Проект "Здравствуй, физика"
методическая разработка по физике (5 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов, еще не знакомых с физикой. Действующие лица - старшеклассники. Они показывают опыты, загадывают загадки во главе с ведущей - "Физикой". Во время мероприятия со своей исследовательской работой (представлена в приложении) выступает ученица 5 класса, посещающая кружок "Занимательная физика". Целью мероприятия является развитие любознательности и пробуждение интереса к изучению физики, раскрытие творческих способностей учащихся и качественное изменение их личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 5 классов

«Здравствуй, физика»

Учитель: Михайлова Татьяна Ильинична

Цели мероприятия:

  • создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление), определить круг изучаемых явлений;
  • пояснить связь физики с другими науками и техникой;
  • ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений;
  • пробудить у детей интерес к изучению физики развить любознательность.

Ход мероприятия

Учитель: Сейчас в нашей школе проходит Неделя физики и сегодня мы с вами, ребята,  лишь краешком прикоснемся к этой  удивительной науке. Итак, встречайте - «Физика»!

Физика: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале! Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis», что значит «природа».

Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель.(слайд 2)

Физика – это наука о природе, она изучает простейшие  и вместе с тем сложнейшие свойства окружающего нас мира.

С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук -  химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии.

Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.

Знаете, как говорится в народе?  «Физика — царица всех наук о природе!

Можно сказать, что классическая физика «стоит на трех китах» - трех разделах: (показывает на схему на экране и говорит перечисляя разделы) (слайд 3)

Физика много разделов включает,

 Каждый вопросы свои изучает.

Например, проводов всех «величество»

 Изучает раздел «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО».

МЕХАНИКА» все изучает движения,

 Действия сил, точки их приложения,

 Тепловых процессов динамику

 Изучает «ТЕРМОДИНАМИКА».

Как появилась наука физика? Люди наблюдали за явлениями природы. А Вы наблюдательны? Скажите, что произойдет, если бросить мячик вверх?

 Если посмотреть на мир через красное стёклышко, то….?

 Если к холодильнику поднести магнит, то….?

 Люди всегда проявляли любопытство к природе и пробовали объяснять наблюдаемые явления. Как они происходят и как их можно использовать на благо человечества.

 Все технические изобретения, используемые нами, появились на свет только благодаря науке «физика». Сегодня мы не можем представить свою жизнь без телефона, компьютера и других технических изобретений, которые продвинули нашу цивилизацию далеко вперед.

И вот сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из физических опытов. Мы будем учиться с вами наблюдать. А помогут мне фокусники-старшеклассники Калабанов Вадик и Пузанова Аня.

Опыты

 Опыт 1. Соль и перец.

Помните сказку «Золушка»? Какую непосильную задачу задала мачеха золушке, чтобы она не пошла на бал. Подскажу, что её решить ей помогли птицы. А у нас просыпались соль и перец. Кто же нам поможет и разделит их между собой?

На столе лежат перемешанные соль и перец. Воздушный шарик натираем о шерсть и перец прилипает к нему, а соль остается.

Опыт 2. «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

(Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.)

Опыт 3. «Волшебная бумага»

 Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги.

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты, листы упадут одновременно. Скомкаем один из листов и снова одновременно отпустим. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха. А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 4. «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 5. «Волшебные султанчики»

Оборудование: два султанчика, стеклянная палочка и бумага, эбонитовая палочка и шерсть.

Проведение: Натирая стеклянную палочку о бумагу, зарядить два султанчика. Приблизить султанчики друг к другу и наблюдать отталкивание лепестков султанчиков. Натереть эбонитовую палочку о шерсть и зарядить третий султанчик. Приблизить зтот султанчик к первым двум и наблюдать притяжение лепестков.

Объяснение: одноименные заряды отталкиваются, а разноименные – притягиваются.

Физика: Спасибо нашим ученым–старшеклассникам за такие  интересные фокусы, которые в физике называют опытами. Давайте ребята им поаплодируем. А сейчас мы проверим ваши знания. А помогут мне  загадочники Карпова Катя и Смирнов Егор.

Загадочники: Привет, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Хорошо ли поживаете?

