Подготовка и проведение классного часа в 5б классе строилась на основе технологии критического мышления.
статья (5 класс) на тему

Судницына Галина Владимировна

определяются возможности применения технологии критического мышления во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка и проведение классного часа  в 5б классе строилась на основе технологии критического мышления.

Цель применения данной технологии в – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать и анализировать различную информацию.  Основным показателем  является оценочность, открытость в суждениях, собственное мнение.

Классный час строился :

  • На проявлении любознательности;
  • На постановке  перед учащимися вопросов;
  • На осуществлении планомерного поиска ответов;
  • На выработке точки зрения и способности отстаивать её логическими доводами;

Моя цель:

  • Направить усилия учеников на поиск ответов на вопросы;
  • Создать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • Дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

Классный час «Цена Победы»

Слово учителю:

Долгие, страшные годы войны.
“Что вы знаете о Великой Отечественной войне?”…

Знаю - V

Хочу узнать - ?

                                                                   

 .(ответы учащихся)  

В далеко идущих нацистских планах были и такие: запрет на речевое общение, низведение неарийских народов до уровня животных.
Не уставая,  ничего не забывая,  давайте говорить  о  прошлом  родины, о нашем прошлом,  о том, как стояли за свою страну Дмитрий Донской и Александр Невский, Козьма Минин и князь Пожарский, Александр Кутузов, Багратион и Барклай де Толли, как сражались за свою Родину миллионы солдат Великой Отечественной, ваши прадеды…
22 июня 1941 года Германия и ее союзники, захватив двенадцать стран Европы, двинули свои войска на Восток. Они обрушили на Советский Союз удар невиданный в истории армии вторжения: 190 дивизий (более 5,3млн. человек), около 60 тысяч танков, орудий и самолетов. Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков длилась 1418 дней и ночей. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной. Решалась не только судьба государства, но и будущее мировой цивилизации.

ЦЕЛЬ  классного часа:

  определить историческое значение не удач нашей армии в первые дни войны  против немецко-фашистских захватчиков. Ответить на вопросы: почему войска несли серьёзные потери и отступали?

Что такое штрафной батальон? Почему существовал жестокий приказ «Ни шагу назад!»?

Какова цена победы?

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

№1-2 слайды  о неудачах на западном фронте и трагической судьбе командующего  генерала  армии

Д. Г. Павлова.

№ 3-4 слайды  о репрессиях по отношению к командирам и солдатам, сдавшимся в плен немцам.

№ 5-7 слайды о  приказе  “Ни шагу назад!”. Это  жестокий приказ…

№ 8-9  слайды о штрафбатах, об  Ива́не Евгра́фовиче Фёдорове - командире штрафбата лётчиков

№10 - 12 слайды о послевоенных репрессиях.

№13-14 слайды о цене победы нашего народа.

№15 слайд, посвящённый 65 летнему юбилею Великой Победы.

№16 – 20 Викторина : А. 1.Что такое?

                                         Б.Назовите сроки сражений…

                                         В. Какой подвиг совершили эти ГЕРОИ!

Звучит песня Окуджавы «10 наш десантный батальон» (поют все)

        9 мая – праздник, 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодня много и по-разному пишут об этой войне, но все равно ясно: советские люди сыграли главную роль в разгроме фашизма. Война1941-1945 г.г. богата примерами героических подвигов на фронте, в  партизанском движении и трудовом фронте. У каждой эпохи свой критерий, своё мерило человеческих взаимоотношений. Поколению послевоенных лет кажутся почти невероятными, лежащими едва ли не за пределами человеческих сил подвиги фронтовиков и работников тыла. Но на войне, где решалось быть или не быть нашему народу, стране, героизм становился нормой.

           …мужество есть великое свойство души,

            народ, им отмеченный должен гордиться собою.

                Н.М. Карамзин.

                                                                                / Кл. рук. Судницына Г.В./

Статья "Использование технологии критического мышления на уроках химии"

Григорьева Элеонора Степановна, учитель химии и биологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание химии, Общепедагогические технологии 

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Сторонников развития критического мышления обучающихся достаточно много. Так, М.О. Чошаков разрабатывал технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией. (Приложение 1)

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

  • учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
  • на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
  • стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Думать критически ЭТО –

  • Проявлять любознательность;
  • Использовать исследовательские методы;
  • Ставить перед собой вопросы;
  • Вскрывать причины и последствия фактов;
  • Осуществлять планомерный поиск ответов;
  • Сомнение в общепринятых истинах;
  • Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное. 

