урок по физике 7 класс «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Тип урока:   изучение и первичное закрепление  новых знаний и способов деятельности.

Время проведения: IV четверть

Цель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и технике, изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Знать , уметь использовать  знания для решения задач, проводить обобщения, решать исследовательские задания,  строить логическую цепочку рассуждений, применять полученные знания в повседневной жизни..

Познавательные УУД: выявить причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.

Коммуникативные УУД: формирование умений проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью решения исследовательских задач; развитие практических умений и навыков;

Регулятивные УУД:  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Личностные УУД:  действие смыслообразования,  формирование умения строить логическую цепочку рассуждений

Основные понятия: рычаг, блок, наклонная плоскость

Межпредметные связи: анализ математических функций, биология человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_prostyh_mehanizmov.doc920.5 КБ
Файл dayte_mne_tochku_opory.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по предмету

Предмет: физика

Учитель: Кcенафонтова  Галина Александровна

Уровень образования: базовый 

Тема: «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку».

Тип урока:   изучение и первичное закрепление  новых знаний и способов деятельности.

Время проведения: IV четверть

Участники: 7

Цель: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и технике, изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Знать , уметь использовать  знания для решения задач, проводить обобщения, решать исследовательские задания,  строить логическую цепочку рассуждений, применять полученные знания в повседневной жизни..

Познавательные УУД: выявить причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений.

Коммуникативные УУД: формирование умений проводить обобщения; развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью решения исследовательских задач; развитие практических умений и навыков;

Регулятивные УУД:  соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Личностные УУД:  действие смыслообразования,  формирование умения строить логическую цепочку рассуждений

Основные понятия: рычаг, блок, наклонная плоскость

Межпредметные связи: анализ математических функций, биология человека

Оборудование:  персональный компьютер, проектор, экран, презентация,  лабораторный набор блоков, грузы, штатив, нить  

Литература: 

 

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012., с.224  
  2. Контрольно-измерительные материалы Составитель Зорин Н.И. – М.: «ВАКО»
  3. http://school-collection.edu.ru
  4. http://festival.1september.ru/articles/596647/

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку (рабочие тетради, учебники, письменные принадлежности)

Слайд 1

Настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места.

и

Регулятивные: целеполагание

1 этап

Организация познавательной деятельности учащихся.

Слайд № 2

В монологе Архимеда прозвучало слово “Рычаг». Архимед собирался перевернуть Землю рычагом, а что такое  рычаг,  какова его конструкция и где он применяется?

Девиз урока: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»

Учащиеся  рассказывают легенду об Архимеде.

Учащиеся отчитываются по домашнему заданию.

ф

Коммуникативные УУД: умение выслушать одноклассников.

Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Определение потребностей к дополнительным знаниям

Вспомните, где  в нашем теле присутствуют рычаги? Слайд 4, 5

Рычаги в теле животных. Слайд 6

 С помощью монет определить массу линейки. Слайд 7.

Учащиеся перечисляют

Учащиеся  пытаются найти ответ на поставленный вопрос

и

 Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

Личностные: развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью поставленной проблемы

 Логическое завершение этапа урока.

(Тема: «Применение простых механизмов»)

Цель: изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.

Учащиеся формулируют тему урока

и

Регулятивные УУД: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

Личностные: умения строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков.

2 этап: Изучение новых знаний и способов деятельности

  Проблемная ситуация на уроке:

 Покажите нам, как расположить палку, на которой весит груз,  на плече друга, так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей?                       

Палка - это рычаг, который мы используем для того, чтобы облегчить перенос тяжёлого груза. Как правильно подвесить  груз на рычаге? (Или почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?)

Неподвижный блок можно представить в виде рычага 1-го рода.  Слайд 8. 

Подвижный блок представляет собой рычаг 2-го рода.         Слайды 9 и 10.

Учащиеся формулируют правило рычага, гипотезу исследования

Учащиеся выполняют необходимый рисунок,  P = F Подписывают под чертежом: Не дает выигрыша в силе. Позволяет менять направление силы.

Подписывают под чертежом подвижного блока: Выигрыш в силе 2 раза

и

Первичная проверка

Физкультминутка

К левому, подвижному блоку, подвешен груз весом 8 Н. Правый блок – неподвижный. Через оба блока перекинута нить. Вы видите, что её конец натянут с силой 4 Н. Как же нам в этом случае удаётся удерживать груз весом 8 Н? Ответим на этот вопрос.

Слайд 11

 Натягивая конец нити, мы действуем на точку B подвижного блока, как бы «приподнимаем» её. Тем самым отрезок ОВ (по сути рычаг) как бы поворачивается вокруг точки О против часовой стрелки.

Плечо «синей силы» – отрезок ОВ в 2 раза больше отрезка ОА – плеча «красной» силы. Поэтому и силы отличаются в 2 раза: 4 Н и 8 Н. Именно поэтому мы силой в 4 Н удерживаем вес груза     8 Н. 

