Главные вкладки

    Методическая разработка урока по физике в 9 классе по теме "Строение атома и атомного ядра"
    методическая разработка по физике (9 класс) по теме

    Вилкова Надежда Викторовна

    Обобщающий урок по теме "Строение атома и атомного ядра"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stroenie_atoma_i_atomnogo_yadra.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Даниловская средняя общеобразовательная школа»

    Методическая разработка

    урока  физики в 9  классе

     «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

    Выполнила: учитель физики Вилкова Н.В.

    2013 г.


    Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

    Цели урока:

    1. Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
    2. Развивать умение применять знания в различных ситуациях, умение использовать справочники, умение управлять учебной деятельностью (планирование, самоконтроль), умение оценивать результаты выполненных действий.
    3. Воспитывать у учащихся ответственность, требовательность к себе и умение слушать друг друга.

    Эпиграф к уроку:

    «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»

                                                                                                                 Аристотель.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Древнегреческий философ Аристотель сказал «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Пусть эти слова, сказанные еще в 4 веке до нашей эры, станут девизом нашего сегодняшнего урока, который будет посвящен повторению и обобщению знаний по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Итак, цель нашего урока систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы и подготовиться к контрольной работе.

    Наш урок сегодня  мы проведем  в форме игры- соревнования «Знатоки физики атомного ядра». Для этого предлагаю вам разбиться на две команды, которые и будут принимать участие в игре.

    Наша игра будет проходить в несколько этапов. На каждом этапе за правильные ответы вы будете получать жетоны, и по количеству их мы определим победителя.

    Прежде чем, приступить к игре, мне хотелось бы, чтобы вы определили свое настроение  одним из слов, записанных на доске: раздражен, встревожен, безразличен, спокоен, радостно восхищен. В конце урока выясним, изменится ли ваше настроение.

    А теперь приступим к игре.

    1.  Первый этап нашей игры называется «Разминка». В этом этапе каждой команде поочередно необходимо закончить мою фразу. Правильный ответ приносит команде 1 жетон. Если ответ дан неверный, возможность ответа имеют соперники.
    1. Радиоактивностью называется…
    2. В результате радиоактивного превращения ядро излучает …
    3. По своей природе α-лучи – это…., β – лучи  - это …., γ – лучи – это….
    4. Атом любого химического элемента состоит из…
    5. Ядро любого химического элемента состоит из…
    6. Сумму протонов и нейтронов называют …,  в периодической системе Д.И. Менделеева массовое число равно….
    7. В периодической системе Д.И. Менделеева число протонов в ядре равно …, и называется ….
    8. Число нейтронов в ядре равно … (разности массового и зарядового числа)
    9. Протоны и нейтроны удерживаются в ядре …. (ядерными силами)
    10. При α – распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который расположен в таблице Д.И. Менделеева на … (две клетки ближе к ее началу, чем исходный).
    11. При β распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который расположен в таблице Д.И. Менделеева на … (одну клетку ближе к концу таблице, чем исходный).
    12. Изотопы – это… (разновидности одного и того же химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер).
    13. Энергия связи – это… (энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны).
    14. Ядерной реакцией называется … (изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом).

    1.  Следующий этап нашего соревнования называется «Физика в числах». Каждой команде я предлагаю решить задачи, представленные на карточке. На решение задач отводится 10 минут. Ваша цель решить как можно больше задач за это время. Цена каждой задачи отмечена звездочками.

    Команда 1.

    1. * Каков состав ядер менделевия , серебра .

    2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + + Х .

    3. *Для лечения некоторых болезней глаза используется изотоп стронция  . Период полураспада этого изотопа 27,7 лет. Он β – радиоактивен. Запишите реакцию и определите элемент, образующийся при этом. (При β-распаде стронция – 90 образуется иттрий -90).

    4. ** При обстреле ядер фтора  протонами образуется кислород .  Определите удельную энергию связи . Какие ядра образуются еще при данной реакции.

    Команда 2.

    1*.  Каков состав ядер кюрия , ниобия .

    2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + →  Х +

    3.* Изотоп кальция  биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция – 45 β – радиоактивно. Напишите реакцию. ( При  β-распаде кальция – 45 образуется скандий - 45).

    4. ** При обстреле ядер бора  протонами получается бериллий . Какие еще ядра образуются при этой реакции и сколько энергии освобождается?

    (Решения команды записывают на доске. Провести проверку с комментарием к решению задач по допущенным ошибкам).

    1. Следующий этап нашего соревнования называется «Телеграмма». В этом конкурсе за 1 минуту вам необходимо написать на листочке ответ на вопрос: «Где и с какой целью человек использует энергию атомных ядер?»

    1. Переходим к следующему этапу нашего состязания под названием «Ты мне, я - тебе».  Вашему вниманию я предлагаю  отрывки из стихотворений русских поэтов. Ваша задача познакомится с их содержанием и сформулировать по одному вопросу команде – сопернику на тему «Проблемы использования энергии атомных ядер».