Пятерки получаете ли?

Вот сейчас мы вас проверим!

Ваши знания оценим!

Мы вам загадки.

А вы нам отгадки.

Физика: Так что кто знает ответ – поднимает руку и в случае правильного ответа получает жетон. В конце нашего представления по количеству жетонов мы определим класс победителей – самых наблюдательных и смекалистых.

Загадки

1) По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна)

2) На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)

3) Что с земли не поднимешь? (Тень)

4) В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,

     Не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Стрелки часов)

5) Кружится – жужжит, а падает – молчит. (Юла)

6) Две сестры качались, правды добивались,

     А когда добились, то остановились. (Весы)

7) Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила свое отражение – девочку Яло. (Зеркало)

8) Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? (Колокольчик)

9) Единица длины, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсена. (Дюйм)

10) Он всем несет тепло и свет.          

       Щедрей его на свете нет.

        К поселкам, селам, городам

        Приходит он по проводам.  (Электрический ток)

        

Загадочники: Молодцы! Хорошо загадки отгадываете!

Физика: Чтобы физику понять -

                  Надо много наблюдать,

                   Ставить опыты простые,

                   Зрить явления любые.

                  А осмыслишь суть - вот он

                   Твой физический закон.

Сейчас со своими наблюдениями и выводами из них нас познакомит участница кружка «Занимательная физика» Кириченко Даша. Она провела настоящую исследовательскую работу, которая называется «Строение вещества».

Кириченко Даша представляет свою работу.

Загадочники: А теперь мы опять будем вам загадывать загадки. А вы отгадывать!

Физика: А как только отгадал - за жетоном прибежал.

Загадки

1) Вокруг носа вьется, в руки не дается. (Запах)

2) Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)

3) Внутри горит,

     кругом бурлит,

     вода кипит,

     вверх пар валит,

     пить чай велит. (Самовар)

4) Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

5) Всем поведает хоть и без языка, когда будет ясно, а когда - облака. (Барометр)

6) Две сестрицы друг за другом

    Пробегают круг за кругом:

    Коротышка – только раз,

    Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов)

7) Я под мышкой посижу

    И что делать укажу:

    Или разрешу гулять,

    Или уложу в кровать. (Градусник)

8) Хоть и задрал он кверху нос,

    Но это вовсе не всерьез.

    Ни перед кем он не гордится,

    Кто пить захочет – убедится. (Чайник)

9) Если речка по трубе

    Прибегает в дом к тебе

    И хозяйничает в нем –

    Как мы это назовем? (Водопровод)

10) Мойдодыру я родня,

      Отверни, открой меня.

      И холодною водою

      Живо я тебя умою. (Кран)

11) Под водой она гуляет,

      Нашу землю охраняет,

      Выполняет свой наказ.

      Очень зорок ее глаз. (Подводная лодка)

12) Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (Снегурочка)

Загадочники: Ой, а у меня жетоны закончились!

                       - Ну так пойдем, еще наберешь.

Физика: Идите, а пока вы ходите, будем у ребят смекалку проверять.

Физика:  Задание называется «Составить новое слово». Если к слову, которое дано, добавить (или забрать) букву, то получится другое слово, которое и надо отгадать. Я раздам вам листочки бумаги для записи новых слов, и вы мне их сдадите для проверки. Посмотрим, какие вы дружные и как умеете рационально распределять время.

 Например: Топка + и = Оптика

                     Ряд + о =  ядро                                            

  1. Такт + е = (катет)
  2. Марка + е = (камера)
  3. Катер + г = (гектар)                                                   
  4. Кузов – о = (звук)
  5. Астра + с = (трасса)                                                  
  6. Метро + е = (метеор)                                                  
  7. Блок + а = (колба)                                            
  8. Табор + а = (работа)                                          
  9. Лапа + м = (лампа)
  10.  Алиса – а = (сила)
  11. Томат – т = (атом)
  12. Балкон – н = (колба)

Физика: Ваше время истекло. Не забудьте на листочках указать букву класса. Наши ученые-старшеклассники выступят в качестве жюри, помогут мне собрать ваши ответы и проверить их правильность.

