Индивидуальный подход в обучении
статья по физике на тему

Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках физики.

Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и развитию самостоятельного, творческого мышления учащихся.

Долгое время все методики обучения и воспитания ориентировались на среднего абстрактного ученика.

Такой подход имеет много негативных сторон - способным учащимся скучно в классах, занимающихся по среднему уровню трудности. Их потенциальные возможности не реализуются, их интеллектуальное развитие тормозится. Слабые ученики не могут идти в ногу со средними, им это не под силу, в результате - они неизбежно отстают, теряя веру в свои силы. Убеждаясь в невозможности усвоить изучаемый материал.

Ученический класс состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свои психологические и нравственные особенности, свои интересы и склонности, свое видение действительности. Не все школьники одинаково быстро и успешно овладевают знаниями. Определяющая причина такого явления заключается в том, что воспитывающее, развивающее обучение действует на личность не непосредственно, а через "внутренние условия" ее развития, которые бесконечно разнообразны.

Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно решить путем индивидуализации и дифференциации обучения.

В преподавании физики индивидуализация и дифференциация развиваются по двум направлениям:

1) создание спецклассов, спецшкол, проведение факультативных занятий;

2) введение специальных элементов методики в обычное преподавание в массовой школе, где учатся дети , не прошедшие отбора по своим склонностям и наклонностям.

Особый интерес представляет второе направление дифференциации обучения, так как именно массовая школа охватывает наибольшее количество учащихся, а проведенные срезы и контрольные работы указывают на наличие высокого, среднего и низкого уровней знаний не только у отдельных учащихся, но и у классов одной параллели, занимающихся у одного педагога.

Следовательно, необходимо организовать учебно-воспитательный процесс с учетом типичных различий классов и различных групп учащихся внутри класса, создать условия для проведения индивидуальной и групповой познавательной самостоятельности каждого школьника.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого учащегося.

Опыт показывает, что индивидуализация (и дифференциация) обучения начинает учитываться в учебном процессе, но арсенал ее средств и методов еще недостаточен и комплексно не разработан, и наблюдается односторонний подход к рассмотрению данной проблемы, а именно, применение поуровневой дифференциации лишь в интеллектуальной сфере, характеристикой который является мыслительная деятельность.

В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня:

1) уровень понимания;

2) уровень логического мышления;

3) уровень творческого мышления.

Понимание - это вид мыслительной деятельности, направленной на усвоение готовой информации, сообщенной учителем или книгой.

Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.

Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критичность мышления, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, расширению задач в условиях неполной детерминированности.

Однако учащиеся отличаются не только степенью сформированности интеллектуальной сферы и основной его компоненты - мышления, но и сформированностью мотивационной сферы, то есть наличием и развитостью устойчивой мотивации учения, а также степенью зрелости эмоциональной, волевой и других сфер личности.

Эффективность процесса обучения в значительной степени определяется наличием действенных, личностно значимых мотивов учения. Из всех мотивов учения наиболее действенным является познавательный интерес, который в своем развитии проходит три стадии:

1) любопытство;

2) любознательность;

3) устойчивый познавательный интерес.

Любопытство возникает как естественная реакция человека на все неожиданное, новое, интригующее. Оно характеризуется ситуативностью, неустойчивостью.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление.

Задача процесса обучения состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний. В учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Арсенал приемов формирования устойчивого познавательного интереса разнообразен. Большое влияние на формирование интересов школьников оказывает форма организации учебной деятельности, четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий, создание проблемных ситуаций, а также занимательность и наглядность.

Исследования показывают, что формирование  учащихся мотивов учения неразрывно связано с развитием мышления и интеллектуальной сферы в целом.

В ходе исследования нами были разработаны и опробованы способы диагностики начального уровня интеллектуального и мотивационного развития. Проведено разделение учащихся на группы, подобраны приемы работы с каждой из групп и со всем классом в целом, а также подготовлен пакет тестовых заданий по разделам "Механика" и "Основы молекулярно-кинетической теории" для выделения групп учащихся.

