Рабочая программа по физике 7 класс ( по учебнику Хижнякова Л.С., Синявина А.А.)
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Томилина Ольга Александровна

Рабочие программы по курсу физики для 7–9 классов (авторы: Л.С. Хижнякова,  А.А. Синявина)  издаются Издательским центром «Вентана-Граф».

Представленная завершенная предметная линия учебников «Физика» для 7–9 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира

В состав завершенной предметной линии входят учебники:

·         «Физика», 7 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина;

·         «Физика», 8 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина;

·         «Физика», 9 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Физика  7 класс.

Рабочие программы по курсу физики для 7–9 классов (авторы: Л.С. Хижнякова,  А.А. Синявина)  издаются Издательским центром «Вентана-Граф».

Представленная завершенная предметная линия учебников «Физика» для 7–9 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира

В состав завершенной предметной линии входят учебники:

  • «Физика», 7 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина;
  • «Физика», 8 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина;
  • «Физика», 9 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина.

Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, а также достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в свете  ФГОС второго поколения.

 В учебниках реализованы системность изложения учебного материала, единство теоретического и экспериментальных методов познания, что способствует формированию у учащихся целостного представления о физической картине мира.

Содержание курса опирается на естественнонаучный метод познания и, соответственно, на экспериментальные факты, теоретические модели, физические понятия и величины, связи между физическими величинами, физические законы, следствия, вытекающие из законов, включая количественные функциональные зависимости между физическими величинами, практические приложения.

 Каждая глава курса базируется не только на традициях методики обучения физике, но и на межпредметных связях с курсами математики (например, использование координатного метода), естественнонаучных дисциплин (химии — атомно-молекулярное учение; астрономии — геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, физическая природа небесных тел Солнечной системы).

 В начале курса 7 класса, который полностью посвящен рассмотрению механических явлений, учащиеся изучают раздел «Физические методы исследования природы». В нем представлен материал о физических явлениях, объектах изучения физики, физических величинах и их измерении, экспериментальном и теоретическом методах исследования, физических законах, связях физики и других естественных наук. Изучение физики в 7 классе рассчитано на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:

Цели и задачи  программы:

  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

        экспериментальной проверки;

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

При изучении физики 7 класса предусмотрено выполнение фронтальных лабораторных работ, экспериментальных и теоретических заданий творческого характера, домашних лабораторных работ. Эти виды деятельности направлены на развитие умений наблюдать физическое явление, выдвигать гипотезы исследования, проводить экспериментальную работу, измерять физические величины, анализировать полученные экспериментальные данные. Значительное внимание уделено формированию умений учащихся применять полученные знания, в том числе для решения задач и выполнения экспериментальных заданий, при выполнении которых учащиеся работают с различными формами представления информации, учатся анализировать и оценивать результаты собственной экспериментальной деятельности.

Систему заданий составляют:

  • вопросы для самоконтроля (вопросы после параграфа);
  • задания и упражнения;
  • творческие исследовательские и конструкторские задания (теоретические и экспериментальные исследования физических явлений, измерение физических величин, конструирование и испытание экспериментальных установок, знакомство с историей развития физики на основе хрестоматийного материала);
  • фронтальные лабораторные работы;
  • домашние лабораторные работы;
  • проекты.

В каждом учебнике содержится три вида материала:

  • основной (обязательный уровень) — соответствующий требованиям ФГОС основного общего образования;
  • дополнительный (повышенный уровень) — используемый в учебном процессе при наличии дополнительного времени или для самостоятельного изучения наиболее подготовленными учащимися;
  • вспомогательный — содержащий примеры решения задач, сноски, сведения из рубрики «Самое важное в главе», таблицы и др.

В учебнике ведется систематическая работа над изучением исторического материала. В творческих заданиях «Из истории развития физики» анализируется история открытия физических законов и изобретения технических устройств, рассматриваются исследования физических явлений в историческом аспекте, обсуждается вклад выдающихся ученых-физиков в развитие науки.

Каждая глава в учебниках 7–9 классов имеет введение, выражающее учебную проблему. Ее постановка усиливает мотивацию учащихся к изучению нового материала, позволяет им научиться самостоятельно определять цели обучения, формулировать новые для себя познавательные задачи и искать эффективные пути их решения. Выполнение учащимися творческих заданий способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к учебе.

