Главные вкладки

    Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»
    методическая разработка по физике (11 класс)

    Ненашкина Светлана Ивановна

    Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:

    «Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Ненашкина Светлана Ивановна, МОУ СОШ с УИОП №16, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края

     Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме:

    «Явление резонанса в современной жизни»,

    МОУ СОШ с УИОП №16, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края  

    Целевая аудитория: подростки 15-16 лет.

    Урок-семинар

    по теме: «Явление резонанса в современной жизни»

    Цель работы данного семинара – Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. Рассмотреть применение резонанса в технике, в народном хозяйстве и методы борьбы с «вредным» резонансом.  

    Эпиграф к уроку: «Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать открытия». (Р.Фейнман).

    Основополагающий вопрос: Нужно ли бороться с явлением резонанса?

    Задачи:

    1) Предметные: Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса, его видах: механическом, акустическом, электрическом, биорезонансе.

    2) Метапредметные: Выработка умений объяснять изучаемые явления резонанса с единых позиций (универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы и т.д.), воспитание идейно-патриотических чувств путём показа огромных достижений науки и техники, перспектив развития этих направлений техники; политехническое образование и трудовое воспитание школьников осуществляется путём показа роли физики в совершенствовании технологии производства и обработки материалов для придания им требуемых свойств.

    3)  Личностные: развить способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их; воспитание любознательности, развивать критическое мышление; воспитание умения работать в коллективе. Формирование мотивации учения (за счёт использования персонального компьютера).

    Метод обучения: проблемный, исследовательский, с применением ИКТ.

    Форма организации: групповая, первичный контроль

    План урока: «Явление резонанса в современной жизни»,

    № п/п

    Этап урока, деятельность учителя

    Время,

    мин

    Приемы и методы, деятельность учащегося

    1.

    Оргмомент

    Эпиграф

     Постановка задач урока, запись Д/З.

     Вводная беседа.

    2 мин

    Подготовка уч-ся к уроку

    Мотивация знаний

    Тема урока

    Цель урока

    Записи в тетрадях и в дневниках   

    Слайд 1-3

    2.

     Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации.

    2 мин

    Активизация мыслительной деятельности.

    Слайд

    3.

    Выступления групп учащихся по заранее подготовленным темам, с использованием компьютерной презентации.

    26 мин

    Учащиеся заполняют таблицу по заданным вопросам, используя информацию из докладов одноклассников

    Работа в парах

    4.

    Подведение итогов,

    выводы по уроку

    9 мин

    Беседа, подведение итогов.   

    5.

    Рефлексия

    1 мин

    Что узнали?

     Чему научились?

    Средства обучения:

    Презентация в MS Power Point;

    Таблицы - листы с индивидуальным заданием и с заданием для работы в парах.

    Ход урока:

    Учебный элемент

    Учебный материал с указанием заданий

    Деятельность учащихся

    УЭ1 

    Введение

    Слайд

    Цель: Постановка основного проблемного вопроса урока-семинара. Активизация мыслительной деятельности и познавательной мотивации. Побуждение к поиску альтернативных решений.

    Учитель использует компьютерную презентацию, где наглядно показана постановка проблемных вопросов:

    Учитель: Для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос нам нужно заслушать доклады, подготовленные отдельными группами.

    Пояснение к заданию: У вас на партах лежат Таблицы - листы, по которым вы сейчас будете работать, отвечать на вопросы, использую информацию из докладов одноклассников. В конце урока эти таблицы вы мне сдадите на проверку.


    Ученики в рабочей тетради записывают тему семинара и Д.З.

    УЭ2 

    Слайд

    Цель: Развитие информационно-методологической компетентности у учащихся: уметь работать с источником информации, уметь отбирать, преобразовывать и передавать информацию.

    Рассмотреть основные виды резонанса, условия возникновения, достоинства и недостатки и найти ответ на поставленный вопрос.  

    1. Выступление группы с докладом по теме: «Механический резонанс».
    2. Выступление группы с докладом по теме: «Акустический резонанс».
    3. Выступление группы с докладом по теме: «Электромагнитный резонанс».
    4. Выступление группы с докладом по теме: «Биорезонанс».

    Ученики работают на специальных карточках-листах, которые им выданы на парты-это таблицы.

    Записи в таблицу.

    Работа в парах.

    УЭ3 

    Цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валеологической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я- влияю на природу, она -на меня.

    Учитель задаёт ученикам дополнительные вопросы с литературным содержанием, учитывая, что урок проводится в 11классе с социально-гуманитарным уклоном, сообщает ученикам дополнительные факты по вопросу семинара (для регулирования и коррекции знаний учащихся).

    Ученики делают вывод, который является ответом по вопросу семинара.