Загадочники:

- А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в блицтурнире.

- И вы увидите, что физику можно изучать с улыбкой.

- Приготовьтесь, блицтурнир проводит сама физика.

Физика задает вопросы. Загадочники помогают ей выдавать жетоны.

  1. Что в физике и химии на втором и четвертом местах? (буква «И»)
  2. Бумажный летательный аппарат  …(Змей)
  3. Ближайшая звезда… (Солнце)
  4. Что идет не двигаясь с места (Время)
  5. Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны)
  6. Его задача просто вертеться (Волчок)
  7. Что есть и у фотоаппарата и у автомата? (Затвор)
  8. Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»? (Кран)
  9. Какие «посудины» можно найти в скелете (Таз, чашечка)
  10. Что можно приготовить, но нельзя съесть. (Уроки) 

11) Ученый Альберт (Эйнштейн)

12) Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)

13) Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка)

14) Самый экологический вид транспорт? (Велосипед)

15) Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

Физика: Молодцы, ребята! Очень дружно сегодня работали. Соберите, пожалуйста, все жетоны заработанные классом и передайте их загадочникам для подсчета.

Загадочники вслух пересчитывают жетоны каждого класса и полученные баллы называют членам жюри.

Физика, обращаясь к жюри: К набранным баллам приплюсуйте количество баллов за задание «Составь новое слово» и подписывайте дипломы.

Загадочники (по очереди) читают стихотворение:

З1:Я еще не устал удивляться

   Чудесам, что есть на земле,

   Телевизору, голосу рации,

   Вентилятору на столе.

З2:Самолеты летят сквозь тучи,

   Мчатся по морю корабли.

   Как до этих вещей могучих

   Домечтаться люди смогли?

З1:Как придумать могли такое,

   Что пластинка песню поет,

   Что на кнопку нажмешь рукою,

   И средь ночи день настает?

З2:Ток по проволоке струится,

   Спутник мчится по небесам,

   Человеку стоит дивиться

   Человеческим чудесам…

Физика:

Ученые великие, открыв законы новые,

Чтоб не пропасть им создали науку для людей.

Нашли названье – физика и до сих пор живет она,

как целое собрание открытий и идей.

Спасибо Архимеду, Копернику, Амперу,

Ньютону, Ломоносову, да всех не перечесть.

За то, что объяснили нам многие явления,

Большая благодарность им, почет, любовь и честь!

Учитель: Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.

Через год вы начнете изучать эту удивительную, такую привычную и неожиданную, простую и необыкновенно глубокую науку – физику. А пока с ней знакомиться можете только в кружке «Занимательная физика». Занятия проходят по понедельникам на 7-ом уроке.

А сейчас слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты и вручает дипломы. Всем классам выдаются сладкие призы. 

Используемые сайты:

  1. http://www.uchportal.ru/load/191-1-0-13747
  2. http://fastyou.ru/docs/74700/index-38043.html
  3. http://out-of-school.area7.ru/?m=6502
  4. Классная физика class-fizika-narod.ru
  5. Горелов Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М. : «Просвещение», 1977


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуй, физика Внеклассное мероприятие для 5 классов Учитель: Михайлова Татьяна Ильинична

Слайд 2

Физика Слово «физика» произошло от греческого слова « ph у sis », что значит «природа». Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель

Слайд 3

Физика Механика Электродинамика Термодинамика

Слайд 4

« Составить новое слово» Например: Топка + и = Оптика Ряд + о = ядро

Слайд 5

Молодцы, ребята!



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта:  Строение вещества

Автор проекта: Кириченко Дарья

Класс: 5 Д класс

Руководитель проекта: Михайлова Татьяна Ильинична, учитель физики

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Год разработки: 2015 год

Тип проекта:

  • по виду: исследовательский
  • по содержанию: надпредметный
  • по длительности: долгосрочный
  • по количеству участников проекта: индивидуальный

Цель проекта: исследовать строение вещества

Задачи проекта:

  • опытным путем доказать делимость вещества на мельчайшие частицы – молекулы;
  • доказать, что молекулы находятся в непрерывном движении, причем скорость молекул зависит от температуры вещества;
  • доказать, что между молекулами существуют промежутки;
  • доказать, что молекулы взаимодействуют друг с другом.

