Проведение урока физики по контролю качества знаний по ФГОС
статья по физике (7 класс) на тему

Антонов Сергей Сергеевич

На основании требования Федерального государственного образовательного  стандарта на уроках физики  используется система оценки образовательных достижений учащихся. Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально- тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений. Для оценивания качества знаний учащихся, можно выделить несколько видов контроля: предварительный, текущий  и итоговый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.

На основании требования Федерального государственного образовательного  стандарта на уроках физики  используется система оценки образовательных достижений учащихся.

 Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально- тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений. Для оценивания качества знаний учащихся, можно выделить несколько видов контроля: предварительный, текущий  и итоговый.

В 7 классе, в самом начале изучения предмета «Физика» крайне важным, на мой взгляд, является предварительный контроль знаний учащихся. Проведенная в первую учебную неделю контрольная работа, позволит определить средний уровень знаний учащихся, отстающих и хорошо успевающих учеников. Предварительная контрольная работа состоит из двух блоков: математика и естествознание. Особое внимание стоит обратить на результаты блока «математика», т.к. слабые знания математики курса 5-6 классов часто не позволяют детям показывать максимум своих возможностей на уроках физики в 7 классе. За данную работу оценки не ставятся. Необходимо до каждого ученика донести информацию о его результатах. Если результаты неудовлетворительные, продумать совместно с учителями математики план исправления ситуации.

Для осуществления текущего контроля знаний учащихся используются следующие виды работ:

  1. «Летучки» - кратковременные (5-10 минут) проверочные работы, проводимые в начале урока в целях проверки усвоения учащимися материала прошлой темы, выполнения домашнего задания. Форма выполнения может варьироваться в зависимости от темы проверяемого материала, а также от целей урока. Возможные формы: письменный развернутый ответ на вопрос, тест, устный ответ, в том числе работа в парах (самопроверка по заранее подготовленным ответам).
  2. Самостоятельные работы (10-20 минут). Проводятся в целях проверки усвоения учащимися материала нескольких тем. Проверяют способность учащихся применять знание теории, формул при решении задач. Варианты могут быть дифференцированы по сложности – «на 5», «на 4»,  и даже «на 3».
  3. Контрольные работы (45 минут). Проводятся с целью проверки усвоения учащимися материала большого раздела, главы. Состоят из теоретических вопросов, расчетных задач, качественных задач. Варианты, также как и в случае с самостоятельными работами дифференцируются по уровням сложности.
  4. Лабораторные работы (20-45 минут). Проводятся для проверки теоретически изученных физических законов и явлений, для формирования прикладной направленности знаний учащихся. Оценивается два различных умения: работа с приборами и написание отчета (составление таблиц, построение графиков ит.д.). Лабораторные работы проводятся в группах, в парах или индивидуально, в зависимости от особенностей конкретной работы.
  5. Творческие работы. Обычно готовятся дома, могут быть выполнены в формате эссе, плаката, презентации, видеоролика, этюда ит.д. Творческие работы позволяют учащимся проявить свои таланты, углубив знания по выбранной теме.
  6. Исследовательские работы. Целью проведения данного вида работ является раскрытие потенциала учащихся, стимулирование их познавательной активности. В результате выполнения исследовательской работы учащиеся развивают навыки наблюдения, систематизации, анализа данных, приобретают опыт публичных выступлений, участия в круглых столах и конференциях.

Результаты данных видов текущего контроля знаний учащихся оцениваются по пятибалльной шкале. В случае неудовлетворительной оценки за работу, учащийся в праве ее пересдать. Для этого ими выполняется работа над ошибками. Только при условии полного осознания и исправления допущенных в работе ошибок, учащиеся допускаются к переписыванию. Каждый вид работ несет разный вклад в итоговую оценку (за четверть, год).

Итоговый контроль знаний в 7 классе может быть проведен в форме комбинированного зачета: часть класса пишет контрольную работу, часть – сдает устный зачет на знание теории. На следующем занятии группы меняются. Таким образом, получится в краткие сроки получить полное представление об уровне усвоения каждым учащимся курса физики за соответствующий период. К проведению устных зачетов могут привлекаться старшеклассники, хорошо зарекомендовавшие себя на уроках физики.

2. В современном научном мире наиболее развивающимися областями являются направления на стыке наук. Все более тесно переплетаются физика и химия, физика и биология, физика и информатика и даже физика и экономика. Узконаправленным специалистам приходится расширять свои познания, чтобы идти в ногу со временем. Умение всесторонне рассматривать проблему и предлагать различные варианты решения, становится одним из ключевых навыков современного специалиста. Поэтому уже в школе необходимо осуществлять метапредметное взаимодействие.

Межпредметные связи - это дидактическая категория, которая отображается во взаимосвязанном и взаимообусловленном изучении учебных предметов в школе.

Приведем примеры заданий, в которых присутствуют межпредметные связи:

  1. Сформулируйте «золотое правило механики», заменив нужные слова и исправив ошибки. Насколько проигрываим в силе, во столько выигрываем в растоянье. (физика+русский язык)
  2. Нарисуйте человека. Подпишите только те части тела, которые способны выполнять роль рычага. Вычислите момент силы, действующей  на предплечье длиной 30см, равной 10Н. (физика+биология)
  3. Запишите в хронологическом порядке развитие представлений ученных об устройстве Земли и Вселенной. (история+физика)    
  4. Петя занимается спортивным ориентированием. Сначала он прошел 300 метров на запад со скоростью 4м/с, затем 500 метров на северо-восток со скоростью 3м/с, и еще 400 метров на юг, со скоростью 3,5м/с. Вычислите среднюю скорость Пети и определите, где он окажется. (обж+физика)
  5. Найдите на карте гору Эльбрус. Выпишете значение ее высоты в тетрадь. Вычислите атмосферное давление на ее вершине. (география+физика)

Фактически тяжело найти хотя бы один учебный предмет, который бы не влиял на процесс изучения физики. Использование такого влияния, учет взаимной связи и активное включение его в работу, позволяет существенно разнообразить учебный процесс и добиться лучших результатов.

Учитель физики – Антонов Сергей Сергеевич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль качества знаний по курсу английского языка в классах гуманитарного профиля на основе применения проектной технологии.

Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес ...

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при контроле качества знаний и умений на уроках математики у учащихся начальной школы с множественным дефектом

Известно, что математика является одним из самых сложных предметов для детей со сложной структурой дефекта. Перед учителем-дефектологом встает нелегкая задача: подобрать задания, соответствующие уровн...

Дифференцикованный контроль качества знаний при изучении тем: "Альдегиды", "Карбоновые кислоты"

Дидактический материал, разработанный мной, для проведения текущего контроля качества знаний обучающихся 10 класса, при прохождении тем: "Альдегиды", "Карбоновые кислоты"...

Организация промежуточного тестового контроля качества знаний на уроках истории России в 10 классе

Дидактическое пособие для организации промежуточного тестового контроля по разделам курса истории России в 10 классе. Содержит готовые тестовые работы, включающие задания в формате ЕГЭ. Используя...

Игровые технологии как средство контроля качества знаний на уроках английского языка.

Примеры игр:Первый вариант игры.Группа делится на две команды. Представители команд по очереди выполняют какое-либо действие. Соперники называют это действие, комментируют то, что делает участник игры...