Организация лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.
статья по физике (8 класс) по теме

Гогулина Светлана Васильевна

В настоящее наше образовательное учреждение работает над реализацией опытно-экспериментальной программы по проблеме «Становление школы как образовательной системы личностно ориентированной направленности». Эта тема актуальна в связи с современной парадигмой образования, в соответствии с которой ребенок является не средством, а целью образовательного процесса. Создание дидактических систем и технологий обучения и воспитания, направленных на развитие и личностное становление ребенка, – одно из приоритетных направлений модернизации системы образования Российской Федерации.

         Все это свидетельствует о необходимости внесения изменений в существующую школьную образовательную программу. Нас интересуют новые подходы к измерению образовательных результатов школьников; создание новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_svetlany_vasilevny.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Организация лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.  

В настоящее наше образовательное учреждение работает над реализацией опытно-экспериментальной программы по проблеме «Становление школы как образовательной системы личностно ориентированной направленности». Эта тема актуальна в связи с современной парадигмой образования, в соответствии с которой ребенок является не средством, а целью образовательного процесса. Создание дидактических систем и технологий обучения и воспитания, направленных на развитие и личностное становление ребенка, – одно из приоритетных направлений модернизации системы образования Российской Федерации.

        Все это свидетельствует о необходимости внесения изменений в существующую школьную образовательную программу. Нас интересуют новые подходы к измерению образовательных результатов школьников; создание новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности.

        Технология обучения – система проектирования и практического применения цели, задач, содержания, форм, методов и средств обучения, гарантирующих достаточно высокий уровень обученнности, что проявляется при последующем воспроизведении аналогичной учебно-познавательной деятельности. Напомним отличительные признаки технологии обучения

  • целенаправленность (ясность, точность, проработанность цели и задач обучения);
  • концептуальность (опора на глубоко разработанную педагогическую теорию);
  • системность (взаимозависимость целей, задач, содержания, форм и методов обучения, средств и условия);
  • диагностичность (детерминирование критериев, показывающих результативность учебно-познавательной деятельности учащихся);
  • гарантированность качества обучения (коэффициент и уровень усвоения ученого материала должен быть не меньше 0,7);
  • новизна (опора на новейшие достижения педагогической, психологической науки и практики, использования современных идей и средств обучения).

          Личность ученика, его неповторимая индивидуальность составляет главную и приоритетную ценность,  лежащую в основе проектирования всех звеньев образовательного процесса. Реализация личностно ориентированного обучения требует смены «векторов» в педагогической практике: от обучения как традиционно (строго регламентированного) построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, её коррекции и педагогической поддержки. Основной смысл процесса обучения в том, чтобы создать условия для развития личности обучающегося. Задачи личностно ориентированного обучения – не планировать общую для всех линию развития, а помогать каждому ученику с опорой на его личностный опыт, индивидуальные особенности развиваться как личности с неповторимыми качествами.

        Основанием для системного проектирования урока (или системы уроков) на основе технологии обучения являются следующие дидактические принципы:

  • учебный материал должен быть субъектно значим для ученика и его усвоения;
  • организация учебной деятельности должна учитывать реальный уровень развития, формировать самоконтроль учебной деятельности, активизировать рефлексию учебной деятельности;
  • стимулирование учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, которая переходила бы в саморазвитие;
  • учебный материал следует предлагать таким образом, чтобы у ученика оставалось право выбора учебных задач и заданий.

        В ноябре 2009 года на базе этого образовательного учреждения был  осуществлен научно-педагогический эксперимент по проведению лабораторных работ учащихся 8-х классов на основе технологии тьютерской поддержки.   Тьютер – это ученик, который может выполнить задание учителя в виде лабораторной работы или иного практического  действия, при этом оказать необходимую помощь и консультирование учащихся,  испытывающих затруднения. Следует обратить внимание на то, что тьютер не выполняет работу вместо ученика, но обеспечивает успешность его деятельности.

        Технология тьютерской поддержки включает в себя следующие основные этапы:

  1. Диагностико-аналитический этап. На этом этапе учитель  определяет место урока в соответствии с содержанием и последовательностью изучения темы, дату его проведения, а также необходимые элементы для подготовки и организации технологии тьютерской поддержки. Учитель подготавливает необходимое оборудование и методическую литературу, делает объявление в классе, с целью актуализации проблемы выбора тьютеров как его помощников. Учитель проводит мониторинг готовности учащихся к реализации функций тьютеров. Этот этап осуществляется не менее чем за 10-14 дней до проведения урока.
  2. Подготовительный этап. Учитель осуществляет индивидуальную подготовку тьютеров, для этого требуется не менее двух встреч, обеспечивающих готовность учащихся к реализации заявленной технологии. Каждое занятие с тьютерами составляет около 25 минут.
  3. Деятельностный этап. Этот этап представляет  непосредственное проведение урока на основе тьютерской поддержки.
  4. Обобщающий этап. В конце урока учащиеся индивидуально подводят итоги своей практической деятельности в отчете по лабораторной работе.

        В качестве иллюстрации использования технологии тьютерской поддержки  мы приводим визитную карточку урока физики в 8 классе по учебной программе авторов А.В. Пёрышкин и Е.М  Гутник.  

Визитная карточка урока физики в 8 классе

Тема «Знакомство с действиями электрического тока»

        Дидактический тип урока – урок-исследование.

        Технология организации учебно-познавательной деятельности учащихся: организация самостоятельной практической работы учащихся на основе тьюторской поддержки.

        Цель урока:  ознакомить учащихся с действиями электрического тока и создать положительную мотивацию для изучения темы: «Электрический ток».

        Задачи урока:  

  • повторить ранее изученные понятия темы;
  • формировать умения работы с учебной литературой (описание лабораторной работы);
  • формировать умения самостоятельно выполнять практические действия по алгоритму;
  • способствовать становлению творческо-познавательной деятельности учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

        Оборудование: наборы лабораторного оборудования (фирма «Экрос») для проведения фронтальных лабораторных работ с описаниями, рабочие тетради, образцы выполненных проектных заданий.

Логика развития урока как целостной системы: 

  • Организационный момент - создание мотивационной установки на  выполнение практической работы.
  • Проблемно-целевое планирование деятельности учащихся – составление перечня практических заданий.
  • Выполнение самостоятельной  практико-исследовательской работы на основе тьюторской поддержки.
  • Индивидуальная работа с отчётами – формулирование выводов.
  • Подведение итогов работы и элементы рефлексивной деятельности учащихся и учителя.

        Литература: Пёрышкин А.В. Физика -8 класс. – Москва, Просвещение, 2007 год.  

        В заключении можно сказать, что эта технология применялась в 8 классе на уроке в начале изучения темы «Электрический ток» в отличие от традиционного планирования. По результатам повторной диагностики индивидуальное выполнение практической работы показала повышение познавательного интереса к изучению данной темы, и способствовало развитию учебной мотивации для изучения теоретической части. В дальнейшем планируется использование технологии тьютерской поддержки на уроках по формированию навыков решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 7-11 КЛАССАХ...

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфокоммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы образовательного процесса. Именно поэтому все усилия, поиски, ...

Организация самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках математики

Организация самостоятельной работы (с/р) — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихс...

Использование информационных технологий в организации самостоятельной работы учащихся по математике

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет пов...

Методические особенности организации лабораторных работ в 5 классе.

Рекомендации для организации лабораторных работ  на уроке биологии в 5 классе....

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»

Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредст...

Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов

Организация лабораторных работ по наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов...