Технологическая карта урока. Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
методическая разработка по физике на тему

ПИРОГОВА ИРИНА ПАВЛОВНА

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_fiziki_pirogova_i.p.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


Ф.И.О. Пирогова Ирина Павловна
Предмет: физика
Класс: 7 класс
Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Тема

 Плотность вещества

Цель урока

Организовать деятельность учащихся по формированию первичного представления о плотности вещества, способе определения данной физической величины, осмыслению и первичному закреплению новых знаний о плотности вещества.

Задачи

Образовательные: определение физического  смысла  плотности.
Развивающие: развитие умения организовывать свою деятельность по определению плотности вещества, обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы; развивать исследовательские навыки.
Воспитательные:  продолжение  формирования  научного мировоззрения, самостоятельности мышления; формирование коллективизма.

УУД

ЛичностныеУУД:  принятие и сохранение учебной задачи; реализации цели согласно плану, самооценка результатов своей деятельности; стремление к завершённости учебных действий.

Регулятивные УУД:         использовать знаково-символические средства (формулы)  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

 Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе.

Познавательные УУД: формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, принятие первичных знаний о плотности вещества.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать физическую величину и формулу для её определения и отличать её среди других;
  • Уметь а) привести примеры плотности разных веществ , б) найти по таблице плотность нужного вещества в) ответить на вопросы типа: Что означает запись ρ=800 кг/м3? ρ=2,7 г/см3? Чему равна плотность воздуха, если 1 м3 его имеет массу 1,29 кг?

Личностные: осознание необходимости самостоятельности мышления в учебной деятельности, способности применять научные знания.
Метапредметные:         принятие знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;  умение использовать первичные исследовательские навыки; умение планировать исследовательскую работу.

Основные понятия

Физическое тело

Вещество

Масса тела

Объем тела

Плотность

Межпредметные связи

 Математика, история, география

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Учебник  “Физика.7 класс”, под ред. А.В. Перышкина

Презентация Power Point

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология (метод)

 Деятельностный метод,  исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Организация

Время: 1 мин.

Самопроверка готовности к уроку.

Организация процесса обучения, проверка готовности учащихся к уроку.

Усвоенный и принимаемый образ ученика.

Мотивация


Время: 3 мин.

 - Высказывают предположения о способах решения задачи из стихотворения, предложенной учителем. Определяют круг знаний, которые необходимы для решения данной задачи.

- Определяют цель урока, пути ее достижения:

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

- Мотивирует на учебную деятельность на уроке.

- Корректирует постановку целей и задач урока.

Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» об учёном и царской короне. Просит класс помочь Архимеду решить задачу царя. Задаёт вопрос «Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить, из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?»

 Исторические сведения об ученом.

Понимание значимости решения учебных задач, соотнесение их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие информации.

Определение мотивов своих действий.

Составление жизненных планов на урок включающих последовательность этапных целей и задач, их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения, на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей.

Актуализация субъективного опыта


Время: 5 мин.

 - Систематизируют ранее полученные знания.

Учатся отличать известное от неизвестного в специально созданной учителем ситуации.  

 Выдвигают гипотезы  о разнице внутреннего строения физических тел.

 Организует работу по повторению понятий, необходимых для решения задач урока.

Демонстрация эксперимента Эксперимент: демонстрация  цилиндров из сосны и пластмассы, имеющих одинаковые массы, подтверждение равенства масс с помощью весов.

Вопросы учащимся:

• Что вы можете сказать об объемах тел?

• Почему, по вашему мнению, объём соснового цилиндра больше пластмассового?

 Закрепление понятий: физическое тело, вещество, масса тела, объем тела.

 Разъяснение своей идеи, предлагая ее, или аргументируя свое отношение к идеям других членов группы.

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию; готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

Принятие и сохранение учебной задачи; планирование реализации цели.

-умения осуществлять действие по заданному плану.

Восприятие и осмысление учащимися нового материала


Время: 15 мин.

 Экспериментальная проверка гипотезы.

Определяют  массу и объём двух цилиндров.

Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.

Выполняют экспериментальное задание, формулируют вывод.

 Организует осмысливание, первичное понимание учебной информации; побуждает к планированию УД.

  Введение понятия «плотность»

• определение

• обозначение

• формула

• единица плотности

Физическая величина, численно равная массе единицы объёма данного вещества, называется плотностью этого вещества. Обозначается буквой ρ.

Знакомство с таблицей плотности.

 Зависимость плотности вещества тела от объема и массы.

 Смыслообразование: стремление к завершённости учебных действий

Восприятие  алгоритма определения  плотности с учётом изменений параметров объекта;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий.

Распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполнения парной/групповой работы.

Принятие и сохранение учебной задачи; реализации цели согласно плану.

