

1

Энергия топлива; теплота сгорания топлива; работа с таблицей. Расчет количества теплоты, вылепляющейся при сгорании топлива по формуле Q=qm. Решение задач. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

§§

10-11

11\11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

Проверка ЗУН

1-11

12\12

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

1

Тема 2. Изменения агрегатных состояний вещества (11+1 часов).

12ч

13/1

Анализ к/р. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления.

1

Агрегатные состояния вещества. Процессы плавления и отвердевания кристаллических тел. Температура плавления. Работа с таблицей. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества

Наблюдение за таянием льда в воде

Ф_в – Плавление; Температура плавления и давление

1С_а  - Поведение молекул в жидкости, газе и твердом теле; Изменение скорости молекул газа при совершении работы

КМ_в –Плавление тел; Кристаллы; Кристаллизация веществ

§§

12-13

14/2

Графики плавления и отвердевания вещества.  Удельная теплота плавления

1

Удельная теплота плавления. Работа с таблицей. Преобразование энергии при плавлении и отвердевании. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. Решение задач на чтение графиков плавления и отвердевания веществ.  Формула для расчета количества теплоты при плавлении.

§§

14-15

15/3

Решение задач по теме:  

«Плавление. Отвердевание. Удельная теплота плавления»

1

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела до точки плавления и для его плавления, а так же количества теплоты, выделяющегося при отвердевании тела и его последующем охлаждении.

§§

16/4

Испарение и конденсация. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от  давления. Удельная теплота парообразования

1

Процесс испарения жидкости. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в –открытом сосуде. Температура кипения при атмосферном давлении. Работа с таблицей. Процесс парообразования. Удельная теплота парообразования. Работа с таблицей.  Объяснение процесса парообразования и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Формула Q=Lm для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости, взятой при температуре кипения. Решение задач

Зависимость скорости и парения жидкости от рода жидкости, движения воздуха. Наблюдение за процессом кипения воды, а также за постоянством температуры кипения

ОФ2.6_м - Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары

Ф_в – Кипение; Кипение перегретой воды

Ф_м  - Конденсация; Испарение

§§

16-18, 20

17/5

Графики парообразования и конденсации.

1

Чтение графиков парообразования и конденсации. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания жидкости до  ее парообразования

Пов.

§20

18/6

Относительная влажность воздуха и ее измерение.

Психрометр.

ИТБ. Л/р №4 «Измерение относительной влажности воздуха»

1

Парциальное давление. Психрометр. Гигрометр. Относительная влажность воздуха. Ее измерение психрометром. Практическое значение влажности.

Устройство и принцип действия психрометра

1С_в - Психрометр и кипение воды при пониженном давлении

§19

19/7

Преобразование энергии в тепловых машинах. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений

1

Превращение энергии из одного вида в другой. Сохранение энергии при ее превращениях и переходах.

Пов. §§

20,21

20/8

Двигатель внутреннего сгорания

1

 Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный двига-

тель внутреннего сгора-

ния. Применение ДВС.

Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке. Модель ДВС.

1С_а  - Схема работы двигателя внутреннего сгорания

КМ_в – Расширение воздуха при нагревании

§§

21-22

21/9

Паровая турбина. Холодильник.

1

Паровая турбина

Устройство паровой турбины (на модели)

§23

22/10

КПД теплового двигате-

ля. Экологические   проблемы использования тепловых двигателей.

1

Проблемы использования тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Решение задач

§24

23/11

Решение задач по теме: «КПД тепловых двигате-

лей. Изменение агрегат

ных состояний вещества»

1

Решение задач.

Пов.§§

20, 24

24/12

Контрольная работа по теме:

«Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Проверка ЗУН учащихся.

Тема 3. Электрические явления

27ч

25/1

Анализ к/р. Электризация тел. Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел

Электризация стержней из эбонита и плексигласа трением; взаимодействие заряженных тел.

ОФ1.1_м -  Взаимодействие точечных зарядов; Электрическое поле точечных зарядов

Ф_м  -Притяжение одноименно заряженных тел

Ф_в - Отрицательный заряд

1С_в - Заряжание султанчиков из бумаги

КМ_в – Два вида зарядов

§§

25-26

26/2

Электроскоп. Электрическое поле.

1

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрический заряд. Виды электрических зарядов. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Электрический заряд. Единица электрического заряда – 1 кулон (1 Кл)..

Обнаружение поля заряженного шара при помощи заряженной гильзы. Зарядка электроскопа, электрометра. Электризация электроскопа в воздухе, в вакууме. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный при помощи пробного шарика.

