Рабочая программа по учебному предмету «Физика»
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Вайцель Евгений Адамович

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_9_klass.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Ребрихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Подстепновская средняя общеобразовательная школа»

Ребрихинского района Алтайского края

«Согласовано»                                        «Согласовано»                                    «Утверждено»

на заседании педсовета                                «____»____________2014г.                     Приказ № _____ от « ______» ______________ 2014 г.

протокол № _____от                                 Зам. директора по УВР                             Директор МКОУ «Подстепновская СОШ»

«____»____________2014г.                                             _____________/Бец Е.А.                              ______________________ С.В. Ханакова

                                                                                

                                                                                                                

Рабочая программа по учебному предмету

«Физика»

9  класс

 Основное образование

Базовый уровень

Срок реализации программы — 1 год

Составитель: Вайцель Евгений Адамович

учитель физики

2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цели изучения физики в средней (полной) школе

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики  в средней (полной) школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также  ценность: научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному  решению различного рода жизненных задач;  

  • на предметном уровне:

овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.

1.2 Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 5-6 классах возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном  в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции; 

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.  Издательство. Москва «Дрофа». 2 издание стереотипное. 2009 год.). Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, примерной учебной программе по предмету. В тему «Законы взаимодействия и движения тел» добавлен 1 час из резервного времени, для глубины изучения материала, так же 1 час добавлен в раздел повторение.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Тема 1: Законы взаимодействия и движения тел

26

27

2

Тема 2: Механические колебания и волны

10

10

3

Тема 3: Электромагнитное поле

17

17

4

Тема 4: Строение атома и атомного ядра

11

13

5

Резерв

6

-

6

Повторение

-

1

Итого

70

68

 

Содержание обучения:

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

Урок

Дата проведения

Тема

Количество часов

Основное содержание

Использование учебного, учебно-наглядного и лабораторного оборудования.

Домашнее

задание

(§§ и при

мерные

номера заданий

 из упраж

нений и задачника

Повторение подготовка к ГИА

по плану

фактически

Компьютерные модели, презентации

Демонстра

ции, эксперимент

Тема 1.  Законы взаимодействия и движения тел. (27 ч)

27ч

1/1

Материальная точка. Система отсчета.

1

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система отсчета.

Презентация - Материальная точка. Система отсчета.

Движение тел в различных системах отсчета.

§1.

Упр. 1(2,4)

Повторение понятий: механическое движение, траектория. Материальная точка. Тело отсчета, система координат, система отсчета. Относительность движения

2/2

Перемещение.

1

Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «перемещение».

1С_а - Сложение векторов

1С_м - Сложение перемещений

Презентации- Перемещение.

Движение тел

§2.

Упр.2

(1, 2)

Повторение понятия равномерного движения.

3/3

Определение координаты движущегося тела. Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения,  определение скорости;

 график проекции вектора скорости

Движение тел

§3. Упр.3(1)

Плотность. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

Для прямолинейного равномерного движения:

- формулы для нахождения проекции и модуля вектора скорости и перемещения;

- равенство модуля вектора перемещения, пути и скорости под графиком скорости.

ОФ2.6_м - Перемещение и скорость

1С_а - Поступательное и вращательное движение

1С_м - Равномерное прямолинейное движение

Презентации-  Прямолинейное равномерное движение

Равномерное и неравномерное движение тел

§4. Упр.4

Повторение понятия скорости равномерного движения. Атмосферное давление. Сила Архимеда.

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Мгновенная скорость.

1

Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции.

ОФ1.1_м- Движение с постоянным ускорением.

ОФ2.6_м - Равноускоренное движение тела

1С_в - Равноускоренное движение тележек на магнитной подушке

Презентации-  Равноускоренное движение

§5. Упр.5

(2, 3)

Повторить понятие мгновенной скорости. Условие равновесия рычага. Момент силы.

6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения: а) сонаправлены; б) направлены на противоположные стороны.

ОФ2.6_м - Скорость и ускорение

1С_а - Изменение вектора скорости и ускорение тела

ОФ2.6_м - Графики равноускоренного движения

Презентации- График скорости.

§6.

Упр.6

(4, 5)

Повторить понятие ускорения. Удельная теплоемкость. Испарение.

7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

Вывод формулы перемещения геометрическим путем.

Презентации-Перемещение

§7.

 Упр.7(1, 2)

Повторить понятие скорости в прямолинейном равноускоренном движении.