ф

Познавательные УУД: Умение структурировать знания, оформлять свои мысли в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы

 Личностные УУД: воспитание познавательного интереса к предмету

3  этап: Закрепление изученного

Проведение эксперимента.  Слайд 12

Предложите вариант получения  шестикратного выигрыша в силе  проверьте гипотезу на опыте  

Предлагают варианты соединения блоков в полиспаст.

Несколько пар рассматривают возможности применения рычага

г

Познавательные УУД:  Выдвижение гипотезы и обоснование ее, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, 

Обобщение и систематизация

Решите тест (приложение 1)   Слайд 13

Учащиеся решают тест, осуществляют взаимопроверку.

и

п

Познавательные УУД: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Подведение итогов учебного занятия

Завершить урок хочется словами Ф.И.Тютчева

«Счастлив в наш век тот,

Кому победа далась не кровью, а умом,

Счастлив тот, кто точку

 Архимеда сумел сыскать

в себе самом»                           Слайд 14

Запишем домашнее задание: составить тезисный план по п. 60, 61, подготовить  сообщение на тему: «Простые механизмы в быту»               Слайд 15

Учащиеся записывают домашнее задание

и

Личностные УУД: формирование умения строить логическую цепочку рассуждений.

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я повторил …»

«Сегодня на уроке я узнал …»

«Сегодня на уроке я научился  …»

Спасибо за внимание. Оцени своё настроение – выбери эмоцию, соответствующую твоему настроению

Слайд 16

Слайд 17

Отвечают на

вопросы учителя, делают самооценку

ф

Регулятивные УУД:  уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

        

Приложение 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»

Слайд 2

Тема урока: «Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку». Цели урока: Рассмотреть возможности применения рычагов в природе, быту и технике Изучить устройство и принцип действия неподвижного и подвижного блоков.

Слайд 3

ℓ 1 ℓ 2 В О А F 1 F 2 О -точка опоры ℓ - плечо силы - кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила. Чтобы найти плечо силы , надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаг – это твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.

Слайд 4

Кости конечностей (рук и ног), череп, нижняя челюсть, фаланги пальцев, свод стопы. Рычаги в теле человека:

Слайд 6

Рычаги в теле животных:

Слайд 7

Задача на смекалку! Какую роль может играть в данной задаче линейка? 2) Что можно использовать в качестве точки опоры рычага? 3) Как нужно расположить линейку с монетами относительно края стола, чтобы вся система была в равновесии? 4) Какие силы действуют на плечи данного рычага? Где находятся точки приложения этих сил? 5) Где находится ось вращения рычага? С помощью монет определить массу линейки. Подсказки:

Слайд 8

Применение закона равновесия рычага к блоку. Блок представляет собой колесо с желобом, укрепленное в обойме. По желобу блока пропускают веревку, трос или цепь. Неподвижныйблок- блок, ось которого закреплена и при подъеме грузов не поднимается и не опускается . ОА = R= плечо силы F 1 ОВ = R= плечо силы F 2 ОА = ОВ= R F 1 = F 2

Слайд 9

Простые механизмы Неподвижный блок Подвижный блок

Слайд 10

ОА = R= плечо силы Р ОВ = 2 R= плечо силы F Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.

Слайд 11

Подумай и ответь: К левому, подвижному блоку, подвешен груз весом 8 Н. Правый блок – неподвижный. Через оба блока перекинута нить. Вы видите, что её конец натянут с силой 4 Н. Как же нам в этом случае удаётся удерживать груз весом 8 Н?

Слайд 12

Эксперимент Предложите вариант получения шестикратного выигрыша в силе проверьте гипотезу на опыте

Слайд 13

Решите тест Вариант 1 Вариант 2

Слайд 14

«Счастлив в наш век тот, Кому победа далась не кровью, а умом, Счастлив тот, кто точку Архимеда сумел сыскать в себе самом» Ф.И. Тютчев .

Слайд 15

Домашнее задание: составить тезисный план по п. 60, 61,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование «Применение закона равновесия рычага к блоку»

Учащиеся продолжают знакомиться с простыми механизмами - блоками. Для закрепления материала предлагается интерактивное задание и практическая работа с "черными ящиками"....

Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс

Презентация к уроку "Рычаги в технике, быту и природе" 7 класс...

Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"

Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....

Конспект урока "Рычаги в технике, быту и природе"

Файл содержит план урока по физике "Рычаги в технике, быту и природе". Прикремплена сопутствующая презентация....

Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...

Урок – путешествие «В гости, к дедушке» по теме «Рычаги в технике, быту и природе» Физика 7 класс

Урок-путешествие В"гости, к дедушке" проводится по теме "Рычаги в технике, быту и природе" по физике в 7 классе. Мотивация изучения темы и актуальность темы происходит при инсценировке русской народно...

Рычаги в технике, быту и природе

Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме "Рычаги в технике, быту и природе"...