В конце каждой главы учебников 7–9 классов приведена специальная рубрика «Самое важное», в которой учащимся предлагается систематизировать основные понятия и законы.

При выполнении большинства лабораторных и домашних лабораторных работ учащимся требуется конкретизировать гипотезу исследования, исходя из особенностей изучаемого физического явления, после выполнения работы учащимся необходимо сделать вывод о том, подтвердилась или не подтвердилась предложенная ими гипотеза исследования.

Проектная деятельность, выполнение творческих, исследовательских и конструкторских заданий, выступления с результатами на различных школьных мероприятиях способствуют формированию у учащихся общекультурных ценностей, умений аргументированно отвечать на вопросы, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию и др.

Для выполнения учебного проекта учащиеся работают с различными источниками информации и информационными технологиями. Источниками информации могут быть учебник, физические энциклопедии, научно-популярная и справочная литература, образовательные ресурсы сети Интернет. Работая над проектом, школьники учатся создавать компьютерные презентации и выступать с ними в классе или на внеурочных занятиях.

В рамках учебного курса учащиеся приобретают умения проводить простые экспериментальные исследования, выполнять прямые и косвенные измерения с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов (например, с помощью набора лабораторного оборудования Политех).

Кроме того, один из типов учебных проектов в каждом классе посвящен применению научных методов познания при изучении физических явлений, конструированию и экспериментальному исследованию моделей технических объектов.

Физические методы исследования природы.

Физические явления. Физическое тело. Вещество. Электромагнитное поле – объект изучения физики. Физика – развивающаяся наука. Эксперимент и моделирование – методы исследования природы. Физические величины. Международная система единиц. Измерительные приборы. Открытие законов – задача физики. Физическая теория – система научных знаний.

Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение

МЕХАНИКА. Механическое движение. Система отсчёта. Материальная точка. Прямолинейное и криволинейное движения. Перемещение. Скорость равномерного движения. Средняя и мгновенная скорости. Равноускоренное движение. Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении

Законы движения

Инерция. Законы Ньютона. Взаимодействие тел. Масса тела. Сила. Равнодействующая сил. Измерение сил.

Силы в механике.

 

 Сила всемирного тяготения, сил тяжести, сила трения и вес тела. Невесомость. Движение тел под действием силы трения. Центр масс и центр тяжести

Законы сохранения в механике

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Механическая работа. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения полной механической энергии.

Равновесие сил. Простые механизмы.

 

Простые механизмы. Равновесие рычага под действием нескольких сил. «Золотое правило» механики. Мощность. Коэффициент полезного действия механизмов и машин.

Гидро- и аэростатика.

Закон Паскаля. Гидравлические машины. Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Закон Архимеда.

  • Лабораторных работ - 10
  • Контрольных работ - 7

Учебно-тематический план

2 часа в неделю, всего - 70 ч.

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Физические методы исследования природы

16

5

1

Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение

12

1

1

Законы движения

7

0

1

Силы в механике

10

2

1

Законы сохранения в механике

9

0

1

Равновесие сил. Простые механизмы.

7

1

1

Гидро- и аэростатика.

9

1

1

Система оценивания

  1. Оценка устных ответов учащихся.

  • Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

  • Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

  • Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

  • Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  1. Оценка письменных контрольных работ.

  • Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

  • Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

  • Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

  • Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

  1. Оценка лабораторных работ.

  • Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

  • Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

  • Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

  1. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

  1. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  3. Нерациональный выбор хода решения.

  1. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  4. Орфографические  и  пунктуационные ошибки.

        

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения физики ученик должен знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Гука, Паскаля, Архимеда, уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу физики 7 класса.

70 ч, из них  11ч -  повторение материала; 2 ч в неделю

Учебник 7 класса:  авторы Л.С. Хижнякова, А.А. Синявинак   М.: Вентана-Граф, 2015

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Физические методы исследования природы (16 часов)

Объекты изучения физики.

Урок изучения нового материала

Знать/понимать

Смысл понятий: физическое явление, физический закон

Приводить примеры практического использования физических знаний:

о механических явлениях,

о тепловых явлениях,

об электрических и магнитных явлениях.

об оптических явлениях

Отработка экспериментальных умений

§ 1

Эксперимент и моделирование – основные физические методы.

