Творческие способности учащихся на уроках физики. Подготовила учитель физики МАОУСОШ№ 72 г. Ульяновска Коснова Людмила Николаевна
статья по физике на тему

Творческие способности учащихся на уроках физики. Подготовила учитель  физики МАОУСОШ№ 72 г. Ульяновска  Коснова Людмила Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti_na_urokah_fiziki_ipk.odt44.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей учащихся на уроках физики через проблемное  обучение.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности учащихся. Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.

 Именно творчество  способствует  формированию познавательных интересов учащихся . Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему. Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.

Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках физики является проблемное обучение – методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения. Структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности.

 Каждое учебное проблемное задание является искусственной педагогической конструкцией. Оно специально конструируется с обучающей целью и включается в определенный момент в учебный процесс в соответствии с логикой учебного процесса.

Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает следующие этапы:

  1. 1. Осознание проблемной ситуации;

2. Анализ проблемной ситуации;

3. Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации;

4. Обоснование выдвинутых идей, предположений;

5. Определение следствий;

6. Формулировка проблемы;

7. Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями;

8. Планирование плана решения проблемы;

9. Решение проблемы;

10.  Сравнение результатов с первоначальными идеями;

11. Формулировка вывода.

Проблемное обучение.

Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:

- столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;

- созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся.

  • - побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.

         Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям.

Такие вопросы учителя как: "Почему дрова зимой колются хорошо?", "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?", "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?", "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", "Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" и другие являются для учащихся проблемными.

Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.

Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения.  В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

 Тема урока «Зависимость сопротивления проводников от температуры» в X классе:

Я, держа в руках моток нихромовой проволоки, предлагаю вычислить, какой длины нужно взять кусок этой проволоки, чтобы изготовить из нее спираль для электроплитки (напряжение в сети и допустимый ток известны, а диаметр проволоки измеряется тут же с помощью штангенциркуля). Цель: проверить знание учащимися формулы для расчёта сопротивления прямого проводника и закона Ома для участка цепи.

Через две-три минуты один из учеников рассказывает, как он выполнил этот расчёт, и сообщает результат. Правильность расчета и результат уточняются коллективно.

Ученики отрезают от мотка нихрома проволоку вычисленной длины, делают из нее спираль и включают в сеть. Наблюдение показывает, что накал спирали явно недостаточен, ток меньше заданного. Почему? Ученики встревожены. Расчет произведен по известным законам, а результат не годен.

Это первая проблема на уроке. Для решения её учителем ставится вопрос: «Как определен международный эталон 1Ома?». Ученики это знают хорошо и отвечают (1Ом- это сопротивление ртутного проводника длиной 106,3см, площадью поперечного сечения 1кв.мм при 0°С). «Почему при 0°С?»– спрашивает учитель. «Видимо сопротивление проводников зависит от температуры,- заключают ученики,– а это не было учтено при нашем расчёте».

«Как зависит сопротивление проводника от температуры?» - эта проблема и является темой урока.

Для ее решения предлагается ученикам объяснить суть сопротивления проводников электрическому току по электронной теории. После этого, исходя из основ электронной теории, предлагается высказать предположение о зависимости сопротивления твердого металлического проводника от температуры.

Проблемная ситуация на этом уроке создана противоречием между знаниями учеников и результатом опыта, поэтому вызывает у них желание приобрести новые знания. Решается проблема путем теоретических рассуждений, а гипотетическое решение проверяется опытом.

Игровые элементы на уроках физики.

Использование игровых элементов на уроках физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение.

В процессе игры незаметно для учащихся обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

В процессе игры реализуются также принципы:

- психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома");

- вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант),

- креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Характерной чертой для каждой физической игры является решение различных дидактических задач. Среди них – уточнение представлений о предмете или явлении, о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними.

 Игровой элемент, доступный для использования  на  уроке, является игра «Верю – не верю». Это –  фронтальный опрос теории, в ходе которого я произношу верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения ( поднятием карточек зелёного или красного цвета).

Приёмом сопутствующим и дополняющим игровые моменты на уроках, безусловно, является составление и решение творческих задач.

