Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.
статья по физике на тему

Дмитрук Майя Вячеславовна

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_metapredmetnyh_tehnologiy.rar447.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов метапредметных технологий

при формировании универсальных учебных действий школьников

на учебных занятиях по физике.

Учитель физики Дмитрук Майя Вячеславовна МБОУ «Солнечная СОШ №1»

 

 

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению»

В.Г. Белинский

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

       Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся. 

Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного.

Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».

С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

Для многих школьников предмет «Физика» сложный и непонятный, хотя, на мой взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи:

        освоить физические понятия и термины,

        научиться работать с формулами,

        уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физические  свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат  в определенных условиях.

При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях.  Таким образом, он осваивает  метапредметную технологию. Из пассивного потребителя знаний обучающийся должен стать активным субъектом образовательной деятельности. Школьник должен научиться умению самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, то есть должен стать живым участником образовательного процесса.    

 В своей работе  использую элементы  метапредметных технологий на учебных занятиях при формировании универсальных учебных действий школьников.

     Для реализации этой цели я использую разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых обучающиеся творчески применяют свои знания и определяют, каких навыков им не хватает. Дидактическая игра позволяет реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Педагогический парадокс игры: ученик в игре делает то, что ему хочется, но в игре он учится подчиняться правилам и логике. Игра формирует положительное отношение школьников к учению, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивает воображение и память, создает особый эмоциональный фон для усвоения знаний. Игры я использую как для обработки нового материала (как упражнения), так и для контроля знаний учащихся.

         В начале урока я ставлю перед учениками проблему, чтобы они в результате самостоятельного поиска решения поставленной задачи сделали для себя открытие.  Например, в 8 классе при изучении различных видов теплопередачи  - конвекции – проблемным вопросом является «Греет ли шуба?».  А также мы выясняем, растает ли быстрее мороженое, если его укрыть шубой или поставить под вентилятором?  В ходе урока я вижу необходимость подведения обучающихся к самостоятельному добыванию и усвоению знаний, планирую индивидуальные, групповые и парные формы организации деятельности обучающихся. Школьникам я предоставляю возможность вариативного выполнения задания, при этом обучающиеся свободно выражают свои мысли перед аудиторией, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать свое мнение, выявляют спорные вопросы и обсуждают их в группах. В результате на уроке я лишь направляю школьников и даю им рекомендации.. Домашнее задание, по моему мнению, должно вызывать необходимость поиска и обработки дополнительного материала на заданную тему и самостоятельного выбора необходимых информационных ресурсов и Интернет-ресурсов. Поэтому раз в четверть (больше не позволяет время) провожу защиту творческих работ  в 7-9 классах. Каждый урок физики  в старшей школе начинается  с новостей науки и техники («Пятиминутки новостей»).

         С целью формирования метапредметных результатов я использую различные формы заданий, видов деятельности:

1)проблемные  вопросы (к примеру, «Как нас в темноте находят комары?», «Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?»);

2) расчетные и экспериментальные физические задачи :

Например:

       1.С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.

  2.В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.

3.Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.

3) дидактические игры (Физический марафон, Физическая радуга, «Кто хочет стать супер физиком?», Урок-путешествие, урок-соревнование,);

4) загадки 5) пословицы (о трении, например); 6) физические диктанты;

7) тесты разного типа, вплоть до составляемых самими обучающимися; 8) викторины;

9) сочинения  с использованием физических терминов; Например: Что будет если сила трения исчезнет ? 10) сказки

11) решение задач  Г. Остера;  с сюжетом литературных шедевров (понятие равнодействующей силы  на примере басни   Крылова «Лебедь, рак и щука») и т.д.

12) уроки с привлечением некоторых знаний уч-ся из других учебных предметов (математика, химия, астрономия, география ,история и др.):

Поиск необходимой информации в различных источниках и сети Интернет (дети делают сообщения, находят рисунки и делают их сами, фотографии к занятиям).

13) Наблюдения и опыты осуществляем в ходе самостоятельной деятельности, а не по инструкции. Учащимся предлагается: поставить опыт, демонстрирующий, что при изменении направления тока в проводнике, изменяется и направление магнитного поля вокруг проводника с током. Даю алгоритм:

– Выберите необходимое оборудование
– Соберите установку.
 