Урок изучения нового материала

сформировать первоначальные знания об измерении

физических величин.

Отработка экспериментальных умений

§ 2

Физические величины. Международная система единиц. Измерительные приборы.

Урок изучения нового материала

Знать физические величины и их единицы измерения. (путь, скорость, температура…);

Уметь:

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников; её обработку и представление в разных формах.

Объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).

Отработка экспериментальных умений

§ 3

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Лабораторная работа № 1 «Изучение абсолютной погрешности измерений на примере измерения длины тела»

Урок применения знаний (практикум)

Знать:  разные способы измерения физических величин и их абсолютной и относительной погрешности;

Уметь: Оформлять лабораторную работу, согласно требованиям единого орфографического режима, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

лабораторная работа

с. 180

Лабораторная работа № 2 «Изучение относительной погрешности измерений на примере измерения размеров тела»

Урок применения знаний (практикум)

лабораторная работа

с.183

Лабораторная работа № 3 «Измерение размеров малых тел методом рядов»

Урок применения знаний (практикум)

Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

лабораторная работа

с.184

Плотность вещества. Косвенное измерение плотности вещества.

Урок изучения нового материала

Знать определение плотности тела, единицы измерения.

Уметь осуществлять перевод единиц измерения; пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ.

разбор ключевых задач

§ 4

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Урок применения знаний (практикум)

Знать определение массы тела, единицы измерения.

Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; измерять массу тела с помощью рычажных весов.

лабораторная работа

с.185

Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

Урок применения знаний (практикум)

Знать определение плотности тела, формулу, единицы измерения; определение массы тела, единицы измерения.

Уметь пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ; измерять объём тела с помощью мензурки, осуществлять перевод единиц измерения; осуществлять перевод единиц измерения; измерять массу тела с помощью рычажных весов.

лабораторная работа

с.187

Открытие законов – задача физики.

Урок изучения нового материала

Иметь представление о молекулярном строении вещества, модели газа, жидкости и твердого тела; о силах взаимодействия между молекулами, зависимости сил от расстояний между молекулами; о роли физики как науки, о некоторых учёных, строении вещества

Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества; объяснять примеры проявления сил взаимодействия между молекулами.

Уметь определять цену деления и пользоваться простейшим измерительным прибором (линейка), уметь рассчитывать размеры малых тел.

Отработка экспериментальных умений

§ 5

Физическая теория – система научных знаний.

Урок изучения нового материала

§ 6

Физика - развивающаяся наука. Связь физики с другими естественными науками.

Урок изучения нового материала

§ 7

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Решение задач на определение плотности вещества

Урок применения знаний

Знать определение плотности тела, формулу, единицы измерения.

Уметь осуществлять перевод единиц измерения; пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ

разбор ключевых задач

Контрольная работа      № 1 «Физические методы исследования природы»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-15.

Контрольная работа

Механическое движение: перемещение, скорость, ускорение (12 часов)

 Анализ контрольной работы. Механическое движение. Система отсчёта. Перемещение.

Урок изучения нового материала

Знать определения механического движения, пути,

траектории, системы отсчета, перемещения.

Отработка экспериментальных умений.

Равномерное движение. Скорость равномерного движения.

Комбинированный урок

Знать определение механического движения, понятия равномерного пути.

Уметь различать виды движения.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость.

Комбинированный урок

Знать определение механического движения, понятия равномерного и неравномерного движения, формулы для расчета скорости, времени и пути равномерного движения, а также формулы для расчета средней скорости.

Уметь решать задачи на расчёт пути, времени и скорости прямолинейного равномерного движения

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Решение задач на равномерное движение

Урок применения знаний

Знать определение механического движения, понятия равномерного пути, формулы для расчета скорости, времени и пути равномерного движения.

Уметь решать задачи на расчёт пути и времени

прямолинейного равномерного движения

разбор ключевых задач

Свободное падение. Равноускоренное движение. Ускорение.

Урок изучения нового материала

Знать определение свободного падения, прямолинейного равноускоренного  движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения.

Уметь приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, находить ускорение, скорость  при прямолинейном равноускоренном движении, читать график зависимости модуля скорости от времени.

