Методическое пособие для предварительной подготовки к лабораторным работам по физике (8 класс)
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Настоящее пособие призвано подготовить учащихся к выполнению лабораторных работ в процессе решения физических задач в 8 классе. Для этого в каждой лабораторной работе выявлены необходимые для ее выполнения знания, умения , навыки  и подобраны различные виды задач, способствующих их отработке. Решение задач предполагается перед проведением лабораторной работы. Такая пропедевтика позволяет повысить качество выполнения лабораторных работ и их результативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornye_raboty_8_klassa.doc828 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для предварительной подготовки к лабораторным работам по физике

(8 класс)


Настоящее пособие призвано подготовить учащихся к выполнению лабораторных работ в процессе решения физических задач в 8 классе. Для этого в каждой лабораторной работе выявлены необходимые для ее выполнения знания, умения , навыки  и подобраны различные виды задач, способствующих их отработке. Решение задач предполагается перед проведением лабораторной работы. Такая пропедевтика позволяет повысить качество выполнения лабораторных работ и их результативность.


Лабораторные работы 8 класса.

Лабораторная работа №1

Сравнение количество теплоты при смешивании воды разной температуры.

Анализ содержание лабораторной работы показал что для ее выполнение необходимы следующие:

Знания: 1) Определение количество теплоты.

  1. Определение температуры.
  2. Формулы для расчета количество теплоты.
  3. Единицы измерения количества теплоты, температуры, массы и удельной теплоемкости.

Умения: 1) Пользоваться термометром.

               2) Определять количество теплоты.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

Что потребует больше энергии для нагревания 10 С: ведро воды или стакан воды?

Задача 2.

На рисунке слева изображен сосуд с водой и термометр, измеряющий температуры воды, масса которой указана. Справка изображен тот же сосуд, но после погружения в него тела, вещество и масса которого также указаны в карточках.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Определите цену деления шкалы термометра, верхний и нижний пределы его измерения.
  2. Запишите температуру воды до погружения тела.
  3. Запишите температуру воды после погружения тела.
  4. Увеличилась или уменьшилась температура воды после погружения тела?
  5. Какое количество теплоты получила или отдала вода при отсутствии потерь энергии?
  6. Нагрелось или охладилось тело при обмене количеством теплоты между водой и телом? Как изменилась температура тела, если теплообмен происходил без потерь энергий?
  7. Вычислите начальную температуру тела, которую оно имело до погружения в воду.

Задача 3.

Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть воду массой 1 кг от 50  до 300 С?

Задача 4.

На плите нагревалась вода в алюминиевой кастрюле. Масса кастрюли 400 г, воды 3 кг. Какое количество теплоты необходимо для нагревания воды и кастрюли от 100  до  600 С?

Задача 5.

В калориметре смешали 100 г холодной воды при температуре 200 С  и 150 г горячей воды при температуре 800С. Температура смеси 550С. Сравните количество теплоты, полученное холодной водой, с количеством теплоты, которое отдала горячая вода.

Лабораторная работа №2

Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Анализ содержание лабораторной работы показал, что для ее выполнения необходимы следующие:

Знания: 1) Определение удельной теплоемкости.

  1. Определение количество теплоты.
  2. Определение температуры.
  3. Единицы измерения названных величин.

Умения: 1) Пользоваться термометром.

               2) Определять удельной теплоемкость твердого тела.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

При одинаковой температуре гранита и кирпича кирпич на ощупь кажется теплее гранита. Какой из этих строительных материалов обладает лучшей теплопроводностью?

Задача 2.

Алюминиевую и серебряную ложки одинаковой массы и температуры опустили в кипяток. Равное ли количество теплоты получат они от воды?

Задача 3.

На рисунке слева изображен сосуд с водой и термометр, измеряющий температуру воды, масса которой указана. Справа изображен тот же сосуд, но после погружения в него тела, вещество и масса которого также указаны в карточках.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Определите цену деления шкалы термометра, верхний и нижний пределы его измерения.
  2. Запишите температуру воды до погружения тела.
  3. Запишите температуру воды после погружения тела.
  4. Увеличилась или уменьшилась температура воды после погружения тела?
  5. Какое количество теплоты получила или отдала вода при отсутствии потерь энергии?
  6. Нагрелось или охладилось тело при обмене количеством теплоты между водой и телом? Как изменилась температура тела, если теплообмен происходил без потерь энергии?
  7. Вычислите начальную температуру тела, которую оно имело до погружения в воду.

