урок физики в 8 классе "АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

на уроке использованы межпредметные связи физика - литература - искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_sbornika_taganrog_2010.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

«АГРЕГАТНЫЕСОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА»

УРОК ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ

Шмидт Наталья Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уренгойская средняя общеобразовательная школа №2», п. Уренгой, ЯНАО

Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме.

Задачи: развитие аналитических навыков, исследовательских компетенций учащихся, воспитание эстететических качеств личности

Оборудование урока: выставка рисунков, репродукций с видами природы в разное время года, компьютер или проигрыватель, диски с записями музыки А.Вивальди и П.И. Чайковского из циклов «Времена года».

Ход урока

  1. Организационный         момент. Вступительное слово учителя.

В мире существует мнение, что физика наука сухая и скучная. Но физикам совсем не чужда лирика. Вот и сегодняшний урок мы посвятим не только физике, но и поэзии, изобразительному искусству и музыке. Необычность урока будет заключаться не только в этом, но и в его системе оценивания. Для того чтобы отметить активность вашей работы и наиболее удачные ваши ответы, вас будут награждать «орденом» (2 бала). Если ваш ответ окажется неполным – вы получите «медаль» (1 балл). В конце урока вы подсчитаете число заработанных вами баллов и узнаете свою оценку. Я надеюсь, что медалей и орденов мне хватит.

II. Актуализация знаний по теме.  Блиц - турнир.

Вопрос учителя

Наводящий вопрос учителя

Ответ ученика

1.Какие агрегатные состояния воды вам известны?

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

2. В каком агрегатном состоянии вещество (вода ) обладает  минимальным запасом внутренней энергии? Почему?

Что такое внутренняя энергия?

Это сумма потенциальной и кинетической энергии всех частиц. из которых состоит тело. (Екп)

Твердое состояние. Так как кинетическая энергия молекул очень маленькая (молекулы колеблются), следовательно, внутренняя энергия данного твердого агрегатного состояния наименьшая

3.В каком агрегатном состоянии вещество (вода ) обладает  максимальным запасом внутренней энергии? Почему?

В парообразном состоянии. Молекулы движутся с большими скоростями, обладают большой кинетической энергией, следовательно, внутренняя энергия максимальна.

4.Чем можно сильнее обжечься: кипятком, температурой 1000С или паром той же температуры?

Паром обжечься можно сильнее, так как его внутренняя энергия больше.

5. Перечислите процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, начиная с агрегатного состояния с меньшей энергией до агрегатного вещества с большей энергией. И обратно.

Плавление – парообразование (кипение).

Конденсация – кристаллизация (отвердевание)

6.Имеется ли сходство между процессами плавления и кристаллизации? Кипение и конденсация?

Температура плавления и отвердевания одна и та же. Температура кипения и конденсации одна и та же.

7. В чем их отличие?

Плавление и кипение идет с поглощением энергии.

Отвердевание и конденсация – с выделением энергии.

8. Почему при плавлении  вещества  не изменяется его температура?

На что расходуется энергия?

Энергия, получаемая извне, тратится на разрывание связей между молекулами и сообщение им дополнительной энергии.

9. Давайте попробуем дать новое определение процессам, используя выражение «запас внутренней энергии»

Плавление – процесс перехода вещества из состояния с меньшим запасом внутренней энергии в состояние с большим запасом внутренней энергии.

10. А что можно сказать о температуре процесса испарения?

Не кипения, а испарения?

Испарение происходит при любой температуре.

11. Может ли испаряться твердое вещество?

Нафталин, белье сохнет на морозе.

Да.

III. Работа с иллюстрациями (репродукции, рисунки)

На столе у детей лежат иллюстрации. Рассмотрите их, покажите друг другу. Какая общая тема этих картин? (Природа). Какой вы видите воду на этих картинах? (Снег, лед, ручей, река и др.) Как называются эти состояния воды в физике? (агрегатные состояния). Запишите тему урока в тетрадях.

Мы продолжаем разговор об агрегатных состояниях вещества на примере воды, которая волшебным образом может превращаться в зависимости от времени года в снег, лед, пар, иней.

IV. Работа со стихотворениями. У детей на столах лежит таблица.(см. заполненная таблица № 1)

Сейчас я прочитаю стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой. И мы вместе попробуем заполнить несколько строк нашей таблицы.

Ручей петляет осторожно

Сквозь талый вылинявший снег.

Кричат грачи, и невозможно

Остановить весны разбег.

О каком времени года идет речь? (весна).

 Какая информация о воде есть в этих строках? (ручей петляет, талый снег)

На столах у вас лежат листы с поэтическими строками известных авторов: Пушкина, Есенина.  (приложение 1)

Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием.

Выполнять  задание вы будете под музыку А. Вивальди «Времена года»

Таблица № 1

Информация о воде из стихотворений.