разбор ключевых задач

§ 12, § 13

Лабораторная работа № 6 «Моделирование равноускоренного движения»

Урок применения знаний (практикум)

Уметь  собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты;

лабораторная работа

с. 187

Перемещение при равноускоренном движении.

Комбинированный урок

Знать законы прямолинейного РУД.

Уметь  определять путь и среднюю скорость при прямолинейном РУД, читать графики пути и скорости, составлять уравнения прямолинейного РУД.

разбор ключевых задач

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Решение задач на РУД

Урок применения знаний

Знать законы прямолинейного РУД

Уметь  определять ускорение, путь и среднюю скорость при прямолинейном РУД, читать графики пути и скорости, составлять уравнения  прямолинейного РУД, решать задачи по теме «Прямолинейное РУД».

разбор ключевых задач

Самое важное в главе 2. Подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний

Знать/ понимать смысл понятий: механическое движение, траектория, смысл физических величин: путь, скорость, ускорение.

Уметь вычислять путь  тела при РУД; решать задачи по теме «Механическое движение». Описывать и объяснять механические явления.

разбор ключевых задач

Контрольная работа  № 2  «Механическое движение»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  17 - 27.

Контрольная работа

Законы движения ( 7 часов  )

Анализ контрольной работы. Первый закон Ньютона

Комбинированный урок

Знать  формулировку  закона инерции, I закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта»;

Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй,  в системе отсчёта, связанной с Солнцем; описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции.

Отработка экспериментальных умений

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Взаимодействие тел. Масса тела.

Комбинированный урок

Знать понятие явления инерции; определение массы тела, единицы измерения.

Уметь осуществлять перевод единиц измерения массы; пользоваться рычажными весами; объяснять примеры из жизни

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 15

Сила. Второй закон Ньютона.

Комбинированный урок

 Знать/ понимать смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон;

смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса;

 Знать формулировку  II закона Ньютона.

Уметь  вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона

§ 16

Равнодействующая сил. Измерение сил.

Комбинированный урок

Знать определение силы, ее обозначение и единицы измерения, виды взаимодействий, правила сложения сил.

Уметь приводить примеры действия сил, измерять силу динамометром, складывать несколько сил.

§ 17

Третий закон Ньютона.

Комбинированный урок

Знать/ понимать смысл понятия «невесомость».

Знать  формулировку  III закона Ньютона, свойства сил, с которыми тела взаимодействуют.

Уметь приводить примеры проявления и применения третьего закона Ньютона;

§ 18

Самое важное в главе 3. Подготовка к контрольной работе.

Комбинированный урок

Знать законы Ньютона

Уметь применять их при решении задач и объяснении механических явлений

с.83

Контрольная работа  № 3 «Законы движения»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  29 – 33.

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Силы в механике (10 часов)

Анализ контрольной работы. Силы всемирного тяготения.

Комбинированный урок

Знать закон всемирного тяготения. 

Уметь описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли. Приводить примеры практического использования закона всемирного тяготения.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 19

Сила тяжести.

Комбинированный урок

Знать понятие силы, единицу измерения силы, явления тяготения, силы тяжести как частного случая проявления сил тяготения, закон Всемирного тяготения. Уметь пользоваться динамометром для определения сил, применять формулу для решения задач; графически изображать силы.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 20

Сила упругости. Вес тела. Невесомость.

Комбинированный урок

Знать определение силы упругости, определение и формулу веса тела, закон Гука.

Уметь измерять и рассчитывать силу упругости, представлять результаты измерений в виде графика зависимости силы упругости от удлинения пружины; применять формулу для решения задач; определять  вес тела с помощью динамометра; графически изображать вес тела, силу тяжести

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 21, § 22

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Лабораторная работа  № 7 «Измерение силы упругости пружины»

Урок применения знаний (практикум)

Знать/ понимать смысл понятий: сила, сила упругости; смысл физических величин: сила, масса, удлинение пружины, жёсткость пружины.

Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины; измерение жёсткости пружины; собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Измерять силу динамометром. Представлять результаты измерения в виде таблицы и графика.

лабораторная работа

с.188

Сила трения скольжения. Сила трения покоя.

Комбинированный урок

Знать определение силы трения, причины силы трения,

понятия трение качения, трения покоя.