    Анализ полученной информации. Дискуссия,  обсуждение, беседа.

    УЭ 4

    Д/З

    Цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валелогической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня.

      Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах., выданных заранее на парты по теме. Вклеить в рабочую тетрадь.

    Запись в рабочую тетрадь: ответить на вопросы в тетради, вклеить вопросы -листы в тетрадь

    Рефлексия: Что узнали? Чему научились? Что понравилось?  Что было сложным?

    Выводы (на слайде):

    • Явление резонанса играет огромную роль в жизни человека.
    • Необходимо учитывать «вредный» резонанс в технике.
    • Изучение резонанса позволяет человеку управлять данным явлением и поставить его на службу людям.

    Заранее учитель выдаёт группам ребят опережающее задание:

    План создания презентации:

    1. Вид резонанса.
    2. Какое главное условие возникновения резонанса?
    3. Где и когда впервые наблюдали такой резонанс?
    4. Примеры проявления такого вида резонанса.
    5. Достоинства и недостатки.
    6. Современные методы борьбы с таким видом резонанса
    7. Перспектива на будущее.

    Задание:

    Составить пять вопросов по своему докладу (со ссылкой на материал слайдов в презентации). Сдать 18.10.19.

    Раздаточный материал:

    Вопросы на дом.

    • Почему нельзя солдатам идти строем в ногу по мосту?
    • Какое физическое явление положено в основу работы всех музыкальных инструментов?
    • Как явление резонанса связано с именем А.С. Попова?

    Проблемный вопрос: «Нужно ли бороться с явлением резонанса?»

    Учитель задаёт ученикам дополнительные вопросы с литературным содержанием, учитывая, что урок проводится в 11классе с социально-гуманитарным уклоном:

    1. Задача  на  механический  резонанс

    В романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» описан звон большого соборного колокола:

    Исполинская медная капсула начинала медленно раскачиваться …Первый удар медного языка о внутренние стенки колокола сотрясал балки, на которых он висел. Квазимодо, казалось, вибрировал вместе с колоколом.

    ….Колокол раскачивался всё быстрее …

    Наконец начинался великий звон; вся башня дрожала: балки, водосточные желоба, каменные плиты – всё, от свай фундамента и до увенчивающих башню трилистников, гудело одновременно.

          Разнузданный, яростный колокол разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырывалось дыхание бури, распространявшееся на четыре лье кругом.

           Вопрос:

         Почему строение собора начинает вибрировать только тогда, когда колокол начинает звонить, а не тогда, когда его начинают раскачивать?

        2) Задача на акустический резонанс

    «Поезд прыгал на стрелках… Внезапно грохот усилился. Поезд вкатился в коридор между порожними составами и, щёлкая как турникет, стал пересчитывать вагоны» (И.Ильф и Е.Петров, «Двенадцать стульев»)

    Вопрос: Почему звук усиливается, когда поезд проезжает мимо другого состава? Почему от пустого состава отзвук громче, чем от загруженного? 

    Выводы по уроку:

    1. Проведено углубление и расширение учебного материала, учащиеся ознакомлены с новыми сведениями за счёт обращения к разным источникам информации. Проведено обобщение вместе с учащимися по эффективности использования метода проектов на уроке.
    2. Показана роль физики в изучении природы. Выполнены упражнения на применение знаний о явлении резонанса при решении задач.
    3. Был показан вклад учёных в исследовании явления резонанса и развитии физики.
    4. Были использованы нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний.
    5. Цель урока достигнута за счёт использования современных информационных технологий.

    Информационные ресурсы:

    Литературные ресурсы:
    1) Ю. Н. Марков. Физика. Пособие для поступающих в ВУЗы. Изд. Уральского университета, 2016.
    2) Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. Физический эксперимент в средней школе. М. « Просвещение», 2009.

     3) А. П. Усольцев. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. 7-11 класс. Изд. Уральского университета, 2004

     Ресурсы Интернета:

          1) www.npl–rez.ru/litra/biorez.htm

           2) prometheus.al.ru/medic/med1.htm

    Таблица для заполнения

    Виды резонанса

    Механический

    Акустический

    Электромагнитный

    Биорезонанс

    Раскрыть понятие данного вида резонанса

    Главное условие возникновения резонанса

    Примеры

    вредного резонанса

    Примеры  

    полезного резонанса

    САМОАНАЛИЗ УРОКА

    Урок-семинар

    по теме: «Явление резонанса в современной жизни»,

     (№ 8) в системе уроков в разделе «Колебания и волны». Раздел «Колебания и волны» включает в себя:  Глава 3 «Механические колебания», Глава 4 « Электромагнитные колебания» курса физики 11 класса. В течение предыдущих уроков школьники изучили необходимые знания и сведения для применения их на данном уроке. Также, ученики в процессе изучения курса физики 7-11 класса, получили достаточный объём знаний, чтобы провести анализ по теме данного урока-семинара и сделать соответствующие выводы.

