Технология подготовки к ЕГЭ.
статья по физике на тему

В статье рассматриваютс я некоторые приёмы подготовки к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_podgotovki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варваркина Е.В.

Технология подготовки к ЕГЭ.

   Любой учитель заинтересован в успехе своих учеников на Едином государственном экзамене. Залогом успеха является хорошая подготовка к экзамену, прежде всего учителя, который сможет надлежащим образом подготовить к ЕГЭ своих учеников. Учитель сталкивается с проблемами подготовки к занятиям, а ребята – с проблемами отсутствия необходимого уровня предметной обученности, неумением отвечать на тестовые вопросы, подготовки и выполнения домашних работ, эмоциональные моменты, не позволяющие ученику «собраться» при сдаче экзамена в непривычных условиях.

    Научить решать задачи – одна из сложнейших педагогических проблем. Не смотря на то, что детально разработана методика решения, есть алгоритмы общего подхода, все же пока не удается обучить всех учащихся решению задач, и связанно это с тем, что не учтен ряд психологических трудностей, прежде всего непонимание учащимися того, для чего необходимо знать тот или иной материал, и отсутствие мотивации к учению. Учащимся трудно потому, что нужна сообразительность, так как в каждой теме требуются «свои» навыки и умения.

    Практика показывает, что научить всех в условиях всеобщего среднего образования можно, используя блочный метод подачи материала.

     

  Блочный метод подачи материала

 Блочный метод подачи материала включает следующие приёмы:

  • постановка проблемы при изучении нового материала;
  • систематическое повторение материала;
  • поуровневый контроль знаний, умений и навыков;
  • более гибкая система оценивания знаний учащихся и др.

   Блочный метод планирования материала предполагает следующие этапы:

  • теоретический блок (уроки-лекции, урок-конференция, урок-исследование и т.п.);
  • практический блок (решения задач различного уровня по принципу «от простого к сложному», лабораторные работы);
  • разноуровневая домашняя контрольная работа;
  • зачет (проверка уровня усвоения теоретических знаний на репродуктивном уровне и уровне осмысления темы через решение качественных и расчетных задач).

Блочный метод планирования материала:

  • помогает пройти через все уровни усвоения учащимися учебного материала (по классификации Беспалько);
  • позволяет отработать теоретический материал, выделить больше времени на решение задач (порядка 60-70 % уроков в зависимости от темы), систематически осуществлять повторение пройденного материала.

     Изучение физики в 10-11 классах нужно строить с учетом того, что курс основной школы является замкнутым, и , следовательно, её выпускники имеют представление о большом числе понятий, физических величин и законов, изучаемых в старшей школе. В процессе преподавания курса физики проведения тематического контроля знаний следует широко использовать тестовые задания, направленные на проверку всех содержательных особенностей изучаемого элемента знаний. В частности, обращая особое внимание на задания, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей, условий проведения различных опытов и наблюдений явлений, а также их проявления в природе и применение в технических устройствах.

Задания на соответствие

Особое внимание нужно уделить подготовке учащихся к решению заданий части В (задания на соответствие.) Выполнение этих заданий требует применение знаний сразу из двух-трех разделов физики, т.е высокого уровня подготовки школьников.

Задания части В делятся на две группы : к первой из них относятся так называемые задачи на соответствие, ко второй- задания, требующие самостоятельного получения числового ответа:

А) проверка определений, применения законов и т.п., где в правом столбце используется два элемента, а во втором- четыре; из четырех предложенных ответов надо выбрать два, и повторов здесь не может быть;

Б) проверка изменения физических величин в каком-либо процессе, где в правом столбце содержится три величины, а в левом- три элемента (увеличится, уменьшится или не изменится).

При выполнении заданий с выбором ответа необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст, но и все ответы к нему.

При невнимательном чтении можно попасть в «ловушку» знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать частично верный ответ вместо стоящего за ним полностью верного.

Примеры заданий на соответствие

        В первом случае из четырех предложенных предметов надо выбрать два, и повторов       здесь быть не может.

Тематический блок «Электростатика»

Плоский воздушный конденсатор зарядили до некоторой разности потенциалов и отключили от источника тока.

Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины, если пластины конденсаторов раздвинуть на некоторое расстояние?

Физические величины                                                                  Изменения

А Заряд на обкладках конденсатора.                                            1 Увеличится.