Задача 4.

Железу массой 5 кг нагрели от 100С до 1000С. Количество теплоты, полученное железой равно 207000 Дж. Определите теплоемкость железы.

Задача 5.

Для определения удельной теплоемкости стали в калориметр, содержащий 500 г воды при 130 С, было опущено стальное тело массой 400 г, нагретое до 1000 С. температура воды в калориметре повысилась до 200 С. Найти удельную теплоемкость стали.

Лабораторная работа №3

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Анализ содержание лабораторной работы показал, что для ее выполнения необходимы следующие:

Знания: 1) Определение силы тока.

            2) Правила работы амперметром.

            3) Единицы измерения силы тока.

Умения: 1) Пользоваться амперметром.

             2) Определять силу тока.

             3) Собирать электрическую цепь.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

На рисунке изображена схема электрических цепей, состоящих из последовательно соединенных источника тока, лампы, ключа амперметра и реостата.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Определите цену деления шкалы амперметра.
  2. Определите верхний предел измерения силы тока.
  3. Определите силу тока в цепи.

Описание: C:\Users\Admin\Desktop\в2 001.jpg

Задача 2.

При включении в цепь амперметра так, как показано на рисунке а, сила тока была 0,5 А. Каковы будут показания амперметра при включении его в ту же цепь так, как изображено на рисунке б?

Задача 3.

Рассмотрите амперметры, данные на рисунках 1,2. определите цену деления шкалы каждого амперметра. Какую наибольшую силу тока могут они измерять? Перерисуйте шкалу амперметра (рис.1) в тетрадь и покажите, каково будет положение стрелки при силе тока 0,3 А и 1,5А.

Рис 1

Рис 2

Лабораторная работа №4

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Анализ содержания лабораторной работы показал, что для ее выполнения необходимы следующие:

Знания: 1) Определение напряжения.

            2) Правила работы вольтметра.

            3) Единицы измерения напряжения.

Умения: 1) Пользоваться вольтметром.

             2) Определять напряжение.

             3) Собирать электрическую цепь.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

На рисунке изображена схема электрических цепей, состоящих из последовательно соединенных источника тока, лампы, ключа амперметра и реостата. Вольтметр присоединен либо непосредственно к клеммам батареи, либо через ключ.

Описание: C:\Users\Admin\Desktop\а2 001.jpg

Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Определите цену деления шкалы вольтметра.
  2. Определите верхний предел измерения напряжения вольтметром.
  3. Определите напряжение на батарее.

Задача 2.

Рассмотрите шкалу вольтметра. Определите цену деления. Перечертите в тетрадь его шкалу и нарисуйте положение стрелки при напряжении 1В, 0,5В,  2,6В.

Задача 3.

Определите цену деления шкалы вольтметра, изображенного на рисунке. Какое напряжение он показывает?

Лабораторная работа №5

Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Анализ содержания лабораторной работы показал, что для ее выполнения необходимы следующие:

Знания: 1) Определение сопротивления..

            2) Закона Ома.

            3) Единицы измерения сопротивления, напряжение и силы тока.

Умения: 1) Пользоваться вольтметром и амперметром.

             2) Определять напряжение, силу тока и сопротивление.

             3) Собирать электрическую цепь.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

На рисунке изображена схема электрических цепей, состоящих из последовательно соединенных источника тока, лампы, ключа амперметра и реостата. Вольтметр присоединен либо непосредственно к клеммам батареи, либо через ключ.

 Описание: C:\Users\Admin\Desktop\а2 001.jpg

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Определите цену деления шкалы амперметра.

2.Определите верхний предел измерения силы тока.

3.Определите силу тока в цепи

4.Определите цену деления шкалы вольтметра.

5.Определите верхний предел измерения напряжения вольтметром.

6.Определите напряжение на батарее.

7.Рассчитайте напряжение на лампе.

8.Рассчитайте напряжение на реостате.