Ф_в - Сохранение заряда; Электрическое поле; Силовые линии электрического поля

§§

27-28

27/3

Дискретность электрического заряда. Электрон.

1

Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда

Деление заряда электрометра.

Ф_в - Сохранение заряда,

Пр. Делимость электрического заряда.

§29

28/4

Строение атома

1

Строение атома. Строение ядра. Протоны. Нейтроны. Протонно-нейтронная модель атома Строение атомов водорода, гелия, лития. Опыты Резерфорда.

§30

29/5

Объяснение электрических явлений, электризации тел.

Проводники, диэлектрики и полупроводники

1

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации  тел при соприкосновении, передачи части электрического заряда от одного тела другому. Проводники и непроводники электрического заряда. Притяжение к заряженному телу незаряженных тел

Притяжение к заряженной палочке листочков султана

1С_в - Удлинение проволоки за счет нагревания при пропускании тока

§31

30/6

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы.

1

Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Различие между гальва-

ническим элементом и аккумулятором. Применение аккумуляторов.

Составление модели аккумуляторов.

Составление простейшей электрической цепи из источника тока, ключа, одного потребителя; составление цепи по схеме

ОФ1.1_м - Движение заряда в электрическом поле

1С_в - Солнечная батарея, совмещен

ная с двигателем

1С_а  - Движение электронов в кристаллическом проводнике

Ф_в - Электроны в металле

§32

31/7

Электрическая цепь

1

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. См./р.: Собрать цепь по схеме; по собранной цепи начертить схему электрической цепи

Пр.- Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

§33

32/8

Электрической ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах, и растворах электролитов.

1

Структура металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах. Действия электрического тока. Направление тока

Опыты, подтверждающие действия тока (тепловое, магнитное, химическое)

1С_а  - Движение электронов в кристаллическом проводнике

Ф_в - Электроны в металле

§§

34-36

33/9

Полупроводниковые приборы.

1

Пр. Полупроводниковые приборы.

Инд. сообщ. по §4 стр.183

34/10

Сила тока. Единицы силы тока

1

Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока – 1 ампер.

Взаимодействие параллельно расположенных проводников с током

§37, 39-40

35/11

Амперметр. ИТБ. Лабораторная работа

№5 по теме: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

1

Включение амперметра в цепь. Определение цены деления амперметра. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках, решение задач.

Измерение силы тока амперметром

§38

36/12

Электрическое напряжение.

Вольтметр. ИТБ. Лабораторная работа

№6  по теме: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Напряжение. Единицы напряжения - 1 вольт (1В). Напряжение и работа тока. Вольтметр. Определение шкалы деления вольтметра. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Опыты с лампой для карманного фонарика и сетевой лампой. Измерение напряжения вольтметром.

§41

Пов. §§

37-40

37/13

Электрическое сопротивление проводников.

1

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников

Определение зависимости силы тока от напряжения, электрического сопротивления различных веществ.

1С_м -Зависимость сопротивления от длины и толщины проводника

§§

42-43

38/14

Закон Ома для участка электрической цепи

1

Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома.  Решение задач на исследование зависимости силы тока от напряжения. Чтение графиков и их построение

Проверка зависимости силы тока от сопротивления

ОФ2.6_м - Электрический ток. Закон Ома

§44

39/15

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1

Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротив-

ления проводника. Решение задач.

Проверка зависимости сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения проводника

§§

45-46

40/16

Реостаты. ИТБ. Лабораторная работа

 № 7 по теме: «Регулирование силы тока реостатом»,

1

Принцип действия и назначение реостата. Вычерчивание схемы электрической цепи с реостатом.

Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления проводника по показаниям амперметра и вольтметра

§47

41/17

ИТБ.

Лабораторная работа

 № 8 по теме: « Измерение сопротивления проводника»

1

Выяснение на опыте, что отношение напряжения к силе тока для каждого проводника есть величина постоянная. Определение сопротивления проводника.

Пов. §§

43-46

42/18

Последовательное соединение проводников.

1

Последовательное  соединение проводников. Сила тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников.

Цепи с последовательным  соединением проводников.

ОФ2.6_м - Последовательное соединение проводников КМ_в – Сила тока при последовательном соединении проводников; Напряжение при последовательном соединении проводников

§48

43/19

Параллельное соединение проводников

1

Параллельное соединение проводников.

Сила тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении проводников.