В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение;
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
  • Решает проблемы;
  • Аргументировано спорит;
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.

1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д.

Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во-первых обучаемый активно участвует в в вызове того. Что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний. к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для того чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Вторая цель – активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

Задачами 1стадии являются:

  • самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;
  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
  • на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.

2 стадия – Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.

Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Как показано на рисунке . они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.

3 стадия – Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

Роль учителя в технологии развития КМ:

  • Направляет усилия учеников в определенное русло;
  • Сталкивает различные суждения;
  • Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Формы и средства развития КМ:

  • Сбор данных;
  • Анализ текстов;
  • Сопоставление альтернативных точек зрения;
  • Коллективное обсуждение;
  • Разные виды групповой и парной работы;
  • Дебаты;
  • Дискуссии;
  • Публикации письменных работ учащихся.

Используемые приёмы на уроках химии:

1 стадия - Вызов

Прием “Покопаемся в памяти”

  1. Какая тема? (назовите ее);
  2. Что вы уже знаете об этом?
  3. Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?
  4. Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока например: “ Металлы – простые вещества”.

Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос:

Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знаете о металлах необходимо это обсудить с партнером.

После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем,что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации. которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием “Перепутанные логические цепопочки”

Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.

На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там где по их мнению оно не верно. Например к уроку по теме: “Неметаллы” (см. Приложение 2)

Прием “Инструкции”

На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течение урока. Например, урок по теме: “Скорость химической реакции” Класс делится на количество частей в тексте.

Инструкция для учащихся:

  1. Учебник Химия 8 класс Габриелян О.С. с 118-131
  2. В каждой группе назначается эксперт в своей области:

Эксперт 1 Скорость химических реакций (c.118-121).

Эксперт 2 Факторы, влияющие на скорость химической реакции (с.121-125).

Эксперт 3 Катализаторы (с.125-128).

Эксперт 4 Обратимые и необратимые реакции (с.128-131).

Правила работы в экспертной группе:

  1. Надо изучить вопрос так, чтобы суметь объяснить партнерам.
  2. Ищите эффективные способы преподнесения информации.
  3. Разъясните то, что другим осталось не понятным.
  4. Составьте “Экспертный лист”.

2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ

Стадия осмысления решает следующие задачи:

  • не отвлеченное чтение текста;
  • эмоциональное восприятие.

Прием “Пометки на полях”

Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете,противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста

Прием “Маркировочная таблица” 

Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Пометки на полях”

После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками: (см. Приложение 2)

+

-

V

?

 

 

 

 

Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы.

Прием “Двухчастный дневник ”

Этот прием я применяю на уроке, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае возможно оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении.

 Этот прием целесообразно применять совместно с приемом “Инструкции” Во время объяснения материала экспертом все остальные члены группы ведут "Двухчастные дневник". Например, во время объяснения эксперта 1. (см. Приложение 2)

ПОМЕТКИ

ВОПРОСЫ

 

 

И так далее, подобные дневники ведутся во время объяснения каждого эксперта.

Двухчастные дневники дают возможность ученику тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность

Прием “Лист решения проблем”

Очень хорошие результаты дает использование приема “Лист решения проблем” при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели.

(см. Приложение 2)

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

Так же этот прием целесообразно использовать на практических работах

Прием “Таблица аргументов”

Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником. (см. Приложение)

АРГУМЕНТ

Почему “ДА”

Почему “НЕТ”

 

 

 

Приём “Ромашка Блума”

Структура вопросов:

I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.)

II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …)

III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …)

IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме)

V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом)

VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область (Например: Какие мнения, на Ваш взгляд, отвечают существующему порядку вещей)

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

На этой стадии решается одна, но очень важная задача:

- корректировка и систематизация знаний.

Прием “Кластер”

Разбивку на кластеры я использую довольно часто как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии (см. Приложение 1). Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определена тема или в качестве средства для подведения итогов, стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности служит инструментом обучения письменной речи, дает доступ собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Прием “Синквэйн”

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквэйнами.

Правила написания синквэйна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
  2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
  3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
  4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Пример синквэйна к теме: “Неметаллы – простые вещества” (см. Приложение 2)

Синквэйны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Прием “Эссе”

Этот вид письменного задания применяется мною в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Я прошу учащихся ответить на два вопроса:

- Что они узнали по пройденной теме?