Уметь измерять значение силы трения, приводить примеры проявления сил трения.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 23, § 24

Лабораторная работа  № 8 «Измерение силы трения скольжения»

Урок применения знаний (практикум)

Уметь определять коэффициента трения скольжения при помощи динамометра, строить график зависимости силы трения от силы нормального давления.

лабораторная работа

с. 190

Движение тела под действием силы трения.

Комбинированный урок

Знать основные понятия, определения, формулы по теме.

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения; объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни.

разбор ключевых задач

§ 15

Центр масс. Центр тяжести

Урок изучения нового материала

Знать понятия: центра масс и центр тяжести

Отработка экспериментальных умений

§ 26

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Самое важное в главе 4. Подготовка к контрольной работе.

Урок применения знаний (практикум)

Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел».

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения; объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

с.109

Контрольная работа

№ 4 «Силы в механике»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  36 - 44.

Контрольная работа

Законы сохранения в механике ( 9 часов)

Анализ контрольной работы. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Комбинированный урок

Знать/ понимать смысл понятий: взаимодействие, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; смысл физических законов: закон сохранения импульса.

Знать сущность реактивного движения, назначение, конструкции и принцип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых ракетах, владеть исторической информацией о развитии космического кораблестроения и вехах космонавтики.

Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач 

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 27- § 29

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Решение задач на закон сохранения импульса  

Урок применения знаний (практикум)

Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс».

Отработка экспериментальных умений

Механическая работа. Мощность.

Комбинированный урок

Знать понятие механической работы, мощности; обозначение, единицы измерения, формулы  механической работы, мощности.

Уметь приводить примеры совершения силой работы, совершения работы с различной мощностью; вычислять работу и мощность по изученным формулам.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§30, § 36

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Комбинированный урок

Знать понятия потенциальной и кинетической энергии, механической энергии; обозначение, единицы измерения, формулы потенциальной и кинетической энергии.

Уметь приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел, вычислять потенциальную и кинетическую энергии.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§31 - § 32

Закон сохранения полной механической энергии.

Комбинированный урок

Знать закон сохранения и превращения механической энергии.

Уметь описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии, применять закон сохранения и превращения механической энергии при решении задач, определять изменение внутренней энергии тела за счёт совершения механической работы.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 33

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Решение задач на применение закона сохранения энергии

Уроки применения знаний (практикум)

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.

разбор ключевых задач

Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике»

Самое важное в главе 5. Подготовка к контрольной работе

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  46 - 52

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

Контрольная работа № 5 «Законы сохранения в механике»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  46 - 52

Контрольная работа

Равновесие тел. Простые механизмы ( 7 часов)

Анализ контрольной работы. Простые механизмы. Равновесие сил на рычаге.

Комбинированный урок

Знать простые механизмы, их виды, назначение, определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага.

Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 34

Момент силы. Золотое правило механики.

Комбинированный урок

Знать «Золотое правило механики».

Уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; условия равновесия рычага

§ 35

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Лабораторная работа   № 9 «Изучение равновесия рычага»

Урок применения знаний (практикум)

Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага.

лабораторная работа

с.191

КПД механизмов и машин.

Урок изучения нового материала

Знать определение, формулу, единицы измерения КПД,

Уметь применять теорию к решению задач.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 37

Решение задач на равновесие сил

Урок применения знаний (практикум)

Знать определение КПД, причину нарушения

«золотого правила» механики.

Уметь рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости.

Самое важное в главе 6. Подготовка к контрольной работе.

Урок изучения нового материала

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  55 - 59

Контрольная работа        № 6 «Равновесие сил. Простые механизмы»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  55-59

Контрольная работа

Гидро- и аэростатика (9 часов)

Анализ контрольной работы. Давление. Закон Паскаля.

Комбинированный урок

Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления, зависимость давления от силы, действующей на опору и площади опоры.

Уметь применять полученные знания для решения задач и объяснения жизненных примеров.

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 38

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Гидравлические машины.

Комбинированный урок

Знать устройство и принцип действия гидравлического пресса

Отработка экспериментальных умений, разбор ключевых задач

§ 39

Давление жидкости.

Комбинированный урок

Знать формулу для вычисления давления;

формулировку закона Паскаля,

Уметь объяснять давление жидкостями и газами, зная положения молекулярно – кинетической теории. пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни.