Проблема: Как опытным путем доказать, что все тела состоят из молекул, каковы размеры молекул и какими свойствами они обладают?

Актуальность: Работа над проектом поможет расширить знания о строении вещества и приобрести первые навыки исследовательской деятельности и защиты проекта.

Гипотеза: Все тела состоят из мельчайших частиц – молекул.

Основополагающий вопрос: Каково строение вещества?

Вопросы, направляющие проект (проблемные вопросы):

  • Из каких частиц состоит вещество?
  • Почему сахар и соль быстрее растворяются в горячей воде, чем в холодной?
  • Что такое диффузия?
  • Как распространяются запахи?
  • Почему воду в кастрюлю во время готовки нельзя наливать до краев?
  • Все ли тела расширяются при нагревании?
  • Почему тела не распадаются на отдельные частицы?

Аннотация проекта: 

Проект направлен на изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» и рассчитан на обучающихся 5 классов, занимающихся в кружке «Занимательная физика». Благодаря этому проекту учащиеся получат основные сведения о молекулах, которые являются главными "действующими лицами" молекулярной физики. Проект расширяет уже имеющиеся у учащихся основные сведения за счет самостоятельного поиска дополнительного материала, выполнения экспериментальных исследований.

Целью проекта является развитие у учащихся интереса к физике, а также умений и качеств, необходимых человеку 21 века, а именно: умения ставить и решать проблемы, умения работать самостоятельно с большим объемом информации и мультимедиасредствами, умения проводить опыты по исследованию строения вещества, а также умения проводить защиту проекта. Для этого предполагается решение ряда задач: изучить научно-популярную литературу по теме проекта, провести исследовательскую работу по изучению строения вещества, представить работу перед одноклассниками.

При индивидуальной работе проект выполняется в течение 2-3 месяцев. Денежные затраты на выполнение проекта минимальны.  

Этапы работы над проектом:

Этапы

Содержание работы

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Подготовительный

(1-2) недели

Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающейся.

Осуществляет вживание в ситуацию.

Обсуждает тему проекта и предмет исследования с учителем.
Получает дополнительную информацию. 
Определяет свои потребности.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. 

Помогает сформулировать:
• проблему проекта; 
• цель и задачи. 

Планирование

(3-4 недели)

Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации.

Осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

планирование работы; 
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Предлагает различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
Помогает спланировать деятельность по решению задач проекта; 
продумать возможные формы презентации результатов проекта;
продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов

Практический

(5-7 недели)

Самостоятельная работа учащейся по своим задачам проекта. 
Промежуточные обсуждения полученных данных.

Активно и самостоятельно работает над выполнением проекта (в соответствии с планом работы); «добывает» недостающие знания;

консультируется с учителем;

проводит  промежуточные обсуждения полученных данных; проводит опыты.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оформление проекта

(8-9 недели)

Анализ и синтез данных;
формулирование выводов; подготовка презентационных материалов; оформление работы и мультимедийной презентации.

Проводит анализ достижений поставленной цели, делает выводы. Оформление результатов. 

Выбирает форму презентации.
Готовит мультимедийную презентацию
.

Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащуюся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Заключительный

(10 неделя)

Защита проекта. Оценка качества выполнения проекта.

Докладывает о результатах своей работы, демонстрирует их на занятии кружка и на игре для 5-ых классов «Здравствуй, физика».

Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Организует экспертизу. Принимает отчет: 
обобщает и резюмирует полученные результаты; 
подводит итоги обучения; 
оценивает умения: работать с литературой по теме проекта, проводить исследование, обосновывать свое мнение, демонстрировать свои результаты и др. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

Исследовательский проект

«Строение вещества»

Выполнила:

ученица 5 Г класса

Кириченко Дарья,

Руководитель:

учитель физики

Михайлова Татьяна Ильинична

2015

Строение вещества

На одном из занятий кружка «Занимательная физика» нам рассказали, что все тела состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы – из атомов. Нам показали опыты, которые подтверждают, что молекулы очень маленькие и что они взаимодействуют друг с другом. Мне захотелось самой исследовать строение вещества.

