конспект урока физики в 8 классе по теме "Влажность"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Милявская Елена Ивановна

конспекты уроков и презентации к ним 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vlazhnost.zip2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики  в 8 классе.

Тема урока: «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха».

Милявская Елена Ивановна

учитель физики

МОУ «Беломестненская средняя

общеобразовательная школа

 Белгородского района

 Белгородской области»

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: психрометр, термометры (сухой и влажный), психрометрическая таблица, проектор, ПК,  

Цель урока: познакомиться с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, со способами измерения влажности, научиться измерять влажность с помощью психрометра, показать значение влажности в жизнедеятельности человека, в формировании климата, научиться определять относительную влажность с помощью психрометра.

1.Организационный момент.

2. Вопросы для повторения.

1. Что такое испарение? Конденсация?

2. Какие атмосферные явления объясняются конденсацией пара?

3. Поглощается или выделяется энергия при а) конденсации, б) испарении?

4. Какой пар называют насыщенным? Ненасыщенным?

5. Что означает динамическое равновесие жидкости и пара?

3. Изучение нового материала.

Послушайте стихотворение И. Токмаковой, скажите, о каком явлении идёт речь

ТУМАН (название стихотворения не произносится)

Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?

 

Ответ учащихся. Речь идёт о тумане.

Действительно, речь идёт о тумане. Что такое туман?

Ответ учащихся.  Туман представляет собой скопления мелких капелек воды. Возникает   в непосредственной близости от поверхности земли или водной поверхности. Туман стелется над самой поверхностью земли или воды. Он снижает видимость.

 Действительно, туман часто образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, где воздух достаточно влажный. Сегодня мы поговорить о влажности воздуха.

На доске и в тетрадях записывается тема урока.

 

Природное явление, связанное с влажностью воздуха: туман. В результате процесса парообразования в воздухе всегда присутствует водяной пар. Водяной пар в воздухе, несмотря на огромные поверхности рек, озёр, океанов, не является насыщенным. Движение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах в данный момент испарение преобладает над конденсацией, а в других – наоборот. Почему происходит испарение? Какой пар называется насыщенным?

 

Ответ учащихся. Механизм испарения заключается в том, что молекулы в поверхностном слое воды обладают достаточно большой кинетической энергией, которой достаточно для преодоления притяжения. Пар ,находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным.

 

Слайд 2. В процессе парообразования в воздухе всегда присутствует водяной пар. Содержание водяного пара в воздухе характеризует влажность. Она влияет на многие процессы, протекающие на Земле: на развитие флоры и фауны, на урожай в сельском хозяйстве, на продуктивность животноводства. Влажность имеет большое значение для здоровья человека, т.к. от неё зависит теплообмен организма человека с окружающей средой. Как  количественно оценить влажность воздуха. Для её оценки используют понятия абсолютной и относительной влажности. Рассмотрим эти понятия.

Слайд 3. Абсолютная влажность, ρ, показывает, какая масса водяного пара содержится в единице объёма при данной температуре, т.е. плотность водяного пара при данной температуре.

Вопрос: Абсолютная влажность воздуха 8,3∙10³ кг/м³. Что это означает?

 

Ответ учащихся. Это означает, что в 1 м3 воздуха содержится водяной пар массой 8,3∙10³кг.

 

Абсолютная влажность ничего не говорит о том, какой воздух: сухой или влажный, насколько водяной пар далёк от насыщения. Для оценки степени влажности вводят понятие относительной влажности.

Слайд 4. Относительная влажность, φ (фи), показывает, насколько пар далёк от насыщения. Она определяется по формуле: φ = (ρо/ ρ)∙100%, где   ρо- абсолютная влажность воздуха;

ρ-плотность насыщенного пара (определяется по таблице)

Слайд 5. При охлаждении влажного воздуха при постоянном давлении его относительная влажность повышается, чем ниже температура, тем ближе пар к насыщению (тем ближе парциальное давление пар в воздухе к давлению насыщенного пара).

Вопрос: Что называют парциальным давлением?

 

Ответ учащихся. Давление, которое производил водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали.

 

Температура, при которой водяной пар становиться насыщенным, называется точкой росы.

При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация  паров: появляется туман, выпадает роса.

Для хорошего самочувствия человека относительная влажность воздуха должна быть 40-60%. Если влажность меньше, то воздух сухой. Как вы думаете, чем опасен для человека сухой воздух?

Ответ учащихся. При сухом воздухе процесс испарения идёт интенсивнее. Это приводит к обезвоживанию организма, высыхает слизистая оболочка носа, горла. Повышается вероятность простудных заболеваний.

 

При низкой влажности воздуха во внешней среде дольше сохраняются патогенные микроорганизмы, на поверхности скапливается больше статического электричества. Какие процессы происходят при высокой влажности?

 

Ответ учащихся. При высокой влажности замедляется процесс испарения влаги с кожи человека. Воздух становится удушливым. Человек чувствует себя некомфортно.

 

 Знаете ли вы, какие приборы помогают регулировать влажность?

 

Ответ учащихся. Кондиционеры. Могут регулировать влажность - растения (но это не приборы)

 

Слайды 6-8. Влажность можно измерить. Для измерения влажности используют специальные приборы: гигрометр, волосяной гигрометр, психрометр. Гигрометром определяют точку росы; действие волосяного гигрометра основано на свойстве обезжиренного волоса - удлиняться при увеличении относительной влажности. Перед вами на партах психрометр. Измерим влажность с помощью этого прибора. Для этого определим показания сухого термометра, влажного, найдём разницу между показаниями и, пользуясь психрометрической таблицей, определим влажность.

t сухого, 0С

t влажного, 0С

t сухого – t влажного, 0С

Относительная влажность φ, %

Слайд 9. С помощью психрометрической таблицы определите относительную влажность воздуха в классе. Соответствует ли полученное значение санитарным нормам?

Слайд 10. Каково значение влажности для жизнедеятельности организма.

Значение влажности воздуха для живых организмов

(Сообщение учащегося)

При температуре 20-25 °С наиболее благоприятным для жизни человека считается воздух с относительной влажностью от 40% до 60%. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем температура тела человека, то происходит усиленное потоотделение. Обильное выделение пота ведет к охлаждению организма. Однако такое потоотделение является значительной нагрузкой для человека.

Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха также вредна, так как приводит к усиленной потере влаги организмов, что ведет к его обезвоживанию. Особенно низкая влажность воздуха в помещениях в зимнее время; она составляет 10-20%. При низкой влажности воздуха происходит быстрое испарение влаги с поверхности и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что может привести к ухудшению самочувствия, Также при низкой влажности воздуха во внешней среде дольше сохраняются патогенные микроорганизмы, а на поверхности предметов скапливается больше статического заряда. Поэтому в зимнее время в жилых помещениях производят увлажнение с помощью пористых увлажнителей. Хорошими увлажнителями являются растения.

Если относительная влажность высокая, то мы говорим, что воздух влажный и удушливый. Высокая влажность воздуха действует угнетающе, поскольку испарение происходит очень медленно. Концентрация паров воды в воздухе в этом случае высока, вследствие чего молекулы из воздуха возвращаются в жидкость почти так же быстро, как и испаряются. Если пот с тела испаряется медленно, то тело охлаждается очень слабо, и мы чувствуем себя не совсем комфортно. При относительной влажности 100% испарение вообще не может происходить - при таких условиях мокрая одежда или влажная кожа никогда не высохнут.

Из курса биологии вы знаете о разнообразных приспособлениях растений в засушливых местностях. Но растения приспособлены и к высокой влажности воздуха. Так, родина Монстеры - влажный экваториальный лес. Монстера при относительной влажности, близкой к 100%, «плачет», она удаляет избытки влаги через отверстия в листьях - гидатоды.

В современных зданиях производится кондиционирование воздуха -создание и поддержание в закрытых помещениях воздушной среды, наиболее благоприятной для самочувствия людей. При этом автоматически регулируется температура, влажность, состав воздуха.

Исключительное значение для образования заморозка имеет влажность воздуха. Если влажность велика и воздух близок к насыщению парами, то при понижении температуры воздух может стать насыщенным и начнет выпадать роса. Но при конденсации водяных паров выделяется энергия (удельная теплота парообразования при температуре, близкой к 0 °С, равна 2490 кДж/кг). По-этому воздух у поверхности почвы при образовании росы не будет охлаждаться ниже точки росы и вероятность наступления заморозка уменьшится. Вероятность заморозка зависит, во-первых, от быстроты понижения температуры и, во- вторых, от влажности воздуха. Достаточно знать одно из этих данных, что-бы более или менее точно предсказать вероятность заморозка.

4. Закрепление материала, изученного на уроке.

Ответить на вопросы на слайдах 12- 15

Почему запотевают фрукты, вынутые из холодильника?

Как по внешнему виду отличить в бане трубу с холодной водой от трубы с горячей водой?

Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?

Почему в морозные дни  над полыньей в реке образуется туман?

5. Заключение урока. Домашнее задание.

Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Слайд 16. Д/З Параграф 19, уметь отвечать на вопросы устно, знать правила, определения, формулы. Подготовить сообщение по теме (по выбору) (5 мин)

1. Как образуется роса, иней, дождь, снег.

2. Круговорот воды в природе.

3. Испарение в жизни растений.

4. Роль процессов испарения для животных организмов.

5. Объясните народные приметы:

«Соль мокнет – к дождю», «Лучина трещит и мечет искры – к ненастью»,     «Обильная роса – к хорошей погоде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики, 7 класс, тема "Измерение физических величин"

На уроке используется личностно-ориентированная технология, подробно описыватся все этапы урока, представлены таблицы для фронтальной работы, дидактический материал. Нестандартное домашнее задание: во...

Конспект урока физики 7 класса "Атмосферное давление"

Конспект интернет - урока в 7 классе...

Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Конспект урока физика 8 класс "Выяснение условия плавания тел"

Формирование практических умений определять вес и выталкивающую силу; экспериментально исследовать условия плавания тел, совершенствовать умения учащихся наблюдать и анализировать явления; находить не...