Методическая разработка урока по физике в 9 классе по теме "Строение атома и атомного ядра"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Вилкова Надежда Викторовна

Обобщающий урок по теме "Строение атома и атомного ядра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_atoma_i_atomnogo_yadra.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Даниловская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока  физики в 9  классе

 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

Выполнила: учитель физики Вилкова Н.В.

2013 г.


Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Цели урока:

  1. Создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
  2. Развивать умение применять знания в различных ситуациях, умение использовать справочники, умение управлять учебной деятельностью (планирование, самоконтроль), умение оценивать результаты выполненных действий.
  3. Воспитывать у учащихся ответственность, требовательность к себе и умение слушать друг друга.

Эпиграф к уроку:

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»

                                                                                                             Аристотель.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Древнегреческий философ Аристотель сказал «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Пусть эти слова, сказанные еще в 4 веке до нашей эры, станут девизом нашего сегодняшнего урока, который будет посвящен повторению и обобщению знаний по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Итак, цель нашего урока систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной темы и подготовиться к контрольной работе.

Наш урок сегодня  мы проведем  в форме игры- соревнования «Знатоки физики атомного ядра». Для этого предлагаю вам разбиться на две команды, которые и будут принимать участие в игре.

Наша игра будет проходить в несколько этапов. На каждом этапе за правильные ответы вы будете получать жетоны, и по количеству их мы определим победителя.

Прежде чем, приступить к игре, мне хотелось бы, чтобы вы определили свое настроение  одним из слов, записанных на доске: раздражен, встревожен, безразличен, спокоен, радостно восхищен. В конце урока выясним, изменится ли ваше настроение.

А теперь приступим к игре.

  1.  Первый этап нашей игры называется «Разминка». В этом этапе каждой команде поочередно необходимо закончить мою фразу. Правильный ответ приносит команде 1 жетон. Если ответ дан неверный, возможность ответа имеют соперники.
  1. Радиоактивностью называется…
  2. В результате радиоактивного превращения ядро излучает …
  3. По своей природе α-лучи – это…., β – лучи  - это …., γ – лучи – это….
  4. Атом любого химического элемента состоит из…
  5. Ядро любого химического элемента состоит из…
  6. Сумму протонов и нейтронов называют …,  в периодической системе Д.И. Менделеева массовое число равно….
  7. В периодической системе Д.И. Менделеева число протонов в ядре равно …, и называется ….
  8. Число нейтронов в ядре равно … (разности массового и зарядового числа)
  9. Протоны и нейтроны удерживаются в ядре …. (ядерными силами)
  10. При α – распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который расположен в таблице Д.И. Менделеева на … (две клетки ближе к ее началу, чем исходный).
  11. При β распаде одного химического элемента образуется другой химический элемент, который расположен в таблице Д.И. Менделеева на … (одну клетку ближе к концу таблице, чем исходный).
  12. Изотопы – это… (разновидности одного и того же химического элемента, различающиеся по массе атомных ядер).
  13. Энергия связи – это… (энергия, необходимая для расщепления ядра на отдельные нуклоны).
  14. Ядерной реакцией называется … (изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом).

  1.  Следующий этап нашего соревнования называется «Физика в числах». Каждой команде я предлагаю решить задачи, представленные на карточке. На решение задач отводится 10 минут. Ваша цель решить как можно больше задач за это время. Цена каждой задачи отмечена звездочками.

Команда 1.

1. * Каков состав ядер менделевия , серебра .

2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + + Х .

3. *Для лечения некоторых болезней глаза используется изотоп стронция  . Период полураспада этого изотопа 27,7 лет. Он β – радиоактивен. Запишите реакцию и определите элемент, образующийся при этом. (При β-распаде стронция – 90 образуется иттрий -90).

4. ** При обстреле ядер фтора  протонами образуется кислород .  Определите удельную энергию связи . Какие ядра образуются еще при данной реакции.

Команда 2.

1*.  Каков состав ядер кюрия , ниобия .

2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + →  Х +

3.* Изотоп кальция  биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция – 45 β – радиоактивно. Напишите реакцию. ( При  β-распаде кальция – 45 образуется скандий - 45).

4. ** При обстреле ядер бора  протонами получается бериллий . Какие еще ядра образуются при этой реакции и сколько энергии освобождается?

(Решения команды записывают на доске. Провести проверку с комментарием к решению задач по допущенным ошибкам).

  1. Следующий этап нашего соревнования называется «Телеграмма». В этом конкурсе за 1 минуту вам необходимо написать на листочке ответ на вопрос: «Где и с какой целью человек использует энергию атомных ядер?»

  1. Переходим к следующему этапу нашего состязания под названием «Ты мне, я - тебе».  Вашему вниманию я предлагаю  отрывки из стихотворений русских поэтов. Ваша задача познакомится с их содержанием и сформулировать по одному вопросу команде – сопернику на тему «Проблемы использования энергии атомных ядер».

Отрывки для 1 команды:

… Как речки высохшей бороздка

Среди пустыни неживой.