Цель:  исследовать строение вещества.        

Задачи:

- опытным путём доказать делимость вещества на мельчайшие частицы – молекулы,

- доказать, что молекулы находятся в непрерывном движении, причём скорость молекул зависит от температуры вещества,

- доказать, что между молекулами существуют промежутки,

- доказать, что молекулы взаимодействуют друг с другом.

Введение

Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые ученые высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит (460-370 до н. э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек.

Молекула - это мельчайшая частица данного вещества

Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Все тела состоят из мельчайших частиц. Тогда возникает вопрос: почему они кажутся нам сплошными (например, железо, вода, стекло, дерево)?

Современная наука доказала, что частицы вещества так малы, что мы их не видим.

Для того чтобы убедиться в том, что частицы вещества малы, проделаем опыты.

Опыт 1. В стакане с водой растворим маленькую крупинку синей гуаши. Перемешаем стеклянной палочкой, вода в нем станет синей. Отольем немного окрашенной воды в другой стакан с чистой водой и перемешаем. Раствор во втором стакане будет окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго стакана снова отольем раствор уже в третий стакан с чистой водой и снова перемешаем. В этом стакане вода будет окрашена еще слабее, чем во втором.

Поскольку в воде растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть ее попала в третий стакан, то можно предположить, что крупинка состояла из большого числа мельчайших частиц.

Вывод: вещества состоят из очень маленьких частиц.

Опыт 2. Проведём  пальцем по кусочку мела. На пальце остался белый след, то есть очень маленькие крупинки мела. Теперь проведём пальцем по поверхности классной доски. На доске осталась белая полоса, значит часть мельчайших частиц, которые находились на пальце, осталась на поверхности доски. При этом палец остался белым.

Вывод: твердый кусочек мела состоит из огромного числа мельчайших частиц.

Эти частицы были названы молекулами (в переводе с латинского «маленькая масса»). Молекула вещества - это мельчайшая частица данного вещества.

Попытаемся представить себе, каковы размеры молекул.

Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40 м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головою в Луну!

 Если из детского резинового шарика, надутого и наполненного водородом (массой 3г), каждую секунду выпускать по 1 миллиону молекул, то понадобится 30 миллиардов лет!

Из-за очень малых размеров молекулы невидимы невооруженным глазом или в обычные микроскопы. Но при помощи специального прибора - электронного микроскопа – удалось сфотографировать наиболее крупные из них.

Молекулы находятся в непрерывном движении, причем скорость движения молекул зависит от температуры

Всем хорошо известно, что если в комнату внести какое-либо пахучее вещество, например духи, то запах вскоре будет чувствоваться во всей комнате. Распространение запахов происходит из-за того, что молекулы духов движутся.

Возникает вопрос, почему же запах в комнате распространяется не мгновенно, а спустя некоторое время.

Дело в том, что движению молекул пахучего вещества в определенном направлении мешает движение молекул воздуха. Молекулы духов на своем пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха. Они постоянно меняют направление движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по комнате.

Если в стакан с чаем бросить кусочки сахара, то через некоторое время чай станет сладким, даже если мы не будем его размешивать. Это происходит потому, что молекулы находятся в непрерывном движении, и молекулы сахара перемешиваются с молекулами воды. При перемешивании чая с сахаром ложечкой мы просто ускоряем этот процесс.

Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.

Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.

Опыт 3. Возьмем два стакана. В один нальем холодной воды, а в другой – горячей. В оба стакана опустим по пакетику с чаем. В стакане с горячей водой окрашивание будет происходить быстрее, чем в стакане с холодной водой.

Вывод: при повышении температуры скорость молекул увеличивается, и диффузия происходит быстрее.

Явление диффузии играет большую роль в природе. Так, например, благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли.

Диффузия растворов различных солей в почве способствует нормальному питанию растений через корневую систему. Благодаря диффузии сквозь поверхность листьев растений происходит дыхание и питание при внекорневой подкормке.

На диффузии основана засолка овощей, грибов, рыбы и других продуктов.

