Методика решения задач по физике
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Поторочина Тамара Геннадьевна


Решение задач на свободное падение начинается в 9 классе. учащиеся не всегда могут легко выбрать нужные формулы, для решения задач на данную тему. За многие годы работы в школе я пришла к выводу, что задачи необходимо решать не заучивая формулу, а понимать причину "Свободного падения тел".

Поэтому я предлагаю более лёгкий путь решения таких задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_resheniya_zadach_po_fizike.docx588.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методика решения задач по физике.

«Свободное падение тел»

Решение задач на свободное падение начинается в 9 классе. Учащиеся не всегда могут легко выбрать нужные формулы для  решения задач на данную тему. За многие годы работы в школе я пришла к выводу, что задачи необходимо решать не заучивая формулу, а понимать причину «Свободного падения тел».

 Поэтому я предлагаю более лёгкий путь (на мой взгляд) решения таких задач.

Свободное падение является закономерным движением, т.к. это движение с постоянным ускорением, поэтому задачи на такое движение можно рассчитывать устно, если хорошо представляешь эту закономерность. Учащимся хорошо представлять эту закономерность на прямой расположенной по вертикали на которой расписываются посекундно изменение координаты, скорости, перемещения. На прямой объясняется, что скорость за каждую секунду увеличивается на 10 м/с, т.к ускорение равно 10 м/с2  (см. рис. 1). При начальной скорости равной нулю, через одну секунду при свободном падении скорость будет равной 10 м/с.

Рисунок № 1.

Vx=V0x+ gt

Vx=10м/с2 * 1с = 10 м/с

Vx - конечная скорость;

V0x– начальная скорость;

        t – время падения;

g – ускорение свободного падения.

Ещё через одну секунду скорость тела опять увеличивается на 10 м/с (см. рис. 2).

Рисунок № 2

Vx2 =Vx1+ gt2

Vx2= 10 м/с + 10 м/с2 * 1с = 20 м/с

Через третью секунду скорость тела снова увеличивается на 10 м/с ( см. рис. 3).

Vx 3=Vx2+ gt3

Vx3= 20 м/с + 10 м/с2 * 1с = 30 м/с

Рисунок № 3

Всё это в процессе объяснения доказывается формулами в первых трёх примерах. Далее  учащиеся понимают, что последующие расчёты производить не нужно. Каждую следующую секунду скорость увеличивается на 10 м/с (см. рис. 4).

Рисунок № 4

Рисунок № 4

Рассчитываем посекундное перемещение при свободном падении.

  При начальной скорости равной нулю, через одну секунду при свободном падении перемещение за первую секунду будет всегда равно  5 м (см. рис. 5).

Рисунок № 5

Sx = V0xt+ gt2 /2

Sx – перемещение

gt2 /2 = 5t2

Sx1 = 5t2 1

Sx1 = 5 * 12 = 5 м

За каждые последующие секунды перемещение будет увеличиваться на 10 м (см. рис. 6).

Рисунок № 6

Sx2 = Vx1t2+ 5t22

Sx2 = 10 м/с * 1 + 5 * 12 =15 м

Sx3 = 25 м

 Изменение координаты находим по формуле:

X = X0+ Sx

X – конечная координата;

X0 – начальная координата.

X0 = 0

X1   =   Sx1 = 5 м (см. рис. 7)

Рисунок № 7

X2  =X1  + Sx2  = 5 м + 15 м = 20 м

X3  = 45 м

X4  = 80 м

X5  = 125 м

Данная методика даёт свои положительные результаты. Их можно проследить по итогам проверочных работ и  по мнению самих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Актуальность совершенствования методики обучения решению задач по физике

Для решения любой технологической задачи требуются определенные знания. В обратном порядке можно выделить этапы решения технологической задачи: 1.Для решения технологической задачи вначале ре...

Рабочая программа учебного курса по физике "Практикум решения задач по физике" (10-11 классы) на 2012-2013 уч. год

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне. Программа курса учитывает цели обучения по физике...

Методика решения задач по физике

Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы....

Методика решения задач по физике с помощью ТРИЗ-технологии

На примере задачи приведен алгоритм решения задачи по физике с применением ТРИЗ-технологии...

Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике

Примеры применения методики критического мышления на уроках физики и математики...

Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.

Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако  можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...