Это интересно!
занимательные факты по физике на тему

ПИРОГОВА ИРИНА ПАВЛОВНА

ИНТЕРЕСНО ?

В свое время в качестве единицы мощности Дж. Уатт предложил такую единицу, как «лошадиная сила». Эта единица измерения дожила до наших дней. Но в Англии в 1882 г. Британская ассоциация инженеров решила присвоить имя Дж. Уатта единице мощности. Теперь имя Джеймса Уатта
можно прочесть на любой электрической лампочке.
Это был первый в истории техники случай присвоения собственного имени единице измерения.
С этого случая и началась традиция присвоения собственных имен единицам измерения

Говорят что.... 

 

 

одну из паровых машин Уатта купил пивовар, чтобы заменить ею лошадь, которая приводила 
в действие водяной насос. При выборе необходимой мощности паровой машины пивовар определил 
рабочую силу лошади как восьмичасовую
 безостановочную работу до полного изнеможения лошади. Расчет показал, что каждую секунду лошадь поднимала 75 кг воды навысоту 1 метр, что и было принято за единицу мощности в 1 лошадиную силу

источник -  http://class-fizika.narod.ru

 

Популярная история о том, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения когда ему на голову упалояблоко, является мифом. Яблоко можно с натяжкой назвать источником вдохновения потому, что Ньютон вспоминал в зрелые годы, что когда был ребёнком ему не давал покоя ответ на вопрос: "Почему яблоко падает на землю, а Луна – нет?".
Тем не менее, закон тяготения он открыл изучая труды немецкого физика и математика Иоганна Кеплера (1571-1630) и размышляя над прочитанным. Более того, открытие пришло в голову зимой, когда никакие яблоки уже не падают
Простейшее механическое устройство - магнитный компас состоит из магнитной стрелки, которая свободно вращается в горизонтальной плоскости и под действием земного магнетизма устанавливается вдоль магнитного меридиана. Компас служит для ориентирования относительно сторон горизонта.
Древний китайский компас
История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство современного ему компаса, который назывался сынань, что означает "ведающий югом”: он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью. Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков. Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Форма ковшика была выбрана не случайно. Она копировала форму созвездия Большой Медведицы, называемого в Китае "Небесным Ковшом” (Тянь доу). Таким был самый древний прибор для определения сторон света. Недостатком такого компаса было то, что магнетит плохо обрабатывается и очень непрочен. К тому же "ведающий югом” был недостаточно точен, по причине сильного трения между ковшиком и поверхностью доски.

В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Китайцы обнаружили, что эффект намагничивания наблюдается как при соприкосновении железа с магнитом, так и при охлаждении разогретого до красноты железного куска. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. . Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства. Упоминание о таком компасе имеется в трактате "Основы военного дела” ("У цзинь цзуняо”), написанном в 1044 г.

Несколько разновидностей компаса придумал в том же XI веке китайский ученый Шэнь Гуа (1030-1094), который много работал над исследованием свойств магнитной стрелки. Он предлагал, например, намагнитить о природный магнит обычную швейную иглу, затем прикрепить ее с помощью воска в центре корпуса к свободно висящей шелковой нити. Этот компас указывал направление более точно, чем плавающий, так как испытывал гораздо меньшее сопротивление при своем повороте. Другая конструкция компаса, предложенная Шэнь Гуа, была еще ближе к современной: намагниченная иголка здесь насаживалась на шпильку. Во время своих опытов Шэнь Гуа установил, что стрелка компаса показывает не точно на юг, а с некоторым отклонением, и правильно объяснил причину этого явления тем, что магнитный и географический меридианы не совпадают между собой, а образуют угол. Ученые, которые жили после Шэнь Гуа, уже умели вычислять этот угол (его называют магнитным склонением) для различных районов Китая. В Европе явление магнитного склонения было впервые подмечено Колумбом во время его плавания через Атлантический океан, т.е. на четыре столетия позже, чем его описал Шэнь Гуа.

В XI веке многие китайские корабли были оснащены плавающими компасами. Они устанавливались обычно на носу и на корме кораблей, так что капитаны в любую погоду могли держать правильный курс, сообразуясь с их указаниями.

