Рабочая программа по физике-7 класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы к учебнику А. В Перышкина и рассчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Руководитель предметной кафедры Директор МОУ гимназии №16»Интерес»
___________ / _________________ _______________ / Снегирева И.В.
Пр.№___ от ________2015г. « » сентября 2015г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 16 «Интерес»
Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Рабочая программа
по учебному курсу «ФИЗИКА»
для 7 классов (а, в, г)
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Маруева Е.Ю.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010.
Сроки реализации
Авторская программа рассчитана на 1 год обучения на 68 часов (2 час в неделю), по учебному плану гимназии на изучение физики выделено 2 часа в неделю (70 часов), поэтому количество часов на изучение тем в рабочей программе не полностью совпадают с авторской программой. Выбор данной авторской программы был обоснован наличием УМК по физике, который полностью соответствует целям и задачам изучаемого предмета.
Цели и задачи курса
Изучение физик в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся представлений о физической картине мира;
• понимание обучающимися сущности основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними, условий их применимости;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе формирования системы научных знаний и опыта познавательной деятельности.
Задачи:
• знакомство обучающихся с научным методом познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• усвоение обучающимися знаний о механических и гидро-и аэростатических явлениях;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, модель, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• приобретение обучающимися умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов.
Гимназический компонент.
Гимназический компонент достигается путем использования на уроках дополнительных, более расширенных, тем или дополнительных лабораторных работ по данной теме или использованием интерактивных образовательных ресурсов, выделен в программе в отдельный столбец.
Тематическое планирование.
Порядок изучения всех тем и количество часов совпадает с авторской программой, но согласно учебному плану образовательного учреждения добавлено 2 часа на защиту проектов, в рамках гимназического компонента.
№ | Тема | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1 | Физические методы и исследования | 4 | 2 | 2 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 3 | 2 |
3 | Взаимодействие тел | 22 | 15 | 7 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | 12 | 11 |
5 | Работа, мощность и энергия. | 16 | 7 | 9 |
Итого | 70 | 39 | 31 | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся 7 класса должны:
• распознавать и объяснять основные свойства механических явлений;
• описывать свойства тел и механических явлений, используя физические величины, например, такие как путь, перемещение, скорость, масса тела, плотность вещества, КПД, давление, Архимедова сила и т.д.;
• анализировать механические явления, используя физические законы;
• решать задачи, используя формулы, связывающие указанные величины, и физические законы;
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
• знать о требованиях к организации рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со приборами лабораторного практикума.
Календарно-тематическое планирование
№ | №п /п | Названия разделов и тем | Гимн, компонент | Вид контроля | Дата | |
План | Факт | |||||
Физические методы и исследования (4 часа) | ||||||
1 | 1 | Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физические явления. | Путь в космос. | Эвристическая беседа. | 1-я неделя | |
2 | 2 | Наблюдения, опыты, измерения. Физические величины. | Старинные меры. | Фронтальный опрос. | 1-я неделя | |
3 | 3 | Измерение физических величин. Погрешности измерений. | Практическая работа. | 2-я неделя | ||
4 | 4 | Физика и техника. Л/Р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | Вклад М.В. Ломоносова в развитие физики | Лабораторная работа. | 2-я неделя | |
Первоначальные сведения о строении вещества (5ч) | ||||||
5 | 1 | Строение вещества. Молекулы. | Периодическая таблица химических элементов. | Тест | 3-я неделя | |
6 | 2 | Л/Р. № 2 «Измерение размеров малых тел». | Лабораторная работа | 3-я неделя | ||
7 | 3 | Диффузия. Броуновское движение. Взаимодействие молекул. | Фронтальный опрос, тест | 4-я неделя | ||
8 | 4 | Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов. | Составление классификационной таблицы «Агрегатные состояния вещества» | 4-я неделя | ||
9 | 5 | Обобщение темы «Первоначальные сведения о строении вещества». Контрольный тест № 1 | Фронтальный опрос, тест | 5-я неделя | ||
Взаимодействие тел (22 часа) | ||||||
10 | 1 | Механическое движение. Равномерное движение. | Графическое представление движения. | Опорный конспект | 5-я неделя | |
11 | 2 | Скорость. Единицы скорости. | Фронтальный опрос, тест | 6-я неделя | ||
12 | 3 | Расчет пути и времени движения. | Движения планет Солнечной системы. | Физический диктант | 6-я неделя | |
13 | 4 | Решение задач «Движение». | Тест, решение задач | 7-я неделя | ||
14 | 5 | Инерция. Взаимодействие тел. | Инженер Леонардо да Винчи. | Опорный конспект | 7-я неделя | |
15 | 6 | Масса тела. Измерение массы тела на весах. | Фронтальный опрос, тест | 8-я неделя | ||
16 | 7 | Л/Р. № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Лабораторная работа | 8-я неделя | ||
17 | 8 | Л/Р. № 4 «Измерение объема тела». | Лабораторная работа | 9-я неделя | ||
18 | 9 | Плотность вещества | Анализ лабораторных работ. | 9-я неделя | ||
19 | 10 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Плотности различных небесных тел. | Работа с дидактическим материалом | 10-я неделя | |