Исследование зависимостей параллельного соединения проводников: I = I1 + I2;

 U = U1 = U2; Rобщ  Rn

  Цепи с  параллельным, смешанным соединением проводников  

ОФ2.6_м - Последовательное и параллельное соединение проводников

Ф_в - Параллельное соединение проводников

§49

44/20

Работа и мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока.

1

Работа тока. Формула для ее расчета. Мощность тока. Формула P = UI. Мощность некоторых источников тока и потребителей. Единицы работы.  Решение задач

Измерение мощности электрического тока в лампе

ОФ2.6_м - Работа и мощность тока

1С_м - Мощность, выделяемая на резисторах в цепи

§§

50-52

45/21

ИТБ. Лабораторная работа №9 по теме: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». 

1

Вычисление работы и мощности тока. Практическое определение работы и мощности тока в лампе.

Счетчик электроэнергии.

§§

Инд. сообщ.

46/22

Счетчик электроэнергии. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

1

Решение задач. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

§52

47/23

Количество теплоты, выделяемое проводником с током.

1

Закон Джоуля-Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Расчет количества теплоты, выделяющегося в проводнике при работе электрического тока. Решение задач.

Нагревание проводников током.  Электрические перегрузки.

§53

48/24

Лампа накаливания. Плавкие предохранители. Короткое замыкание.

1

Причины перегрузки цепи и короткого замыкания.

§§

54-55

49/25

Коэффициент полезного действия электрического нагревателя.

Решение задач по теме:

«Закон Ома для участка цепи»

1

Решение задач на определение КПД с электрическим нагревателем. Решение задач на закон Ома, расчет количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током.

Определение КПД с электрическим нагревателем.

Пов. §§

45-46

50/26

Решение задач по теме:

«Электрические явления»

1

Решение задач на виды соединения проводников вычисление работы, мощности тока.

Пов. §§

48-51

51/27

Контрольная работа по теме: «Электрические явления»

1

Проверка ЗУН

Тема 4. Электромагнитные явления

52/1

Анализ к/р. Магнитное поле тока. Магнитные линии.

 

1

Магнитное поле и его свойства. Магнитное поле прямого тока

Взаимодействие параллельных токов. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника

§§

56-57

53/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.  

1

Магнитное поле катушки с током. Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечком. Электромагнитное реле.

Использование электромагнитов в промышленности. Важные для переноса грузов свойства электромагнитов: возможность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать подъемные механизмы. Устройство и действие электромагнитного реле

Действие катушки с током и постоянного магнита. Расположение магнитных стрелок вокруг катушки с током. Электромагнит в электрическом звонке, телеграфной установке; модель подъемного крана.

ОФ1.1_м -  Взаимодействие параллельных токов; Магнитное поле прямого тока

ОФ2.6_м - Магнитное взаимодействие токов

1С_а  - Изолировать магнитные полюса невозможно; Взаимодействие токов

§58

54/3

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Изучение свойств магнитных линий магнитного поля

Керамические магниты; намагничивание железа в магнитном поле. Картины магнитных линий магнитного поля

ОФ1.1_м -  Магнитное поле соленоида; Магнитное поле кругового витка с током

§§

59-60

55/4

Действие магнитного поля на проводник с током.

1

Действие магнитного поля на проводник с током. Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Вращение рамки с током в магнитном поле.

Действие магнитного поля тока. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле

Ф_в – Ферромагнетики; 1С_а  - Принцип действия электрического звонка

ОФ1.1_м -  Рамка с током в магнитном поле

1С_а  - Рамка с током вблизи провода;

§ 61,

Пов

§ 58

56/5

ИТБ.

Лабораторная работа № 10 по теме: «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

Способы определения полюсов немаркированного магнита

§ 58,61

57/6

Электродвигатель постоянного тока. Динамик и микрофон. ИТБ. Лабораторная работа № 11 по теме: «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

Принцип работы электродвигателя. Знакомство с устройством электрического двигателя постоянного тока  

Электродвигатель постоянного тока.

Пр. Двигатель постоянного тока

§§ 61

Инд. сообщ. «Электрический дви

гатель постоянного тока»

58/7

Обобщающий урок по теме: «Электромагнитные явления»

1

Повторение и обобщение темы. Решение задач

Пов. главу IV

Тема 5. Световые явления

9 ч

59/1

Источники света. Прямолинейное распространение света.

1

Прямолинейное распрост-

ранение света. Солнечные и лунные затмения.

Опыты, подтверждающие прямолинейное распространение света.