8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

1

Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости.

ОФ2.6_м - Графики равноускоренного движения

Презентации- Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном движении.

§8. Упр.8(1)

Повторить понятие перемещения в равноускоренном движении. Удельная теплота плавления. Влажность воздуха.

9/9

Лабораторная работа №1 «Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости». Т\б

1

Исследование, равноускоренного движения без начальной скорости

§8. Упр.8(2)

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение.

10/10

Относительность движения

1

Относительность перемещения и других характеристик движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Причины смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе отсчета).

ОФ1.1_м - Относительное движение.

ОФ2.6_м - Относительность движения

Презентации- Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира.

Движение самодвижущейся тележки; скатывание шарика по желобу. Относительность движения

Упр.9

(1,3,4,5*)

Повторить понятие инерции. Работа  и мощность тока.ии.

11/11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке). Инерциальные системы отсчета.

1С_а - Относительное движение систем отсчета

1С_а - Движение Луны c Землей вокруг Солнца

1С_м - Сложение

Движение тел в различных системах отсчета.

 §10. Упр.10 Р.118

Повторить взаимодействие тел.

Закон отражения и

12/12

Второй закон Ньютона.

1

Второй закон Ньютона. Единица силы.

Презентации -Второй закон Ньютона.-

Экспериментальное подтверждение второго закона Ньютона

§11. Упр.11

(2,4)

Движение тел по вертикали

13/13

Третий закон Ньютона.

1

Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б)приложены к разным телам.

1С_м - Компенсация взаимодействия с несколькими телами и наличие ускорения при отсутствии компенсации

Презентации- Третий закон Ньютона.

Экспериментальное подтверждение третьего закона Ньютона

§12. Упр.12

(2,3)

Ньютона Повторить первый и второй законы.

14/14

Свободное падение тел.

1

Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разряженном пространстве.

ОФ1.1 ф_в -  _м- Свободное падение тел.

ф_в -  Вертикальное падение тел

ф_в -  Основной закон свободного падения

1С_в -  Падение шарика на фоне 1 м линейки

1С_м -  Кинематика свободного падения

Презентации: Свободное падение тел.

Свободное падение тел в воздухе и в трубке Ньютона.

§13. Упр.13

(1.3)

Повторить силу тяжести. Плоское зеркало. Линзы. Построение изображения в линзах.

15/15

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения.

1С_в -  Падение шарика на фоне 1 м линейки

Презентации- Движение под действием силы тяжести

Движение тел по вертикали

§14. Упр.14

Дефекты зрения. Очки.

16/16

Контрольная работа №1 по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение»

1

17/17

Анализ контрольной работы. Решение задач.

.повторить 1-15 п.

18/18

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения». Т/Б

1

Измерение ускорения свободного падения

Р. 201,207

19/19

Закон всемирного тяготения.

1

Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная.

1С_а - Опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной

1С_м - Закон всемирного тяготения

Презентации- Закон всемирного тяготения

§15. Упр.15(3.4)

Повторить третий закон Ньютона.

20/20

Ускорение свободного падения на других небесных телах.

1

Формула для определения ускорения свободного падения через гравитационную постоянную. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над землей.

презентация -  Пружинные весы

§16. Упр.16(2)

Повторить закон всемирного тяготения.

21/21

Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности, при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила.

ОФ1.1_м - Движение по окружности.

ОФ2.6_м - Равномерное движение по окружности

1С_м - Равномерное вращение по окружности

Презентации- Криволинейное движение

§18. упр.

17(1,2)

§19 Упр.18(1)

Повторить понятие ускорения и мгновенной скорости.

22/22

Решение задач: по теме: «Движение по окружности».

1

Упр.18

(4,5)

23/23

Искусственные спутники Земли.

1

Условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая космическая скорость.

ОФ2.6_м - Движение спутников

1С_м - Гора Ньютона

Презентации: Искусственные спутники Земли.

§20. Упр.19(1)

Повторить законы движения тела по окружности.

24/24

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты.

1

Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формулы импульса. Единица импульса.. Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты.

ОФ1.1_м - Упругие и неупругие соударения.

ОФ1.1_м - Соударения упругих шаров.

ОФ2.6_м - Упругие и неупругие соударения

ОФ2.6_м - Соударения упругих шаров

ОФ2.6_м - Импульс тела

1С_в - Закон сохранения импульса

1С_м - Закон сохранения импульса и энергии при упругом столкновении шаров

 ОФ1.1_м - Реактивное движение.