В таком виде китайский компас в XII веке заимствовали арабы. В начале XIII века "плавающая игла" стала известна европейцам. Первыми ее переняли у арабов итальянские моряки. От них компас перешел к испанцам, португальцам и французам, а позднее - к немцам и англичанам. Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой. Вскоре догадались закрывать этот сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра.

В середине XIV века придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга (картушки). Затем итальянец Флавио Джулио усовершенствовал компас, снабдив его картушкой, разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Позже круг был разделен на 32 равных сектора. В XVI веке для уменьшения воздействия качки стрелку стали крепить на кардановый подвес, а век спустя компас снабдили вращающейся линейкой с визирами на концах, что позволило точнее отсчитывать направления. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле, а переделочный процесс - в металлургии. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания. Они оставили морские берега (к которым мореплавание было привязано на протяжении нескольких тысячелетий) и пустились в плавание через океан.

Хотя в наши дни на многих военных и торговых судах магнитные компасы заменены на гирокомпасы и электронные компасы, старый добрый магнитный компас по-прежнему широко применяется рыбаками, яхтсменами, байдарочниками, каякерами, любителями пеших походов и альпинистами, не потерял он своего значения и в топографии, геологии, морской и летной практике.

На изобретение градусника у ученых ушло не мало времени. Первым, кто предложил измерять температуру, был Галилео Галилей. В 1592 году он создал термоскоп. Это была стеклянная трубка с шариком из стекла на конце. Шарик поддавали нагреву, а конец трубочки опускали в воду. Таким образом, из-за того, что шарик охлаждался, давление внутри него уменьшалось, а вода в трубке поднималась наверх, благодаря атмосферному давлению. Когда же температура поднималась, вода наоборот опускалась вниз. Но с таким прибором невозможно было определить конкретную температуру, он давал только приблизительное представление о степени нагрева. Для точных данных была необходима шкала и флорентийские ученые добавили в трубку маленькие шарики и откачали из неё воздух. В начале 17 века Торричелли преобразовал такой термоксоп в спиртовой. Теперь необходимость в дополнительном сосуде с водой отпала и принцип работы этого градусника заключался в том, что спирт при нагревании расширялся. 

Но ученые не могли согласовать какие должны быть показания приборов и какая градуировка шкалы. В 1694 году Карло Ренальдинивыдвинул предложение о размещении на шкале двух границ: верхней — температура кипения воды и нижней — таяние льда. Но это было не очень рационально. В 1714 году был изготовлен первый ртутный термометр. Его изобретателем стал Фаренгейт. Тогда на шкале появились три точки: 
1)температура при которой замерзает раствор соли - 32 °F;
2)температура человеческого тела - 96 ° F;
3)температура кипения воды - 212 ° F .

Термометром Фаренгейта пользуются до сих пор в США. А в Европе его использовали до конца 20 века. 

После этого была придумана ещё одна шкала, которая так и не стала применяемой. Реомюр в 1730 году, при проведении опытов со спиртом, установил, что спирт смешанный с водой в соотношении 5:1, расширяется в соотношении 1000:1080 при изменениях температуры от крайней точки замерзания воды до кипения. Тогда он предложил применять шкалу от 0 до 80 градусов. Нулевое значение обозначало температуру таяния льда, а 80 — кипение воды. 

И вот, в 1742 году, ученый из Швеции Андрес Цельсий предложил для ртутного градусника шкалу, в которой было 100 делений — 100 градусов. Но Цельсий расположил крайние точки не совсем удобно: 0 градусов обозначали температуру кипения воды, а 100 — температуру таяния льда. И астроном Штремер вместе с ботаником Линнеемприняли решение поменять точки местами.

После этого было предложено ещё несколько видов шкал и термометров, но все они не были настолько удобными и практичными.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты из жизни известных картин

Все знать невозможно. Но кое-что так интересно!...

Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".

 Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...

Элективный курс Функция просто, сложно, интересно

Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...

Это интересно.

Интересное в мире биологии....

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»

Результаты Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....