Применение системы тестовых заданий, учитывающих поурочное планирование и групповую дифференциацию учащихся, позволяет не только объективизировать процесс контроля знаний со стороны учителя, но и развивать самоконтроль, самооценку и самостоятельность познавательной деятельности самих учащихся.

Эксперимент показал, что интеллектуальные и мотивационные сферы связаны и взаимозависимы. Следовательно, целенаправленная работа по развитию логического и творческого мышления приводит к развитию и познавательного интереса и самостоятельности учащихся.

Работа по формированию интересов школьников, использование приемов занимательности, наглядности и других методов, направленных на развитие мотивационной сферы личности школьников, оказывают сильное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности, мышления.

Таким образом, исследование показало, что более тонкая двумерная дифференциация (как по интеллектуальному, так и по мотивационному показателям) способствует повышению эффективности учебного процесса, создает возможность адекватного выбора методов, приемов и средств, обеспечивающих развитие личности каждого ученика.

Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Учителю необходимо выполнить социальный заказ. Но как? Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Группа ученых к индивидуальным особенностям относят возрастные особенности ребенка, его характер, темперамент, память, внимание, каналы восприятия окружающего мира, коммуникативные и организаторские способности и т.д.

         В своей работе руководствуемся данными обследования, проведенного школьным психологом для изучения личности учащихся. Покажем, как это можно использовать при проектировании урока физики.

Очень важно для оптимизации образовательного общения знание скорости реакции ученика, темперамента - сангвинического, флегматического, холерического, меланхолического, право - левополушарности и ведущего канала восприятия – визуального, аудиального, кинестетического.

Психологом был определен ведущий канал восприятия учащихся – зрительный, слуховой, осязательный. Эти данные позволили нам определиться с формами, средствами, приемами для успешного и эффективного проведения урока. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу именно они дадут максимум эффекта. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что- либо предъявлять в виде сложных схем и опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами, а кинестетик только в них может получить наиболее адекватное для него понимание информации.

Особый смысл для нас имели данные об индивидуально- психологических особенностях учеников: память, внимание, интеллект, логические связи и закономерности, тревожность, а также данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость. Естественно, что, имея перед глазами при подготовке к уроку перечень индивидуально- психологических проблем и социометрических данных по каждому ученику в классе, приходилось их учитывать: тревожным не создавать ситуацию стресса, невнимательным подбирать специальные средства фиксации внимания и т. д.

На уроке планируются различные формы работ: фронтальная, групповая, индивидуальная

В обучении необходимо использовать рефлексирующую деятельность учащихся. Очень важно, чтобы они умели объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности, а главное, имели потребность в таком анализе, имели привычку к нему. К такому анализу начинаем приучать учащихся 7 класса постепенно.

Исходя из выше изложенного, проект урока в 7 классе по теме «Плотность» получился следующим:

Тип урока: изучение нового материала с иллюстрацией основных этапов научного познания окружающего мира.

Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности средствами технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности и принципа цикличности познания В. Г. Разумовского.

Задачи урока: первичное формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; первичное формирование навыков исследовательской деятельности обучающегося.

Цели по содержанию:

Образовательная: ввести новую характеристику тела (вещества) - плотность - по фактам наблюдений через исследовательскую деятельность, основываясь на этапах научного познания;

Развивающая: развивать креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий. Формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, исследовательский.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.

Основное содержание: понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ.

Реализация целей урока будет достигнута на основе первичного овладения навыками самостоятельной исследовательской деятельности через развитие  учащихся проблемного мышления на основе использования технологи проблемного обучения.

Здоровье и психосберегающая среда будет обеспечена через создание условий для проведения урока; творческого экспериментального, домашнего задания; интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно- гигиенических требований.

Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи: 

  1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.
  2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  3. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
  4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  6. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Я стараюсь всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.

“Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода…”, - сказал Рене Декард.

Известно, что методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.