Творческие задачи бывают трёх видов:

1. исследовательские, которые строятся на выдвижении гипотез, прогнозировании последствий, достраивании условий.

2. изобретательские, которые предполагают прогнозирование идей, проектов,

3. конструкторские.

Вместе с тем, творческие задачи должны отвечать требованиям:

- Достаточность условия;

- Корректность вопроса;

- Наличие противоречия.

Творческая задача имеет одно уникальное свойство – ее нельзя однозначно определить как творческую. Говоря об одной и той же задаче, всегда следует иметь в виду, что для одних учеников она может быть творческой, а для других – нет. Все зависит от их индивидуального опыта творческой деятельности.

При составлении творческих задач необходимо использовать:

- Интересный факт;

- Историю науки;

- Повседневную жизнь;

- Окружающую природу;

- Изученный учебный материал;

- Ошибочные выводы и поиски в науке;

- Литературу, народное творчество.

Ещё один из возможных видов заданий заключается в том, что я предлагаю ребятам войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку, куда необходимо "вплести" главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. Сказку рекомендуется проиллюстрировать, так как ее иллюстрация позволяет ребятам более объективно отразить то, что было ими написано, развивает образное мышление учащихся.

Известно, что сказки обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям. При сочинении сказки происходит развитие творческого воображения.

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

Одним из способов повышения интереса учащихся к предмету является использование художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, загадки) на уроках физики. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

Другая форма фольклорных материалов, которые могут быть использованы на уроке – пословицы и поговорки. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Часто пословицы проповедуют разумное отношение к природе.

Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:

- быть связано с конкретными вопросами курса физики,

- отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,

- иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,

- быть кратким, лаконичным,

- способствовать положительной мотивации к изучению физики.

Игровые моменты на уроках, решение творческих задач, составление физических сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов и загадок – повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию творческих способностей учащихся.

Примеры составления нестандартных творческих задач и проблемных вопросов:

1.  8 класс  тема «Кипение»  вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости?

Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» - это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом «имеется шприц с 1\4 воды комнатной температуры, закрыв отверстие резко выдвинуть поршень шприца до крайнего положения – вода закипит, будучи холодной» и поставить вопрос: Почему вода закипела? - для учащихся это будет творческая задача.

2.Как из соленой воды сделать пресную?

Как из этого вопроса сделать творческую задачу? Первое –  вызвать интерес: добавить интересный литературный образ - например, Робинзон Крузо.

«В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать Робинзону?».

3. Проблемную задачу или вопрос можно сделать из любого интересного факта:

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Здесь достаточно только сформулировать вопрос. Почему стекло отуманенное?

Примеры загадок, поговорок и сказок на уроках физики, которые могут быть использованы как эвристические и проблемные:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество! Это... (электричество).

Зимой нет теплей места, летом нет холодней (погреб или печка).

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Русская сказка «Два Ивана - солдатских сына»:

«Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змей -Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!

Взмолился Иван царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».

Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению её горячо было держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным платком Иван обернул свою саблю?

Физический эксперимент на уроках физики.

Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации.

Призванный утвердить физику как науку опытную, эксперимент выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д.


Познавательная деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса. Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка.
Высказыванию гипотез и их проверке можно учить и вне проблемного обучения. Соответствующие частично-поисковые задания необходимо включать в эвристическую беседу, придавая ей характер исследования.
В экспериментальных исследованиях по физике интуиция ученого проявляется, прежде всего, в предугадывании конечного результата. Поэтому, прежде чем приступить к демонстрационному или фронтальному эксперименту, лабораторной работе с учащимися необходимо обсудить – какой результат может получиться и, только потом, проводить эксперимент, в ходе которого проверяется правильность проведённых предварительных рассуждений.

При проведении исследования самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы становятся выводы, полученные ребятами, как ответы на поставленные вопросы.
На первой ступени обучения физике огромную роль играет наглядность, опора на конкретный образ. Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Домашние опыты и наблюдения дают возможность расширять область связи теории с практикой, развивать интерес к физике и технике, рождают творческую мысль и развивают склонность к изобретательству, приучают к самостоятельной исследовательской работе, вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность.
Школьную физику часто называют экспериментальной, поэтому физический эксперимент на уроках является одним из основных методов обучения.

