Разработка урока по физике 7 класс. Тема: "Сила упругости. Закон Гука"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Гопиенко Людмила Григорьевна

Урок разработан согласно требованиям ФГОС и одобрен экспертным советом ККИПКППРО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О

Гопиенко Людмила Григорьевна

Место работы

МБОУ ОУ лицей № 1

Должность

Учитель физики

Предмет

Физика

Класс

7 класс

УМК

Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 7 класс.

Тема урока

Сила упругости. Закон Гука.

Цели урока

Образовательная:

Получить учащихся знающих следующие суждения:

- деформация – это изменение формы и размера тела;

- сила упругости возникает вследствие деформации;
- сила упругости пропорциональна удлинению пружины

Развивающая:

Подготовить учащихся, владеющих следующими видами деятельности:

  1. Распознавать и воспроизводить обозначение силы упругости , наименование единицы силы упругости.
  2. Находить значение силы упругости  в конкретной ситуации.

Воспитательная:

Подготовить учащихся убедившихся в том, что научные знания:

  1. Расширяют общеобразовательный кругозор.
  2. Способствуют формированию научной картины  мира, критического мышления, инициативы, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе.

Концепция урока:

Тип урока:

Урок  усвоения новых знаний

Технология

Проблемный диалог

Средства обучения:

1.Оборудование: набор грузов, динамометры,

2.Компьютер, видеопроектор, экран.

Формы работы на уроке

1.Групповая
2.Парная
3.Индивидуальная
4.Фронтальная

Планируемые результаты

На уровне запоминания:
- называть физические величины,  их условные обозначения и единицы: сила упругости
- воспроизводить формулу  силы упругости.

На уровне понимания:
- объяснять процесс возникновения деформаций,
- объяснять  зависимость силы упругости от деформации;
- выводить формулу закона Гука.

На уровне применения:
-
уметь измерять силу упругости;
-
применять закон Гука для к объяснению явлений, связанных с деформацией,
-
применять формулу для расчета силы упругости, коэффициента жесткости и удлинения.

УУД

Личностные:[a] выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные: осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные:   вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно

Сценарий урока

Организационный момент

Примечание

Учитель

Добрый день!  Ребята, сегодня на уроке продолжим  делать открытия.

Актуализация знаний

1.Дайте определение силы

2.Покажите на рисунках силу тяжести (на доске)

3. Перечислите характеристики силы и запишите на доске формулу силы тяжести

4.Каков  результат действия силы?

Возможные ответы:

Сила – это мера действия одного тела на другое

На рисунке обозначают  силу тяжести

Сила имеет направление, точку приложения, обозначение, единицу измерения, природу возникновения, формулу

Под действием силы изменяется скорость тела

Учитель

Изучение нового материала

Постановка проблемы №1

Что еще может происходить с телом под действием силы?

-  С пружиной, закрепленной с одной стороны, если на нее повесить груз

- С резиновым мячом, сжатым в руках

- С куском пластилина, если из него вылепить фигуру, или раскатать в шар?

Ученики

Высказывают гипотезы:

-пружина растянется;

-мяч и пластилин поменяют формы

Учитель

А теперь с помощью эксперимента в группах убедитесь  в правильности ваших гипотез.

 Что произошло с телами во всех наблюдаемых случаях? Сделайте вывод по результатам эксперимента

Ученики

Возможные ответы:

- Изменялись форма

- Изменились размеры тел.

Учитель

Это явление, связанное с изменением формы или размеров тел, называется деформацией.

Ученики записывают определение деформации в тетрадях

“Деформация – это физическое явление, при котором изменяются форма или размеры тела”

Учитель

Постановка проблемы №2

Действие внешней силы прекратилось,  что произойдет с телами?

Ученики

высказывают  свои гипотезы, а учитель записывает их на доске:

- тела останутся в том же состоянии, что и при действии сил (деформация сохранится);

- тела вернутся к первоначальному состоянию (деформация исчезнет);

- некоторые тела сохранят деформацию, после прекращения действия сил, а некоторые вернуться к первоначальному состоянию.

А теперь с помощью эксперимента в группах убедитесь  в правильности ваших гипотез.

- с пружиной  (ученик снимает груз с пружины – деформация исчезает);

- с резиновым мячом (деформация исчезает после прекращения действия сил);

 - с куском пластилина (деформация сохраняется)

Учитель

 Какая из высказанных гипотез верна?

Ученики.

Возможные ответы:

Верна третья гипотеза. Иногда деформация исчезает после прекращения действия внешних сил, а иногда сохраняется.

Учитель

 Верно. Деформация бывает упругой, когда она исчезает после прекращения действия внешних сил, и пластической, когда она сохраняется

Ученики

Записывают в тетрадь определения упругой и пластической деформации, а также виды деформаций.

Деформации, которые полностью исчезают, после прекращения действия внешних сил, называются упругими.

 Деформации, которые не исчезают после прекращения действия внешних сил, называются пластическими.

Виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение

Учитель

Постановка проблемы №3

Груз висевший на  пружине не упал  на пол, несмотря на то, что на него действует сила тяжести, заставляющая его двигаться вниз.

Объясните это противоречие

Ученики

Высказывают гипотезу:

Сила тяжести уравновешивается, какай-то другой, силой направленной вверх.

Учитель.

Верно, и эта сила называется силой упругости.

Как вы думаете, что явилось причиной возникновения этой силы?

Давайте вспомним, как мы уже говорили и показывали на эксперименте:

тела, лежащие на опоре или висевшие на подвесе вызывают …

Ученики.