Использую:

1. метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. “Познавательная самодеятельность, - поясняет психолог Д.Б.Богоявленская, - это стремление к постоянному углублению в проблему”. В этой способности “не гаснуть” в полученном ответе, а “возгораться” в новом вопросе кроется тайна высших форм развития личности. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке по изучению силы трения в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: “Трение – польза или вред?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника.

2. частично - поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. Так, в курсе физики 9-го класса, ряд тем знакомят учащихся с действием магнитного поля на движущийся заряд, на проводник или рамку с током. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы, указав закон или правило, которое это явление описывает или характеризует.

Другим, на мой взгляд, не менее эффективным способом преобразования информации, в целях реализации частично – поискового метода, является построение логических схем. В 8-м классе, изучив тему “Механические волны”, предлагаю все новые, а если это необходимо, то и ранее изученные понятия, выстроить в логическую схему.

Умение проводить сравнения и аналогии использую при выведении обозначений и единиц измерения подобных физических величин.

Очень оживленно проходит этап проверки усвоения знаний при решении нестандартных ситуаций, если к тому же эти ситуации представлены в оригинальном виде.

Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота.)

3. исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. “Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю”. Это слова Конфуция, сказанные давно, но очень точно отражающие важность этого метода. Исследование – согласно трактовке словаря – научный процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Например, при изучении темы “Блоки. Другие механизмы” учащиеся, выдвинув гипотезу, делятся на группы и, используя лабораторные установки, начинают экспериментировать. По окончании работы они обобщают полученные данные и делают выводы. И бесспорно, знания, полученные таким методом, будут усвоены на самом высоком – 3 уровне (творческом).

Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности. Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, а это проверяю заранее, то используется индивидуальная форма работы. Если некоторые испытывают затруднения, а такое бывает, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы по принципу кто с кем хочет работать, однако с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В случае если группа или пара не справляется с заданием, я оставляю за собой право – и об этом информирую заранее – внести изменение в состав. И вот на определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются:

  1. групповые
  2. парные
  3. индивидуальные

Ну а что же фронтальная форма? Она также используется при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, в основном проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности. Но фронтальная форма уже не является главной и ведущей. Работа по фронтальной форме занимает лишь незначительную часть всего времени изучения тем, потому что преобладание ее не может обеспечить успешности ни речевой, ни мыслительной деятельности учащихся, ведь невозможно за 40 минут урока выступить каждому ученику, тем более обсудить выступления своих товарищей. Полагаю, что использование таких форм урока позволяет добиться включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно – познавательную деятельность.

Для реализации личностно-ориентированного подхода, необходимо особо строить образовательный процесс, а это предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Например, при работе с текстом, который надо сообщить на уроке, я, помимо характера изложения, цели усвоения, учитываю личностное отношение детей к работе с этим текстом.

Если текст содержит информацию справочного характера, она “обезличена”- усваивается всеми как обязательная.

Но есть информация, выражающая результаты чужого опыта. Она может соответствовать или не соответствовать результатам опыта ученика, поскольку в ней зафиксирована точка зрения автора, которая не всегда совпадает с точкой зрения читателя - ученика. И если ученик не принял такую информацию, то зачастую это оценивается как неусвоение учебного материала. А может в этом проявляется своеобразная личностная позиция, опирающаяся на субъектный опыт? Неприятие учеником такой информации может быть связано с его попыткой защитить свой опыт, хотя и отрицательный по отношению к тексту учебника. Поэтому в целях реализации личностно-ориентированного подхода при работе с текстом, содержащим авторскую позицию, эмоциональное отношение к излагаемым фактам, я нацеливаю детей на развитие не памяти, а самостоятельности мышления. “Человек, по – видимому, создан чтобы мыслить: в этом все его достоинство, вся его заслуга, вся его обязанность в том, чтобы мыслить как должно”, - писал Блез Паскаль.