Б Электроемкость конденсатора.                                                 2 Уменьшится.

В Энергия электрического поля конденсатора.                          3 Не изменится.

А

Б

В

Обкладки плоского воздушного конденсатора подсоединили к полюсам источника тока, а затем отсоединили от него. Что произойдет с зарядом на обкладках конденсатора, электроемкостью конденсатора и разностью потенциалов между его обкладками, если уменьшить расстояние между обкладками? Краевыми эффектами пренебречь, считая обкладки бесконечно длинными. Диэлектрическая проницаемость воздуха равна 1.

Установите соответствие между физическими величинами и их изменением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины                                                                  Изменения

А Заряд на обкладках конденсатора.                                            1 Увеличится.

Б Электроемкость конденсатора.                                                 2 Уменьшится.

В Разность потенциалов между обкладками.                              3 Не изменится.

А

Б

В

Тематический блок «Постоянный ток»

К концам длинного однородного проводника приложено напряжение U. Провод укоротили вдвое и приложили к нему прежнее напряжение U. Какими станут при этом сила и мощность тока, сопротивление проводника?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины                                                                  Изменения

А Сила тока в проводнике.                                                            1 Увеличится.

Б Сопротивление проводника.                                                      2 Уменьшится.

В Выделяющаяся на проводнике тепловая мощность.              3 Не изменится.

А

Б

В

К источнику постоянного тока с ЭДС и внутренним сопротивлением r подключен резистор сопротивлением R (см. рисунок). Как изменится внешнее сопротивление цепи, сила тока в цепи, ЭДС источника тока при замыкании?

Установите соответствие между соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины                                                                  Изменения

А Внешнее сопротивление цепи.                                                    1 Увеличится.

Б Сила тока в проводнике.                                                              2 Уменьшится.

В ЭДС источника тока.                                                                    3 Не изменится.

А

Б

В

Электродинамика

1. Установите соответствие между названием закона и формулой, ему соответствующей.

НАЗВАНИЕ ЗАКОНА

ФОРМУЛА

А) Закон Ома для полной цепи

1) 

Б) Закон Ома для участка цепи

2) 

В) Закон последовательного соединения проводников

3) 

Г) Закон параллельного соединения проводников

4) 

5)

А

Б

В

Ответ: 2315

2. Установите соответствие между научными открытиями в области электродинамики и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

ИМЕНА УЧЕНЫХ

А) Закон электрического взаимодействия

1) А.Ампер

Б) Закон взаимодействия электрических токов

2) Г.Кирхгоф

В) Явление электромагнитной индукции

3) Джоуль

4) Ш.Кулон

5) М.Фарадей

А

Б

В

Ответ: 415

3. Установите соответствие между научными открытиями в области электродинамики и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

ИМЕНА УЧЕНЫХ

А) Закон теплового действия тока

1) А.Ампер

Б) Закон электролиза

2) Г.Кирхгоф

В) Правило для определения направления индукционного тока

3) Джоуль

4) Э.Х.Ленц

5) М.Фарадей

А

Б

В

Ответ: 453

4. Установите соответствие между физическим прибором и физической величиной, которую он измеряет.

ПРИБОР

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

А) ЭЛЕКТРОСКО'П

1) прибор для измерения электродвижущей силы или напряжения в электрических цепях.

Б) ОММЕ'ТР

2) электроизмерительный прибор для измерения силы постоянного или переменного тока.

В) АМПЕРМЕ'ТР

3) прибор для непосредственного измерения электрических активных сопротивлений

Г) ВОЛЬТМЕ'ТР

4) простейший демонстрационный прибор для обнаружения и измерения электрического заряда

А

Б

В

Г

Ответ: 4321


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Выступления на ШМО "Технология подготовки к ЕГЭ "

Технология подготовки к ЕГЭ. Выступление на семинаре руководителей ШМО учителей математики Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то все происходящее в организации госуда...

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по чтению.

Эта работа содержит технологии по обучению речевой компетенции-чтение. Здесь описаны требования к уровню подготовки  учащихся-КОДИФИКАТОР и СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно- измерительных материалов для п...

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".

Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...

Элективный курс " Технология подготовки к ГИА по математике"

Данный элективный курс  «Технология подготовки к ГИА по математике» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расши...