Между молекулами существуют промежутки

Когда я помогаю маме готовить, она меня предупреждает, чтобы я не наливала очень много воды в кастрюлю, чтобы при закипании вода не залила газ. При нагревании объем воды увеличивается.

Почему происходит изменение объема тела? По-видимому, все вещества состоят из отдельных частичек, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объем тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объем тела уменьшается. Проделаем опыты.

Опыт 4. Возьмем металлический шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет. Через некоторое время шарик, остыв, уменьшится в объеме, а кольцо, нагревшись от шарика, расширится, и шарик вновь пройдет сквозь кольцо.

Вывод: тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Опыт 5. С помощью опыта определим, как меняется объем жидкости при нагревании. Для этого возьмем плоскодонную колбу с узким длинным горлом  наполним подкрашенной водой так, чтобы вода занимала часть горла. Отметим уровень жидкости в горле колбы резиночкой и поставим ее на плитку. Нагревая колбу, мы заметим, что через некоторое время уровень воды в трубке поднимется.

Вывод: при нагревании объем тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается.

Опыт 6. Наливаем воду в воздушный шарик на столько, что бы шарик не смог проникнуть в горлышко трехлитровой банки. Наливаем горячую воду в трехлитровую банку. После того, как стенки банки прогрелись выливаем воду из банки. Помещаем шарик с водой на горлышко банки. Наблюдаем, как шарик сам проникнет в банку.

Вывод: при охлаждении воздуха, находящегося в банке, объем его уменьшается, поэтому шарик с водой затягивается в банку.

Молекулы взаимодействуют друг с другом

Если все тела состоят из мельчайших частиц (молекул или атомов), почему же твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы или атомы? Что заставляет их держаться вместе, ведь молекулы разделены между собой промежутками и находятся в непрерывном беспорядочном движении?

Дело в том, что между молекулами существует взаимное притяжение. Каждая молекула притягивает к себе все соседние молекулы и сама притягивается ими.

Когда мы разрываем нить, ломаем палку или отрываем кусочек бумаги, то преодолеваем силы притяжения между молекулами.

Однако осколки стекла нельзя срастить, даже плотно прижимая их. Из-за неровностей не удается их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притянуться друг к другу. Но если размягчить стекло путем нагрева, то различные части можно сблизить и стекло в этом случае спаивается.

Следовательно, между молекулами существует взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул.

Попытаемся выяснить, почему между молекулами имеются промежутки. Если молекулы притягиваются друг к другу, то они должны как бы слипнуться. Этого не происходит, потому что между молекулами в то же время существует отталкивание.

На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении - отталкивание.

Многие наблюдаемые явления подтверждают существование отталкивания между молекулами.

Так, например, сжатое тело распрямляется. Это происходит из-за того, что при сжатии молекулы оказываются на таком расстоянии друг от друга, когда начинает проявляться отталкивание.

Опыт 7. Возьмем картофелину и разрежем ее пополам. Соединив половинки вместе, мы увидим, что они слиплись. Молекулы картофельного сока соединенных половинок притянулись друг к другу и выдерживают тяжесть нижней половинки.

Вывод: между молекулами существует притяжение.

Опыт 8. Надуем шарик и попробуем его растянуть или сжать. Шарик снова возвращается в свою форму.

Вывод: при растяжении преобладают силы притяжения, а при сжатии – силы отталкивания.

Заключение

В результате выполнения исследовательской работы я познакомилась с материалом о строении вещества и проделала опыты, доказывающие основные положения строения вещества.

  1. Все тела, окружающие нас, состоят из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Молекулы очень малы.
  2. Молекулы находятся в непрерывном движении. Чем выше температура тела, тем больше скорость движения молекул. Скорость движения частиц в газах больше, чем в жидкостях.
  3. Между молекулами существуют промежутки, поэтому при нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются.
  4. Молекулы взаимодействуют друг с другом: на расстояниях соизмеримых с размерами молекул они притягиваются, а при уменьшении расстояний – отталкиваются.

Моя работа мне очень понравилась. В дальнейшем я хочу продолжить исследование по этой теме и познакомиться с явлением диффузии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...