Главные вкладки

    КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 11-м классе по теме: «Строение атома и атомное ядро»
    план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

    Бурак Нина Васильевна

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Цели урока:

    Образовательная цель:

    - повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Строение атома и атомного ядра»

    - закрепить навыки работы со справочной литературой

    - проверить знания учащихся по этой теме, уровень обученности;

     

    Развивающая цель:

    - развивать культуру логического мышления, умения и навыки применения знаний в конкретных ситуациях

    - развивать интерес к предмету

     

    Воспитывающая цель:

    - создание ситуаций для самостоятельного быстрого поиска решений;

    - развивать коммуникативные способности учащихся;

     

    Оборудование: презентация Microsoft Power Point, справочные таблицы, периодическая система Д.И.Менделеева., компьютер, экран, мультимедиапроектор, раздаточный материал.

    На магнитной доске  «Физический словарик» ( на отдельном листке)

    ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК:

    ЭЛЕКТРОН – от греч.electron и греч.sropio – смотреть;

    ПРОТОН – от греч.protos – первый;

    НЕЙТРОН – от лат.neuter – ни тот, ни другой;

    НУКЛОН – от лат.nucleus – ядро;

    РАДИОАКТИВНОСТЬ – от лат.radio – излучаю, activius – действенный;

    ИЗОТОП – от греч.izos – равный и topos – место;

     

     

     

     

     

    Организационный момент  СЛАЙД 1

    Здравствуйте! Тема урока на экране и на доске. Давайте запишем в тетрадь – Строение атома и атомного ядра.

    Цель: повторить и систематизировать знания по теме

    Девиз: через общение – развивается человек

     

    СЛАЙД 2 (на экране фото и слова)

    Учитель: Мы продолжаем изучать тему Атом, строение ядра, готовимся к небольшой контрольной работе. Сегодня обобщим и повторим эти знания.

    На фото изображён страшный «гриб» из радиоактивного вещества – следствие неуправляемой реакции (взрыв атомной бомбы)

    Читаю стихи (на слайде):

    Атом покорён, но цивилизация под угрозой

    Прав ли Прометей, давший людям огонь?

    Мир рванул вперёд, мир сорвался с пружин,

    Из прекрасного лебедя вырос дракон,

    Из запретной бутылки был выпущен джин.

     

    Через несколько дней 9 мая  мы будем отмечать годовщину со дня окончания ВОВ. Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побеждённых. Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те чёрные дни и тяжёлые последствия неизвестной болезни.

    Взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986года, недавняя трагедия на Фукусиме – являются техногенными катастрофами 20 и 21 века. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.

    Поэтому нам надо лучше знать: что представляет собой атом, атомной ядро, как можно использовать энергию атомного ядра!

    СЛАЙД 3 (Беккерель – фото)

    Давайте вспомним, какие научные достижения привели человечество к открытию атома и атомного ядра.

    1.      Портрет какого учёного мы видим? Какое открытие принадлежит ему?

    (Ответ: Анри Беккерель – французский физик, в 1896 году открыл явление радиоактивности)

    2.      Что такое радиоактивность?

    (Ответ: Самопроизвольное излучение)

     

     

    СЛАЙД 4 (Кюри – фото)

    1.      Чем прославили себя эти учёные?

    (Ответ: это М.Складовская-Кюри и Пьер Кюри. Они открыли новые радиоактивные элементы полоний и радий и исследовали их свойства)

    2.      Почему так назвали эти химические элементы?

    (Ответ: Po – полоний, элемент был назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри — Ra – радий, т.е. лучистый, элемент давал очень интенсивное излучение. Название «радий» связано с излучением ядер атомов Ra  radius — луч).

     

    СЛАЙД 5 (Радиоактивность  – как доказательство сложного строения атома)

    Учитель задаёт вопросы, учащиеся быстро отвечают

    1)      О чём свидетельствовало явление радиоактивности?

    2)      Как названы частицы входящие в состав радиоактивного излучения?

    3)      Что представляют собой эти частицы?

    4)      α-излучение?

    5)      β-излучение?

    6)      γ-излучение?

    7)      Из какой части атома берутся эти частицы?

    Вывод: Радиоактивность – самопроизвольное излучение веществом α, β, γ-частиц.

