"Три состояния вещества". 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок изучения нового материала, в ходе которого у учащихся формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности и работы с учебником, развиваются умения выделять главное, сравнивать и анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 7-м классе по теме
"Три состояния вещества"
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока – познакомить учащихся со свойствами твёрдых тел, жидкостей и газов, и объяснить их с точки зрения молекулярного строения вещества.
Задачи урока:
Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету, коммуника-
бельность, умение излагать свою точку зрения.
Образовательная: формировать умения применять полученные знания о молеку-
лярном строении вещества для объяснения свойств твёрдых
тел, жидкостей и газов.
Развивающая: формировать у учащихся навыки самостоятельной исследо-
вательской деятельности и работы с учебником, развивать
умения выделять главное, сравнивать и анализировать.
Приборы и материалы: (для каждой исследовательской группы)
набор твёрдых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.),
сосуд с водой,
мензурка,
2-3 сосуда разной формы,
шприц медицинский,
воздушный шарик.
Раздаточный материал:
карточки с заданием для исследовательской работы.
Информационно-техническое сопровождение урока:
компьютерная презентация “Три состояния вещества”,
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран или интерактивная доска.
Ход урока
Учитель. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях:
твёрдом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в
каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твёрдом, спирт – в
жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в на-
шей жизни встречаются сразу в трёх состояниях, например, вода:
твёрдое состояние воды – лёд, жидкое – вода, газообразное – водяной
пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами.
Давайте попробуем разобраться почему!
1. Организационный момент
Тема нашего урока “Три состояния вещества”.
2. Актуализация знаний (блиц-опрос)
- Из чего состоят все тела?
- Что называют молекулами?
- Из чего состоят молекулы?
- Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
- Почему при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются?
- Что вы можете сказать о величине промежутков между молекулами твердых тел,
- жидкостей и газов?
- Какое явление называют диффузией?
- Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью?
- Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
- Что вы можете сказать о силах взаимодействия между молекулами твердых тел,
- жидкостей и газов?
3. Изучение нового материала
Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.
1) Исследовательская работа учащихся в группах
Карточки с заданиями раздаются учащимся заранее
(Учащиеся в группах по 3-4 человека экспериментально исследуют основные свойства твёрдых тел, жидкостей и газов: сохранение формы, объёма, сопротивление сжатию.)
Подведём итоги исследования и попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объём и сопротивление сжатию. Сведения занесём в таблицу.
(Учащиеся строят таблицу в тетради и вместе с учителем заполняют графу “Основные свойства”)
Нам известно, что молекулы одного и того же вещества (например, воды) не отличаются друг от друга, но в чём же причина столь разных свойств вещества в различных агрегатных состояниях? (Причина в расположении молекул в теле, характере их движения и взаимодействия.)
2) Самостоятельная работа по учебнику
Представьте себе, что вы – молекулы и образуете газ (первый ряд), жидкость (второй ряд), твёрдое тело (третий ряд). Используя материал §11 “Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов” (Перышкин А.В. , “Физика.7 класс”) через 4-5 минут попробуйте описать расположение, движение и взаимодействие молекул в своём веществе.
Подведение итогов самостоятельной работы.
(Учащиеся на основе изученного материала описывают молекулярное строение вещества в разных агрегатных состояниях. Учитель, иллюстрируя сообщения учащихся, демонстрирует компьютерные модели строения вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях, характер движения и взаимодействия молекул. Одновременно учащиеся в таблице заполняют графы “Расположение молекул”, “Характер движения молекул”, “Взаимодействие молекул”.)
3) “Физминутка”
Давайте разомнёмся и попробуем смоделировать движение молекул в твёрдом теле и жидкости.
Упражнение 1. “Прыжки на месте” – модель твёрдого тела.
Представьте, что вы молекулы твёрдого тела (учащиеся прыгают на месте). Тело нагревается (прыжки в быстром темпе), тело охлаждается (прыжки в медленном темпе).
Упражнение 2. “Прыжки на месте с перескоками” – модель жидкости.
Представьте, что вы молекулы жидкости (учащиеся прыгают, перескакивая с места на место). Тело нагревается (быстрый темп), тело охлаждается (медленный темп).
4) Фронтальная беседа
На основе знаний о молекулярном строении попробуем объяснить основные свойства вещества в разных агрегатных состояниях?
