Рабочая программа по физике-7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Маруева Елена Юрьевна

Рабочая программа составлена на основе примерной программы к учебнику А. В Перышкина и рассчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                        Утверждаю

Руководитель предметной кафедры                                                                        Директор МОУ гимназии №16»Интерес»

___________ / _________________                                                                        _______________ / Снегирева И.В.

Пр.№___ от ________2015г.                                                                        «    » сентября 2015г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 16  «Интерес»

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

Рабочая программа

по учебному курсу  «ФИЗИКА»

для 7 классов (а, в, г)

на 2015-2016 учебный год

                                     

                                                        Учитель: Маруева Е.Ю.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010.

Сроки реализации

Авторская программа рассчитана на 1 год обучения на 68  часов (2 час в неделю), по учебному плану гимназии на изучение физики выделено 2 часа в неделю (70 часов), поэтому количество часов на изучение тем в рабочей программе не полностью совпадают с авторской программой. Выбор данной авторской программы был обоснован наличием УМК по физике, который полностью соответствует целям и задачам изучаемого предмета.

 Цели и задачи курса

Изучение физик в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

•    формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;

•    понимание обучающимися сущности основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними, условий их применимости;

•    развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе формирования системы научных знаний и опыта познавательной деятельности.

Задачи:

•    знакомство обучающихся с научным методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;

•    усвоение обучающимися знаний о механических и гидро-и аэростатических явлениях;

•    овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, модель, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

•    приобретение   обучающимися   умений   наблюдать   природные   явления   и   выполнять   опыты,   лабораторные   работы   и экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов.

Гимназический компонент.

Гимназический компонент достигается путем использования на уроках дополнительных, более расширенных, тем или дополнительных лабораторных работ по данной теме или использованием интерактивных образовательных ресурсов, выделен в программе в отдельный столбец.

Тематическое планирование.

Порядок изучения всех тем и количество часов совпадает с авторской программой, но согласно учебному плану образовательного учреждения добавлено 2 часа на защиту проектов, в рамках гимназического компонента.


Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Физические методы и исследования

4

2

2

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

3

2

3

Взаимодействие тел

22

15

7

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

12

11

5

Работа, мощность и энергия.

16

7

9

Итого

70

39

31

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 7 класса должны:

•          распознавать и объяснять основные свойства механических явлений;

•          описывать свойства тел и механических явлений, используя физические величины, например, такие как путь, перемещение, скорость, масса тела, плотность вещества, КПД, давление, Архимедова сила и т.д.;

•          анализировать механические явления, используя физические законы;

•          решать задачи, используя формулы, связывающие указанные величины, и физические законы;

•          использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами;

•          приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;

•          знать о требованиях к организации рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со приборами лабораторного практикума.

Календарно-тематическое планирование

№п /п

Названия разделов и тем

Гимн, компонент

Вид контроля

Дата

План

Факт

Физические методы и исследования  (4 часа)

1

1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления.

Путь в космос.

Эвристическая беседа.

1-я неделя

2

2

Наблюдения, опыты, измерения. Физические величины.

Старинные меры.

Фронтальный опрос.

1-я неделя

3

3

Измерение физических величин. Погрешности измерений.

Практическая работа.

2-я неделя

4

4

Физика и техника.

Л/Р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Вклад М.В. Ломоносова в развитие физики

Лабораторная работа.

2-я неделя

Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)

5

1

Строение вещества. Молекулы.

Периодическая таблица химических элементов.

Тест

3-я неделя

6

2

Л/Р. № 2 «Измерение размеров малых тел».

Лабораторная работа

3-я неделя

7

3

Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие  молекул.

Фронтальный опрос, тест

4-я неделя

8

4

Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов.

Составление классификационной таблицы «Агрегатные состояния вещества»

4-я неделя

9

5

Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Контрольный тест № 1

Фронтальный опрос, тест

5-я неделя

Взаимодействие тел (22 часа)

10

1

Механическое движение. Равномерное движение.

Графическое представление движения.

Опорный конспект

5-я неделя

11

2

Скорость. Единицы скорости.

Фронтальный опрос, тест

6-я неделя

12

3

Расчет пути и времени движения.

Движения планет Солнечной системы.

Физический диктант

6-я неделя

13

4

Решение задач «Движение».

Тест, решение задач

7-я неделя

14

5

Инерция. Взаимодействие тел.

Инженер Леонардо да Винчи.

Опорный конспект

7-я неделя

15

6

Масса тела. Измерение массы тела на весах.

Фронтальный опрос, тест

8-я неделя

16

7

Л/Р. № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа

8-я неделя

17

8

Л/Р. № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа

9-я неделя

18

9

Плотность вещества

Анализ  лабораторных работ.

9-я неделя

19

10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Плотности различных небесных тел.

Работа с дидактическим материалом

10-я неделя

20

11

Л/Р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела».

Лабораторная работа

10-я неделя

21

12

Повторение. Решение задач «Скорость. Плотность».

Работа с дидактическим материалом, тест

11-я неделя

22

13

К/Р. № 1 «Механическое движение. Плотность вещества».