Деформацию, следовательно, она является причиной возникновения силы упругости

Ученики

Записывают в тетрадь определение, обозначение и единицы измерения силы упругости:

Силой упругости называется сила, возникающая при деформации тела и направленная против деформации или против внешней силы, вызывающей эту деформацию.

Fупр. [H] – сила упругости.

Учитель

Для того чтобы понять действие этой силы, вернемся к нашим опытам и сделаем зарисовки в тетрадях.

Груз останавливается, когда сила тяжести уравновешивается силой упругости, следовательно, Fупр. = Fт = mg.

Сила упругости приложена к телу, в точке, где тело соприкасается с опорой, и направлена вверх.

http://festival.1september.ru/articles/590531/img3.gifhttp://festival.1september.ru/articles/590531/img2.gif

Учитель

Постановка проблемы №4

Как сила упругости зависит от величины деформации, и зависит ли от нее?

Ученики высказывают гипотезы и обосновывают их

Учитель записывает их на доске (не следует исключать неверные гипотезы):

- Сила упругости увеличивается с увеличением деформации;

- Сила упругости уменьшается при увеличении величины деформации.

- Сила упругости не зависит от деформации.

С помощью эксперимента проверяются гипотезы (работа в парах)

Оборудование

Динамометр. Штатив. Набор грузов

Результат представить в виде графика зависимости силы упругости от деформации

Ученики

Работа в парах

Ученики ставят задачу и планируют проведение эксперимента  

Возможный ход рассуждений:

нужно создать такой эксперимент с пружиной, где с одной стороны мы можем рассчитать силу упругости по формуле силы тяжести, а с другой стороны измерить величину деформации пружины и сравнить полученные результаты.

Проводится эксперимент

На  пружине, закрепленной с одной стороны, вешается груз массой 102г, груз под действием силы тяжести двигается вниз,  пружина растягиваются, когда груз остановится, замеряется удлинение  пружины, затем вешается груз, масса которого  в два, в три раза больше – 204 г, 306 г и снова измеряется удлинение.

Ученики проводят подсчеты силы упругости, (результаты можно записывать и в виде таблицы) делаются записи на доске, и в тетрадях.

http://festival.1september.ru/articles/590531/img4.gif

l 0 – первоначальная длина пружины;

l – длина деформированной пружины;

∆l – удлинение пружины

№ эксперимента

Масса груза, кг

Сила упругости
F
упр = Fт = mg, Н

Удлинение пружины  ∆l, м

Коэффициент пропорциональности
F
упр /∆l, Н/м (заполняется при решении задачи)

1

0,102

1

0,025

40

2

0,204

2

0,050

40

3

0, 306

3

0,075

40

По полученным результатам, ученики, делают вывод:

При увеличении силы упругости в 2, в 3 раза, удлинение пружины увеличилось тоже в два, три раза, то есть сила упругости при растяжении тела прямо пропорциональна изменению длины тела. Fупр. ﮧ ∆l.

По результатам эксперимента ученики строят график зависимости   силы упругости от деформации

Учитель

Постановка проблемы №5

Как перейти от знака пропорциональности к знаку равенства?

Ученики

Нужно ввести коэффициент пропорциональности

Учитель

 Ребята сейчас мы с вами “открыли” закон Гука, названный в честь английского ученого Роберта Гука, впервые установившего его.

Формулировка закона, формулы, обозначения, единицы измерения записываются в тетрадь:

Модуль силы упругости при упругом растяжении (или сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела.

F = k ∆l,

 где k [ H/м ]– коэффициент пропорциональности, который называется жесткостью.

Как вы думаете,  от чего зависит жесткость пружины?

Учитель демонстрирует три пружины разной жесткости и подвешивает один груз. Предлагает учащимся объяснить результаты.

Предполагаемые ответы:

Жесткость  зависит от свойств пружины.

∆l > 0 при деформации растяжения,

∆l < 0 при деформации сжатия

Закон Гука справедлив только для упругой деформации.

Более подробно закон Гука и виды деформаций мы будим изучать в старших классах.

Учитель

 Закрепление полученных знаний

Итак ребята, давайте подведем итог. Что вы узнали из сегодняшнего урока?

Ученики

Деформацию и ее виды: растяжение, сжатие

Учитель

С какой новой силой мы познакомились на уроке, и как ее можно рассчитывать?

Ученики

С силой упругости, которая определяется по закону Гука, в случае упругих деформаций растяжения или сжатия: Fупр. = k ∆l и Fупр = Fт = mg, если тело, вместе с опорой или подвесом покоится или движется прямолинейно и равномерно.

Учитель

Именно эту формулу Fупр = Fт = mg вы будите использовать при решении домашних задач

Учитель

Что помогло нам открыть закон Гука?

Ученики

Эксперимент

Учитель

По графику, построенному вами в ходе эксперимента, определите коэффициент жесткости пружины.

Учитель

Да, именно, правильно разработанный и проведенный эксперимент может подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы, и установить истину. Эксперимент – критерий истины.

Записывается домашнее задание

 § 15 п.1,  §16 п.1


[a]Доработаю, если надо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

План-конспект урока по физике по теме "Сила" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"

Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

План-конспект урока по физике по теме "Сила упругости" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе. Конспект составлен с учетом требовний ФГОС....

Урок по физике по теме "Сила упругости. Закон Гука"

Урок содержит разные формы и методы обучения...

конспект урока по физике на тему "Сила тока", 8 класс

в данном конспекте предложен материал к уроку (таблицы, тексты, ход урока) 8 класса по теме "Сила тока"...