Почему газы не сохраняют объём и легко сжимаются?
(Расстояние между молекулами велико, силы притяжения слабые, поэтому молекулы легко удаляются друг от друга и так же легко сближаются. Когда расстояние между молекулами газа уменьшится на столько, что начинают резко возрастать силы отталкивания – сжатие прекращается)
Почему газы не имеют формы и заполняют весь предоставленный объём?
(Причина в свободном движении молекул и слабо их притяжении)
Почему жидкости сохраняют объём?
(Взаимодействие между молекулами велико, следовательно, они не способны “отрываться” друг от друга)
Почему жидкости не имеют своей формы и текучи?
(Молекулы жидкости подвижны, они способны перескакивать с места на место несколько мил-лиардов раз в секунду. В случае, если на жидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, на-пример, притяжение к Земле, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно, текучесть и отсутствие собственной формы жидкос-тей объясняется частыми перескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое).
Чем объясняется не сжимаемость жидкостей?
(Расстояние между молекулами достаточно мало. При сближении силы отталкивания резко воз-растают, не позволяя молекулам сближаться)
Почему твердые тела сохраняют свою форму?
(Причина кроется в характере движения молекул. Они ведут “оседлый образ жизни”, совершая колебательные движения около положения равновесия и свободно перемещаться не могут)
Почему твердые тела сохраняют свой объём?
(Взаимодействие между молекулами твердого тела огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга)
Чем объясняется не сжимаемость твердых тел?
(Расстояние между молекулами мало (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться).
4. Проверка и закрепление изученного материала.
Работа с тестом:
1. В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет форму и объем?
А) газообразном
Б) жидком
В) твёрдом
2. Почему газы не сохраняют объём?
А) Молекулы газа отталкиваются друг от друга
Б) Силы притяжения между молекулами очень слабые
В) Молекулы газа движутся свободно
3. Почему жидкости не имеют формы?
А) Молекулы жидкости слабо взаимодействуют друг с другом
Б) Молекулы жидкости способны перемещаться с места на место
В) Молекулы жидкости не имеют формы
4. Почему в горячей воде сахар растворяется быстрей, чем в холодной?
А) В горячей воде молекулы движутся быстрей
Б) В горячей воде расстояние между молекулами больше, чем в холодной
В) Молекулы сахара притягиваются к молекулам воды
5. Почему в газах и жидкостях диффузии протекает значительно быстрей, чем в твёрдых телах?
А) Расстояние между молекулами газов и жидкостей больше, чем в твёрдых телах
Б) Температура газов и жидкостей выше, чем температура твёрдых тел
В) В газах и жидкостях молекулы свободно перемещаются, а в твёрдых телах нет
6. В каких телах молекулы колеблются около положения равновесия?
А) В твёрдых
Б) В жидких
В) В газообразных
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Строение твёрдых тел, жидкостей и газов
Критерии сравнения | Газ | Жидкость | Твёрдое тело |
Расположение молекул | |||
Характер движения молекул | |||
Взаимодействие молекул | |||
Основные свойства |
Строение твердых тел, жидкостей и газов
Критерии сравнения | Газ | Жидкость | Твердое тело |
Расположение молекул | |||
Характер движения молекул | Движутся свободно по всему объему | Колеблются на месте, перескакивают с места на место | Колеблются на месте |
Взаимодействие молекул | Слабое | Сильное | Огромное |
Основные свойства |
|
|
|
Задания для исследовательской работы
Задание 1: «Исследование свойств газов»
Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?
- Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?
- Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?
Задание 2: «Исследование свойств жидкостей»
Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, медицинский шприц
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?
- Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?
- Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?
- Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?
Задание 3: «Исследование свойств твёрдых тел»
Оборудование: набор твёрдых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
- Имеют ли твёрдые тела свою форму?
- Сохраняют ли они свой объём?
- Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по теме "Три состояния вещества". Физика 7 класс.
Интерактивный тест содержит 15 заданий, создан в программе РР-2007 с поддержкой макросов....
Контрольная работа по физике по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». 8 класс
Контрольная работа по физике по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». 8 класс (задания разноуровневые , на оценку 3,4,5)...
урок физики в 8 классе "АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА"
на уроке использованы межпредметные связи физика - литература - искусство...
Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

Презентация к уроку "Агрегатные состояния вещества", 8 класс
Презентация "Уникальные свойства воды"....

Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а
Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3 само...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....