Главные вкладки

    Доклад "Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»
    статья на тему

    В  публикуемом материале  обозначены стратегии технологии развития критическго мышления через чтение и письмо с применением на уроках физики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Таушинская основная общеобразовательная школа»

    Пермский край 

    Доклад

    «Использование технологии развития критического мышления на уроках физики»

    Учитель физики Кольца Н.И.

    2018/2019 учебный год

     

    Чтение делает человека знающим,

    беседа — находчивым,

    а привычка записывать — точным.

    Бэкон Ф.

             Исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста – к  хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям, ну и, естественно, являющийся уникальным специалистом.

    Поэтому,  в соответствии с требованиями ФГОС, система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. Для решения этих задач предназначена одна из четырех междисциплинарных учебных программ реализующаяся в  стандартах второго поколения:

    • «Формирование универсальных учебных действий»
    • «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»
    •  «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
    •  «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

           Стратегия смыслового чтения состоит из трех блоков. Первая – это восприятие текста, поиск информации и понимание прочитанного. Вторая – это извлечение смысла, преобразование и интерпретация текста. Третья – оценка полученной информации, сопоставление с условием.

           Тексты принято делить на сплошные (без визуального изображения) и несплошные (с визуальным изображениями).

    Типы сплошных текстов:

    - описание (художественные и технические);

    - повествование (рассказ, отчёт);

    - объяснение (рассуждение, интерпретация);

    - аргументация (научный комментарий, обоснование);

    - инструкция (указание к выполнению работы, правила и т.д.)

    Типы несплошные тексты:

    - формы (анкеты);

    - таблицы;

    - диаграммы, графики, карты;

    - списки;

    -информационные листы (расписание, например).

     На уроках физики  встречаются и сплошные тексты, и   несплошные.

       В своём выступлении хочу привести примеры приёмов работы с текстом, которые очень часто я использую на своих уроках.

    1. Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

    Этот способ формирует умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

    «Толстые» вопросы

    «Тонкие» вопросы

    Объясните почему….?
    Почему вы думаете….?
    В чём различие…?
    Почему вы считаете….?

    При каких условиях …?

    Установите закономерность …?

    Можно ли обобщить задачу, если…?

    Рационально ли решена задача?

    Кто..? Что…? Когда…?
    Может…? Мог ли…?
    Было ли…? Будет…?
    Согласны ли вы…?
    Верно ли…?

    Что известно в задаче?

    Что нужно найти?

    Какова зависимость между…?

    Достаточно ли данных в задаче для её решения?

          Этот приём я использую на этапе не только контроля знаний, но и на этапе актуализации, устранения пробелов.

    1. Приём «Представление информации в кластерах».

    Этот способ формирует структурировать и систематизировать материал.

    Кластер – графический способ организации учебного материала.  В виде кластера мы с учащимися можем записывать правила, можем структурировать материал. Этот приём я использую как на этапе формирования новых знаний, так и при систематизации знаний. Например в 8 классе на уроках физики при изучении  темы «Внутренняя энергия» я использую  стратегию «Кластер»,  «Криволинейное движение. Движение по окружности» в 9 классе. (Приложение 1).

    1. Приём «Вопросы к тексту учебника».

    Этот приём формирует умение самостоятельно работать с текстом учебника, формулировать вопросы, работать в парах.

    • Прочитайте текст. 
    • Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
    • Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
    • Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

    Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.  Этот приём я использую на этапе формирования новых знаний, первичного закрепления.

    1. Приём «Верные и неверные утверждения».

    Этот приём формирует умение анализировать информацию, умение оценивать факты, умение отражать своё мнение.

        Учащиеся выражают своё отношение к ряду утверждений по правилу: верно  -  «+», неверно -  «- ». Этот приём я использую на этапе актуализации знаний, устранения пробелов.

    1. Приём «Верите ли вы…».

    Этот приём направлен на повышение интереса к изучению данной темы, создание положительной мотивации. Этот приём я использую в начале урока, после сообщения темы урока, в виде разминки. Вопросы могу задавать я или учащиеся при проверке правил домашних заданий.

    1. Приём «Составление краткой записи задачи».

    Этот приём формирует умение целенаправленно читать текст задачи, задавать проблемные вопросы и вести обсуждение в парах.

    Формы краткой записи, используемые мной: схема, таблица, ключевые слова.

        Схема используется при решении задач на движение. Таблица – при решении задач на нахождение работы  и КПД. Ключевые слова – при решении задач на нахождение пути, перемещения и скорости.

       Этот приём я использую при отработке новых знаний, на этапе формирования способов действий.

    1. Приём «Инсерт» (маркировка текста по мере чтения).

    Этот приём формирует умение классифицировать и анализировать информацию, выделять новое. Этот приём я использую в домашней работе, т.к. работа индивидуальная. Учащиеся делают пометки в тексте: знают – «+»; новое – « - »; не понял, есть вопросы, проблема «?». Именно, с этой проблемы начинается изучение нового материала.  10 класс.   «Закон сохранения механической энергии».  (Приложение 2).

            Для развития и проверки навыков чтения в своей работе я использую такие типы заданий:

    Задания «на дополнение информации»:

    1. заполнение пропусков в тексте;
    2. завершение предложения.

    Задания «на восстановление текста»:

    1. собери правило;
    2. найди ошибку;
    3. расположи в правильной последовательности.

    Задания «на соотнесение»:

    1. нахождение соответствия между названиями, утверждениями, схемами, таблицами;
    2.  соотнесение данных слов со словами из текста.

    Такого вида задания есть в ОГЭ по физике.

    Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют мне создавать условия для формирования УУД:

    Познавательные:

    - выделять и формулировать проблему, строить логические цепочки;

    - выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать вид графической модели;

    - осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в учебниках и других источниках, в т.ч. используя ИКТ)  для решения учебных и жизненных задач;

    - выбирать наиболее эффективные способы решения задачи;

    - анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

    - классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;

    - сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ);

    - устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;

    - переносить полученные знания в новую ситуацию;

    - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

    Регулятивные:

    - формировать и определять цели, проблемы  деятельности: учебные и жизненно-практические;

    - планировать деятельность;

    - адекватно оценивать свои достижения;

    -  осознавать возникающие трудности, искать пути их преодоления;

    - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

    Коммуникативные:

    - излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

    - корректировать своё мнение;

    - формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

    - осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;

    - формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы.

    Личностные:

    - формирование устойчивой мотивации к изучению нового;

    - аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности;

    - формировать критичность мышления.

    Таким образом, данные приёмы мне помогают развивать логическое мышление, мотивировать учащихся не только для работы на уроке, но и формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации.

    Литература:

    1. Н. Н. Сметанникова.  Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: Как реализовать

    ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2014.

    2. ФГОС ООО.

    3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

    4. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 7 класс: Варианты 1-4.-М.; СПб: Просвещение, 2016. – 80 с. («ФГОС: оценка образовательных достижений»).

    Приложение 1.

    C:\Users\школа\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170111_140126.jpg

    Приложение 3.

    C:\Users\школа\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170111_140003.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

    Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

    Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

    педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

    Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

    Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

    «Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

      Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...