Главные вкладки

    Конспект урока по физике в 7 классе " Механическая работа"
    план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

      Урок изучения нового материала проводиться с целью ознакомления обучающихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины; закрепить полученные знания на решении различного вида задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_mehanicheskaya_rabota_7_kl.docx458.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по физике в 7 классе

    «Механическая работа»

    Учитель физики  МБОУ Бутурлинская СОШ

    имени В.И.Казакова Сорочкина К.А.

    Тип урока: Урок изучения нового материала

    Цели урока: познакомить учащихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины; закрепить полученные знания на решении различного вида задач; воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу.

    Оборудование: динамометр, брусок с грузами, линейка, проектор, экран, мультимедийная презентация.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Ребята, помните ли вы стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»?

     Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

    … Работа всякого нужна одинаково.

    … Все работы хороши, выбирай на вкус!»

    А что такое работа? Об этом мы сегодня поговорим с точки зрения физики.

    Учитель сообщает тему и цель урока

    1. Актуализация опорных знаний

    Ребята, давайте вспомним некоторые понятия, формулы для расчета величин.

    1. Какое физическое явление вы наблюдаете на слайде? Дайте ему определение

    2. Как называется линия, которую описывает тело при своём движении?

    3.Что называется силой?

    4. Причиной изменения чего является сила?

    4. Что называется силой тяжести?

    5. Что называется силой упругости?

    1. Рассмотрите рисунок. Подумайте, какие силы могут действовать на тело?  Куда эти силы направлены?»

         

    7. Что называется силой трения?

    8. Чем отличаются два вида движения тела, наблюдаемые на слайде? Какое движение называется равномерным?

    9.  Какие силы действуют на тела?

    10. Напишите формулы для расчёта пути, которое проходит тело, силы тяжести, упругости.

    11. Найдите соответствие физической величины и единицы измерения в системе СИ».

    F

    t

    V

    g

    Н

    с

    Н/кг

    см

    г

    S

    P

    m

    кг

    м

    м/с

    Н

    кг

    км/ч

    Итак, ребята, мы с вами вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы. И эта физическая величина – механическая работа.

    1. Изучение нового материала

    Сегодня  мы с вами разберёмся с понятием механическая  работа, выясним от каких величин она зависит, при каких условиях работа выполняется, от чего зависит знак работы.

    Объяснить смысл  пословиц и поговорок:

     работа не волк, в лес не убежит;

    без труда не выловишь и рыбку из пруда;

    берись дружно, не будет грузно.

    Из словаря В.Даля:

    Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства. . Как вы понимаете выражение « работа работе рознь»,  « физическая работа», « умственная работа»?

    В физике этот термин имеет другое значение. Им обозначается физическая величина, связанная с действием сил. Термин « механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским ученым Ж. Понселе: «Исполнять работу в техническом смысле слова — это значит преодолевать или уничтожать сопротивление. Механическая работа — это постоянное преодоление сопротивлений силой, действующей вдоль пути и в направлении этого пути

    Краткая историческая справка о Ж. Понселе: Жан Виктор Понселе (01.07.1788 г. - 22.12.1867 г.)

    Математик, механик и инженер Жан Виктор Понселе  родился в 1788 г  в бедной семье во Франции. Отличная учеба в начальной школе позволила ему получить стипендию в лицее.  Далее он успешно выдержал экзамены в Политехническую школу, после её окончания. поступил в Военно-инженерную школу. В1812 г. Ж. Понселе принял участие в войне Наполеоны с Россией в качестве лейтенанта инженерных войск. При отступлении Наполеона из Москвы в бою  он был взят в плен и почти два года, находился в плену в г. Саратове.

    После возвращения во Францию стал интересоваться прикладной механикой.

    Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики? (Прежде всего, к телу должна быть приложена сила).

    Что будет происходить под действием этой силы?  (Тело будет перемещаться).

    Т.о. мы с вами выделили два условия совершения работы:

    1.  наличие силы, действующей на тело.

    2. тело должно двигаться (перемещаться).

    Как же рассчитать работу?!

    Ж. Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально):

    • Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле:

                                                     v

            F               А=F*S (положительная работа)

                                         

    Подумайте, какая сила может совершать положительную работу? (Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.)

    • Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна:

              F                    v          А= - F*S (сила совершает отрицательную работу)

    Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?( Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.)/

    • Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает.

                                                                    v           А=0

                            F

    Как вы думаете, в каком случае работа силы будет равна нулю?( Сила тяжести при движении тела по горизонтали и т.д.).

    Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?

    (Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой).

    Что ещё необходимо знать у физической величины? (Единицу измерения).

    Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля.

    Определение: 1 Дж – эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м в направлении действия силы.

    Задание: «Рассчитайте, какую работу совершает сила тяги и сила трения при равномерном движении».

    Учитель демонстрирует опыт.  Брусок с несколькими грузами тянется равномерно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра на расстояние 50 см.

    1. Первичное закрепление знаний

    Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?

    1.Дайте определение механической работы

    2. Как обозначается работа?

    3. От каких других величин зависит работа?

    4. Назовите формулу расчета работы.

    5. Назовите единицы измерения работы, а так же кратные и дольные единицы измерения.

    6. При каких условиях совершается работа?

    7. Какой знак может иметь механическая работа?

    8. В каком случае совершается механическая работа?

    А) человек поднимается в кабине лифта

    Б) идёт снег

    В) дым поднимается вверх

    Г) на нитке подвешен груз

    Д) человек пытается

    с двинуть камень

    Е) Шайба скользит по льду после удара.

    9. Поливая огород, половину воды из бочки вычерпал старший брат, а другую половину оставил младшему. По-братски ли поступил старший брат?

    ЗАДАЧА 1: На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?Image2

    ЗАДАЧА 2: Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?

    Image1

    ЗАДАЧА 3: Посмотрите на рисунок. Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?

    ЗАДАЧА 4. Мешок с картошкой перетащили на 2 м,         при этом совершили работу в 1кДж.         Какую силу для этого пришлось приложить?

    ЗАДАЧА 5. Вертолет массой 6000 т равномерно поднимается на высоту 100 м. Какую работу совершает при этом двигатель вертолета?

    1. Подведение итогов урока

    Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

    1. Домашнее задание

    §53, вопросы, упр.28 (3,4).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по физике " Плотность вещества. Лабораторная работа"

    Конспект урока-лабораторной работы в 7 классе составлен не в традиционной форме.Позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроках , сделать лабораторную работу интересной и увлекательной. К...

    разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

    Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". А так жетуда  входят приложение1 с тестом, и презентация к теме урок...

    разработка конспекта урока по физике 7 класс на тему "Механическое движение"

    Разработка  конспекта урока по физике для 7 класс на тему " Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". Куда  входитят приложение1 (с тестом)....

    Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

    Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

    Урок по физике на тему : "Механическая работа"

    Данная разработка урока содержит презентацию и рабочий лист....

    Интегрированный урок по физике и биологии "Механическая работа в системе "Человек"

    Данная разработка поможет учителям естественно-научного цикла показать учащимся межпредметную связь законов физики и биологии с целью формирования научного мировоззрения о единой связи всех наук о при...

    Открытый урок по физике 9 класс "Механические колебания и волны"

    В этом материале есть план урока, презентация и возможные вопросы для учащихся....