    Отрывки для 1 команды:

    … Как речки высохшей бороздка

    Среди пустыни неживой.

    Как тень сожженного подростка

    На хиросимской мостовой.

                            (В. Кочетков.  «Размышление на пороге 80-х годов»)

    И куда нам теперь деваться,

    Где нам спрятаться, где спастись?

    Мы – заложники атомных станций,

    Рваный рубль стоит наша жизнь…

                                 (Ю. Друнина)


    Отрывки для 2 команды:

    Когда нажмет

    На эту кнопку палец –

    Сигнал к началу атомной войны, -

    Конечно же земляне мы пропали,

    Коль в списке избранных

    Не внесены…

        (Ю. Друнина)

    … Есть время –

    Пока что!

    Но время не ждет…

    Сегодня на Припяти

    Тронулся лед.

    Чернобыль, Чернобыль –

    Вселенская боль!

    Чернобыль –

    За души ослепшие бой…

               (Ю. Друнина «Полынь»)

    1.  Заключительный конкурс нашей игры называется «Один за всех и все за одного». В этом конкурсе каждому из вас нужно ответить на вопросы теста. Каждое задание основной части весит 1 балл, задание дополнительной части 3 балла. При подведении итогов этого конкурса мы будет учитывать среднее  количество набранных баллов.

    (Учащиеся выполняют тестовое задание, затем они меняются тетрадями и осуществляют проверку по готовым ответам, представленным учителем. Около правильных ответом необходимо поставить «+», около неверных – «-». Подсчитать количество верных ответов, разделить на количество членов команды. Обратить внимание на допущенные ошибки).

    1. Итак, ребята наши конкурсы закончились, но прежде чем подвести их итоги, я попрошу вас вернуться к своим листочкам и еще раз оценить свое настроение. Рядом с первым словом запишите еще одно, которое, как вам кажется, определяет ваше теперешнее настроение (вернуться к доске со словами). И мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь из вас поделился своими ощущениями. (Высказывания детей).

    Теперь еще раз поработайте в своих командах и оцените работу каждого участника с вашей точки зрения по пятибалльной шкале. (Один из участников объявляет оценки с аргументацией).

    1.  Ну, а теперь, давайте подсчитаем количество жетонов на ваших партах. (Объявляется команда – победитель- «Знаток физики атомного ядра»).
    2. Объявление оценок.

    1. Домашнее задание: повторить главу 4.

    1. Ребята, наш урок подошел к концу. Мне бы хотелось его закончить словами пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!». А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!


    Отрывок для 1 команды:

    … Как речки высохшей бороздка

    Среди пустыни неживой.

    Как тень сожженного подростка

    На хиросимской мостовой.

                            (В. Кочетков.

                              «Размышление на пороге 80-х годов»)

    ________________________________________________________________

    Отрывок для 1 команды:

    И куда нам теперь деваться,

    Где нам спрятаться, где спастись?

    Мы – заложники атомных станций,

    Рваный рубль стоит наша жизнь…

                                 (Ю. Друнина)

    ________________________________________________________________

    Отрывок для 2 команды:

    Когда нажмет

    На эту кнопку палец –

    Сигнал к началу атомной войны, -

    Конечно же земляне мы пропали,

    Коль в списке избранных

    Не внесены…

        (Ю. Друнина)

    ________________________________________________________________

    Отрывок для 2 команды:

    … Есть время –

    Пока что!

    Но время не ждет…

    Сегодня на Припяти

    Тронулся лед.

    Чернобыль, Чернобыль –

    Вселенская боль!

    Чернобыль –

    За души ослепшие бой…

               (Ю. Друнина «Полынь»)


    Команда 1.

    1. * Каков состав ядер менделевия , серебра .

    2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + + Х .

    3. *Для лечения некоторых болезней глаза используется изотоп стронция  . Период полураспада этого изотопа 27,7 лет. Он β – радиоактивен. Запишите реакцию и определите элемент, образующийся при этом.  

    4. ** При обстреле ядер фтора  протонами образуется кислород .  Определите удельную энергию связи . Какие ядра образуются еще при данной реакции.

    __________________________________________________________________

    Команда 2.

    1*.  Каков состав ядер кюрия , ниобия .

    2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + →  Х +

    3.* Изотоп кальция  биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция – 45 β – радиоактивно. Напишите реакцию.

    4. ** При обстреле ядер бора  протонами получается бериллий . Какие еще ядра образуются при этой реакции и сколько энергии освобождается?

    _____________________________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел

    Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории".   Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...

    Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

    Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

    Конспект урока по физике в 9 кл. "Строение атома и атомного ядра"

    9 кл. Конспект урока№8 в теме "Строение атома и атомного ядра"...

    Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

    О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

    Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

    Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

    Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

    Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»

    Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....