Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Разработка сценария урока   обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер" в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radioaktivnye_prevrashcheniya_atoma.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка сценария урока

  обучению виду деятельности по получению нового знания

 Немытовой Т.Э., учителя физики, высшей квалификационной категории,

 МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова г. Новочеркасска

Предмет: физика.

Класс: 9.

УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2011 г.- § 67.

Тема урока: Радиоактивные превращения атомных ядер

Тип урока: открытие новых знаний, информационно- развивающий.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран,   портреты ученых, листы самооценки

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют способами деятельности:

– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями ;

– определять способы решения проблем под руководством учителя ;

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя ;

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями ;

– участвовать в коллективном обсуждении проблем);

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Действия учителя

Действия (ответы)ученика

Формирование УУД и предметных действий

Актуализация знаний и действий ( 5 мин.)

О чем мы узнали на прошлом уроке?

Почему отрицательно заряженные частицы атома не оказывают заметного влияния на рассеяние α- частиц?

Почему α- частицы не могли рассеиваться на большие углы, если бы положительный заряд атома был распределен по всему объему?

Почему масса атома водорода ненамного отличается от массы протона?

Отвечают

Предметные  УД:    осознавать   строение  атома

Организация деятельности учащихся по «открытию законов» ( 20мин.)

Рассказ об обнаружении Ф. Содди радиоактивного элемента радия в

процессе α- распада. Образование радона.

Формирование ПЗ 1: к   каким  веществам относятся данные химические элементы?

Как вы думаете что, претерпевает изменения атом или ядро атома?

Работа с таблицей Д.И. Менделеева.

Отвечают.

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

 На доску выводиться уравнение

226Ra→222Rn + А X

88              86                Z            

Формирование ПЗ 2: Какого химического элемента не хватает в данном уравнении

Рассматривается буквенное обозначение ядра. Вводим понятие массового и зарядового чисел

Отвечают

Делают запись уравнения в тетради с предложенным решением ПЗ №2

Делают вывод реакции α- распада

Предметные УД:    осознавать сложность радиоактивного превращения атомных ядер  

Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы;

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании;

Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся;

На доску выводиться уравнение

12С→14О+ А X

6          7             Z

Формирование ПЗ № 3: Какого химического элемента не хватает в данном уравнении

Рассматривается буквенное обозначение ядра. Вводим понятие массового и зарядового чисел

Отвечают

Делают запись уравнения в тетради с предложенным решением ПЗ № 3

Делают вывод реакции α- распада

Предметные УД:    осознавать сложность радиоактивного превращения атомных ядер  

Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы;

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании;

Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся;

Формируем ПЗ № 4: Проанализируйте  данные уравнения, индексы в правой и левой его частях

Отвечают

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Формулируем закон  сохранения массового числа и заряда

Записывают в тетрадь закон

Практическая деятельность (15 мин.)

Предлагается решить задания из упражнения 51 (1,2,3), из сборника задач  по физике, авторы В.И. Лукашик, Е.В. Иванова № 1674,1683,1685

Работают самостоятельно, заполняют листы самооценки

Регулятивные УУД:  

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и   логические умения и навыки. Постановка и решение проблем

Рефлексивно-оценочная  деятельность (5 минут)

Предлагает учащимся озвучить решение задач, используя листы самооценки

Работают по листам самооценки.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;

Получают домашнее задание

§ 67упр.       51 (4,5)

Делают запись в дневник

Пояснительная записка к разработке урока.

Вид деятельности: «открытие» эмпирического закона

Этап усвоения вида деятельности: предварительный этап

  Образовательная цель: подготовить учащихся, усвоивших знания:

-  превращения одного химического элемента в другой при α- распада и β- распада;

-  массового и зарядового чисел;

- закона сохранения массового и зарядового чисел;

Цель по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших видами деятельности:

- актуализировать знания по строению атома;

-  создать понятие  об  α- распаде и β- распаде;

- получить закон сохранения массового и зарядового чисел;

- использовать конкретные знания на практике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме « Радиоактивные превращения атомных ядер».

Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока:-продолжить изучение явления радиоактивности;-изучить  радиоактивные превращения(правила смещения и закон сохранения зарядового и массового чис...

Конспект урока физики в 11 классе по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер»

Урок получения новых знаний с использованием элементов исследовательской работы на примере записи реакций радиоактивного распада ряда урана....

«Разработка сценария урока по обучению виду деятельности по получению нового знания». Механическая работа. 7 класс. ( По учебнику А.В. Грачева).

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответству...

Открытый урок по физике в 9 классе по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер»

Урок по физике в 9 классе по теме: «Радиоактивные превращения атомных ядер»...

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине.

Проведение  урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине направлено на реализацию следующей   цели по развити...

Урок по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер» для 9 Б класса (гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ. А также использован материал видиоуроков infourok.ru...