Контрольная работа

11-я неделя

23

14

Сила. Единицы силы. Связь между силой тяжести массой тела. Динамометр.

Анализ контрольной работы

12-я неделя

24

15

Явление тяготения. Сила тяжести.

Фронтальный опрос, тест

12-я неделя

25

16

Упругая деформация. Закон Гука.

Роберт Гук и его вклад в науку.

Фронтальный опрос, тест

13-я неделя

26

17

Л/Р. № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Лабораторная работа

13-я неделя

27

18

Вес тела.

Тест, физический диктант

14-я неделя

28

19

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Движение тела под действием силы трения.

Физический диктант

14-я неделя

29

20

Сложение сил. Центр тяжести тела

Фронтальный опрос, тест

15-я неделя

30

21

Повторение темы «Взаимодействие тел».

Контрольная работа.

15-я неделя

31

22

К/Р. № 2 «Взаимодействие тел».

Работа с дидактическим материалом

16-я неделя

Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа)

32

1

Давление. Способы увеличения и уменьшения давления.

Движение жидкостей и газов на примере кровеносной системы человека.

Опорный конспект

16-я неделя

33

2

Расчет давления твердого тела.

Фронтальный опрос, тест

17-я неделя

34

3

Давление газа. Самостоятельная работа № 1 «Давление твердых тел».

Самостоятельная работа, решение задач

17-я неделя

35

4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Блез Паскаль и его вклад в науку.

Фронтальный опрос, тест

18-я неделя

36

5

Давление в жидкости и газе.

Тест, физический диктант

18-я неделя

37

6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Зависимость давления от рельефа местности

Работа с дидактическим материалом

19-я неделя

38

7

Сообщающиеся сосуды.

Тест

19-я неделя

39

8

Решение задач «Давление».

Работа с дидактическим материалом

20-я неделя

40

9

Вес воздуха. Воздушная оболочка Земли и атмосферное давление.

Тест

20-я неделя

41

10

Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид.

 Труды Е. Торричелли.

Фронтальный опрос, тест

21-я неделя

42

11

Контрольный тест  № 3

«Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Контрольный тест

21-я неделя

43

12

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

Опорный конспект

22-я неделя

44

13

Гидравлический пресс.

Работа с дидактическим материалом

22-я неделя

45

14

К/Р. № 3 « Давление жидкостей, газов и твердых тел».

Контрольная работа

23-я неделя

46

15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Анализ контрольной работы

23-я неделя

47

16

Л/Р.№ 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Лабораторная работа

24-я неделя

48

17

Архимедова сила.

Великий ученый Архимед!

Опорный конспект

24-я неделя

49

18

Решение задач «Сила Архимеда»

Работа с дидактическим материалом.

25-я неделя

50

19

Плавание тел. Плавание судов.

Обогащение горной руды. (флотация)

Фронтальный опрос, тест

25-я неделя

51

20

Л/Р. № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Лабораторная работа

26-я неделя

52

21

Воздухоплавание.

Фронтальный опрос, тест

26-я неделя

53

22

Решение задач «Условия плавания тел».

Конструирование приборов: «картезианский водолаз», ареометр, жидкостный манометр, сообщающиеся сосуды.

Работа с дидактическим материалом

27-я неделя

54

23

К/Р. № 4 «Сила Архимеда. Плавание тел».

Контрольная работа

27-я неделя

Работа, мощность и энергия. (16 часов)

55

1

Механическая работа.

Анализ контрольной работы

28-я неделя

56

2

Мощность.

Фронтальный опрос, тест

28-я неделя

57

3

Решение задач «Работа и мощность».

Работа с дидактическим материалом

29-я неделя

58

4

Простые механизмы. Правило равновесия рычага.

Тест

29-я неделя

59

5

Л/Р. № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

Лабораторная работа

30-я неделя

60

6

Момент силы. Рычаги в быту и технике.

Работа с дидактическим материалом

30-я неделя

61

7

Блоки. «Золотое правило» механики.

Фронтальный опрос, тест

31-я неделя

62

8

Коэффициент полезного действия механизма.

КПД механизмов и машин (проект)

Тест

31-я неделя

63

9

Л/Р. № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Лабораторная работа

32-я неделя

64

10

Контрольный тест № 4 «Работа. Мощность. Простые механизмы»

Контрольный тест

32-я неделя

65

11

Энергия. Виды механической энергии.

Фронтальный опрос, тест

33-я неделя

66

12

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Тест

33-я неделя

67

13

Повторение и обобщение материала.

Урок – семинар.

34-неделя

68

14

Повторение курса. Защита проектов.

Разработка лазеров. Оптические явления в повседневной жизни.

Урок – семинар.

34-неделя

69

15

Повторение и обобщение материала.

Урок – семинар.

35-неделя

70

16

Повторение курса. Защита проектов.

Теория передачи радиосигналов. Звуковые явления.

Урок – семинар.

35-неделя


Список используемой литературы

  1. А.В. Перышкин «Физика-7кл», 2014 М. Дрофа
  2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7  класс: поурочные планы по учебнику А.В.   Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004
  3. Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.
  4. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
  5. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А.  Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.
  6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
  7. Орлов, В.А. Сборник  тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...