    Тип урока: урок-семинар

    Цель работы данного семинара – Продолжить формирование у школьников понятия «резонанс», условий его возникновения. Рассмотреть применение резонанса в технике, в народном хозяйстве и методы борьбы с «вредным» резонансом.  

     К предметным задачам урока мы относим: Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемом явлении резонанса, его видах: механическом, акустическом, электрическом, биорезонансе.

    К метапредметным задачам урока мы относим: Выработка умений объяснять изучаемые явления резонанса с единых позиций (универсальность основных закономерностей колебательных и волновых процессов для колебаний и волн любой физической природы и т.д.), воспитание идейно-патриотических чувств путём показа огромных достижений науки и техники, перспектив развития этих направлений техники; политехническое образование и трудовое воспитание школьников осуществляется путём показа роли физики в совершенствовании технологии производства и обработки материалов для придания им требуемых свойств.

    Урок был также призван способствовать развитию у учащихся личностных качеств:  способности и умения учащихся работать творчески, развить способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их; воспитание любознательности, развивать критическое мышление; воспитание умения работать в коллективе. Формирование мотивации учения (за счёт использования персонального компьютера).

    11Б класс – социально-гуманитарного профиля, имеет высокий уровень воспитанности, подготовка класса высокая, процент качества знаний составляет 90%. В классе преобладает положительное отношение к учёбе. Уровень навыков учебного труда высокий, поэтому выбираю тип урока - семинар. Взаимоотношения с детьми хорошие. В данном классе 30 учеников, из них 8 сильных учеников, учатся на «5», 19 учеников имеют оценку «4», 3 ученика с удовлетворительными способностями, поэтому мной были использованы различные инновационные методы и способы активизации познавательной деятельности учащихся.

    Характер содержания урока теоретический.

    Новизна материала частичная.

    Для подготовки к уроку-семинару ученики разделились на 4 группы. Каждой группе было выдано опережающее задание по теме и план создания сопровождающей их доклад презентации:

    План создания презентации:

    1. Вид резонанса.
    2. Какое главное условие возникновения резонанса?
    3. Где и когда впервые наблюдали такой резонанс?
    4. Примеры проявления такого вида резонанса.
    5. Достоинства и недостатки.
    6. Современные методы борьбы с таким видом резонанса
    7. Перспектива на будущее.

    Задание:

    Составить пять вопросов по своему докладу (со ссылкой на материал слайдов в презентации). Сдать 18.10.19.

    Группы учеников выбрали тему, по которой готовили доклад.

    Темы для докладов:

    1. Механический резонанс
    2. Акустический резонанс
    3. Электромагнитный резонанс
    4. Биорезонанс

    Урок включает в себя 5 этапов:

    1 этап: Оргмомент. Вводная беседа.  Постановка задач урока, запись Д/З.

    2 этап: Постановка проблемного вопроса с помощью компьютерной презентации.

    3 этап: Выступления 4-х групп, учащихся с докладами.

    4 этап: Подведение итогов, выводы по уроку.

    5 этап: Рефлексия

    Основным этапом был 4 этап, цель подготовительного, 3 этапа – рассмотреть основные виды резонанса, условия возникновения резонанса, их достоинства и недостатки, а основного 4 этапа – найти ответ на поставленный вопрос урока-семинара «Явление резонанса и современная жизнь» и сделать соответствующие выводы.  Умение работать в коллективе (работа в парах).

    При проведении урока мы ориентировались на принципы обучения:

    1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

    2. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учеником.

    3. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.

    Для усиления мотивационной и стимулирующей деятельности учащихся мной были использованы следующие методы:

    • Познавательные:

    - побуждение к поиску альтернативных решений;

    - опора на жизненный опыт;

    -выполнение творческих заданий.

    • Социальные:

    - развитие желания быть полезным стране;

    - заинтересованность результатами коллективной деятельности.

    Чтобы решить основную дидактическую цель урока, мной были подобраны на 4 этапе урока вопросы:

    Материал урока оказался сложным, но интересным для учащихся.

    На этапе 1 этапе урока были использованы словесные методы для обеспечения активизации мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

     На этапе 2 этапе урока: с помощью мультимедийной презентации мы рассмотрели факты, подтверждающие актуальность поставленного вопроса урока-семинара «Явление резонанса и современная жизнь». Это стимулировало побуждение к поиску альтернативных решений. После этого мной было дано пояснение к заданию: У вас на партах лежат Таблицы - листы, по которым вы сейчас будете работать, отвечать на вопросы, используя информацию из докладов одноклассников. В конце урока эти таблицы вы мне сдадите на проверку.