- Что хотели бы узнать? (или задать вопрос на который они не получили ответа).

Пример эссе к уроку: “Расчеты по химическим уравнениям” (см. Приложение 2)

Прием “Самоанализ”

Тренинг навыков рефлексии собственных состояний “знаю - не знаю”. Пример листка самоанализа к теме “Скорость химических реакций” (см. Приложение)

Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания содержащие конкретный позитивный смысл –“знаю уверенно”, “надо повторить” как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что учение уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой “знаю”, “не знаю”. (см. Приложение 2)

Прием “Шесть шляп критического мышления”

Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации, т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

“Белая шляпа” —> АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

“Желтая шляпа” —> ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

“Черная шляпа” —> НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

“Синяя шляпа” —> АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” —> ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”);

“Красная шляпа” —> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом)

 Приём “Ключевые слова”

 На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.

Приём “Взаимообучение”

Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя-роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий:

1) “учитель” суммирует содержание абзаца;
2) он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить;
3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным;
4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.

Используемые приёмы на уроках:

 Прием  “Перепутанные логические цепопочки”

Утверждения

Стадия «Вызов»

Стадия «Рефлексия»

Неметаллы – обладают свойствами металлов

-

-

(не обладают)

Неметаллы могут  быть жидкостями, твердыми веществами, газами.

+

+

Инертные газы в реакции не вступают , соединений не образуют

-

+

(иногда вступают)

Газы- водород, хлор, фтор, азот образуют трехатомные молекулы

-

-

(двухатомны)

Кислород образует два газа:  О2 и О3.

-

+

Йод похож на металл, т.к. имеет блеск и твердый

+

+

Неметаллы хрупкие вещества

-

+

Неметаллы проводят тепло и электрический ток

+

-

(не проводят)

Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов

+

-

(меньше в 4 раза)

Большинство неметаллов это жидкие вещества

-

-

(нет, только бром)

Прием  «Маркировочная таблица» 

             

 «+»

«-»

«V»

«?»

Простые вещества с металлической связью.

 

Семь металлов – семь планет.

 

.Металлы проводят тепло и электрический ток.

Все металлы твердые вещества, исключение ртуть.

. Обладают пластичностью и ковкостью.

Пластичность золота

(1г.-3км.)

Металлы имеют блеск.

Самый блестящий металл железо.

Свет поглощается поверхностью металла, и его электроны начинают испускать свои , вторичные, волны излучения.

Почему проводят тепло.

             

Прием № 3 «Двухчастный дневник »

ПОМЕТКИ

ВОПРОСЫ

Скорость реакции- изменение концентрации вещества в единицу времени.

Почему скорость реакции может быть отрицательной?

Молярная концентрация

Как рассчитывать скорость реакции для твердых веществ,

Гомогенные реакции-однородная среда.

Гетерогенные реакции- неоднородная среда.

 

Прием  «Лист решения проблем»

 « Какой объем займет кислород массой 64 грамма»

ПРОБЛЕМА

ЧТО ЕСТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

РЕШЕНИЕ

Найти объем кислорода

V = n х  Vm

Неизвестно количество вещества

 

Найти количество вещества кислорода

n= m : M

m = 64 г

Молярной массы кислорода

М (О2)= 16+16=32г/моль

n=64 : 32 = 2 моль

Найти объем кислорода

n=2 моль

Vm= 22,4 моль/л

 

V= 2 моль  22,4 моль/л

= 44,8 л

Прием  «Таблица аргументов»

АРГУМЕНТ

Почему  «ДА»

Почему «НЕТ»

Органическая химия это химия веществ полученных из живых организмов – «витализм».

Многие органические вещества образуются в  живых организмах.

Краху «витализма» способствовало получение органических веществ искусственным путем.

Не одним ученым не были синтезированы органические вещества.

До 1824г.

Органические вещества можно синтезировать:

1.1824г. Велер – щавеливая кислота;

2.1828г.  Велер  - мочевину;

3.1842г. Кольбе – анилин;

4.1854г. Бертло – жир.

     

Прием   «Кластер»

1.Напишите ключевое слово или предложение в середине.

2.Начните записывать слова или предложения, которые  приходят на ум в связи с данной темой.