При разработке дидактического материала учитываю психолого –педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно:

1. в виде правил
2. предписаний
3. алгоритмов действий

или путем организации самостоятельного поиска:

4. реши разными способами
5. найди рациональный способ
6. сравни и оцени два подхода

Все используемые дидактические приемы можно условно разделить на три типа:

1. Приемы первого типа входят в содержание усваиваемых знаний. Описываются в виде правил, предписаний.

2. Второй тип – приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия учебного материала, наблюдения, запоминания, создания образа. Прием “тайный сигнал” применяю при рассмотрении важной информации, непонимание которой недопустимо, говорю: “Опустите голову и закройте глаза, а теперь только те, кому что – либо непонятно, посмотрите на меня”. Никогда не называю имена тех, кто доверил мне свою тайну. В зависимости от числа таких сигналов принимаю необходимое решение. Убедившись, что “тайна вкладов” гарантируется, дети начинают взглядами давать правдивую информацию о ходе усвоения изучаемого материала.

3. Приемы третьего типа задаются обучением, но не связаны с предметным содержанием знаний. Эти приемы обеспечивают организацию учения, делают его самостоятельным, активным, целеустремленным. К ним относятся приемы целеполагания, планирования, рефлексии – это создает основу для самообразования, самоорганизации школьника в учении.

Например, при чтении текста, когда ученик, осуществляя рефлексию, вступает в диалог не с автором, а с самим собой, я предлагаю отмечать в тексте те места (предложения, слова, факты, мысли), которые были известны ранее, и те, о которых хотелось бы узнать подробно. Закончив чтение и просмотрев свои заметки, они определяют, на все ли вопросы получены ответы, не осталось ли что-то непонятным, нужно ли дополнительно искать в литературе информацию о заинтересовавшем факте, явлении. Для удобства используем обозначения: знаю (З), желаю знать (Ж), узнал (У).

Иногда, по завершении изучения раздела, применяю прием – физический аукцион. Его правила таковы, что для приобретения предмета, “выставленного на распродажу”, необходимо найти связи между этим лотом и физикой. Преимущества этого приема: использование витагенного опыта учащихся, равная заинтересованность лево и правополушарных детей, возможность провести усвоение знаний на 3 уровне, поскольку знания, применяемые в нестандартных ситуациях – это не просто системность и обобщенность, а глубина и осознанность, прослеживается обратная связь между учеником и учителем и активно – положительный, демократический стиль общения.

Один и тот же учебный материал усваивается через активное включение различных сенсорных систем: не только зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия, различные семантические коды, т.е. мыслительные операции, которыми пользуются ученики, работая с учебным материалом.

На уроке физики я сообщаю формулу, которую надо запомнить. Замечаю, что каждый ученик использует свой код. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ явления, фиксируемого формулой, четвертый пытается объединить понятия по общему признаку. Эти коды я стараюсь выделять и учитывать при работе с программным материалом.

Я убедилась, что чем разнообразнее субъектный опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо менять функцию и форму организации урока. Теперь урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию.

Приведу фрагмент урока физики в 7-м классе, изучаемая тема “Механическая работа”. Мне необходимо дать трактовку основных понятий, но я полагаю, что дети пользовались ими в житейской практике и закрепили за ними определенное содержание. Поэтому прежде чем давать определение этих понятий, принятых в физике, мне следует выявить, что понимают под этими терминами ученики.

Для этого организую свободную (эвристическую) беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу того, как они содержательно определяют эти термины. В их ответах раскрываются индивидуальные “контексты” (смыслы), которые я использую, чтобы ненавязчиво перевести их в специфически физическое содержание. Так выясняем, что работа может быть механической и немеханической, полезной и вредной.

Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, не надо опасаться неправильных ответов, необходимо привлекать к работе всех учеников, а не только успевающих. Обсуждать все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не бояться подчеркивать – “давайте договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл (содержание), и будем в дальнейшем его придерживаться”. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых – профессионалов и в этом смысле становится общепринятым.

Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, мы вместе отбираем то содержание, которое закреплено научным знанием. Я часто обращаюсь к классу с вопросами:

  • Что вы знаете об этом? Где наблюдали?
  • Какие свойства, признаки можно выделить?
  • Где в жизни это можно использовать?