Задача 2.

Напряжение на зажимах электрического утюга 220В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

Задача 3.

Сила тока в спирали электрической лампы 0,7А, сопротивление лампы 310 Ом. Определите напряжение, под которым горит лампа.

Задача 4.

Каким сопротивлением обладает вольтметр, рассчитанный на 150В, если сила тока в нем не должно превышать 0,01А?

Лабораторная работа №6

Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Анализ содержания лабораторной работы показал, что для ее выполнения необходимы следующие:

Знания: 1) Определение мощности электрического тока.

            2) Определение работы электрического тока.

            3) Формула работы и мощности электрического тока.

              4) Единицы измерения названных величин.

Умения: 1) Пользоваться вольтметром и амперметром.

             2) Определять напряжение, силу тока, работу и мощности электрического тока.

             3) Собирать электрическую цепь.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

На рисунке изображены схема электрических цепей, состоящих из последовательно соединенных источника тока, лампы, ключа, амперметра и реостата. Вольтметр присоединен либо непосредственно к клеммам батареи, либо через ключ.

Описание: C:\Users\Admin\Desktop\в2 001.jpg

Дайте ответы на следующие вопросы:

1.Определите цену деления шкалы амперметра.

2.Определите верхний предел измерения силы тока.

3.Определите силу тока в цепи

4.Определите цену деления шкалы вольтметра.

5.Определите верхний предел измерения напряжения вольтметром.

6.Определите напряжение на батарее.

7.Рассчитайте напряжение на лампе.

8.Рассчитайте напряжение на реостате.

9.Вычислите мощность тока в лампе.

   10.Вычислите мощность тока в реостате.

Задача 2.

Какую работу совершает электродвигатель за 1 час, если сила тока в цепи электродвигателя 5А, напряжение на его клеммах 220В?

Задача 3.

В цепь с напряжением 127В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,6А. найдите мощность тока в лампе.

Задача 4.

Какую работу совершает электрический ток в лампочке карманного фонаря за 10 мин, если напряжение на лампе 4В, а ток 250мА? Определить мощность.

Лабораторная работа №7

Получение изображения при помощи линзы.

Анализ содержания лабораторной работы показал, что для ее выполнения необходимы следующие:

Знания: 1) Определение линзы.

            2) Определение фокуса линзы.

            3) Определение оптической силы линзы.

4)Формула оптической силы линзы

  1. Единицы измерения оптической силы линзы.

Умения: 1) Определять фокусы линзы.

             2) Определять оптическую силу линзы.            

               3) Собирать изображение в линзах.

Были подобраны следующие задачи.

Задача 1.

Постройте изображение указанного предмета в линзе.

Даны два рисунка: на верхнем дано расположение плоского зеркала, предмета (стрелки) перед ним и глаза наблюдается, на нижнем показано условное изображение линзы, ее главная оптическая ось и главные фокусы, положение предмета и даны его размеры.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. на каком расстоянии от зеркала расположен глаз?
  2. какую часть мнимого изображения в зеркале видит глаз?
  3. на каком наибольшем расстоянии на до расположить глаз на той же прямой линии, чтобы видеть изображение предмета в зеркале полностью?
  4. чему равно фокусное расстояние линзы?
  5. вычислите оптическую силу линзы.
  6. каково расстояние предмета от оптического центра линзы?
  7.  Постройте изображение указанного предмета в линзе и найдите расстояние от этого изображения до линзы.

Задача 2.

Оптическая сила линзы равна – 1,6 дптр. Каково фокусное расстояние этой линзы? Можно ли с ее помощью получить действительное изображение?

Задача 3.

Постройте изображение предмета, находящегося в двойном фокусе собирающей линзы. Укажите свойства этого изображения.

Задача 4.

Постройте изображение предмета, расположенного от собирающей линзы на расстоянии 4F  и  3F.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Лабораторные работы по физике"

Когда интересно учиться? –- когда учащийся уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них,- когда то, что дела...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.         ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"     "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.     ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)""Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ" ...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Отчеты по лабораторным работам по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

quot;Отчеты по лабораторным работам по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ" предназначены в помощь учащимся 7 классов при подготовке и выполнении лабораторных...