Технология критического мышления на уроках физики
статья по физике на тему

Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

Технология критического мышления на уроках физики

Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края

Стремительно меняется мир, меняется ученик, меняются подходы к образованию учащихся. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Учителя и родители часто замечают отсутствие у учащихся интереса – мотивации, сетуют на плохие результаты учеников. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.

Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. Физика обладает огромными возможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе, исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок.

Технология “Критическое мышление” учит самостоятельному поиску новых знаний, использует ученический диалог, создаёт психологически комфортную среду, так как на уроке разрешается ошибаться, заблуждаться, а затем есть возможность исправить свои ошибки. Технология предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет использовать данную технологию на различных этапах урока.

Прием « Плюс-минус-вопрос». 

фрагмент урока по теме «Трение в быту и технике» (7-й класс)

В начале урока на стадии вызова вспомнить, что известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставится вопрос: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку  методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делается вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно.

 

Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы

 Метод  «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Предлагаю учащимся сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее записываю на доске ряд вопросов и прошу детей (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, ученикам предлагается прочитать или прослушать сообщение, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания этот прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

 Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто? Что?

Когда? Где?

Согласны ли вы, что?

Например:

Что происходит с водой при

100̊ С?

Где мы можем увидеть воду в газообразном виде в природе?

Какое явление называют испарением?

Почему?

Как вы можете объяснить?

В чем отличие ….?

Например:

Почему горячий чай остывает быстрее, если на него дуют?

Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?

Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?

Прием «Синквейн»

Составление  стихотворения, представляющего собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. 
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Составление синквейнов можно выполнять как дома, так и в школе. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание так и  коллективно.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

(7 класс)

Физика.
Теоретическая, экспериментальная.
Изучает, определяет, доказывает.
Наука о природе, законах и явлениях.
Мир.

(7 класс)

Физика.
Познавательная, интересная.
Начинается, идет, заканчивается.
Одна из дисциплин в школе.
Уроки.

(7 класс)

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.

(8 класс)

Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.

(8 класс)

Жидкость
кипит, испаряется,
в насыщенный пар превращается,
который затем конденсируется, и всё повторяется.

Круговорот! 

(10 класс)

Прием «кластеры»

Такой прием  позволяет научиться последствие составлять конспекты, не переписывая при этом весь учебник, выделять главный смысл, я учу выявлять ключевые слова и словосочетания, составлять логические цепочки.

Это приём выделения  и графической систематизации смысловых единиц в виде грозди. В таком виде удобно представлять и большие объемы информации.

Например: Составьте кластер к слову “Конденсатор (10 класс)”. При выполнении данной работы учащиеся делятся на группы по 4 человека. Они выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Данную работу они выполняют самостоятельно читают параграф учебника.

 

Использование описанных выше приёмов  данной технологии повышает мотивацию учащихся к обучению. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.  Обладая критическим мышлением, человек знакомясь с теми или иными идеями рассматривает возможные последствия их реализации. Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра».

Для того чтобы успешно внедрять технологию « Критического мышления» в практику надо:

- научить учащихся оценивать не только себя, но и других

- вырабатывать навыки самостоятельной работы

- осмысливать, применять и оценивать большой объем информации

Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия.

Используемая литература:

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. «Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма».  Презентация Петровой Е.М., учителя математики  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Новоалтайск.
  5. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  7. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
  8. Фестиваль  педагогических идейhttp://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Критического мышления» на уроках физики .

В  данной  презентации  рассматривается  технология "критического мышления" её  основные  цели, задачи ....

Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.

В  работе показаны возможные  приёмы практического  использования  элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....

Доклад "Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»

В  публикуемом материале  обозначены стратегии технологии развития критическго мышления через чтение и письмо с применением на уроках физики...

использование приемов технологии критического мышления на уроках физики

Технология развития критического мышления предлагает множество форм работы с учебным материалом. Особенностью этих приёмов является самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Это позволяет мне ...

Технология критического мышления на уроках физики в 9 классе

Карта может быть использована с любым УМК по данной теме...

Применение технологии кластер для развития критического мышления на уроке физики

Буклет по теме:Применение технологии кластер для развития критического мышленияна уроке физики...

ФУНКЦИИ ТРЕХ ФАЗ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ «ПОЮЩИЕ ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА»

Три фазы технологии развития критического мышления1. Стадия вызоваИнформация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально — в парах &mdash...