Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»
классный час по теме

Белых Жанна Мартуниновна

 

Доклад по теме:

« Технология подготовки и проведения классного часа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_klassnyy_chas.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО Профессиональное училище №40

Доклад по теме:

« Технология подготовки и проведения классного часа»

           Разработала: зам. директора по УВР

                                    Белых Ж.М.

 

г. Прокопьевск , 2009                

       Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо определить прежде всего, что в педагогической науки и практике понимается под формой  воспитательной работы, как классный час.  Известные учёные считают:

« Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими

воспитанниками».    

                                                                     В.П.Сазонов.

« Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру».

                                                                             Н.Е Щуркова, Н.С. Финданцевич

« Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя».

                                                                              Л.И. Маленкова    

Исходя из названных определений классного часа, можно сделать некоторые выводы. Прежде всего:

  1. это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
  2. это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач.

  1. Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
  2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
  3. Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
  4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
  5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности обучающихся.

Основные компоненты классного часа.

Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности обучающегося, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности обучающегося.

Организационно- деятельностный.  Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого подростка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта обучающегося, индивидуально -личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей подростков.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  1. составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  2. уточнение темы классного часа и генерирования идей по его подготовке и проведению;
  3. выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
  4. индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
  5. составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
  6. проведение классного часа;
  7. анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

     Классный час  может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа ( час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.

     Необходимо отметить , что классный руководитель, проводя воспитательный час или классное собрание, решает разные задачи методы проведения той или иной формы классного часа. Но в то же время, нельзя не заметить, что все формы классного часа связаны друг с другом. Методика организации и проведения классного часа помогает определить его содержание. Содержание классного часа может зависеть от возраста обучающихся,  а также целей и задач, которые определил классный руководитель.

    Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные способности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.

Советы по организации классного часа

  1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от « предметной» информации к её оценке, от общих оценок к развёрнутым суждениям.
  2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
  3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся,  вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с обучающимися и помочь им  найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведён.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов"

Вданной разработке показано, чем отличается форма личностно-ориентированного классного часа от традиционной, даны рекомендации по разработке личностно-ориентированного классного часа....

Подготовка и проведение классного часа в 5б классе строилась на основе технологии критического мышления.

определяются возможности применения технологии критического мышления во внеклассной работе....

Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных часов ( или других мероприятий).

Универсальные учебные действия, Что это такое? Виды, Как они применяются на практике ( классный час)...

Методика подготовки и проведения классного часа.

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС.Классный час – это… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?  С этой целью я обратилась к...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Пособие для начинающих классных руководителей «Технология подготовки и проведения классного час»

Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей....

Методика подготовки и проведения классного часа.

Имеются ли единые требования к проведению данного мероприятия? Чего хочет добиться классный руководитель посредством проведения классного часа? Как часто нужно собирать детской коллектив?...