Ф_в - Тень и полутень; Изотропный точечный источник

1С_а  - Возникновение солнечного затмения

КМ_в – Солнечное затмение; Люминесценция; Задача на тень; Измерение скорости света

§62

60/2

Отражение света. Законы отражения света. ИТБ.Л/р.№12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения»

1

Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света. Смена для и ночи. Фазы Луны

Опыты, подтверждающие отражение света и законы отражения

1С_в - Свеча и ее отражение

КМ_в – Свет. Закон отражения света

§63

61/3

Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале

1

Построение изображений в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Зеркальное и рассеянное изображение предмета. Сферическое зеркало

Изображения в плоском зеркале

ОФ1.1_м -   Плоское зеркало;

ОФ2.6_м – Зеркала

Ф_в - Зеркальное отражение

Пр. –постр изобр.

§64

62/4

Преломление света.

И ТБ.Л/р.№13 « Исследование зависимости угла преломления от угла падения»

1

Явление преломления света на границе раздела двух прозрачных сред. Угол падения и угол преломления луча. Законы преломления луча. Законы преломления света

Преломление света. Подтверждение законов преломления света

Ф_в - Преломление света

1С_а  -  Образование миражей

1С_а  -Закон преломления света

§65

63/5

Линза. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

1

Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние.  Оптическая силы линзы. Формула D=1/F. Единица оптической силы линзы – диоптрия. Способы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

1С_м - Фокусное расстояние линзы; Построение изображения точки в собирающей линзе

КМ_в – Линза.  Рассеивающая линза; Изображения даваемые линзой; Лупа; Фокус линзы.

§66

64/6

Изображения, даваемые линзой. Построение изображений, даваемых линзой.

1

Построение изображений, даваемых линзой. Решение задач.

Получение изображений в линзах

 

ОФ1.1_м -  Тонкая линза

ОФ2.6_м - Тонкие линзы

ПР.Собирающая линза;Ход лучей в линзе; получение изображений при помощи линзы

1С_м - Фокусное расстояние линзы; Построение изображения стрелки в собирающей линзе;

§67

65/7

ИТБ. Лабораторная работа №14  по теме: «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»

1

 Получение и наблюдение изображений в линзах.

КМ_в – Задача на линзы; Задача на линзы 2

Пов. §§ 66-67

66/8

К\р по теме: « Световые явления»

Проверка ЗУН

67/9

Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Разложение белого света на цвета.

Фотоаппарат. Глаз. Очки

Определение оптической силы системы линз.

Дисперсия света

Оптические приборы. Опыт по разложению белого света.

ОФ1.1_м -  Микроскоп; Зрительная труба Кеплера; Глаз как оптический инструмент; Система из двух линз

ОФ2.6_м - Оптические приборы для визуальных наблюдений; Глаз как оптический инструмент

 Ф_в - Оптические иллюзии

Инд. сообщ.

По теме «Глаз, оптические прибо

ры»

Повторение (1ч)

68/1

Повторение по теме: «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.»

Повторение: Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества

.  Образовательные технологии

3.1 Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях

  • проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
  •  проектное обучение;
  • мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
  •  технология проведения дискуссий;
  • технология «Дебаты»;
  • тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

4.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 Основная литература

  1. Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
  1. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2007. – 88с.
  2. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.

УМК «Физика» 8 класс.

  1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин
  2. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина
  3. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
  4. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

4.2 Дополнительная литература

  1.  Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге  - М.: Наука, 1979. – 125с.
  2.  Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. -  Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
  3. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.-         (Стандарты второго поколения)
  4. Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский.- М.:Высш.шк., 2004- С.82
  5. Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред.  П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004- С.306
  6.  Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура,         экспертиза, условия реализации. - М.: МИОО, 2010.- 96 с.
  7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41

4.2 Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

4.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. 1С. Школа.  Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

        2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

5.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Содержание учебного курса.

  1. Тепловые явления (12 часов).

Примеры тепловых явлений. Особенности движения молекул, связь между температурой и скоростью движения молекул. Тепловое движение как основной вид движения. Превращение энергии в механических процессах. Внутренняя энергия тела.

  Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. Теплопроводность как один их видов теплопередачи. Различие теплопроводностей разных веществ.

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления конвекции (с привлечением понятия архимедовой силы). Передача энергии изучением; особенности этого вида теплопередачи.  Удельная теплоемкость вещества, ее единица измерения. Работа с таблицей, решение задач с ее использованием. Формула . Решение задач типа «Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды массой 5 кг от 15С до 45С? и др.»  

Энергия топлива; теплота сгорания топлива; работа с таблицей. Расчет количества теплоты, вылепляющейся при сгорании топлива по формуле Q=qm. Решение задач. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

  1. Изменения агрегатных состояний вещества (11+1 часов).