1С_в - Реактивное движение

пр - - Реактивное движение

Модель ракеты Закон сохранения импульса

§21,22. Упр.20(2), 21(2)

Повторить понятие кинетической и потенциальной энергии.

25/25

Закон сохранения механической энергии

1

Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса

ОФ1.1_м - Свободные колебания.

ОФ2.6_м - Математический маятник

ОФ2.6_м - Колебания груза на пружине

1С_в - Колебания математического маятника

Презентации: Закон сохранения мех. энергии

§23. Упр.22(1)

Повторить понятие импульса тела.

26/26

Решение задач по теме: «Динамика».

1

Упр.20(4), 21(1), 22(2).

27/27

Контрольная работа №2 по теме: «Динамика».

1

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук.(10ч)

10ч

28/1

Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Колебания груза на пружине.

1

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Определение свободных колебаний. Колебательных систем, маятника.

Презентации- Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы.

Различные колебательные системы. Колебание груза на пружине и груза на нити Пружинный и математический маятники

§24,25

29/2

Величины, характеризующие колебательное движение. Амплитуда, период, частота колебаний.

1

Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частота нитяного маятника от длины нити.

1С_м - Гармонические колебания

Презентации- Амплитуда, период, частота колебаний.

Запись колебательного движения

§2б. Упр.24

(3,5)

Повторить понятие периода и частоты.

30/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний матема-

тического маятника от его длины». Т\б

1

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины

§2б. Упр.24(6)

Повторить колебательное движение и свободные колебания.

31/4

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. ИТБ. Л/р №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний физического маятника от массы груза и жесткости пружины.»

1

Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания и их график

ОФ2.6_м - Превращения энергии при колебаниях

ОФ1.1_м -

Упр. 24(2,4),

§27 по желанию

Повторить колебания груза на пружине.

32/5

Вынужденные колебания. Резонанс.

1

Вынуждающая сила. Частота установившихся вынужденных колебаний

Вынужденные колебания

ОФ2.6_м - Вынужденные колебания

Презентации- Резонанс.

Вынужденные колебания. ЧастотомерРезонанс колеб. систем.

§28, 29. Упр.25(1),

§30 по желанию

Повторить закон сохранения механической энергии.

33/6

Распространение колебаний в упругих средах. Волны. Продольные и поперечные волны.

1

Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах.

Презентации- Волны. Продольные и поперечные волны.

Демонстрация волнового процесса. Поперечная и продольная волна

§31,32

34/7

Длина волны. Скорость распространения волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом.

1

Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами.

ОФ1.1_м - Продольные и поперечные волны.

ОФ2.6_м - Продольные и поперечные волны

1С_в - Волны на пружине

Презентации- Длина волны.

§ЗЗ.

Упр.28

(1-3)

Повторить продольные и поперечные волны.

35/8

Источники звука. Звуковые колебания. Звуковые волны.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

1

Источники звука-тела, колеблющиеся с частотой 20Гц – 20кГц.

Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука - от амплитуды колебаний.

1С_в - Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука

Презентации-Источники звука

Колеблющееся тело как источник звука 

§34.Р.410,439

§35, 36. Упр.30

Повторить связь длины волны  со скоростью ее распространения и периодом.

36/9

Распространение звука. Скорость звука.

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

Наличие среды – необходимое условие распространение звука. Скорость звука в различных средах.

Условия, при которых образуется эхо.

1С_в - Ультразвуковое исследование сердца

1С_в - Ультразвук для формирования аэрозолей при ингаляции

1С_в - Волны на пружине

1С_м -  Раскачивание пружинного маятника периодически меняющейся силой

Презентации: Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Отражение звука.

Распространение звука. Камертон-звуковой резонанс.

§37, 38., 39. Упр.31

(1, 2), 32(1. 5) §39

Повторить громкость звука.

37/10

Контрольная работа №3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

1

Тема 3. Электромагнитное поле.  (17 ч)

17ч

38/1

Анализ контрольной работы. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Линии магнитного поля постоянного полосового магнита и прямолинейного проводника с током. Неоднородное и однородное магнитное поле. Магнитное поле соленоида.

ОФ2.6_м - Взаимодействие параллельных токов.

 1С_а - Взаимодействие токов

Презентации- Компас Взаимодействие токов

Взаимодействие параллельных токов, магнитов. Компас

§42,43.

Упр.33(2) 34(2).