Краткие выводы:

1. Физика способна формировать творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствовать воспитанию высоконравственной личности.

2. Формированию навыков творчества у учащихся на уроках физики могут способствовать следующие приёмы и методики:

- направленность урока на проблемное обучение;

- составление и решение творческих задач и заданий;

- обязательное сопровождение изучения материала школьным физическим экспериментом;

- разумное использование метода проектов;

- дидактические игры и игровые моменты на уроках (ребусы, кроссворды, элементы литературы и фольклора);

- использование на уроках современной компьютерной техники.

Виды самостоятельной работы по физике

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся связанные с поиском наиболее рациональных учителем заданий, с анализом результатов работы.

На уроках физики я использую следующие варианты самостоятельной работы:

1)         работа с учебной, справочной и другой литературой

  1. работа, связанная с решением задач
  2. лабораторные и практические работы;
  3. фронтальный эксперимент с элементами исследования;
  4. работа с раздаточным материалом;
  5. рецензирование ответов на уроке;
  6. выполнение индивидуальных и групповых заданий.
  7. выполнение домашних контрольных работ;
  8. выполнение домашних опытов;

10)        выполнение творческих проектов;

11)        изготовление самодельных приборов, стендов.

  1. составление опорных конспектов.
  2. выполнение презентаций к различным урокам.

В зависимости от задачи урока и содержания учебного материала, от особенностей его изложения в учебнике, я  применяю  на уроках различные виды самостоятельной работы.  Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для учащихся: они должны быть подготовленными к ее выполнению практически и теоретически.

Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию умственных способностей учащихся, нужны такие задания, выполнение которых не допускало бы готовых действий по шаблону. Работа должна выполняться на высоком уровне трудности. Интерес к работе стимулирует развитие творческих способностей учащихся. Он достигается новизной предлагаемых заданий, необычностью их содержания, раскрытием практического значения предлагаемой задачи или метода, которым можно овладевать.

Например, при изучении темы «Скорость прямолинейного равномерного движения» в 7 классе можно предложить самостоятельную практическую работу такого содержания: имея желоб, стальной шарик, секундомер, штатив, измерить скорость движения шарика. Выяснить зависит ли скорость шарика от угла наклона желоба? Если зависит, то как? Эта работа позволяет учащимся овладеть методом приближенного определения скорости тела, развивает вычислительные навыки учащихся. При изучении темы «Давление» можно предложить самостоятельную практическую работу такого содержания: имея железный брусок из набора для взвешивания, лист бумаги в клеточку, определить, какое давление оказывает параллелепипед, который лежит на столе? Выяснить зависит ли давление от площади поверхности грани. Эта работа позволяет учащимся овладеть методом приближенного определения площади соприкосновения тел, развивает вычислительные навыки учащихся.

 Для выполнения эксперимента  по теме «Давление»  можно дать следующий план:

  1. Зная массу железного бруска, рассчитайте его вес по известной формуле:P=mg
  2. По клеточкам определите площадь соприкосновения и выразите ее м2
  3. Рассчитайте давление параллелепипеда на лист бумаги.
  4. Ответьте на вопрос: «Как изменится давление, если брусок повернуть? Положить на брусок груз, не меняя площади соприкосновения?».

Самостоятельная работа с учебником

Учебник – источник научных, технических знаний. Научить учащихся самостоятельно работать с учебником, а так же со справочной литературой – одна из важнейших задач преподавателя физики. Учащиеся в процессе работы с книгой должны научиться выделять из текста главное, уметь излагать прочитанное, уметь пользоваться таблицами, рисунками, графиками, которые имеются в учебнике. Для этого нужно организовать работу с учебником проводить ее с различной целью и на различных этапах урока: при повторении материала, для изучения некоторых теоретических вопросов, для изучения действия и устройства несложных устройств, приборов, при закреплении материала.