Придать уроку личностно – ориентированную направленность позволяет мне также соблюдение некоторых правил:

  1. признание приоритета личности перед коллективом,
  2. создание на уроке гуманистических взаимоотношений; каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других,
  3. признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя,
  4. отказ от ранжирования детей на “сильных” и “слабых” - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; минимум отметок - максимум оценок,
  5. признание, что учитель – такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с “направляющими” функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих,
  6. переход от формулы “я тебя учу” к алгоритму “мы с тобой вместе учимся”, и “мне интересно, что ты думаешь о …”,
  7. понимание учителем того, что чем меньше на уроке он говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс,
  8. признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно- стыдно не пытаться думать,
  9. понимание того, что ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:

  • обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
  • предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
  • подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;
  • критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);
  • предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.

Данная методическая разработка представляет собой итоговое занятие тем “Электростатика” и “Законы постоянного тока” по модулю “Основы электродинамики”.

Для усиления мотивации учения данное занятие предлагается проводить в форме игры. Учащимся наряду с заданиями выполняемыми непосредственно на уроке, предлагается некоторые из них подготовить дома: пословицы, поговорки и загадки по теме; домашнее задание в форме театрализованного представления основных законов физики, открытие законов и явлений учеными.

Рейтинговая система контроля знаний предполагает бальную оценку всех конкурсных заданий. Учащиеся, наряду с командными баллами , имеют возможность получить и индивидуальные баллы. Что дает возможность преподавателю объективно оценить каждого учащегося.

Данная методическая разработка рекомендуется для использования как начинающими педагогами, так и более опытными, так как в ней использованы элементы новизны и прогрессивные технологии и методы обучения.

Методические рекомендации.

Форма проведения опроса в виде физического диктанта или теста – лото выбрана не зря. Это разновидность программированного опроса. Он позволяет, имея систему оценки, наиболее объективно и быстро оценить работу учащихся. Что в свою очередь сокращает время, затрачиваемое на подведение итогов по каждому конкурсу. При подготовке вопросов для физического диктанта или теста-лото необходимо учесть, что вопросы должны быть короткими, точными и носить максимум полезной информации.

В определенной степени оправдала себя и работа с плакатами. При выполнении этого задания у ребят включаются в работу практически все виды памяти, так как им приходится вспомнить как обозначается величина, в каких единицах измерения измеряется, как записывается, с помощью какого закона описывается, а затем все это записать.

Конкурс – игра в детективов, позволяет расширить знания по данной теме, так как предполагает при построении вопросов определенную связь с другими предметами: биологией, экологией и т. д.

Самым интересным оказывается обычно домашнее задание. Богатство фантазии ребят не имеет границ.

В связи с использованием рейтинговой системы контроля знаний студентов предлагается оценка каждого конкурса в баллах:

1. Физический диктант - 10 баллов.

1 - 5 ответов - 1 балл
5 - 10 ответов - 3 балла
10 - 15 ответов - 5 баллов
15 - 19 ответов - 8 баллов
20 ответов - 10 баллов

2. Пословицы и поговорки, загадки - за каждый правильный ответ 1 балл.

3. Решение задач - 4 балла.

4 балла - полностью правильно решенная задача
3 балла - нет математического решения задачи
2 балла - не полностью выполнено решение задачи с точки зрения физики

4ю Работа с плакатами - по 3 балла за полностью выполненное задание.

5ю Тест- лото - 4 балла.

1 - 5 ответов - 2 балла
5 - 9 ответов - 3 балла
10 ответов - 4 балла

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

по предмету “Физика

Тема: “Электростатика. Законы постоянного тока. ”

Цели:

  • образовательная: сформировать мировоззренческий взгляд на электродинамические законы и понятия;
  • воспитательная и развивающая : закрепление знаний студентов по изученным темам, воспитание коллективизма и чувства товарищества.

Тип урока: итоговое занятия с элементами игры.