Первичная проверка понимания. Самоконтроль.
 Время: 5 мин.

 Отвечают на вопросы учителя, соотносят первичные  знания с определениями и формулами в учебнике.

 

 

 Проверяет понимание учащимися полученных знаний; координирует способы проверки знаний.

 

 

 Воспроизведение полученных знаний:

• Что называется плотностью?

• По какой формуле плотность определяют?

• Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3?

• Чему равна масса 1 см3 свинца?

Решение практических задач под руководством учителя.

• В два сосуда хотят налить различные жидкости одинаковой массы: воды и масла. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд, почему?

• По рисункам сравнить плотности предлагаемых тел.

 

 Понятие «плотность вещества», формула нахождения.

 

 

 Обоснование желаемой ситуации; анализ реальной ситуации и указание на противоречия между желаемой и реальной ситуацией.

Внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля,  способность работать с моделями изучаемых объектов окружающего мира.

Указание причин успехов и неудач в деятельности, пути устранения ошибок.

Осуществление контроля по результату действий, умение вносить коррективы.

Первичное закрепление


Время: 10 мин.

 Самостоятельно определяют плотность вещества, опираясь на полученные знания с учетом корректировки организации учебной деятельности: пользуются таблицей плотности вещества.

 

 

 Организует самостоятельную работу по закреплению знаний с опорой на таблицу плотности вещества; координирует работу в группах.

 

 Задания для работы в группе:

Столяр: 1. Определить, из какого дерева изготовлен брусок. 2. Какая дверь легче: дубовая или сосновая?

Токарь: Определить из какого вещества изготовлена гайка.

Повар: определить плотность картофеля. По таблице плотности определите, к какому сорту относится данный картофель?

 Практическое использование плотности вещества.

 Выполнение действий в соответствии с заданием.  

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Способность к согласованным действиям с учетом позиции другого.

Способность к коррекции учебной деятельности и собственной познавательной деятельности при первичном закреплении.

Анализ


Время: 3 мин.

Самостоятельно находят плотность вещества по формуле.

 Организует работу по индивидуальным заданиям (карточки).

 Анализ полученных знаний и их достаточность для решения задачи, поставленной на этапе мотивации.

Самостоятельная работа по определению плотности вещества.

 Знакомство с плотностями веществ: воды, масла, картофеля, железа, дуба, сосны и др.

 Развитие морального сознания: оценка эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения.

Умение применять формулу плотности вещества для решения практической задачи.

Разъяснение своего понимания объекта изучения, аргументирование  своего отношения к деятельности на уроке, соотнесение с пониманием других учащихся.

Способность производить анализ и контроль своих учебных действий  и результатов по заданному образцу.

Рефлексия


Время: 3 мин.

Оценивают успешность освоения полученных знаний, соотносят результат с целями урока, прогнозируют  работу на последующих уроках.

Организует рефлексию с помощью деформированной таблицы.

Соотнесение физической величины (плотность, масса, объем), ее определения и формулы (работа по таблице).

Понятие «плотность вещества», формула нахождения, таблица плотности.

Указание на сильные и слабые стороны своей деятельности.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование личностной и познавательной рефлексии называние трудностей,  с которыми столкнулся при решении задач и предложение путей их преодоления / избегания в дальнейшей деятельности.

Оценивание продукта своей деятельности по заданным критериям, заданным способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ФГОС НОО Изучение и первичное закрепление новых знаний

КОНСПЕКТ УРОКА ФГОС НООИзучение и первичное закрепление новых знаний...

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Технологическая карта урокаПредмет: математика             Класс: 8бТип урока:  Изучение и первичное закрепление новых знаний...

Прямоугольный параллелепипед. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Математика, 5 класс.

Цель: формирование у обучающихся понятий и представлений о прямоугольном параллелепипеде и его элементах.Образовательная:научиться отличать прямоугольный параллелепипед от других фигур и среди прямоуг...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Урок изучения и первичного закрепления новых знаний"

урок - лекция как одна из возможных форм изучения нового материала....

Геометрия 8 класс Урок изучения и первичного закрепления новых знаний «Средняя линия треугольника»

Ввести понятие средней линии треугольника, рассмотреть теорему о средней линии треугольника, показать ее применение в процессе решения задач....

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. Тема: Государство на берегах Нила.

Урок по системе В.Ф. Шаталова с использованием опорной схемы. В.Ф. Шаталов разработал  и воплотил на практике методику использования структурно - логических схем (СЛС), особенностью которого явля...

Классификация химических реакций (по числу и составу исходных и полученных веществ) (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений)

Создание условий для репродуктивного усвоения материала, умения сравнивать и   анализировать.Организовать деятельность учащихся по изучению классификации химических реакций по количеству исх...