Например, изучая тему сообщающиеся сосуды можно предложить следующие вопросы:

  1. Укажите на схеме сообщающие сосуды при устройстве водопровода и шлюзов.
  2. Расскажите, что дает механизация водоснабжения в быту, сельском хозяйстве (устройство водопровода и полив овощных культур с помощью гидранта)

Выделение подобных вопросов побуждает учащихся внимательно вчитываться в текст, устанавливать связь написанного в учебнике с тем, что им известно из личных наблюдений и других источников, например из рассказов взрослых. Результаты этой работы должны быть проверены на уроке. Выбор способа проверки зависит от состава класса, особенности материала, времени и других факторов. Понимание отдельных вопросов лучше проверить методом фронтального опроса или беседы.

Самостоятельная работа по решению задач.

Решение задач – это длительный и трудоемкий процесс.  Успех обучения зависит от умелого сочетания коллективной работы учащихся с их индивидуальной, самостоятельной работой. Приучать учащихся к самостоятельному решению задач нужно систематически. Задания для самостоятельной работы следует давать в нарастающей степени трудности. Важным условием всей этой работы является тщательный контроль за работой всего класса в целом и отдельных учеников.  Например, изучая тему «Архимедова сила. Плавание тел» можно показать сочетание коллективной работы учащихся с самостоятельной работой при решении задач.

Для урока подбираю следующие задачи:

  1. Определить величину Архимедовой силы, действующей на тело объемом 100см ³при погружении его: а) в воду; б) в керосин
  2. Сохраниться ли равновесие весов при погружении тел разного объема в воду, если до этого весы были уравновешены?
  3. Что покажет пружинный динамометр при взвешивании тела, изготовленного из меди объемом 20 см³в воздухе? В воде?
  4. Рассчитайте, утонет ли тело объемом 100см³из пробки, если его поместить в керосин?
  5. Сколько надо взять сухих еловых брусьев для изготовления плота, на котором можно переправить автомобиль весом 10 кН? Размер брусьев 2м ×20 см ×25 см.

Имея в виду, что у учащихся еще не отработан навык решения задач по этой теме, надо показать как записывается условие, как практически выполняются решение. Поэтому первую задачу нужно решать коллективно, а вторую задачу можно предложить самостоятельно. Вначале, учащимся предлагаю высказывать свои суждения и обосновывать их, после этого эти выводы проверяю постановкой опыта. При решении третьей задачи следует коллективно выяснить как, зная объем и плотность, найти массу тела, а затем его вес в воздухе. Вторую часть задачи предлагаю, решит самостоятельно. Предварительно одного учащегося вызываю к доске и прошу изобразить графически силы, действующие на тело, когда оно погружено в жидкость. Решение этой задачи обязательно проверяю в классе. Задачу №4 учащиеся решают самостоятельно. Задачу № 5 можно дать как индивидуальное задание для более сильных учащихся.

По мере навыков решения задач, можно использовать и более сложные задачи. В том числе и задания связанные с составлением задач. Полезным оказывается на уроках использовать задания с недостающими данными. Например: тело плавает, на половину погрузившись в жидкость плотностью «». Определить плотность вещества, из которого изготовлено тело.

Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей. Предлагаю следующие этапы этой работы:

1. Научить обучающихся, самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомить их с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами их решения. Для этого нужно регулярно вызывать ребят к доске, предлагая им кратко записывать условия задачи, а затем путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные способы записи.

2. Выработать умение выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин.

3. После усвоения обучающимися приемов краткой записи условия задач, а также приемов преобразования единиц измерения физических величин, можно включить в самостоятельную работу поиски путей решения задач.

4. Систематически предлагать обучающимся несколько вариантов решения одной и той же задачи с тем, чтобы они научились самостоятельно находить наиболее рациональный способ решения задачи.

5. После того как обучающиеся освоят все виды работы, связанные с решением физических задач, можно предлагать им самостоятельно выполнять полное решение задачи, включая проверку и анализ полученных результатов.

Дидактический материал

Работа с раздаточным материалом — очень важный вид самостоятельной работы . Она обеспечивает более полное восприятие того или иного предмета, явления, способствует конкретизации представлений обучающихся о свойствах материалов, восприятие в этом случае является более полным, всесторонним. Работая с раздаточным материалом, ребята учатся анализировать, наблюдать, при этом развивается их внимание.

Современные цифровые образовательные ресурсы позволяют моделировать и демонстрировать физическое явление наглядно.

