Электрический ток. Источники электрического тока
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Басыров Ильсур Минниахметович

Конспект урока физики в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektricheskiytok._istochnikielektricheskogotoka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ НА ТЕМУ:

«Электрический ток. Источники электрического тока». 8 класс

 Цели урока:

1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия электрический ток и видов источников тока;

2) развивать внимание учащихся;

3) воспитывать интерес к изучаемому материалу.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Методы: тестирование, просмотр видеофильма, демонстрации, лекция, чтение доклада, решение качественных задач.

 

Оборудование: листы с тестами, компьютер, проектор, таблица «Источники тока», электрофорная машина, 2 пластинки (металлические), штатив, соединительные провода, песок, амперметр демонстрационный, 2 медных провода, железный гвоздь, одна картофелина, набор гальванических элементов.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Электрический ток. Источники электрического тока». Сегодня вы познакомитесь с одним из важных явлений, без которого современная жизнь просто немыслима. Электрический ток: что он из себя представляет, как возникает и где применяется? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив материал сегодняшнего урока. Кроме этого вы познакомитесь с различными видами источников тока и принципами действия некоторых из них.

II. Проверка знаний учащихся. Тестирование.

Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, я хотел бы проверить, как вами усвоен пройденный материал по теме «Электрические явления». У вас на партах лежат тестовые материалы. Отвечая на вопросы тестов, ставьте номера ответов в таблицу ответов. Например, 1-а, 2-б и т.д. если у вас нет вопросов, можете приступать к выполнению задания, на которое вам дается 3-4 минуты.

 III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

А сейчас откройте ваши тетради и напишите тему урока.

Когда говорят об использовании электрической энергии в быту, на производстве или транспорте, то имеют в виду работу электрического тока. Электрический ток подводят к потребителю от электростанции по проводам. Поэтому, когда в домах неожиданно гаснут электрические лампы или прекращается движение электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток.

Что же такое электрический ток и что необходимо для его возникновения и существования в течение нужного нам времени? Для ответа на этот вопрос проведем следующий опыт: зарядим один из электроскопов от эбонитовой палочки, потёртой о шерсть. Какого знака заряд получит электроскоп? (Ответ обучающихся: отрицательный). Соединим заряженный и незаряженный электроскопы с помощью металлического стержня (на изолирующей ручке). Как и на прошлых уроках, вновь убеждаемся в том, что электрические (в данном случае, отрицательные) заряды переходят с заряженного тела на незаряженное. Так вот ребята вот такое упорядоченное заряженных частиц называется электрическим током. Давайте запишем это: электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц.

Согласно молекулярно-кинетической теории, частицы вещества всегда находятся в непрерывном хаотичном движении. Но при появлении электрического поля на хаотичное движение электронов накладывается направленная составляющая движения. Т. о., во время появления электрического тока движение свободных электронов металла можно сравнить с движением льдин на реке во время ледохода: отдельные электроны-льдинки, сталкиваясь, движутся и влево, и вправо, и даже против основного потока, но, тем не менее, все они увлекаются течением реки в едином направлении, движутся, в целом, упорядоченно!

Как вы считаете, велика ли скорость такого упорядоченного движения?

(Возможные ответы обучающихся: очень быстро, ведь, щёлкнув выключателем, мы почти мгновенно зажигаем свет, как бы далеко ни была лампочка).

Учёные определили скорость упорядоченного смещения электронов как доли миллиметра в секунду! Так что же тогда так быстро «добегает» от выключателя до лампочки?

(При необходимости учитель даёт подсказку: под действием чего могут смещаться, двигаться ЗАРЯЖЕННЫЕ частицы?

Ответ обучающихся: под действием электрического поля).

Электрическое поле движется с огромной скоростью, самой большой в природе – со скоростью света, равной 300 000 км/с! По щелчку на Слайде 13 возникает фраза:

Электрическое поле, под действием которого возникает электрический ток, способно распространяться со скоростью света.

(Обучающиеся записывают этот факт в тетради).

3. Итак, ответим на следующие вопросы.

    1.Что называется электрическим током? ( Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц).

    2. Что необходимо для возникновения электрического тока в проводнике? (Чтобы получить электрический ток в проводнике, надо создать в нём электрическое поле).

.

Действительно, под действием электрического поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике, придут в движение в направлении действия на них электрических сил. Возникнет электрический ток.

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока. Запишем определение источника тока.

Источник тока – это устройство, в котором осуществляется разделение электрических зарядов.

Источники тока бывают различными, но во всяком из них совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. Работа эта совершается так называемыми сторонними силами. Такие силы не могут иметь электрическое происхождение. В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую.

В электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая энергия.

Демонстрации.

Принцип действия: электрофорной машины.

Исторически первую электростатическую машину построил в 1660г. магдебургский бургомистр Отто фон Герике. Машина представляла собой шар из серы, вращающийся вокруг железного стержня. Для получения электричества О. Герике вращал шар, натирая его рукой.

Можно осуществить и превращение внутренней энергии в электрическую. Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть, место спая, то в проволоках возникнет электрический ток. Такой источник тока называется термоэлементом.

При освещении некоторых веществ световая энергия непосредственно превращается в электрическую энергию - это явление фотоэффекта. На нем основано устройство и действие фотоэлементов.