– Продемонстрируйте опыт и прокомментируйте его по следующему плану:
 
– Какое предположение проверялось в опыте?
– Какое оборудование было выбрано для опыта и почему?
 
– Что наблюдалось при проведении опыта?
 
– Какой вывод можно сделать по результатам опыта?

14) В течение года учащиеся успешно выполняют домашние исследования. Например: апробировала и применяю задания для учащихся 7-го класса, которые предлагают В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик:

“Исследование 1

  • Рассмотрите устройство медицинского термометра (градусника) для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу :Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
  • Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
  • Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.

Исследование 2

  • Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
  • После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу: Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
  • С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь — столовой ложки, чайной ложки, чашки.
  • Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу. [2]

15) Большое значение имеют обобщающие уроки. С целью осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме предлагаю учащимся при ответах использовать блок-схемы типа:

  •  Паспорт устройства ( прибор, механизм)  –1) назначение; 2) устройство; 3) принцип действия; 4) применение; 5) условия применения;
  • Паспорт физической величины –

1) определение; 2) обозначение; 3) формула для вычисления; 4) единица измерения; 5) прибор для измерения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими и методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию”. [3]

Рефлексия результатов деятельности (проходит в различной форме на каждом занятии). Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: “найди отличия” (можно задать их количество); поиск лишнего; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; найди ошибки; проведи эксперимент; рассказ по рисунку; дополни предложение; выбор из текста терминов и т.д. С целью проверки уровня сформированности экспериментальных умений учащихся провожу контрольные лабораторные работы. При этом в соответствии со структурой эксперимента исходила из предположения, что учащиеся, в первую очередь, должны выполнить следующие действия: сформулировать цель эксперимента; сформулировать и обосновать гипотезу; выяснить условия эксперимента; спроектировать эксперимент; отобрать необходимые приборы, материалы, инструменты; собрать установку; провести запроектированные опыты; провести расчеты; на основе анализа сделать выводы.

В условиях ФГОС учитель должен уметь организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы создавались условия для формирования как УУД (универсальных учебных действий), так и самих предметных и метапредметных компетенций обучающихся. Я уверенна, что использование  перечисленных выше методов должно развить в школьниках самостоятельность, свободное общение, умение высказывать свою точку зрения, интерес к предмету, умение осознано воспринимать информацию.

         Исходя из сказанного, можно сделать  вывод, что на учебных занятиях по физике формирование универсальных учебных действий школьников происходит. Следовательно, можно судить о реализации метапредметного подхода в обучении, который способствует созданию  мировоззрения и творческого мышления обучающихся, причем  не только в области естествознания,  а также приближают его  к реальной жизни и повседневной практике.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации “Лучший учитель” краевого этапа Всероссийского конкурса “Учитель года России-2011” по физики Коваленко Л.Г., ст. преподаватель кафедры математики и физики СКИПКРО.
  2. В.Г.Разумовский, В.А.Орлов, Ю. И.Дик “Методика обучения физике. 7 класс”.
  3. Стандарты второго поколения. Примерная программа по физике. (Основная школа).
  4. А.В.Федотова. “Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования”.

 Электронные ресурсы

  1. 1.      http://standart.edu.ru/map.aspx
  2. 2.      http://kdsch6.svao.mskobr.ru/obrazovanie/fgos/
  3. 3.      www.standart.edu.ru.
  4.  4.   http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=6415&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight
  5. 5.      http://rudocs.exdat.com/docs/index-11960.html?page=2#556164
  6. 6.      http://www.centersot.net/oldblog/324.html
  7. 7.      http://nironovatb.ucoz.ru/load/metodicheskie
  8. _razrabotki/obmen_opytom/formirovanie_puud_v_processe_obuchenija_fizike/11-1-0-40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Статья: "Дорожная карта учителя технологии по формированию универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО." Апрель 2014 год.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Роль современных образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий школьников

Показана роль современных образовательных технологий, применяемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности, для формирования УУД школьников...

Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»

Свободное владение родным русским  языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни  в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является со...

«Использование современных образовательных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

В данной работе рассматриваются современные образовательные технологии, необходимые для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....