Старый: §44,43.

Повторить постоянные магниты.

39/2

Направление тока и направление линии его магнитного поля. Правило буравчика.

1

Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида.

ОФ2.6_м - Магнитное поле прямого тока

ОФ2.6_м - Магнитное поле соленоида

ОФ2.6_м - Магнитное поле кругового витка с током

пр -  Линии магнитной индукции

пр-  Магнитные полюсы

Расположение магнитных опилок вокруг проводников с током

§44, Упр.35

(1, 4, 5, 6). Старый: §45

Повторить магнитное поле и его графическое изображение.

40/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки.

Презентации-. Правило левой руки.

Движение стержня в магнитном поле.

§45. Упр.36(5)

Р. 829

(б, г, е, ж).

Старый: §46.

Повторить правило буравчика.

41/4

Индукция магнитного поля.

1

Индукция магнитного поля. Линии вектора магнитной индукции. Единицы магнитной индукции.

Презентации- Индукция магнитного поля.

§46.

Р. 831

Старый: §47.

Повторить правило левой руки.

42/5

Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция.

1

Зависимость магнитного поля, пронизывающего контур, от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля. Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея

ОФ1.1_м - Электромагнитная индукция

ОФ1.1_м - Опыты Фарадея

ОФ2.6_м - Опыты Фарадея

ОФ2.6_м - Электромагнитная индукция

1С_а - Опыт Фарадея по электростатической индукции

Презентации- Магнитный поток. Опыты Фарадея.

Движение рамки в магнитном поле Опыты, подтверждающие электромагнитную индукцию

§47,48 упр.39(1,2).

 Старый: §48,49

Повторить индукцию магнитного поля.

43/6

Правило Ленца. Направление индукционного тока. Явление самоиндукции.

1

Причина возникновения индукционного тока. Определение направления индукционного тока. Самоиндукция

Презентации - Правило Ленца. Направление индукционного тока.

Использоание прибора Ленца для определения  направления инд. тока

 §49,50

Старый: -нет §§

Повторить понятие электромагнитной индукции.

44/7

ИТ\б. Лабораторная работа №5  «Изучение явления электромагнитной индукции». 

1

§49. Р.902

Старый: нет §§

45/8

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости силы тока от  (t).

Презентации - Генератор переменного тока. Преобразование энергии в электрогенераторах. Трансформатор.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле  Трансформатор

§51. Упр.42

(1,2)

Старый:  §50, Упр.40

(1,2)

Повторить правило Ленца.

46/9

Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция»

1

Упр.40

(1,2);

Старый: -нет этих задач

47/10

Электромагнитное поле.

1

Выводы Максвелла. Электромагнитное поле. Его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями.

Напряженность электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.

§52. Р. 981,982

Старый: §51.

Повторить понятие переменного тока.

48/11

Электромагнитные волны и их скорость распространения. Влияние электро

магнитных излучений на живые организмы.

1

Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Развитие взгляда на природу света.

Презентации - Электромагнитные волны и их скорость распространения.

§53. Упр.42

(4,5)

Старый: §52.

Повторить понятие электромагнитного поля.

49/12

Конденсаторы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

Конденсаторы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Презентации - Конденсаторы. Колебательный контур.

Колебательный контур

§54,55, Упр.45(5).

Старый: -нет этих §§ и упражнения.

Повторить понятие электромагнитных волн.

50/13

Принципы радиосвязи и телевидения.

1

Принципы радиосвязи и телевидения.

Презентации - Принципы радиосвязи

§56,

Упр.47

Старый: -нет этих §§ и упражнения.

51/14

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров.  

1

Свет как частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн.

Презентации- Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров.  

Преломление света в прозрачной пластине, призме, дисперсия

§58,59,60,61,62,63

Старый: §54 и нет этих §§

Повторить принципы радиосвязи.

52/15

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. ИТБ. Л/р№6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров»

1

Частицы электромагнитного излучения – фотоны или кванты.

Презентации- Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

§64, Р.

Повторить гл. 3.

Старый: нет этих §§

53/16

Решение задач по теме: «Электромагнитные явления»

1

Р.908

54/17

Контрольная работа №4  по теме: «Электромагнитное поле».

1

Тема 4. Строение атома и атомного ядра.  (11 ч)

11ч

55/1

Анализ контрольной работы. Радиоактивно

сть как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма- излучения.

1

Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма – частицы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Презентации -Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма- излучения.

§65

Старый: §55

Повторить строение атома.

56/2

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

1

Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома.

1С_м -  Планетарная модель атома

Презентация - Опыты Резерфорда

Модель опыта Резерфорда

§66, Старый:

§56

57/3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

Превращение ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.

1С_м -  Закон радиоактивного распада

§67. Упр.

51(1-3)

Старый:

§57. Упр.43

(1-3)

Повторить радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

58/4

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Лабораторная работа №7  «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.». Т\б.

1

Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона.

Презентакция– Счетчики Гейгера. Поглощение радиации разными веществами

Наблюдение треков  частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

§68. Р.1163

Старый: §58.

59/5

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Протон-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа

1

Выбивание протонов из ядер атомов азота. Наблюдение фотографий треков частиц в камере Вильсона. Открытие и свойства нейтрона. Массовое и зарядовое числа. Протонно – нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа.

Презентации- Протон-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа

§69,70,71, Р.1178,

Старый:§59,60,61

Повторить радиоактивные превращения атомных ядер.

60/6

Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре.  

1

Особенности ядерных сил. Энергия связи ядра. Формула для определения дефекта масс любого ядра. Расчет энергии связи ядра по его дефекту масс

1С_а - Капельная модель ядра

Презентация- Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре.  

§71,72,73. Упр.53;

Старый: §64,65, упр.45.

Повторить открытие протона и открытие нейтрона.

61/7

Ядерные реакции. Сохранение зарядового и массового числа при ядерных реакциях.

1

Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.. Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии.

Оф1.1_в - Деление ядер.

1С_м -   Цепная реакция

§,74,75. Р.1177

Старый: §63, 66,67,

Повторить энергию связи.

62/8

Деление и синтез ядер урана. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Цепная реакция. Лабораторная работа №8  «Изучение  ядер урана по трекам на готовых фотографиях»

1

Цепная реакция деления ядер урана и условия ее протекания. Критическая масса.

Презентация- Ядерные реакции Цепная реакция

§76 Упр.47.

Старый: §68

63/9

Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

1

Ядерный реактор и его виды. Устройство и принцип действия ядерного реактора. Преобразование энергии на атомных электростанциях. Атомная энергетика

Презентации- Атомная энергетика. Экологические проблемы

§77

Старый: §69

Повторить деление и синтез ядер урана.

64/10

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия.

1

. Поглощенная доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации.

Презентации- Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

§78,

Старый: §70.

65/11

Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Решение задач «Строение атома и атомного ядра»

1

Период полураспада. Закон радиоактивного распада

Презентации- Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

Пов.§78,

Старый: пов.§70

Повторить понятие дозиметрии.

66\12

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

ИТБ. Л/р №9 «Измерение естественного радиационного фона».

1

Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии.

ОФ2.6_м - Ядерные превращения

§79,

Старый: §72.

67\13

Контрольная работа №5 по теме: «Строение атома и атомного ядра»

1

 

Повторение (или резерв)

 (1 час)

68\1

Анализ к\р. Повторение «Законы взаимодействия  и движения тел. Механические колебания и волны. Электромагнитное поле».

1

Законы взаимодействия  и движения тел. Механические колебания и волны. Электромагнитное поле

Презентации: Законы взаимодействия  и движения тел. Механические колебания и волны. Электромагнитное поле.

пр – презентация;

1С – Обучающие программы фирмы 1С; (1С:Школа  Библиотека наглядных  пособий)

Ф - Обучающие программы фирмы ФИЗИКОН. (Учебное электронное издание на 2 CD)

ОФ1.1 Обучающие программы Открытой Физики

ОФ2.6 Обучающие программы Открытой физики.

  Образовательные технологии

Интерактивные технологии, используемые в учебных занятиях

  • проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары);
  •  проектное обучение;
  • мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм);
  • технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
  • технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов;
  •  технология проведения дискуссий;
  • технология «Дебаты»;
  • тренинговые технологии (когнитивные тренинги);
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Тихонова Е.Н. сост. Рабочие программы. Физика. 7-9 классы: учебно-методическое пособие. -2-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2013.- 398 с.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
  1. Е.А. Марон Опорные конспекты и разноуровневые задания / Е.А. Марон – Санкт-Петербург,-2007. – 88с.
  2. Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике.7-11 класс.: Метод.пособие / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2000. – 192с.

УМК «Физика» 9 класс.