Оборудование урока :

  • плакаты,
  • раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово преподавателя (объявление темы, целей урока и определение задач).
  2. Выборы экспертной комиссии.

2. Проверка знаний студентов.

а) Физический диктант.

Вопросы 

  1. Обозначение и единицы измерения заряда.
  2. Обозначение и единицы измерения силы тока.
  3. Обозначение и единицы измерения напряжения.
  4. Обозначение и единицы измерения сопротивления.
  5. Обозначение и единицы измерения электрической емкости.
  6. Обозначение и единицы измерения напряженности.
  7. Обозначение и единицы измерения силы.
  8. Обозначение и единицы измерения работы.
  9. Формула закона Кулона.
  10. Формула электрической емкости конденсатора.
  11. Формула энергии заряженного конденсатора.
  12. Формула, связывающая напряжение и напряженность электрического поля.
  13. Формула силы тока.
  14. Формула, выражающая закон Ома для участка цепи.
  15. Формула зависимости сопротивления от размеров проводника.
  16. Законы последовательного соединения проводников.
  17. Законы параллельного соединения проводников.
  18. Формула работы электрического тока.
  19. Формула, выражающая закон Джоуля-Ленца.
  20. Формула, выражающая закон Ома для полной цепи.

Ответы.

  1. q, Кл
  2. I, А
  3. U, В
  4. R, Ом
  5. C, Ф
  6. E, В\ м
  7. F, Н
  8. A, Дж
  9. F = k* (q1 * q2) / r2 
  10. C = q / U
  11. W = CU2 / 2
  12. E = U / d
  13. I = q / t
  14. I = U / R
  15. R = *l / S
  16. I = I1 = I2 =. . . = Ii
    U = U
    1 + U2 +. . . + Ui
    R = R
    1 + R2 +. . . Ri 
  17. U = U1 = U2 =. . . = Ui
    I = I
    1 + I2 +. . . + Ii
    1/R = 1/R
    1 + 1/R2 +. . . + 1/Ri 
  18. A = I * U * t
  19. Q = I2 * R * t
  20. I = E / (R + r)

б) конкурс пословиц, поговорок и загадок

ЗАГАДКИ

  1. Как солнце горит, быстрее ветра летит, по силе себе равных не имеет. (молния).
  2. Гори ясно, если знаешь правила то безопасно (электричество)
  3. Без ног бежит, без огня горит (электричество).
  4. Не на меру, не на вес во всех лампах оно есть (напряжение).
  5. Без языка, а дает о себе знать (электрический ток).
  6. Два брата - годами равные, характером разные (электрические заряды).
  7. Дарья с Марьей видятся, да не сходятся (два заряда с одинаковыми знаками).
  8. Без рук, без ног, а все его боятся (напряжение).
  9. Хоть не собака, а кусается (электрический ток).
  10. Все дети, как дети, а этот настырный. Испортил всем праздник - остался невинный(перегоревший проводник).

в) решение задач

1 вариант

№1. Ток силой в 21А разветвляется по двум сопротивлениям в 3 и 3 Ом. Определить силы токов в ветвях цепи.

№2. В сопротивлении о,4Ом поглощается мощность в 0,25кВт. Определить силу тока и падение напряжения на сопротивлении.

№3. На заряд 2*10-7Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015Н. Определить напряженность поля в этой точке.

№4. Металлический шар диаметром 20см имеет заряд 3,14*10-7Кл. Какова поверхностная плотность зарядов на шаре?

№5. Определить электроемкость уединенного проводящего шарика диаметром 3см. в воздухе. Ответ записать в фарадах, микрофарадах и пикофарадах.

2 вариант

№1. Определить длину нихромовой проволоки для электрической плитки, которая будет включена в цепь с напряжением 110В, если сечение проволоки 0,15мм2, а сила тока не должна превышать 5А (r = 1,05*10-6Ом*м).

№2. Напряженность поля в некоторой точке о,4*103Н\Кл. Определить величину силы с которой поле в этой точке будет действовать на заря

4,5*10-6Кл.

№3. Определить величину заряда, переданного шару радиусом 4см, если поверхностная плотность заряда оказалась равной о,5*10-4Кл\м 2.

№4. Напряженность поля в некоторой точке 0,4*103Н\Кл. Определить величину силы, с которой поле в этой точке действует на заряд

4,5*10-6Кл.

№5. При сообщении проводящему шару заряда 3*10-8Кл его потенциал становится равным 6*103В. Определить электроемкость шара.

3 вариант

№1. На сколько равных частей надо разрезать проволоку сопротивлением 50Ом, чтобы при параллельном соединении этих частей получить сопротивление 2Ом.

№2. Определить ЭДС и внутреннее сопротивление элемента, если при включении сопротивления 1,5Ом элемент дает ток силой в 0,6А, а при включении сопротивления 2,5Ом – ток в 0,4А.

№3. Два одинаковых по величине и знаку точечных заряда, расположенных на расстоянии 3м друг от друга в вакууме, отталкиваются с силой 0,4Н. Определить величину каждого заряда.

№4. Разность потенциалов между обкладками конденсатора емкостью 0,1мкФ изменилась на 175В. Определите изменение заряда конденсатора.

№5. При сообщении проводнику заряда 0,008Кл его потенциал становится равным 1000В. Определить емкость проводника.

г) работа с плакатами

Необходимо с помощью плаката “Электростатика. Законы постоянного тока” выбрать все, что касается определенной физической величины (обозначение, единицы измерения, закон, которым описывается и т. д. ).

д) Программированный “Тест - лото”

о
т
в
е
т
ы

ВОПРОСЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Х

 

Х

 

 

Х

 

 

 

 

2

 

 

 

Х

 

 

 

Х

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

Х

4

 

Х

 

 

Х

 

 

 

Х

 

I. В природе существуют электрические заряды:

  1. положительные;
  2. отрицательные;
  3. положительные и отрицательные;
  4. нейтральные.

II. Отрицательным является заряд:

  1. протонов;
  2. ионов;
  3. нейтронов;
  4. электронов.

III. Напряженность электрического поля в данной точке численно равна силе, действующей на. . .

  1. заряд, помещенный в данную точку поля;
  2. положительный заряд, помещенный в данную точку поля;
  3. единичный положительный заряд, помещенный в данную точку поля;
  4. единичный положительный заряд, помещенный в поле.

IV. Элементарный электрический заряд обозначается и имеет размерность:

  1. E = 8,85 *10-12 Кл 2\ Н*м2 
  2. е = 1,6 *10 -19 Кл
  3. к = 9 *10 9 Н*м2 \ Кл2 
  4. п = 3,14

V. Единицей измерения заряда является:

  1. мерт;
  2. Вольт;
  3. Ом:
  4. Кулон.

VI. Сила взаимодействия двух точеных зарядов определяется по формуле:

VII. Электрическим током называется:

  1. упорядоченное движение электронов;
  2. упорядоченное движение протонов;
  3. упорядоченное движение заряженных частиц;
  4. упорядоченное движение нейтронов.

VIII. Сопротивление проводника зависит:

  1. от длины проводника;
  2. от материала проводника и его размеров;
  3. от поперечного сечения проводника;
  4. от материала проводника.

IX. Силу тока в проводнике можно измерить:

  1. вольтметром;
  2. источником тока;
  3. гальванометром;
  4. амперметром.

X. Сила тока на участке цепи равна:

  1. I = E \ (R + r);
  2. I = q \ t;
  3. I = U \ R;
  4. I = A \ Ut.

е) игра в детективов

Детектив 1.

Войдя в комнату доктор Ватсон увидел что Шерлок Холмс с интересом смотрит в окно.

- Что Вы там рассматриваете Холмс? - спросил он.

- Ватсон, вы никогда не обращали внимание как правильно ведут себя птицы, присаживаясь на высоковольтные линии ?

- А разве существуют какие-то правила? - спросил Ватсон.