В источниках тока за счет сил неэлектрического происхождения происходит разделение заряженных частиц, в результате чего полюса источника оказываются заряженными разноименно.

Принцип действия химического источника тока:

Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии химических процессов, получили название гальванических. Такое название было предложено итальянским ученым Вольта в 1796 г. в честь ученого Гальвани.

Возьмите стеклянную кювету и поместите в неё цинковую пластину и угольный электрод, налейте раствор поваренной соли в воде, соедините электроды с электрической лампочкой на напряжение 1В.

Эксперимент

К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите исследуемый провод или гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину - стрелка гальванометра отклонится. Почему?

Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

Какие источники тока существуют и где они применяются?

Вопросы:

- Какие же источники электрического тока мы с вами узнали? (Генераторы, гальванические элементы, аккумуляторы, термоэлементы, фотоэлементы).

- Назовите области применения этих источников тока. Где используют генераторы? (Генераторы используют в народном хозяйстве, промышленности). Гальванические элементы? (Фонари, радиоаппаратура) Аккумуляторы? (В технике). Термоэлементы? (Батареи для питания радиоаппаратуры в экспедициях, зимовках, противопожарная сигнализация, датчики температуры охлаждающей жидкости в двигателях автомобилей). Фотоэлементы? (Кино, измерение освещенности, в автоматике, в космических аппаратах, турникеты метро, солнечные батареи в ЭВМ).

В гальваническом элементе происходят химические реакции, и внутренняя энергия, выделяющаяся при этих реакциях, превращается в электрическую. Современный гальванический элемент (или батарейка) состоит из цинкового сосуда, в который вставлен угольный стержень. Стержень помещён в полотняный мешочек, наполненный смесью оксида марганца с углем. В элементе используют густой клейстер, приготовленный из муки на растворе нашатыря. Цинковый сосуд с содержимым помещён в картонную коробку и залит сверху слоем смолы.

При взаимодействии нашатыря с цинком от цинка отделяется положительные ионы. Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень – положительно заряженным. Между заряженными угольным стержнем и цинковым сосудом, которые называются электродами, возникает электрическое поле. Если электроды соединить проводником, то под действием электрического поля свободные электроны в проводнике придут в движение. Возникнет электрический ток.

Из нескольких гальванических элементов можно составить батарею, если соединить их друг с другом следующим образом: угольный стержень первого элемента соединяется с цинковым сосудом второго и т.д.

В настоящее время встречается множество различных видов гальванических элементов: от миниатюрных, используемых, например, в микрокалькуляторах, до элементов больших размеров, используемых в радиоаппаратуре.

 IV. Закрепление изученного материала.

  1. Что называется электрическим током?
  1. Что может заставить заряженные частицы упорядоченно двигаться?
  2. Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током?
  3.  Что происходит в источниках тока?
  4.  Какие источники тока вы знаете?
  5. - Назовите области применения этих источников тока. Где используют генераторы? (Генераторы используют в народном хозяйстве, промышленности). Гальванические элементы? (Фонари, радиоаппаратура) Аккумуляторы? (В технике). Термоэлементы? (Батареи для питания радиоаппаратуры в экспедициях, зимовках, противопожарная сигнализация, датчики температуры охлаждающей жидкости в двигателях автомобилей). Фотоэлементы? (Кино, измерение освещенности, в автоматике, в космических аппаратах, турникеты метро, солнечные батареи в ЭВМ).
  6. Возникает ли электрический ток при заземлении заряженного металлического шарика?
  7. Движутся ли заряженные частицы в проводнике, когда по нему идет ток?

 

V. Итоги урока.

Подведем итоги урока. С какими понятиями вы познакомились на сегодняшнем уроке? (Электрический ток, источники электрического тока).

Какую роль играют источники тока в нашей жизни? Где их используют? (Источники тока играют важную роль в нашей жизни и используются практически во всех областях).

Да, источники тока нам необходимы. Они являются одним основных элементов электрических цепей. Но об этом пойдет речь на следующем уроке. А сейчас – ваши оценки за тестирование (выставление и комментирование оценок).

 

VI. Домашнее задание.

Откройте дневники. Запишите домашнее задание. Прочитать §32. Ответить на вопросы в конце параграфа. Если у вас нет вопросов по пройденной теме, то урок окончен, вы свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Электрический ток. Источники электрического тока." 8 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Электрический ток. Источники электрического тока», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составле...

«Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь».

Презентация содержит тематические тестовые задания по теме «Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь» и кодификатор ответов....

Электрический ток. Источники электрического тока

Цель урока: Выяснить физическую природу электрического тока. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. Познакомить учащихся с основными видами источников...

Урок на тему "Электрический ток. Источники электрического тока" 8 класс

   Чтобы выпускники школы соответствовали современным требованиям к  уровню подготовки со стороны общества, необходимо способствовать росту качества  их знаний на уроках. Пе...

Электрический ток. Источники электрического тока.

Урок по теме "Электрический ток. Источники электрического тока."" Разработан для 8 класса по классическому учебнику Перышкина А. В. с использованием ЦОР....

План-конспект урока «Электрический ток. Источники электрического тока»

План-конспект к уроку по физике на тему: «Электрический ток. Источники электрического тока»...