З. По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.

4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.

Прием  «Синквэйн»

Правила написания синквэйна:

1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2.      Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3.      Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5.      Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Пример  синквэйна к теме: «Неметаллы – простые вещества»

               Неметаллы.

               Разнообразные, аллотропные.

               Не куются, не проводят, не блестят.              

               Нет правил без исключения.

               Антиподы.

Прием  «Эссе»

 « 1. На уроке я научился решать задачи по уравнениям , повторил вычисление молярной массы веществ, понятия моль и молярный объем газов , вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии. Если вещество дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому веществу.

   2.  Почему коэффициент стоящий перед веществом показывает количество вещества? »

Прием  «Самоанализ»

Содержание

Знаю уверено

Надо повторить

1.      Скорость химической реакции:

а) определение скорости химической реакции;

б) единицы скорости химической реакции;

в) формула расчета химической реакции;

г) гомогенные и гетерогенные реакции

 

 

2.      Условия влияющие на скорость химической реакции:

а) природа реагирующих веществ;

б) концентрация реагирующих веществ;

в) закон действующих масс;

г) от температуры, правило Вант-Гоффа.

 

 

3.      Катализаторы:

а) катализаторы;

б) ингибиторы;

в) ферменты.

 

 

4.      Обратимые и необратимые реакции:

а) необратимые реакции;

б) обратимые реакции;

в) правило Бертолле.

 

 

 

Технология развития критического мышления на уроках биологии

 

Автор: Абкаирова Вера Ивановна, учитель биологии высшей  квалификационной категории  МОУ СОШ №18 г. Мурманска.

 

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна в России с 1997 года, её используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.

 

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а  не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

 

Это современная "надпредметная" универсальная технология.

 

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).


Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление).

 

Эффективность технологии  развития критического мышления.

 

Технология развития критического мышления чётко расставляет акценты: каждый ученик запоминает именно ту информацию, которая оказалась актуальной для него, пригодится ему в дальнейшем, учащиеся воспринимают полученную информацию как те "крупицы золота", которые они  намыли сами.


Эта технология нужна, чтобы приблизить ученика к процессу познания, дать ему возможность работать с удовлетворением и создать условия для работы.
 
Технология развития  критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. 

 

Технологическая карта урока по технологии  РКМЧП 

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

        Составление списка “известной информации”.

        Рассказ-предположение по ключевым словам.

        Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

        Верные и неверные утверждения.

        Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

        Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

        Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

        Ответы на поставленные вопросы.

       Организация круглых столов и дискуссий.

        Написание творческих работ.

        Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

Методическая разработка урока биологии

в 7-м классе на тему:

“Класс Земноводные. Лягушачьи тайны”

Любители лягушачьего пенья,

 Я понимаю ваше нетерпенье:

Уж спать пора, а их всё нет и нет...

Но горевать и хмуриться не след.

Сейчас у них глаза нальются кровью,

 Растянутся резиновые рты,

И все ночные звуки перекроет

Мелодия волшебной красоты.

И всем лицом – безжизненно спокойным-  

Насторожится бледная луна.

И словно перезвоном колокольным

Душа людская будет смущена...

Пускай на них царевичи плюют.

Пускай их глупый селезень проглотит.

О боже, как на клюквенном болоте

Лягушки беззащитные поют.


А. Решетов

Технологическая карта урока

Цели урока. Образовательные: 

  • Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения бесхвостых земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой
  • Изучить внешнее строение тела лягушки, выявить черты приспособленности к среде обитания
  • Провести исследование процессов жизнедеятельности лягушки
  • Доказать, что Земноводные нуждаются в охране

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”
  • На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность
  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
  • Развивающие:
  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность  её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы:

  • составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки
  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации,  дисскусия, написание творческих работ, исследование.  

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Начертите маркировочную таблицу.

Знаю - V

Хочу узнать - ?

Узнал  новое - +

Типичным представителем фауны Мурманской области является травяная лягушка. Этот урок мы посвящаем ей. Это животное знакомо нам с детства. Казалось бы: “Чем может удивить обычная лягушка”?  “Какие у неё могут быть тайны”? Обратите внимание на эпиграф урока:

 “Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”.                                 Французский зоолог Жан Ростан.

Сегодня мы постараемся разгадать некоторые секреты этих амфибий.