Применение карточек-заданий на уроках способствует индивидуализации обучения, облегчает оперативный контроль за процессом усвоения, помогают совершенствовать качество знаний обучающихся.

Содержание карточек рассчитано на проверку умений по трем уровням:

  • - воспроизводить материал учебника;
  • - применять знания в ситуациях, сходных с теми, что описаны в учебнике;

- применять знания творчески, в новых условиях.

Рабочая тетрадь. Все материалы рабочей тетради подобраны в соответствии с учебником. Работа с тетрадью поможет: проработать практически все вопросы учебника, проводить необходимые опыты, научит решать различные типы задач - расчетные, графические, экспериментальные и качественные. Контрольные задания позволят проверить знания. Рабочая тетрадь предназначена для работы на уроках и дома.

Домашняя самостоятельная работа учащихся.

При правильной организации домашней самостоятельной работы она способствует выработке умения самостоятельно работать с книгой, вести наблюдения, ставить опыты, пробуждает учащихся самостоятельно разобраться в том или ином вопросе. Систематическое выполнение домашних заданий приучает учащихся к добросовестности, ответственному отношению к своим обязанностям, умению рассчитывать свое время и планировать работу, развивает навыки самоконтроля.

 Самостоятельные работы по физике

для учащихся 7 класса

Практическая работа по теме:«Определение плотности вещества»

Цель: закрепление теоретического материала, развитие вычислительных навыков учащихся, а так же практических умений учащихся при работе с приборами и измерительными инструментами.

Домашняя практическая работа.

  1. Имея спичечный коробок и линейку, определите массу соли в спичечном коробке, зная, что плотность вещества молотой соли 800 кг/м3
  2. Определите плотность куска мыла, зная его массу и размеры, имея в распоряжении линейку.

Классная практическая работа:

  1. Определите плотность соснового прямоугольного бруска, имея весы, разновесы, линейку.
  2. В коробке находиться песок. Имея линейку, весы с разновесом определите его плотность.
  3. Определить плотность деревянного бруска, если даны: мензурка с водой, весы с разновесом, пинцет.

Самостоятельная работа по теме:

«Вес тела. Сложение сил, направленных на одной прямой»

В-1

  1. Канистра содержит 50 кг бензина. Какой ее вес?
  2. На тело действуют по одной прямой две силы: 4Н и 5Н. Чему может быть равна их равнодействующая?

В-2

  1. Гиря массой 200 г лежит на столе. Найдите вес гири. Изобразите ее на чертеже.
  2. Как направлены силы 20Н и 30Н, если их равнодействующая равна 10Н?

В-3

  1. Вес тела равен 200Н. Какова его масса?
  2. На тело действуют две силы: 250Н и 150Н, направленные противоположны. Найдите их равнодействующую.

В-4

  1. Даны две гири в 1кг и 3кг. Вес, какой гири больше и на сколько?
  2. Две силы 30Н и 20Н направлены в одном направлении по одной прямой. Найдите их равнодействующую и изобразите ее в чертеже.

Самостоятельная работа по теме:

«Давление»

  1. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой.
  2. Объясните, почему ножницы и кусачки имеют остро заточенные края, а плоскогубцы нет?
  3. При перевозке сена, соломы под стог подкладывают, широкий металлический лист, на котором перевозят стог целиком. Зачем это делают?
  4. Почему при перевозке тяжелых листов стекла, железа человеку необходимо надеть брезентовые рукавицы?
  5. Почему у болотных тракторов делают широкие гусеницы?
  6. Зачем резец токарного станка остро затачивают?
  7. Почему легче заточить карандаш лезвием бритвы, чем обычным ножом? Проверьте на опыте?
  8. В домкратах для подъема тяжелых грузов делают широкое основание. Для чего?
  9. Зачем для скрепления деревянных брусков под болты подкладывают шайбы?