Агрегатные состояния вещества. Процессы плавления и отвердевания кристаллических тел. Температура плавления. Работа с таблицей. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества.

Удельная теплота плавления. Работа с таблицей. Преобразование энергии при плавлении и отвердевании. Графики плавления и отвердевания кристаллических тел. Решение задач на чтение графиков плавления и отвердевания веществ.  Формула для расчета количества теплоты при плавлении.

Процесс испарения жидкости. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации. Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в –открытом сосуде. Температура кипения при атмосферном давлении. Работа с таблицей. Процесс парообразования. Удельная теплота парообразования. Работа с таблицей.  Объяснение процесса парообразования и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Формула Q=Lm для расчета количества теплоты, необходимого для парообразования жидкости, взятой при температуре кипения. Решение задач.

Чтение графиков парообразования и конденсации. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания жидкости до  ее парообразования.

Парциальное давление. Психрометр. Гигрометр. Относительная влажность воздуха. Ее измерение психрометром. Практическое значение влажности. Превращение энергии из одного вида в другой. Сохранение энергии при ее превращениях и переходах. Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Применение ДВС. Паровая турбина.  Проблемы использования тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Решение задач.

  1. Электрические явления (27 часов)

Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел.  Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрический заряд. Виды электрических зарядов. Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Электрический заряд. Единица электрического заряда – 1 кулон (1 Кл).. Делимость электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Строение атома. Строение ядра. Протоны. Нейтроны. Протонно-нейтронная модель атома Строение атомов водорода, гелия, лития. Опыты Резерфорда. Объяснение на основе знаний о строении атома электризации  тел при соприкосновении, передачи части электрического заряда от одного тела другому. Проводники и непроводники электрического заряда. Притяжение к заряженному телу незаряженных тел. Электрический ток. Источники тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Различие между гальваническим элементом и аккумулятором. Применение аккумуляторов. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. См./р.: Собрать цепь по схеме; по собранной цепи начертить схему электрической цепи. Структура металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током. Единица силы тока – 1 ампер.  Напряжение. Единицы напряжения - 1 вольт (1В). Напряжение и работа тока. Вольтметр. Определение шкалы деления вольтметра. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».  Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников.  Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома.  Решение задач на исследование зависимости силы тока от напряжения. Чтение графиков и их построение.  Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Формула для расчета сопротивления проводника. Решение задач. Последовательное  соединение проводников. Сила тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников. Параллельное соединение проводников. Сила тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении проводников. Исследование зависимостей параллельного соединения проводников: I = I1 + I2;

 U = U1 = U2; Rобщ  Rn  Работа тока. Формула для ее расчета. Мощность тока. Формула P = UI. Мощность некоторых источников тока и потребителей. Единицы работы. . Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Закон Джоуля-Ленца. Нагревание проводников электрическим током. Расчет количества теплоты, выделяющегося в проводнике при работе электрического тока. Решение задач. Причины перегрузки цепи и короткого замыкания. Решение задач на определение КПД с электрическим нагревателем. Решение задач на закон Ома, расчет количества теплоты, выделяющегося в проводнике с током.

  1. Электромагнитные явления (7 часов)

Магнитное поле и его свойства. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Усиление действия магнитного поля катушки с током железным сердечком. Электромагнитное реле. Использование электромагнитов в промышленности. Важные для переноса грузов свойства электромагнитов: возможность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать подъемные механизмы. Устройство и действие электромагнитного реле. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Изучение свойств магнитных линий магнитного поля.  Действие магнитного поля на проводник с током. Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Вращение рамки с током в магнитном поле.  Принцип работы электродвигателя. Знакомство с устройством электрического двигателя постоянного тока .  Повторение и обобщение темы. Решение задач.

  1. Световые явления (9 часов)

Прямолинейное распространение света. Солнечные и лунные затмения. Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света. Смена для и ночи. Фазы Луны. Построение изображений в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Зеркальное и рассеянное изображение предмета. Сферическое зеркало.  Явление преломления света на границе раздела двух прозрачных сред. Угол падения и угол преломления луча. Законы преломления луча. Законы преломления света. Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние.  Оптическая силы линзы. Формула D=1/F. Единица оптической силы линзы – диоптрия. Способы измерения фокусного расстояния и оптической силы линзы. Построение изображений, даваемых линзой. Решение задач. Фотоаппарат. Глаз. Очки.Определение оптической силы системы линз. Дисперсия света


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...