Плавление и кристаллизация тел
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Сафроненкова Екатерина Сергеевна

Плавление и кристализация тел

план-конспект урока. 8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavlenie_i_kristallizatsiya.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Плавление и отвердевание кристаллических веществ»

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: ознакомить с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел, а также с графиками плавления и отвердевания тел

Задачи:

Образовательная - раскрыть понятия плавления и отвердевания; экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.

Развивающая –  создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная – способствовать привитию культуры поведения, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

 Демонстрации:

1. Модели кристаллических решеток;

2. Наблюдение за процессами испарения, плавления и кристаллизации;

3. Набор кристаллических и аморфных тел.

Использование диска наглядная  физика 8.

Ход урока:

I. Орг. момент урока.

Учитель:

- Здравствуйте ребята!

Отличного настроения Вам. Пусть этот урок принесет Вам радость от общения со мной, от общения друг с другом.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: Выяснить опорные знания учащихся для изучения новой темы.

Учитель:

Проверим, как вы справились с домашним заданием.

Что такое температура, теплота? Что такое внутренняя энергия тел и какие способы ее изменения вы знаете?

Демонстрация моделей кристаллических тел, стакана с водой и со льдом

1.В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то вещество?

2. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

3. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

4. Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?

III. Мотивационный этап.

Цель: Показать значимость изучаемой темы.

Учитель: Сможете ли вы привести примеры практического использования перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? (Ученики должны привести такие примеры - металлургия, холодильники…)

Учитель: Демонстрация плавления льда с помощью спиртовки.

Что надо сделать, чтобы кристаллическое тело начало плавиться, а тело в жидком состоянии затвердело?

IV. Объяснение нового материала.

Передавая телу энергию, можно перевести его из твердого состояния в жидкое (например, расплавить лед) 
Плавление и отвердевание кристаллических тел можно объяснить на основании атомно-молекулярной теории строения вещества. 
Мы знаем, что в кристаллах молекулы (или атомы) расположены в строгом порядке. Этим объясняется, что все кристаллы одного и того же вещества имеют определенную форму. Однако и в кристаллах молекулы или атомы находятся в движении. Но в отличие, например, от газов, где частицы движутся независимо друг от друга, в твердом теле каждая из частиц влияет на движение других. 
От скорости движения молекул, как мы знаем, зависит температура тела. При нагревании тела средняя скорость движения молекул возрастает, - следовательно, возрастает и их средняя кинетическая энергия. Вследствие этого размах колебаний молекул (или атомов) увеличивается, при этом силы, связывающие их, уменьшаются. Когда тело нагреется до температуры плавления, размах колебаний настолько увеличится, что нарушится порядок в расположении частиц в кристаллах. Кристаллы теряют свою форму: вещество плавится, переходя из твердого состояния в жидкое. 
Физминутка. 
Вы немножечко устали, 
Надо силы нам вернуть, 
Проведем мы физминутку, 
Дадим мышцам отдохнуть. 
Ручки плавно опустите, 
Ноги вытянем вперед, 
И представим на минутку, 
Как мы плавиться начнем. 
Все мы дружно отдохнули, 
Силы мы себе вернули. 

При отвердевании вещества все происходит в обратном порядке 
Процесс перехода вещества можно представить на графике. 


Ра  бота с графиком (фронтальная беседа по вопросам) 

Презентация по Химии "Агрегатное состояние вещества. . Плавление и отвердевание кристаллических тел" - скачать смотреть бесплатн
1.Сколько участков вы можете выделить на графике? 
2.Дайте название каждому участку. 
3.Почему для превращения твердого тела в жидкость необходимо сначала его нагреть? 
4 Почему участок, соответствующей плавлению изображен горизонтальной линией, если тело нагревают. Телу передают количество теплоты, на что оно расходуется? 
5.При каком условии возможен процесс плавления? 
6.Что происходит с внутренней энергией тела? 
7. Как можно назвать температуру, при которой вещество начинает плавиться? 

А как можно назвать температуру, при которой вещество кристаллизуется? 
Что вы можете сказать о значении этих температур? 
Каждое вещество имеет свою температуру плавления, это определяется свойствами кристаллической решетки. 

Таблица температур плавления-Лукашик. (беседа по вопросам) 
1.Какое вещество можно назвать тугоплавким? Легкоплавким? 
2.Может ли вещество плавиться при отрицательной температуре? 
3.Какие вещества можно расплавить при комнатной температуре? 
4.Если бы у нас была возможность пронаблюдать процесс плавления на уроке, какие вы взяли вещества? 

Основная характеристика вещества- удельная теплота плавления. 
Удельная теплота плавления показывает какое количество теплоты необходимо для превращения 1кг твердого тела в жидкость. 

λ – удельная теплота плавления 
[λ]- Дж/кг ( таблица) 
Количество теплоты, необходимое для плавления 
Q=λ • m 
Количество теплоты, выделяемое при кристаллизации 
Q=-λ • m 

V. Закрепление материала. 
Решение задачи. Какое количество теплоты потребуется для плавления 2кг меди? 

Проверка качества усвоения изученного (самопроверка-задание 34.1) 
1.Возможно ли расплавить олово в стальной ложке? 2. Возможно ли расплавить олово в алюминиевой ложке? 3. Возможно ли расплавить вольфрам в стальной ложке?

Вы отлично потрудились, 
Процесс плавления изучили, 
Работать с графиком вы научились, 
И отличные отметки получили. 

VI Домашнее задание. 
Задание 34.2, ответы на вопросы в конце параграфа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме"Плавление и кристаллизация тел." Разработка урока.

Урок содержит повторение   материала о плавлении и кристаллизации тел, представление его в виде схемы, графиков и работы с ними, закрепление темы на примере решения задач....

Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».

Тема урока: «Расчёт количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел».Цель урока: Рассмотреть особенности процессов плавления и кристаллизации тел.Задачи урока: 1.     Объясни...

графики плавления и кристаллизации

На уроке используется видеоматериал из электронного приложения к учебнику Мякишева, Сотского 10кл...

Агрегатное состояния вещества. Плавление и кристаллизация. 8 класс

Научить учащихся понимать суть таких тепловых явлений, как плавление и кристаллизция....

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация.

Конспект  и презентация урока по теме "Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация,"...

презентация к уроку физики в 8 классе "Плавление и кристаллизация"

Презентация к уроку по прогрпмме Л.Генденштейна, 8 класс, тема "Плавление и кристаллизация"...