- Я думаю что должны - ответил Холмс. - Ведь по линии электропередач течет ток силой 1800 А.

- Но тогда птица должна погибнуть в ту же секунду когда она сядет на провод !

- Но ведь этого не происходит Ватсон ! И как Вы думаете, почему?

Детектив 2.

Вечером доктор Ватсон и Шерлок Холмс сидели дома, в теплой уютной гостиной. А за окнами бушевала гроза.

Холмс спокойно читал газету, а Ватсон размышлял:!Не опасно ли в такую погоду находиться на улице?".

Не выдержав он спросил у Холмса:

- Почему нельзя находиться во время грозы под большим деревом или поблизости от них, почему нельзя лежать на земле?"

Что ответил Ватсону Холмс?

ОТВЕТ 1.: Провода электропередач имеют сопротивление 0,00005 Ом на погонный метр. Птица, присаживаясь, располагает лапки на расстоянии 2,5 см. Отсюда следует, что сопротивление между лапками птицы равно 0,0000005 Ом у провода. Значит можно вычислить напряжение под которым находится птица, оно равно 0,0009 В. Электрический ток проходит в виде тихого разряда, но из-за малости, птица не ощущает его.

ОТВЕТ 2.: Большие деревья имеют хорошо развитую корневую систему. Они хорошо заземлены, и под влиянием наэлектризованных облаков на них накапливаются притекающие из земли электрические заряды. - дерево притягивает молнию для разряда.

Рядом с деревом стоять тоже опасно. Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с наименьшим сопротивлением. Если тело человека имеет большую проводимость, то ток пройдет через человека, а не через дерево.

Лежать на земле - совсем глупо. Попадая в землю ток разветвляется по поверхности и при близком разряде молнии, между головой и ногами может возникнуть смертельно опасная разность потенциалов. Лучше присесть на корточки.

ж) домашнее задание

История первая (Заряд).

Негде в электродинамическом царстве, электростатическом государстве, жил да был царь Заряд. И было у него много-много подданных – элементарных частиц. А еще был мир у них в семье, потому что имел царь двух сыновей - один сын – положительный заряд, а другой – отрицательный. А как известно на планете “Физика” – два противоположных заряда притягиваются. Потому всегда в семье царил мир и порядок.

Вот задумал царь мысль такую, чтобы всегда заряды существовали и издал такой закон, который подданные его – элементарные частицы заучили наизусть. Он гласил : “В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной”. А называется этот закон – закон сохранения электрического заряда.

Так и жил заряд в своем электродинамическом царстве, электростатическом государстве, да по своему закону.

3. Подведение итогов занятия.

Экспертная комиссия объявляет результаты команд по каждому заданию. Определяется команда – победитель. Преподаватель сообщает какое поощрение за победу получает команда.

4. Домашнее задание.

Повторение глав “Электростатика” и “Законы постоянного тока”.

Заключение.

Итоговое занятие по теме “Электростатика. “Законы постоянного тока” показало, что ученики успешно усваивают материал по блоку, так как при работе им приходится включать в работу практически все виды памяти. Для них не является затруднением применять как начальные знания по теме, так и полученные на последних уроках. Эта форма проверки им очень нравится.

У учеников проявляется завидная активность в выполнении заданий, что является стимулом для развития познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Индивидуальный подход в обучении русскому языку

Для педагога индивидуальный подход - один из важнейших принципов педагогической работы, который должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, позволять видеть одновременно весь класс и отдель...

Индивидуальный подход в обучении русскому языку

Для педагога индивидуальный подход - один из важнейших принципов педагогической работы, который должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, позволять видеть одновременно весь класс и отдель...

Индивидуальный подход в обучении иностранному языку

Как осуществлять индивидуальный подход при обучении иностранному языку...

Личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении учащихся.

Данная презентация представляет личностно-ориентированный подход и индивидуальный подход в обучении учащихся. Вы рассмотрите цели российского образования,определения понятий «личность» и «индивидуальн...