 Формы  работы по  теме:

  1. «Скоростная дорожка»
  2. Физические диктанты и «обратные физические диктанты»
  3. Составление учащимися задач
  4. Составление логически структурированных конспектов
  5. Составление ребусов и кроссвордов по темам;
  6. Поисковая работа
  7. Озвучивание
  8. Работа в роли учителя и консультанта
  9. Литературно-физические задания
  10. Написание сказок , эссе, сочинений
  11. Тестирование по прохождении темы
  12. Использование печатных рабочих тетрадей
  13. Физическая дуэль
  14. Решение задач по алгоритму
  15. Составление презентаций по темам

1.«Скоростная дорожка»

Этот вид самостоятельной работы лучше всего применять при закреплении небольших фрагментов тем в виде формул, чтобы за короткое время проверит их усвоение. Для этого на доске или в виде таблице вывешиваются, написанные физические величины по данной теме, которые нужно проверить или закрепить. В течении одной минуты ученик должен назвать эту величину, в чем она измеряется, а так же формулу. Время фиксируется секундомером.

Для организации самостоятельной работы с учащимися применяю такой вид работы, как за определенное время составить формулы по данным физическим величинам.


F, m, p, s, v, V, g, P , S, t.


Этот вид работы применяю в 7-8 классах.

2.«Физические диктанты и «обратные» физические диктанты».

Такие диктанты провожу по окончанию изучения темы. Им предшествуют систематическое выполнение учащимися сначала обычных физических диктантов в результате чего они усваивают на практике, как формулируются вопросы к изучаемому учебному материалу (я обращаю на это их внимание). Затем через определенное время я задаю ребятам задание самим составить к пройденным главам учебника вопросы для физического диктанта (лучшие их варианты использую потом на уроке для проверки знаний учащихся, причем сообщаю лучшие имена их авторов).

3.«Составление учащимися задач»

Решение составленных самим учеником физических задач позволяет ему не только повторить и закрепить тот или иной изучаемый вопрос, но и творчески использовать свои знания. Организовываю эту работу так: учащимся выдаю конверты с карточками на которых написаны физические величины и значения некоторых из них, предлагаю составить по этим данным задачи ( число задач обычно варьируется ). Вторым заданием может быть дополнение определения, формулы, правила, где пропущено то или иное слово или знак, буква до полностью правильной формулировки или математического выражения.

Изобретательские задачи:

1.Для хранения нефтяных резервуаров под водой нужны якоря, выдерживающие большие нагрузки. Обычно для этой цели применяются якоря–болванки огромной массы (несколько сотен тонн), перевезти и установить которые довольно сложно. Нужно придумать более удобный якорь, который можно было бы устанавливать на вязком грунте2.

Исследовательские задачи:

  1. На краю горизонтально расположенного диска покоится шайба. Диск постепенно раскручивается, его угловая скорость медленно возрастает. Наступает момент, когда шайба соскальзывает с диска. Требуется объяснить наблюдаемое явление: почему шайба со скальзывает?3

Конструкторские задачи1:

1.Придумайте конструкцию настольной лампы, изменяющей цвет в зависимости от атмосферно го давления.

2.Сконструировать кусач ки, которые при обычной длине ручек и губок давали бы в не сколько раз больший выигрыш в силе, чем обычные.

Прогнозные задачи:

1.Добыча полезных ископаемых приводит к появлению огромных незаполненных пещер в толще поверхностного слоя Земли. Какие последствия этого явления Вы видите? Как будут использовать освободившиеся пространства?

Задачи с достраиваемым условием 2:

1.В ванну с водой бросили кирпич. Как изме нится уровень воды в ванне?

Задачи с неполным условием:

1.Какой максимальный груз может выдержать алюминиевая (медная, стальная и т.п.) проволока при заданном сечении?

Открытые задачи:

1.При океанологических исследованиях берут пробы грунта со дна океана. Для этого опускают на стальном тросе особый прибор. Необходимо с помощью такого устройства (прибор на стальном тросе) взять пробу грунта со дна Марианской впадины. Выдержит ли трос собственный вес? Обоснуйте свое мнение расчетами.

Обучение веду от простого к сложному, моя цель развивать творческие способности своих учеников



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

Доклад на ШМО ЕМЦ. Основные задачи статьи:поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать ло...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся......

Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода

диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики"

В докладе указаны некоторые педагогические методы ( эксперименты, решение задач, проекты-презентации, нетрадиционные уроки и др.), которые можно использовать для развития творческих способностей учащи...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

      Поставив перед собой цель,  развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной ...