Урок физики в 8 классе по теме: "Влажность"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Коротаева Наталья Вячеславовна

Урок физики в 8 классе по теме: "Влажность воздуха. Способы изменения влажности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass._urok_fiziki_vlazhnost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс Урок 22/22.

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Образовательная: дать понятие влажности воздуха, познакомить обучающихся с методами измерения  и с практическим применением влажности;
  2. Развивающая: формировать умение анализировать, делать выводы, логично рассуждать; развитие воображения и творческого мышления;
  3. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, способствовать развитию самостоятельности (добывание знаний); профориентационное воспитание (побудить интерес к профессии врача, повара, библиотекаря, музейного работника и т.д.)

Методы: 

  • учебная игра "взаимоопрос";
  • рассказ-беседа;
  • фронтальный эксперимент;
  • работа с таблицей;
  • выступление групп.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

I этап. Оргмомент.

Здравствуйте. Садитесь. Обратите, пожалуйста, на слова персидского поэта Фирдоуси: предела для знания нет.

(Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,  

Узнаешь: предела для знания нет.)

Как вы понимаете данное высказываание? (Учащиеся объясняют)

И действительно как много мы узнали, изучая физику: мы можем объяснить множество явлений протекающих вокруг нас, опираясь на знания, полученные на уроках. И хочется узнать еще больше.

Но прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках? (Парообразование, конденсация)

II этап. Актуализация изученного материала:

  • Что такое парообразование?
  • 2 вида парообразования? (испарение, кипение)
  • Отличие и сходство этих видов парообразования?
  • Что всегда наблюдается при испарении? (Понижение температуры)
  • Что такое конденсация?

Молодцы!

III этап.  Подготовка к восприятию нового материала.

Давайте, посмотрим на экран и определим явления, изображенные на слайдах и описанные в литературных произведениях.

  1. продолжите фразу:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на Солнце …

(ответ: снег лежит).

     

     2). Приди на рассвете на склон косогора,-

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Какое явление описывает Константин Бальмонт?

(туман)

     3). Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Все алмазы блестят и переливаются на Солнце различными цветами". (Наблюдается образование росы в условиях солнечного утра; это процесс конденсации).

     4). Какое явление С. Есенин отразил в своих стихах?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром (иней)

Что объединяет эти явления?

(облака, роса, снег, иней, туман)

Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере.

А это и есть влажность воздуха.

Итак, тема сегодняшнего урока? Кто догадался, о чем пойдет речь?  «Влажность воздуха».

Запишем в тетради: «Влажность воздуха».

Сформулируйте цель урока.

Как вы думаете, какие вопросы мы сегодня должны разобрать на уроке?

1. Что такое влажность воздуха?

2. В чём причина появления влажности?

3. Как она себя проявляет?

4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?

5. Какие величины её характеризуют?

6. Как её можно определить?

IV этап. Изучение нового материала.

Беседа.

С понятием «влажность воздуха» вы встречались на уроках географии.

1) Что же такое «влажность воздуха»? Кто попытается ответить?

2) А какова причина появления водяного пара в воздухе?

Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних  местах нашей планеты на данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, а в других, наоборот, преобладает конденсация.

Таким образом, в воздухе содержатся водяные пары, а значит мы можем определить  плотность водяных паров, т.е. найти массу водяных паров в 1м3 воздуха.

Это и будет абсолютная влажность.

ρ - абсолютная влажность воздуха показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м³  при данных условиях, т.е., чему равна  плотность водяного пара.

По плотности водяного пара нельзя судить о степени его насыщения

Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар от насыщения.

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρо насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.

Если влажный пар охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса, иней, появляется туман)

Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется   точкой  росы.

А зависит ли влажность от географического расположения местности изучали Лена и Фатима. Сейчас они представят нам результаты своих исследований.

Так как влажность – физическая величина, значит есть приборы для ее измерения. Давайте, посмотрим основные из них:

Конденсационный гигрометр. Определяет абсолютную влажность воздуха по точке росы.

Волосной гигрометр. Человеческий волос при увеличении влажности воздуха удлиняется; при уменьшении влажности воздухадлина волоса уменьшается. Стрелка, соединённая с натянутым волосом, показывает относительную влажность воздуха

Мы с вами будем пользоваться психрометрическим гигрометром  - психрометром. Название прибора произошло от греч. слова «психрос», что означает «холодный». Он состоит из двух термометров: один сухой термометр, другой увлажняющий (влажный), обмотан тканью и опущен в воду (поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается).

1 - «Сухой» термометр –   показывает температуру воздуха

2 - «Влажный» термометр –    показывает «точку росы»

3 - Психрометрическая таблица

1. Снять показания «сухого»    и «влажного» термометров;

2. Определить разность  показаний термометров;

3. На пересечении столбцов  «температура воздуха»   (по вертикали)  и  Δt (по горизонтали) найти   значение относительной  влажности воздуха

Определяем по таблице в сборнике задач – стр.______________

Сейчас психрометр показывает температуру___________________________

Можем ли мы определить влажность воздуха около своей парты, используя два термометра? (Учащиеся предлагают свой вариант)

Работа в парах. Определение влажности воздуха на парте.

Кто не понял, пожалуйста, работайте по алгоритму:

  • Измерить температуру воздуха термометром tс;
  • Снять показания увлажненного термометра tу;
  • Найти разницу температур Δt;
  • Определить по таблице влажность.
  • Записываем показания в тетрадь.

Так можете определить влажность в своей квартире (комнате).

Многие зададут свой любимый вопрос: «Зачем?»

А, как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление? (да)

На что влияет влажность воздуха? (Конечно, ребята, оно важное для нас явление, и оно влияет на самочувствие человека, на хранение продуктов, вещей и т.д)

  • Прочитайте  отрывок из статьи: «Местные власти отказываются выделять средства не только на закупку новых книг и периодических изданий, но и на ремонт одной из старейших библиотек Крыма, существующей уже 101 год. Вместе с библиотекой гибнут и редкие книги.
    Здание библиотеки построено в конце XIX века. Сейчас оно в аварийном состоянии. Ремонт здесь не делали больше 30 лет. Стены отсырели. Штукатурка обваливается. Высокая влажность уничтожает книги, например – издание сочинений Жуковского 1902 г. … Симферополь может потерять не только уникальные фонды, но и историческое здание».
  • О чем эта статья?

Таким образом, для хранения книг влажность имеет очень важное значение. Где еще необходимо контролировать влажность? (выдвигают гипотезы)

Об этом вам сейчас расскажут ваши одноклассники. К сожалению, их доклады будут очень короткими, т.к. время урока ограничено.

Допустимая относительная влажность для человека  40% - 60%.

  • туман -100% влажность,
  • дымка - 90%-100% влажность
  • 100% - Насыщенный водяными парами воздух.
  • 90%, 80%, 70% - Воздух как в джунглях - условия в летней теплице в областях с умеренным климатом.
  • 60%, 50%, 40% - Летний день в областях с умеренным климатом - самые лучшие условия для комнатных растений при обычных условиях.
  • 30%, 20%, 10% - Воздух как в пустыне - такова атмосфера зимой в комнате с центральным отоплением в областях с умеренным климатом.
  • 0% - Абсолютно сухой воздух - в естественных условиях такого не бывает.

Низкая влажность воздуха в жарких странах используется в медицинских целях. В частности, для лечения почек, когда требуется ослабить нагрузку на них. При высокой температуре воздуха и низкой влажности человек, сильно потея, выводит влагу из организма большей частью не через почки, а через кожу. Так что после такой процедуры остается только принять душ.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. Хотя количество водяного пара в атмосфере сравнительно невелико (около 1%), роль его в атмосферных явлениях значительна. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты. И наоборот, испарение воды сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском и других производствах для нормального хода технологических процессов необходима определенная влажность. Хранение произведений и искусств и книг также требует поддержания определенной влажности воздуха. Поэтому в музеях висят психрометры.

Чем выше температура, тем больше водяных паров содержит воздух.

Пример. В жаркий день относительная влажность в 90% означает, что в воздухе присутствует огромное количество влаги, и в такой день самочувствие будет неудовлетворительным, т.к. допустимая относительная влажность для человека  40% - 60%.

V. Закрепление.

Издавна человек пытался думать, какая погода будет завтра, поэтому появляется множество народных примет для погоды.

Давайте попробуем объяснить некоторые из них с точки зрения физики.

1. Соль мокнет к дождю. Почему?

Ответ: перед дождём влажность воздуха очень высокая, а соль

активно впитывает влагу.

2. Дрова в печи трещат и мечут искры к ненастью. Почему?

Ответ: Если влага высокая, то дрова впитывают влагу и разбухают.

При горении таких дров, вода, содержащаяся в них, кипит,

и пар разрывает волокна древесины.

VI. Домашнее задание: § 19. Измерить влажность в своей квартире (комнате); сравнить с нормой, сделать выводы; описать способы увеличения или уменьшения влажности в квартире, школе.

VII. Рефлексия.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке

  • я узнал….
  • я понял, что….
  • теперь я могу…
  • я научился…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе на тему "Влажность воздуха"

Представлена разработка урока изучения новой темы через фронтальный эксперимент с использованием лабораторного оборудования немецкой фирмы PHYWE....

конспект урока физики в 8 классе по теме "Влажность"

конспекты уроков и презентации к ним...

Урок по физике в 8 классе на тему "Влажность воздуха"

Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и познакомить с приборами для измерения влажности воздуха.  Задачи:  Образовательные: Выяснит...

Урок физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха"

Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха. Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знани...

Урок по физике 8 класс по теме "Влажность воздуха" с использованием технологии "Мастерская"

Конспект урока по физике 8 класса по теме "Влажность воздуха" составлен  в рамках стандарта второго поколения, с использованием технологии "Мастерская"....

урок по физике 8 класс на тему "Влажность воздуха"

Выяснить теоретические знания по теме: "испарение" и "кипение"..Дать понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точка росы,ознакомить с приборами для измерения влажности...