20 | 11 | Л/Р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела». | Лабораторная работа | 10-я неделя | ||
21 | 12 | Повторение. Решение задач «Скорость. Плотность». | Работа с дидактическим материалом, тест | 11-я неделя | ||
22 | 13 | К/Р. № 1 «Механическое движение. Плотность вещества». | Контрольная работа | 11-я неделя | ||
23 | 14 | Сила. Единицы силы. Связь между силой тяжести массой тела. Динамометр. | Анализ контрольной работы | 12-я неделя | ||
24 | 15 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Фронтальный опрос, тест | 12-я неделя | ||
25 | 16 | Упругая деформация. Закон Гука. | Роберт Гук и его вклад в науку. | Фронтальный опрос, тест | 13-я неделя | |
26 | 17 | Л/Р. № 6 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины». | Лабораторная работа | 13-я неделя | ||
27 | 18 | Вес тела. | Тест, физический диктант | 14-я неделя | ||
28 | 19 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | Движение тела под действием силы трения. | Физический диктант | 14-я неделя | |
29 | 20 | Сложение сил. Центр тяжести тела | Фронтальный опрос, тест | 15-я неделя | ||
30 | 21 | Повторение темы «Взаимодействие тел». | Контрольная работа. | 15-я неделя | ||
31 | 22 | К/Р. № 2 «Взаимодействие тел». | Работа с дидактическим материалом | 16-я неделя | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа) | ||||||
32 | 1 | Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. | Движение жидкостей и газов на примере кровеносной системы человека. | Опорный конспект | 16-я неделя | |
33 | 2 | Расчет давления твердого тела. | Фронтальный опрос, тест | 17-я неделя | ||
34 | 3 | Давление газа. Самостоятельная работа № 1 «Давление твердых тел». | Самостоятельная работа, решение задач | 17-я неделя | ||
35 | 4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Блез Паскаль и его вклад в науку. | Фронтальный опрос, тест | 18-я неделя | |
36 | 5 | Давление в жидкости и газе. | Тест, физический диктант | 18-я неделя | ||
37 | 6 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Зависимость давления от рельефа местности | Работа с дидактическим материалом | 19-я неделя | |
38 | 7 | Сообщающиеся сосуды. | Тест | 19-я неделя | ||
39 | 8 | Решение задач «Давление». | Работа с дидактическим материалом | 20-я неделя | ||
40 | 9 | Вес воздуха. Воздушная оболочка Земли и атмосферное давление. | Тест | 20-я неделя | ||
41 | 10 | Измерение атмосферного давления. Барометр-анероид. | Труды Е. Торричелли. | Фронтальный опрос, тест | 21-я неделя | |
42 | 11 | Контрольный тест № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Контрольный тест | 21-я неделя | ||
43 | 12 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | Опорный конспект | 22-я неделя | ||
44 | 13 | Гидравлический пресс. | Работа с дидактическим материалом | 22-я неделя | ||
45 | 14 | К/Р. № 3 « Давление жидкостей, газов и твердых тел». | Контрольная работа | 23-я неделя | ||
46 | 15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Анализ контрольной работы | 23-я неделя | ||
47 | 16 | Л/Р.№ 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Лабораторная работа | 24-я неделя | ||
48 | 17 | Архимедова сила. | Великий ученый Архимед! | Опорный конспект | 24-я неделя | |
49 | 18 | Решение задач «Сила Архимеда» | Работа с дидактическим материалом. | 25-я неделя | ||
50 | 19 | Плавание тел. Плавание судов. | Обогащение горной руды. (флотация) | Фронтальный опрос, тест | 25-я неделя | |
51 | 20 | Л/Р. № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Лабораторная работа | 26-я неделя | ||
52 | 21 | Воздухоплавание. | Фронтальный опрос, тест | 26-я неделя | ||
53 | 22 | Решение задач «Условия плавания тел». | Конструирование приборов: «картезианский водолаз», ареометр, жидкостный манометр, сообщающиеся сосуды. | Работа с дидактическим материалом | 27-я неделя | |
54 | 23 | К/Р. № 4 «Сила Архимеда. Плавание тел». | Контрольная работа | 27-я неделя | ||
Работа, мощность и энергия. (16 часов) | ||||||
55 | 1 | Механическая работа. | Анализ контрольной работы | 28-я неделя | ||
56 | 2 | Мощность. | Фронтальный опрос, тест | 28-я неделя | ||
57 | 3 | Решение задач «Работа и мощность». | Работа с дидактическим материалом | 29-я неделя | ||
58 | 4 | Простые механизмы. Правило равновесия рычага. | Тест | 29-я неделя | ||
59 | 5 | Л/Р. № 9 «Выяснение условия равновесия рычага». | Лабораторная работа | 30-я неделя | ||
60 | 6 | Момент силы. Рычаги в быту и технике. | Работа с дидактическим материалом | 30-я неделя | ||
61 | 7 | Блоки. «Золотое правило» механики. | Фронтальный опрос, тест | 31-я неделя | ||
62 | 8 | Коэффициент полезного действия механизма. | КПД механизмов и машин (проект) | Тест | 31-я неделя | |
63 | 9 | Л/Р. № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Лабораторная работа | 32-я неделя | ||
64 | 10 | Контрольный тест № 4 «Работа. Мощность. Простые механизмы» | Контрольный тест | 32-я неделя | ||
65 | 11 | Энергия. Виды механической энергии. | Фронтальный опрос, тест | 33-я неделя | ||
66 | 12 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | Тест | 33-я неделя | ||
67 | 13 | Повторение и обобщение материала. | Урок – семинар. | 34-неделя | ||
68 | 14 | Повторение курса. Защита проектов. | Разработка лазеров. Оптические явления в повседневной жизни. | Урок – семинар. | 34-неделя | |
69 | 15 | Повторение и обобщение материала. | Урок – семинар. | 35-неделя | ||
70 | 16 | Повторение курса. Защита проектов. | Теория передачи радиосигналов. Звуковые явления. | Урок – семинар. | 35-неделя | |
Список используемой литературы
- А.В. Перышкин «Физика-7кл», 2014 М. Дрофа
- Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004
- Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.
- Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.
- Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
- Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...