Как тень сожженного подростка

На хиросимской мостовой.

                        (В. Кочетков.  «Размышление на пороге 80-х годов»)

И куда нам теперь деваться,

Где нам спрятаться, где спастись?

Мы – заложники атомных станций,

Рваный рубль стоит наша жизнь…

                             (Ю. Друнина)


Отрывки для 2 команды:

Когда нажмет

На эту кнопку палец –

Сигнал к началу атомной войны, -

Конечно же земляне мы пропали,

Коль в списке избранных

Не внесены…

    (Ю. Друнина)

… Есть время –

Пока что!

Но время не ждет…

Сегодня на Припяти

Тронулся лед.

Чернобыль, Чернобыль –

Вселенская боль!

Чернобыль –

За души ослепшие бой…

           (Ю. Друнина «Полынь»)

  1.  Заключительный конкурс нашей игры называется «Один за всех и все за одного». В этом конкурсе каждому из вас нужно ответить на вопросы теста. Каждое задание основной части весит 1 балл, задание дополнительной части 3 балла. При подведении итогов этого конкурса мы будет учитывать среднее  количество набранных баллов.

(Учащиеся выполняют тестовое задание, затем они меняются тетрадями и осуществляют проверку по готовым ответам, представленным учителем. Около правильных ответом необходимо поставить «+», около неверных – «-». Подсчитать количество верных ответов, разделить на количество членов команды. Обратить внимание на допущенные ошибки).

  1. Итак, ребята наши конкурсы закончились, но прежде чем подвести их итоги, я попрошу вас вернуться к своим листочкам и еще раз оценить свое настроение. Рядом с первым словом запишите еще одно, которое, как вам кажется, определяет ваше теперешнее настроение (вернуться к доске со словами). И мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь из вас поделился своими ощущениями. (Высказывания детей).

Теперь еще раз поработайте в своих командах и оцените работу каждого участника с вашей точки зрения по пятибалльной шкале. (Один из участников объявляет оценки с аргументацией).

  1.  Ну, а теперь, давайте подсчитаем количество жетонов на ваших партах. (Объявляется команда – победитель- «Знаток физики атомного ядра»).
  2. Объявление оценок.

  1. Домашнее задание: повторить главу 4.

  1. Ребята, наш урок подошел к концу. Мне бы хотелось его закончить словами пословицы «Не стыдно не знать, стыдно не учиться!». А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума. Так что запускайте свой «вечный двигатель», и вперед!


Отрывок для 1 команды:

… Как речки высохшей бороздка

Среди пустыни неживой.

Как тень сожженного подростка

На хиросимской мостовой.

                        (В. Кочетков.

                          «Размышление на пороге 80-х годов»)

________________________________________________________________

Отрывок для 1 команды:

И куда нам теперь деваться,

Где нам спрятаться, где спастись?

Мы – заложники атомных станций,

Рваный рубль стоит наша жизнь…

                             (Ю. Друнина)

________________________________________________________________

Отрывок для 2 команды:

Когда нажмет

На эту кнопку палец –

Сигнал к началу атомной войны, -

Конечно же земляне мы пропали,

Коль в списке избранных

Не внесены…

    (Ю. Друнина)

________________________________________________________________

Отрывок для 2 команды:

… Есть время –

Пока что!

Но время не ждет…

Сегодня на Припяти

Тронулся лед.

Чернобыль, Чернобыль –

Вселенская боль!

Чернобыль –

За души ослепшие бой…

           (Ю. Друнина «Полынь»)


Команда 1.

1. * Каков состав ядер менделевия , серебра .

2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + + Х .

3. *Для лечения некоторых болезней глаза используется изотоп стронция  . Период полураспада этого изотопа 27,7 лет. Он β – радиоактивен. Запишите реакцию и определите элемент, образующийся при этом.  

4. ** При обстреле ядер фтора  протонами образуется кислород .  Определите удельную энергию связи . Какие ядра образуются еще при данной реакции.

__________________________________________________________________

Команда 2.

1*.  Каков состав ядер кюрия , ниобия .

2.* Найдите неизвестный элемент в ядерной реакции  + →  Х +

3.* Изотоп кальция  биологи используют для изучения обмена веществ в организмах, а также для изучения питания растений при использовании различных удобрений. Ядро кальция – 45 β – радиоактивно. Напишите реакцию.

4. ** При обстреле ядер бора  протонами получается бериллий . Какие еще ядра образуются при этой реакции и сколько энергии освобождается?

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел

Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории".   Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...

Конспект урока по физике в 9 кл. "Строение атома и атомного ядра"

9 кл. Конспект урока№8 в теме "Строение атома и атомного ядра"...

Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...

Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....

методическая разработка урока по физике 7 класс "Сообщающиеся сосуды"

открытый урок по физике 7 класс "Сообщающиеся сосуды".  На уроке учащиеся знакомятся  с сообщающимися сосудами, основными свойствами сообщающихся сосудов, применением сообщающ...