Элективный курс «Применение законов Ньютона»
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся  к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.

            Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_zakonov_nyutona.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29

Утверждена

Педагогическим советом

от 02. 09. 2011

Программа элективного курса

Применение законов Ньютона

9 класс.

Образовательная область: Физика

Учебная дисциплина: Физика

Вид образовательной  программы:

Общеобразовательная (предметная)

IIступень образования (основное (общее) образование)

Программа составлена

учителем физики

Громовой  С.И.

Нижневартовск, 2011

Пояснительная записка

Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся  к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.

        Программа рассчитана на 17 часов в год, по 1 уроку в неделю.

Цели курса : 

-расширить некоторые вопросы в содержании основного курса, придающие ему                                                            необходимую  целостность;

-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, в которых                              показываются многочисленные применения законов Ньютона;

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи курса:

            - показать учащимся, что различные конкретные случаи движения

               рассматриваются не как отдельные, разрозненные вопросы, а как  

               примеры применений законов Ньютона, решаемые общим методом;

            - научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным

               уровнем сложности;

            - показать роль естественных наук (в том числе и физики) для нравственного

              воспитания, вооружающих учеников конкретными знаниями о природе.

            - помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной

               дисциплины.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: Сила тяжести, сила упругости, вес, невесомость.
  • Законы и принципы: Законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления.
  • Практическое применение: Движение искусственных спутников под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин и механизмов, подъёмная сила крыла самолёта.

Учащиеся должны уметь:

  • Измерять и вычислять физические величины (тормозной путь, время торможения, коэффициент трения, жёсткость, ускорение свободного падения, ускорение при движении под действием нескольких сил,).
  •  Решать простейшие задачи на определения скорости, ускорения движения тела под действием нескольких сил.
  • Изображать на чертеже при решении задач направление векторов силы, ускорения тела.
  • Рассчитывать тормозной путь, силы, действующие на лётчика, выводящие самолёт из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней и нижней точки выпуклого моста.

 

  Учебно-тематический план элективного курса

Применение законов Ньютона

Темы занятий

Методы, формы

Содержание, основные понятия, идеи

Деятельность учащихся

1

Введение. Движение под действием постоянной силы-равноускоренное движение.  

Репродуктивный метод: беседа, объяснение.

Повторение понятия «инерциальная система отсчёта». Сила. Её характеристика. Зависимость ускорения от силы. Инертность и масса. I, II и III законы Ньютона.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

2

Движение тела под действием силы упругости

Самостоятельное изучение темы по

учебнику: И.К. Кикоин и А.К. Кикоин «Физика. Механика». Конспект § 27.

Решение качественных задач на определение вида деформаций, испытываемых телами, применение закона Гука для решения задач по графику зависимости

F=F (Х).

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

3-4

Движение тела под действием силы

тяжести.

Объяснение, практическая работа.(работа в парах).

Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью.

Решение задач.

Л/Р «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

5

Вес тела, движущегося с ускорением.

Объяснение.

Особенности веса тела: его зависимость от ускорения. Невесомость.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

6

Движение тела под действием силы

Трения.

Объяснение.

Силы трения между соприкасающимися поверхностями твёрдых тел: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Жидкое трение.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

Самостоятельная

работа.

7

Движение под действием нескольких сил. Движение в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Объяснение.

Разбор примеров задач. Работа в парах.

Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

8

Движение под действием нескольких сил.

Движение по наклонной плоскости.

Объяснение.

Разбор примеров задач. Работа в парах.

Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

9

Движение под действием нескольких сил.

Движение по

окружности.

Объяснение.

Разбор примеров задач.

Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

10

Движение под действием нескольких сил.

Движение связанных тел.

Объяснение.

Разбор примеров задач.

Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

11

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости».

Инструкция к Л/Р

по учебнику: И.К. Кикоин и А.К. Кикоин «Физика. Механика».(работа в парах).

Определение центростремительного

Ускорения шарика при его равномерном движении по окружности: использование законов

кинематики (άц =2R/Т2)

и динамики (άц =gR/h и

άц=F/m, где F- сила, которая удерживает шарик на окружности).

Выполнение лабораторной работы.

12

Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.

Объяснение.

Подготовка   сообщений

Вывод формулы для I космической скорости. II и III космические скорости. Жизнь и деятельность основоположников космонавтики.

 Выступление с сообщениями.

Решение задач.

13

Падение тела в газе или жидкости.

Объяснение.

Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma.

Решение задач. Самостоятельная рабоиа.

14

Движение на поворотах.

Объяснение.

Разбор примеров задач.

Решение задач на применение II закона Ньютона Σ F= ma.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

15

При каких условиях тела движутся поступательно? Центр масс и центр тяжести.

Понятие о статике как о части механики. Плечо силы. Момент силы. Два условия равновесия твёрдого тела.

Решение задач на применение условий равновесия твёрдого тела: Σ F=0 и Σ М=0.

Выполнение

тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

16

Всегда ли верны законы механики Ньютона?

Обобщающая беседа

Границы применения законов Ньютона.

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

17

Контрольная работа.

Контрольная работа по решению комплексных задач, требующих знаний по кинематике и динамике.

Самостоятельное решение задач.

        

        

Литература.

1.А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. «Физика. 9 класс». М.,  2007 г.

2 И.К. Кикоин, А.К. Кикоин. «Физика. Механика.10класс». М.,  2004 г.

3.Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М.,  2005 г.

4.А.И. Черноуцан. «Физика. Задачи с ответами и решениями». М..  2005 г.

 

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

программа курса по выбору "Применение законов Ньютона"

Курс разработан с целью углубления знаний учащихся 9 классов по физике....

Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»

Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Урок физики по теме "Применение законов Ньютона" в 9 классе

Аристотель рассуждал: камень под действием собственного веса падает с определенной скоростью. Если положить на него еще один такой же камень, то лежащий сверху будет подталкивать нижний, в результате ...

Презентация к уроку по физике 10 класс "Применение законов Ньютона"

Презентация к уроку по физике 10 класс "Применение законов Ньютона"...

Решение задач на применение законов Ньютона

Интегрирующая цель: после изучения темы ученики должны: понимать и знать:1.      Понятие силы, единицы измерения силы;2.      2-ой закон Ньютона, его ...

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....