Устойчивое агрегатное состояние

Переходный процесс

Энергия (процесс происходит с выделением или поглощением энергии)

Время года

Ручей петляет осторожно

Жидкое

весна

Сквозь талый вылинявший снег

Твердое и жидкое

плавление

 С поглощение энергии

весна

Снег тает

Плавление

 с поглощением энергии

весна

Пар восходит от земли

Испарение

с поглощением энергии

весна

Снег лежит

Твердое

зима

Иней

Твердое

зима

И речка подо льдом блестит

Твердое

зима

Снегом, снежною каймой

Твердое

зима

Тучи без конца

Жидкое

осень

Дождик так и льется

Жидкое

осень

Лужи у крыльца

Жидкое

осень

Туман

Испарение, потом конденсация

Испарение - с поглощением энергии, конденсация - с выделением энергии

осень

Снежок

твердое

осень

Замерзла река

Кристаллизация

С выделением энергии

осень

Тучка легкая видна

Жидкое

Разольешься туманом

Жидкое

лето

Мелкою росой

Жидкое

лето

В желтой пене облака

Жидкое

Лето.

Проверим заполнение таблицы.  За полное заполнение таблицы с дополнительной информацией учащемуся дается орден. За полное заполнение, с недочетами - медаль.

Дополнительный материал.

Снег – атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок. Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, растениях и наземных предметах в результате их охлаждения. Возникает в тихие ясные ночи, когда велико земное излучение. Тучка легкая – скопление легких капель воды в атмосфере.  Туман – скопление капель у поверхности Земли, образующихся из перенасыщенных паров в результате конденсации. Роса – капли воды образованные в результате конденсации водяного пара на почве, растениях в результате их охлаждения в ясные безветренные ночи (сильное излучение земли). Узоры  из ледяных кристаллов образуются из-за неровностей на стеклах и микротрещин на нем. Для осени характерно то, что большое количество капель воды находится в атмосфере во взвешенном состоянии, отсюда густые туманы, тучи без конца, частые дожди. Одним словом – осень плаче.

V. Подведение итогов урока. Беседуя или  разбирая проблемную ситуацию необходимо подвести учащихся к следующим выводам:

1. При работе со стихами о  «зиме» и «лете», заполняется, в основном,  первая часть таблицы (устойчивые агрегатные состояния), а  при работе со стихами о   «осени» и «весне»  - вторая часть (переходный процесс). Это объясняется тем, что зимой и летом вода находится в относительно стабильном состоянии, весной и осенью происходит масштабный переход из одного состояния в другое.  Кристаллизация характерна для осени, плавление - для весны, и лишь испарение происходит круглый год.

2.Обратить внимание на одинаковую природу росы и инея.

3.Факт, не касающийся физики. Обратить внимание, какому времени года поэты отдают предпочтение в своих стихах. (Зиме)

VI. Выставление оценок за урок.

6 и больше баллов – оценка «5», 3-5 баллов -  оценка «4»

VII. Заключение.  

Научимся любить природу, видеть ее красоту и с успехом объяснять процессы, происходящие в природе. Выглянем в окно, как много тайн храни природа. Познавайте ее, изучайте ее, преобразуйте ее разумно.

Закончить урок стихотворением Музы Рождественской:

Сознается поэт любой:

Зима -  источник вдохновения!

Ведь сколько красоты земной

Приносит каждое мгновение!

Мне просто глаз не оторвать

От чуда сказки наяву.

Кому спасибо мне сказать,

Что в этой сказке я живу?

Приложение № 1. Подборка стихотворений о зиме, весне, лете и осени.

лето

зима

Небо чисто после бури,-

Только там, на дне лазури,

Чуть заметна и бледна,

Тучка легкая видна

Разольешься ль ты туманом

Над бездонным океаном?

Или мелкою росой

Ты забрезжишь над травой?...  С.Ф. Дуров

 Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

 И ель сквозь иней зеленеет,

 И речка подо льдом блестит.  

                                      А.С Пушкин

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихом дреме по навесом

Слышу шепот сосняка

Светят зелено в сутемы

Под росою тополя.

Я – пастух; мой хоромы –

В мягкой зелени поля. С. Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой…

                                                       С.Есенин

весна

осень

Ручей петляет осторожно

Сквозь талый вылинявший снег.

Кричат грачи и невозможно

Остановить …. разбег. (весны)

                                         О. Меньшиковой

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца;

Что же ты рано в гости

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!            А.Н.Плещеев

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от Земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.   А. Толстой

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал

 В полдень дождь перестал,

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Расцвело.

Нет нигде облачка

Воздух легок и чист,

Замерзла река.                И.С. Никитин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл

Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь  к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова  Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...

План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"

В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...

Разработка открытого урока по теме «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» физика, 8 класс

Методическая разработка по физике (8 класс) на тему: урок физики в 8 кл по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание "...

Интегрированный урок физика-информатика "Агрегатные состояния вещества"

Урок для тех кто хочет заинтересовать учащихся и любит экспериментировать.Урок предполагает применение компьютера и вычисление количества теплоты с помощью программы, написанной на языке программирова...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....