Первый этап урока “Вызов”.  1. Попытайтесь, используя трафарет,  нарисовать лягушку. Изображая лягушку, ребята обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать конечности, голову глаза, сколько пальцев на ногах. Все, возникающие в ходе работы вопросы, предлагаю записывать в тетрадь. (Хочу узнать). Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о лягушке.

 2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )

                Суждения (вопросы)

      Знак

1.

      Лягушки не могут жить без воды  

2.

      Лягушки никогда не пьют воду

3.

      Лягушки меняют кожу

4.

      Лягушки дышат жабрами и лёгкими

5.

      Питаются лягушки только водорослями

6.

      Весной лягушки возвращаются в пруд,

      где они родились

7.

       Из оплодотворённой икринки сразу

       развивается лягушонок

8.

В Красную книгу Мурманской области       включены: остромордая лягушка и жаба обыкновенная

9.

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят        вред

  10.

 Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса

  1. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о лягушках. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить.  Информацию с которой согласны оба   - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком. Записываю на доске. Учащиеся  могут вспомнить, что лягушка мокрая, холодная, пучеглазая, скользкая. Скользкая, так как имеет слизь на коже. Холодная, так как температура её тела непостоянна, она холоднокровная. Квакушка оттого, что весной, во время размножения самцы громко квакают в водоёмах”. Какое происхождение имеет слово “лягушка”? Обычно дети дают толковый, аргументированный ответ о существовании в русском языке глагола “лягать”, то есть сильно толкать, пинать. Это связано со способом передвижения этого животного, как на земле, так и в воде. Также учащиеся высказывают предположение, что лягушки питаются насекомыми, размножаются в воде (из икринок появляются головастики). Но о значении и охране этих земноводных почти ничего не знают.
  2. А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке  запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но  ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах. Записываю все вопросы на доске. А, может - быть вы ещё что-то хотели бы узнать? Когда я готовилась к уроку, мне не давал  покоя вопрос: “Почему люди так безжалостно относятся к лягушкам”? “ Как защитить лягушек, незаслуженно преследуемых человеком?” Мы часто можем наблюдать, как мальчишки ловят лягушек, мучают их, еще страшней — забивают камнями или палками. С чем связана такая жестокость, почему эти животные незаслуженно презираются людьми?   (Приблизительные ответы учащихся: прежде всего с невежеством людей, мы очень мало знаем о лягушках.)
  3. Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему.
  • По какому плану мы изучаем живой организм?  Учащиеся вспоминают план изучения и  составляют предварительные кластеры.  

Давайте обсудим, что у вас получилось.

  • Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.

Второй этап урока: “Осмысление содержания”

Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, Вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

“ v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,  
“ ? ” – непонятная информация

  1. Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте  3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять).
    Напоминаю, записи должны быть ёмкими, но краткими.  

Текст для учащихся

“Не только над лягушкой, но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”. Жан Ростан

 Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”

 Лягушки – это поистине удивительные создания. На территории Мурманской области повсеместно встречаются: лягушка травяная и лягушка остромордая, на юге области – жаба обыкновенная. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная  кожа лягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Прогуляются амфибии по траве, мокрой от росы, и наберут воды. 

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки  нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками. Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка.  Самцы некоторых видов лягушек громко квакают. Усилению звуков способствуют особые мешки - резонаторы, которые раздуваются у самца по бокам головы. У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у нее недоразвит), между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Плавает лягушка брассом, подтягивая и выпрямляя задние конечности.

Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки  так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже. Если лягушку поместить в сухой сосуд, то вскоре кожа её высыхает и животное может погибнуть. Погруженная в воду, лягушка целиком переходит на кожное дыхание. Обмен веществ у земноводных протекает медленно, температура тела лягушки зависит от температуры окружающей среды. Это холоднокровное животное.

 Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей, и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные  яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь  полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

Размножение. Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется  через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными  жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца.  Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

Охрана. В Красную книгу Мурманской области  включены остромордая лягушка и жаба обыкновенная. Загрязнение водоёмов мазутом у населённых пунктов и  дорог, приводит к сокращению численности лягушек. Наибольший вред популяциям травяных лягушек приносит разрушение лесных экосистем (вырубка леса, пожары, кислотные дожди) и осушение водоёмов и болот. Много лягушек гибнет весной на дорогах под колёсами автомобилей, когда они направляются к местам икрометания. Тысячи травяных лягушек ежегодно вылавливают для использования в научных целях. 

 Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и  помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

Некоторые особенности лягушек давно заинтересовали ученых – биоников. На основе этих особенностей была сконструирована электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами. А особенность строения задней конечности лягушки подсказала конструкцию ласт для подводного плавания. У лягушки есть ещё одно качество, которое может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Существует довольно распространённое мнение, что “славу” лягушке создал учёный Луиджи Гальвани. Он показал, по остроумному выражению французского зоолога  Жана Ростана, что “лягушка – это гораздо больше, чем лягушка”. Именно на ней были впервые проведены исследования мышц и нервов, потом выяснилось, что сердце лягушки – прекрасный объект для исследования, и успехами в области изучения физиологии сердца медицина во многом обязана лягушке. Амфибии обладают удивительной способностью восстанавливать утраченные органы – регенерацией. Учёные отрезали тритонам ноги и хвосты, удаляли глаза, и даже спинной мозг – они восстанавливались. Люди рано или поздно откроют тайны амфибий, ведь искусственная регенерация -–это тысячи спасённых жизней.

Медицина и биология, физиология и генетика обязаны лягушкам своим развитием. И если бы составить список открытий, сделанных благодаря опытам над лягушками, он занял бы не одну страницу. Благодарное человечество поставило лягушкам два памятника: в Париже и в Токио. Но лучшей наградой лягушкам за всё, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение.

Третий этап урока:  “Рефлексия”.

  1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.
  2. Обращаю внимание детей на вопросы, записанные при выполнении рисунка лягушки: остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Например: вопрос: “Пьют ли лягушки воду”? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.
  3. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить  ответы на все вопросы? Какие знаки вопроса можно снять? Вы можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходу чтения? Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос? Записываю на доске вопросы, оставшиеся без ответа. (Остались вопросы)
  4. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшее впечатление. 
  5. Попробуйте сгруппировать эти новые знания и составить структурно-логическую схему. (Окончательные кластеры). Проверяем схему у доски.

К концу беседы ученики должны сформулировать вывод: Земноводные – необычные животные, так как являются первыми наземными позвоночными, и, выйдя на сушу, не “сумели окончательно порвать связь с водой”. В воде проходит их размножение и личиночное развитие, они должны постоянно пополнять запас воды в организме. В качестве заключения ученикам предлагается подумать над ответом на следующий проблемный вопрос. Что имеют в виду экологи, когда говорят: “Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого”?
Ученики приходят к выводу, что
экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды.

Итоги урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.
И как призыв к охране, бережному отношению ко всему живому на планете, на доску вывешивается плакат с изображением рук человека, охраняющих планету и все живое на ней, в том числе и Земноводных.

Подведение итогов.  

Рефлексия. Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...
  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)
  • Для меня этот учебный материал важен потому что...
  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)

Домашнее задание

 1. Составить более полную структурно-логическую схему (кластеры), подготовить устный развёрнутый ответ.

  1. Написать мини-сочинение на тему: “ Царевна-лягушка”.
  2. Составить репродуктивные и проблемные вопросы по теме “Земноводные”. (Задание для консультантов)
  3. Подготовить сообщения об охране Земноводных (“Защита незаслуженно гонимых амфибий)  или электронную презентацию.
  4. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план  эксперимента).

Список литературы.

1. Игорь Акимушкин “Мир животных”. Книга 4.

2. Б.Ф. Сергеев “Удивительное об амфибиях”

3. “Красная книга Мурманской области”

4. “Растительный и животный мир Мурманской области”

5. А. Брем “Жизнь животных” Книга 5.

6. В.И. Никишов “Справочник школьника по биологии”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

Методическая разработка по теме "Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов"

Вданной разработке показано, чем отличается форма личностно-ориентированного классного часа от традиционной, даны рекомендации по разработке личностно-ориентированного классного часа....

Особенности формирования навыка чтения на основе технологии критического мышления на уроках английского языка

Исследования международных экспертов учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к ос...

Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных часов ( или других мероприятий).

Универсальные учебные действия, Что это такое? Виды, Как они применяются на практике ( классный час)...

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Урок в 9 классе "Калининградская область" на основе технологии критического мышления

урок в 9 классе на тему "Калининградская область" с применением технолонии критического мышления.   На основе последовательных подсказок определяется тема урока, раскрывается своеобразие регигона...