    На 3 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие информационно-методологической компетентности у учащихся: уметь работать с источником информации, уметь отбирать, преобразовывать и передавать информацию.

    В ходе этого этапа ученики, работающие в группах, представили классу информацию по своей теме. Рассмотреть данные вопросы необходимо для успешной реализации цели основного этапа урока и активизации мыслительной деятельности учащихся. Информация, представленная на данном этапе, является фундаментом для решающего умозаключения на основном этапе урока.

    На 4 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие аналитико-оценочной компетентности и эколого - валелогической компетентности у учащихся: умение анализировать, иметь собственную позицию, мнение и умение их отстаивать. Я - влияю на природу, она -на меня.

    Для регулирования и коррекции знаний учащихся мной были сообщены ученикам дополнительные факты по вопросу семинара.

    Считаю, что мной удачно были подобраны дополнительные вопросы с литературным содержанием, учитывая, что урок проводится в 11классе с социально-гуманитарным уклоном. Ученики успешно справились с заданными вопросами, таким образом подтвердив свои знания литературных произведений.

    Ученики делают вывод, который является ответом по вопросу семинара.

    В ходе урока на 4 этапе была организована коллективная работа учащихся.

    Задания 4 этапа были ориентированы на развитие творческого мышления, умения анализировать и принимать решения в нестандартной ситуации учащимися.

    Руководство учителя при выполнении заданий 4 этапа было инструктирующим, потому что школьники работали, используя информацию, которую внесли в таблицы в ходе 3 этапа.

    Учащиеся имели возможность выбора темы доклада и состава одноклассников для работы в группах.

    Удачным считаю выбор типа урока. В ходе урока-семинара каждая группа успешно справилась с поставленной перед ними задачей и донесла до одноклассников нужную информацию. Информация, представленная в докладах, содержит практическую направленность и способствует профессиональной ориентации школьников.

    Меня порадовали выступающие с докладами ученики: Антропова Лилиана, Кечкин Алексей, Петрович Евгений, Плюснина Ульяна, Ахмадалиев Андрей, Волков Егор, Кирпичникова Марина, Кручинин Виктор, Горбачёва Марина, Добровольская Ангелина, Кравчук Роман, Сальникова Полина, Дущенко Софья, Зинченко Мария. Особенно хочется отметить группу ребят, которые подготовили выступление по теме: «Акустический резонанс». Они, как настоящие артисты, проявили творческую находчивость, пели и играли на гитаре. Благодаря их импровизации урок стал «живым». Думаю, что ребятам он запомнится на всю жизнь. Они продемонстрировали высокий уровень подготовки и понимания сущности излагаемого вопроса.

    На 5 этапе урока мной была поставлена цель: Развитие адаптационно-коммуникативной и эколого - валелогической компетентности у учащихся: знание об организации среды, умение выявить её законы и изменить себя в соответствии с ними. Я – часть природы, я – влияю на природу, она на меня.

    Удачным считаю постановку домашнего проблемного вопроса.  Д/З: Ответить на вопросы, которые находятся на листах, выданных заранее на парты. Вклеить в рабочую тетрадь.

    Вопросы на дом.

    • Почему нельзя солдатам идти строем в ногу по мосту?
    • Какое физическое явление положено в основу работы всех музыкальных инструментов?
    • Как явление резонанса связано с именем А.С. Попова?

    Проблемный вопрос: «Нужно ли бороться с явлением резонанса?»

    Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным и продуманным.

    Темп урока соответствовал возможностям класса. В целом, можно сказать, что основная дидактическая цель урока была достигнута.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Интерактивные лабораторные работы - постоянный электрический ток"

    Данный программный продукт является современным средством обучения, позволяющим по-новому организовать учебный процесс. Программа позволяет провести эксперимент в условиях, максимально приближенных к ...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе на тему "Слон, иголка и другие, или..."

    В состав методической разработки входят: 1. План-конспект урока.2. Презентация к уроку.3. Карточки-задания.4. Тест.5. Карточка рефлексии....

    Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел

    Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории".   Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...

    Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

    Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

    Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"

    О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...

    Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»

    Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...

    Методическая разработка урока по физике в 7 классе" Сложение сил, действующих по одной прямой и их графическое изображение. Центр тяжести тела." Урок интегрированный: физика и литература

    Цели: 1)обучающая: изучение сил, действующих по одной прямой, изучение понятия центра тяжести;2) развивающая: развивать память, логическое мышление, умения анализировать и применять знания в новой сит...