     

    СЛАЙД 6 (Строение атома)

    1.      Кто впервые заговорил об атомном строении вещества? (Ответ: примерно 2500 лет назад древнегреческие философы Леквилл и Демокрит)

    2.      Кем была предложена 1-ая модель атома, в каком году? (Ответ: 1903 год, английский физик Джозеф Томсон)

    3.      Что представляет собой атом согласно этой модели? (Ответ: заряженный шар радиусом 10-8см (10-10м), внутри которого находится электрон подобно кексу с «изюмом». Изюминки – ядро и вращающиеся вокруг него электроны.

     

    СЛАЙД 7 (Резерфорд – портрет)

    1.      Как была названа модель атома по Резерфорду? (Ответ: Планетарной – как планеты, движущиеся вокруг Солнца)

    2.      Принципиальная схема опыта Резерфорда?

    3.      Результаты опыта. Что изображено на этих рисунках, фото?

     

    СЛАЙД 8 (Строение атомного ядра)

    1.      Какие частицы входят в состав ядра? (Ответ: протоны и нейтроны, нуклоны)

    2.      Учёный, открывший нейтрон? (Ответ: ученик Резерфорда – Джейм Червик, в 1932году)

    3.      Кто открыл протон (Ответ: Резерфорд в 1919 году)

     

    Учитель читает стихотворение:

    Атом наш не так уж прост,

    Чуть на шарик он похож,

    Что в ядре?

    Протон, нейтрон

    А вокруг кружит электрон!

     

    СЛАЙД 9

    1.         Характеристики химических элементов

    A – Что означает?  - общее число нуклонов – массовое число

    Z – Что означает? – число протонов в ядре – зарядовое число

     

    2.      Написать на доске условное обозначение (символы):

    А) протона  

    Б) нейтрона  

    В) электрона  

     

    3.      На доске написать формулы для A,N:

    A=Z+N     N=A-Z 

    Сделать запись в тетрадях

     

    4.      Сколько нуклонов, протонов, нейтронов содержатся в атоме и ядре атома ;  ?

     

    СЛАЙД 10  Радиоактивные превращения

    Итак: Радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, α, β, γ-частиц

    Вопрос: Но что ещё происходит с атомами? (Ответ: меняется состав ядра и появляется новый химический элемент)

    1)      Какое правило используют для написания радиоактивных превращений? (Ответ: правило смещения)

    2)      Примените правило смещения:

    А: при

     

              +

     

    92=Z+2    235=A+4

    Z=90              A=231

     

    =

             +

    Б: при

              +

     

    8=-1+Z          17=0+A

    Z=9              A=17

     

    =

             +

     

    3)      При написании ядерных реакций о каких законах следует помнить (Ответ: о законах сохранения массового и зарядового числа)

     

    СЛАЙД 11 Изотопы

    1)      Дайте определение изотопов  (Ответ: Это разновидности данного химического элемента, различающихся по массам и атомным ядрам)

    2)      Существует два вида изотопов

    - естественные

    - искусственные (получены при помощи ядерной реакции)

    Дописать ядерные реакции:

    А)     +

    = –протон

     

    Б)      +

    = –нейтрон

     

    РАБОТА  в тетрадях на 2 варианта из Н.И.Павленко «Текстовые задания» с 1-5 вопрос (на слайде 12 с ответами)

    СЛАЙД 12 (Ответы к тестам)

                                        1 вариант                                2 вариант

    1)                                            1                                               3

    2)                                            3                                               2

    3)                                            1                                               1

    4)                                            4                                               2

    5)                                            2                                               2

     

     

     

    СЛАЙД 13                                СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!!!

    Урок подошёл к завершению.

    1)      Запишем домашнее задание

    2)      Подготовиться к контрольной работе

    3)      Составить кроссворд по пройденной теме на 15-20 слов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_11_klass.docx39.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    Урока по ФИЗИКЕ в 11-м классе

    по теме: «Строение атома и атомное ядро»

    Автор: Бурак Нина Васильевна

    Учитель физики  ГКУЗ ДТС «Дружба»

    Пушкинского района

    Г.Санкт-Петербурга

    Тип урока: повторительно-обобщающий

    Цели урока:

    Образовательная цель:

    - повторить, обобщить, систематизировать знания по теме: «Строение атома и атомного ядра»

    - закрепить навыки работы со справочной литературой

    - проверить знания учащихся по этой теме, уровень обученности;

    Развивающая цель:

    - развивать культуру логического мышления, умения и навыки применения знаний в конкретных ситуациях

    - развивать интерес к предмету

    Воспитывающая цель:

    - создание ситуаций для самостоятельного быстрого поиска решений;

    - развивать коммуникативные способности учащихся;

    Оборудование: презентация Microsoft Power Point, справочные таблицы, периодическая система Д.И.Менделеева., компьютер, экран, мультимедиапроектор, раздаточный материал.

    На магнитной доске  «Физический словарик» ( на отдельном листке)

    ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК:

    ЭЛЕКТРОН – от греч.electron и греч.sropio – смотреть;

    ПРОТОН – от греч.protos – первый;

    НЕЙТРОН – от лат.neuter – ни тот, ни другой;

    НУКЛОН – от лат.nucleus – ядро;

    РАДИОАКТИВНОСТЬ – от лат.radio – излучаю, activius – действенный;

    ИЗОТОП – от греч.izos – равный и topos – место;

    Организационный момент  СЛАЙД 1

    Здравствуйте! Тема урока на экране и на доске. Давайте запишем в тетрадь – Строение атома и атомного ядра.

    Цель: повторить и систематизировать знания по теме

    Девиз: через общение – развивается человек

    СЛАЙД 2 (на экране фото и слова)

    Учитель: Мы продолжаем изучать тему Атом, строение ядра, готовимся к небольшой контрольной работе. Сегодня обобщим и повторим эти знания.

    На фото изображён страшный «гриб» из радиоактивного вещества – следствие неуправляемой реакции (взрыв атомной бомбы)

    Читаю стихи (на слайде):

    Атом покорён, но цивилизация под угрозой

    Прав ли Прометей, давший людям огонь?

    Мир рванул вперёд, мир сорвался с пружин,

    Из прекрасного лебедя вырос дракон,

    Из запретной бутылки был выпущен джин.

    Через несколько дней 9 мая  мы будем отмечать годовщину со дня окончания ВОВ. Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет победителей, не будет и побеждённых. Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те чёрные дни и тяжёлые последствия неизвестной болезни.

    Взрыв на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986года, недавняя трагедия на Фукусиме – являются техногенными катастрофами 20 и 21 века. Память о них будет передаваться из поколение в поколение.

    Поэтому нам надо лучше знать: что представляет собой атом, атомной ядро, как можно использовать энергию атомного ядра!

    СЛАЙД 3 (Беккерель – фото)

    Давайте вспомним, какие научные достижения привели человечество к открытию атома и атомного ядра.

    1. Портрет какого учёного мы видим? Какое открытие принадлежит ему?

    (Ответ: Анри Беккерель – французский физик, в 1896 году открыл явление радиоактивности)

    1. Что такое радиоактивность?

    (Ответ: Самопроизвольное излучение)

    СЛАЙД 4 (Кюри – фото)

    1. Чем прославили себя эти учёные?

    (Ответ: это М.Складовская-Кюри и Пьер Кюри. Они открыли новые радиоактивные элементы полоний и радий и исследовали их свойства)

    1. Почему так назвали эти химические элементы?

    (Ответ: Po – полоний, элемент был назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри — Польши; Ra – радий, т.е. лучистый, элемент давал очень интенсивное излучение. Название «радий» связано с излучением ядер атомов Ra (лат. radius — луч).

    СЛАЙД 5 (Радиоактивность  – как доказательство сложного строения атома)

    Учитель задаёт вопросы, учащиеся быстро отвечают

    1. О чём свидетельствовало явление радиоактивности?
    2. Как названы частицы входящие в состав радиоактивного излучения?
    3. Что представляют собой эти частицы?
    4. α-излучение?
    5. β-излучение?
    6. γ-излучение?
    7. Из какой части атома берутся эти частицы?

    Вывод: Радиоактивность – самопроизвольное излучение веществом α, β, γ-частиц.

    СЛАЙД 6 (Строение атома)

    1. Кто впервые заговорил об атомном строении вещества? (Ответ: примерно 2500 лет назад древнегреческие философы Леквилл и Демокрит)
    2. Кем была предложена 1-ая модель атома, в каком году? (Ответ: 1903 год, английский физик Джозеф Томсон)
    3. Что представляет собой атом согласно этой модели? (Ответ: заряженный шар радиусом 10-8см (10-10м), внутри которого находится электрон подобно кексу с «изюмом». Изюминки – ядро и вращающиеся вокруг него электроны.