  1. Физика. 9 класс. А.В. Перышкин; Е.М. Гутник
  2. Физика. Тематическое планирование. 9 класс Е.М. Гутник
  3. Физика. Тесты. 9 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
  4. Физика. Дидактические материалы. 9 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
  5. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
  6. Электронное приложение к учебнику.

4.2 Дополнительная литература

  1.  Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку / В.Н. Ланге  - М.: Наука, 1979. – 125с.
  2.  Кабардин О.Ф., Орлов В.А. /О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. -  Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. – М.: Вербум, 2001. – 208с.
  3. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост./Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 474 с.-         (Стандарты второго поколения)
  4. Словарь по образованию и педагогике/В.М.Полонский.- М.:Высш.шк., 2004- С.82
  5. Словарь-справочник по педагогике/авт.- сост. В.А. Мижериков; под общ. ред.  П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004- С.306
  6.  Данилова Г.П., Демидова М.Ю., Мирошниченко И.П., Рохлов В.С. Региональные образовательные программы: содержание, структура,         экспертиза, условия реализации. - М.: МИОО, 2010.- 96 с.
  7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008.- С.41

4.2 Интернет-ресурсы

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

4.5. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

1. 1С. Школа.  Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

        2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.

5.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы.

Содержание учебного курса.

1.  Законы взаимодействия и движения тел. (27 ч)

Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Система отсчета.  Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в любой момент времени. Различие между величинами «путь» и «перемещение». Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения,  определение скорости;  график проекции вектора скорости. Для прямолинейного равномерного движения:

 - формулы для нахождения проекции и модуля вектора скорости и перемещения;

- равенство модуля вектора перемещения, пути и скорости под графиком скорости

Мгновенная скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции. Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения: а) сонаправлены; б) направлены на противоположные стороны. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Относительность перемещения и других характеристик движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Причины смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе отсчета). Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке). Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Единица силы. Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б)приложены к разным телам. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разряженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Формула для определения ускорения свободного падения через гравитационную постоянную. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над землей.  Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности, при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила. Условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая космическая скорость. Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формулы импульса. Единица импульса.. Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты.

2. Механические колебания и волны. Звук.(10ч)

Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Определение свободных колебаний. Колебательных систем, маятника. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частота нитяного маятника от длины нити. Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания и их график. Вынуждающая сила. Частота установившихся вынужденных колебаний. Механизм распространения упругих колебаний. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. Источники звука-тела, колеблющиеся с частотой 20Гц – 20кГц. Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука - от амплитуды колебаний. Наличие среды – необходимое условие распространение звука. Скорость звука в различных средах. Условия, при которых образуется эхо.

3. Электромагнитное поле.  (17 ч)

Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Линии магнитного поля постоянного полосового магнита и прямолинейного проводника с током. Неоднородное и однородное магнитное поле. Магнитное поле соленоида. Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Линии вектора магнитной индукции. Единицы магнитной индукции. Зависимость магнитного поля, пронизывающего контур, от площади и ориентации контура в магнитном поле и индукции магнитного поля. Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение направления индукционного тока. Самоиндукция. Переменный электрический ток. Устройство и принцип действия индукционного генератора переменного тока. График зависимости силы тока от  (t). Выводы Максвелла. Электромагнитное поле. Его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Напряженность электрического поля. Обнаружение электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Развитие взгляда на природу света. Конденсаторы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет как частный случай электромагнитных волн. Место световых волн в диапазоне электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения – фотоны или кванты.

4. Строение атома и атомного ядра.  (11 ч)

Открытие радиоактивности Беккерелем. Опыт по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения. Альфа-, бета- и гамма – частицы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Превращение ядер при радиоактивном распаде на примере альфа-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание протонов из ядер атомов азота. Наблюдение фотографий треков частиц в камере Вильсона. Открытие и свойства нейтрона. Массовое и зарядовое числа. Протонно – нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового числа. Особенности ядерных сил. Энергия связи ядра. Формула для определения дефекта масс любого ядра. Расчет энергии связи ядра по его дефекту масс. Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях.. Модель процесса деления ядра урана. Выделение энергии. Цепная реакция деления ядер урана и условия ее протекания. Критическая масса. Ядерный реактор и его виды. Устройство и принцип действия ядерного реактора. Преобразование энергии на атомных электростанциях. Атомная энергетика. Поглощенная доза излучения. Биологический эффект, вызываемый различными видами радиоактивных излучений. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Выделение энергии. Перспективы использования этой энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...