§ 40

Сообщающиеся сосуды.

Комбинированный урок

Знать определение сообщающихся сосудов, теорию расположения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей; применение сообщающихся сосудов в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла…)

§ 41

Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления.

Комбинированный урок

Знать, что воздух имеет вес, почему у Земли есть атмосфера, способы измерения атмосферного давления,

Уметь вычислять вес воздуха в помещении; объяснять опыт Торричелли; переводить единицы давления.

§32

Закон Архимеда. Условие плавания тел

Комбинированный урок

Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, условия плавания однородных тел

Уметь вычислять по формуле выталкивающую силу.

§ 43, § 44

№п/п

Тема урока

Тип урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Материал учебника

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Лабораторная работа № 10 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Урок применения знаний (практикум)

Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на поверхности жидкости.

Уметь проводить эксперимент по проверке условий плавания, записывать результаты в виде таблицы,

делать вывод о проделанной работе и её результатах.

лабораторная работа

с.193

 Самое важное в главе 7. Подготовка к контрольной работе

Урок применения знаний (практикум)

Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел».

Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме.

разбор ключевых задач

Контрольная работа № 7 «Гидро- и аэростатика»

Урок контроля

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  62-69

Контрольная работа



Предварительный просмотр:

Контроль уровня обученности по предмету

№ п/п

Тема

Вид контрольной работы (тематический, итоговый, проект)

Форма контроля (тест, контрольная работа, диктант, лабораторная работа и др.)

Номер урока в соответствии с календарно-тематическим планированием

Изучение абсолютной погрешности измерений на примере измерения длины тела

тематический

Лабораторная работа №1

4

Изучение относительной погрешности измерений на примере измерения размеров тела

тематический

Лабораторная работа № 2

5

Измерение размеров малых тел методом рядов

тематический

Лабораторная работа №3

6

Измерение массы тела на рычажных весах

тематический

Лабораторная  работа № 4

8

Измерение плотности вещества твёрдого тела

тематический

Лабораторная работа № 5

9

Физические методы исследования природы

тематический

Контрольная работа № 1

16

Моделирование равноускоренного движения

тематический

Лабораторная работа № 6

22

Механическое движение

тематический

Контрольная работа № 2

28

Законы движения

тематический

Контрольная работа № 3

35

 Измерение силы упругости пружины

тематический

Лабораторная работа № 7

39

Измерение силы трения скольжения

тематический

Лабораторная работа № 8

41

Силы в механике

тематический

Контрольная работа № 4

45

Законы сохранения в механике

тематический

Контрольная работа № 5

54

Изучение равновесия рычага

тематический

Лабораторная работа № 9

57

Равновесие сил. Простые механизмы

тематический

Контрольная работа № 6

58

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

тематический

Лабораторная работа № 10

68

Гидро- и аэростатика

тематический

Контрольная работа № 7

70

Литература для учителя:

  1. Учебник  физики 7 класс. Авторы: Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина. Издаются издательским центром «Вентана-Граф» 2013 г.;
  2. Стандарты образования.
  3. Хижнякова Л.С., Синявина А.А., Холина С.А.
  4. Физика: Программы: 7–9 кл., 10–11 кл. — М.: Вентана-Граф, 2010
  5. Кабардин О. Ф. Задачи по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов, А. Р. Зильберман. — М.: Дрофа, 2007.
  6. Кабардин О. Ф. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов; под ред. Ю. И. Дика, В. А. Орлова. — М.: ACT, Астрель, 2005.

Литература для учащихся:

  1. Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2007.
  2. Перельман Я. И. Занимательная физика / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1980. — Кн. 1—4.
  3. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику? / Я. И. Перельман. — М.: Наука, 1992.
  4. Степанова Г. Н. Сборник задач по физике / Г. Н. Степанова. — М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по физике-10 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

Рабочая программа по курсу физики для 10-х общеобразовательных классов составлена в соответствии с авторской программой Г.Я.Мякишева и на основе «Примерных программ по физике для общеобразовател...

Рабочая программа по физике-11 к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б

На изучение курса физики в 11 классе отводится 170 ч.(5 ч. в неделю). Программа соответствует обязательному минимуму содержания физического образования, она составлена на основе «Примерны...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"

Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....