    СЛАЙД 7 (Резерфорд – портрет)

    1. Как была названа модель атома по Резерфорду? (Ответ: Планетарной – как планеты, движущиеся вокруг Солнца)
    2. Принципиальная схема опыта Резерфорда?
    3. Результаты опыта. Что изображено на этих рисунках, фото?

    СЛАЙД 8 (Строение атомного ядра)

    1. Какие частицы входят в состав ядра? (Ответ: протоны и нейтроны, нуклоны)
    2. Учёный, открывший нейтрон? (Ответ: ученик Резерфорда – Джейм Червик, в 1932году)
    3. Кто открыл протон (Ответ: Резерфорд в 1919 году)

    Учитель читает стихотворение:

    Атом наш не так уж прост,

    Чуть на шарик он похож,

    Что в ядре?

    Протон, нейтрон

    А вокруг кружит электрон!

    СЛАЙД 9

    1.    Характеристики химических элементов

    A – Что означает?  - общее число нуклонов – массовое число

    Z – Что означает? – число протонов в ядре – зарядовое число

    1. Написать на доске условное обозначение (символы):

    А) протона  

    Б) нейтрона  

    В) электрона  

    1. На доске написать формулы для A,N:

    A=Z+N     N=A-Z  

    Сделать запись в тетрадях

    1. Сколько нуклонов, протонов, нейтронов содержатся в атоме и ядре атома ;  ?

    СЛАЙД 10  Радиоактивные превращения

    Итак: Радиоактивность – это самопроизвольное излучение атомов, α, β, γ-частиц

    Вопрос: Но что ещё происходит с атомами? (Ответ: меняется состав ядра и появляется новый химический элемент)

    1. Какое правило используют для написания радиоактивных превращений? (Ответ: правило смещения)
    2. Примените правило смещения:

    А: при

             +

    92=Z+2    235=A+4

    Z=90              A=231

    =

             +

    Б: при

             +

    8=-1+Z          17=0+A

    Z=9              A=17

    =

             +

    1. При написании ядерных реакций о каких законах следует помнить (Ответ: о законах сохранения массового и зарядового числа)

    СЛАЙД 11 Изотопы

    1. Дайте определение изотопов  (Ответ: Это разновидности данного химического элемента, различающихся по массам и атомным ядрам)
    2. Существует два вида изотопов

    - естественные

    - искусственные (получены при помощи ядерной реакции)

    Дописать ядерные реакции:

    А)    +

    = –протон

    Б)    +

    = –нейтрон

    РАБОТА  в тетрадях на 2 варианта из Н.И.Павленко «Текстовые задания» с 1-5 вопрос (на слайде 12 с ответами)

    СЛАЙД 12 (Ответы к тестам)

                                        1 вариант                                2 вариант

    1.                                       1                                               3
    2.                                       3                                               2
    3.                                       1                                               1
    4.                                       4                                               2
    5.                                       2                                               2

    СЛАЙД 13                                СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!!!

    Урок подошёл к завершению.

    1. Запишем домашнее задание
    2. Подготовиться к контрольной работе
    3. Составить кроссворд по пройденной теме на 15-20 слов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по физике в 9 кл. "Строение атома и атомного ядра"

    9 кл. Конспект урока№8 в теме "Строение атома и атомного ядра"...

    Технологическая карта модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин)

    Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и...

    Интерактивный тест по теме «Строение атома и атомного ядра» (9 класс)

    Данный ресурс представляет собой интерактивный тест в 2-х вариантах, который содержит 12 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Задания различного уровня сложности, что обесп...

    9 класс Контрольная работа по теме: "Строение атома и атомного ядра"

    9 класс     Контрольная работа по теме: "Строение атома и атомного ядра"Учитель Нуждина Е.Н.Проверка пойденной темы. Контроль фронтальный...

    Контрольная работа 9 класс по теме "Строение атома и атомного ядра"

    Контрольная работа для 9 класса по теме "Строение атома и атомного ядра" содержит задания разных уровней сложности....

    Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

    Материал содержит задания для проверки знаний в 9 кл.по теме "Строение атома и атомного ядра"...