Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
статья по физике на тему

Волкович Наталья Васильевна
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ЕГЭ» 2.Автор опыта учитель первой категории, общий и педагогический стаж работы 24 года. В течение последних пяти лет велась опытно - экспериментальная работа по данной теме, разрабатывались методы и приемы, которые бы позволили эффективно готовить учащихся к данному формату экзамена на начальном этапе обучения в 7-9 классе и в дальнейшем завершить подготовку в 11классе. 3.Единый государственный экзамен по физике призван оценить подготовку выпускников 11 классов образовательных учреждений с целью государственной итоговой аттестации и отбора выпускников для поступления в высшие учебные заведения. В экзаменационной работе проверяется знания и умения из всех разделов школьного курса физики, поэтому подготовку к данному экзамену необходимо вести на протяжении всех лет обучения. Данный опыт позволяет сформулировать некоторые положения методики преподавания физики и рекомендации по подготовке учащихся к успешной сдаче единого экзамена. 10 учащихся 11 класса, в котором я работала, успешно сдали экзамены, показав хороший результат. Проанализировав итоги экзамена, мною были разработаны методы и приемы обобщения материала и подготовки к ЕГЭ в выпускных классах. В настоящее время учащиеся 10 класса уже определились с выбором экзамена в 11 классе на будущий год. В настоящий момент уже идет активная работа по подготовке к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otchyot_volk3.1.1_mamchenkov.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет об использовании современных образовательных,

информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева

ст.Калининской Краснодарского края

Волкович Натальи Васильевны

В учебном процессе мною регулярно применяются следующие современные образовательные технологии:

- личностно-ориентированного  развивающего обучения;

          -  проблемного обучения;          

          -  игровые.

         

Технология личностно – ориентированного   развивающего  обучения:

По мнению И.С. Якиманской, автора  данной  технологии,  в современной психолого-педагогической науке появился принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. Суть его сводится к тому, что «ученик не является только продуктом обучения (а при нём – результатом обучения). Каждый ученик – носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия».
          Личностно ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самооценки, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание культуры школьника. Среди многих типов урока личностно ориентированную направленность имеют уроки - рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии.  На таких уроках я использую слайды. Примером уроков-рефлексий является обобщение: «Подведение итогов», на котором проходит оценка и самооценка учащихся. Вначале  учащиеся  оценивают себя сами (проставляя баллы или плюсы), а затем в ходе обсуждения результатов самооценки происходит корректировка полученных результатов. Такие уроки я провожу в «сильных» классах. На уроках-рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить свое «Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность.

Лекционно-семинарские занятия практикую в 9–10 классах.
Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание 
лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 7-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.
Так, в 10 и 11 классе практикую уроки-лекции по темам «Основные понятия классической механики», «Баллистика», «Освоение космоса».
         Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать своё мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар. 
Семинар – такая форма обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера.
Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Например: в 10-ом классе, рассматривая тему«Работа в термодинамике», выношу на обсуждение вопросы дискуссионного характера. Диалог провожу, разбивая класс на группы.
          Итоговый контроль по отдельным темам организую как защиту рефератов. Перед защитой рефератов провожу индивидуальные и групповые консультации. Например: в 10-ом классе по теме «Влажность воздуха».

        Технология личностно ориентированного подхода в обучении, рассчитана на раскрытие потенциальных возможностей личности и  осуществляется при всем многообразии методов и форм обучения.
Уникальность школьного курса физики заключается в том, что это  предмет, объединяющий знания о природе и социально-экономическом повседневном окружении подростка, следовательно, физические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка.

Технология проблемного  обучения: получила распространение в 20–30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.

        По И.Я. Лернеру, проблемное  обучение  «такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала». Из этого определения следует 2 вывода:

        - проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;

    - для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Следовательно, помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности». На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет.

В проблемном обучении применяю основные 3 метода:

          1.Проблемное изложение.

          2.Частично-поисковый;

3.Исследовательский.

        Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, использую чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.

В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но  я  не отказываюсь  от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации  применяю  дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.

Для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к физике как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету  применяю  технологию  проблемного  обучения  начиная с первой ступени обучения курса: «Физика, 7 класс». Большинство школьников, пришедших из начальной школы в среднее звено, не умеют грамотно и полно излагать материал, поэтому одной из задач проблемного обучения  постепенно   решаю   задачу формирования  умений и навыков активного речевого общения.

На уроках физики часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Так как в физике главным элементом являются законы, формулы, графики то,  умение работать с законом используя математическую формулу этого закона , можно получить много информации.

Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаю одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершаю работу дискуссией. Примеры  проблемного задания группам: определение положительного и отрицательного воздействия силы трения в природе.  Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению физики, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии.

Игровые  технологии: в отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.

Разные ученые по - своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности я пришла к мнению, что игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, она объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение  участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом).

Поскольку игра, представляет собой, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения.

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она активизирует каждого из играющих , заставляет их действовать как в жизни, позволяет подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дает объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели и добиться общего результата деятельности игрового коллектива. 
          Игры – упражнения провожу как на уроках,  они занимают обычно 15 - 20 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки. Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Сюжетные (ролевые) игры дают возможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Они способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей, воли.

Игры – соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала  ввожу  в  игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.

 Опыт работы  по применению  игровых технологий позволяет мне сделать вывод, что  для 7-го класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр: « Домино», «Верно-неверно», « Что будет если….». В 8 -11-х классах игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-лекции).
         Большая часть игровых моментов в моей работе приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процессе изучения нового материла и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 7-8-х классах, но есть необходимость их использования и в старших классах.

Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся – деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение физических  знаний, показать возможность применения их  на практике.

В игре все равны и порой слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах. На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика, использую эмоционально - положительный стиль общения. Это создает благоприятный климат на уроках, что естественно отражается на результативности учеников школы  и выражается в высоком качестве знаний.

Использование   на практике  современных  образовательных технологий: личностно-ориентированного  развивающего обучения;           проблемного обучения и игровых  я продемонстрировала на открытых  занятиях для   педагогов  своей школы и района:

- урок физики, проведенный 14.11.2014г. в 9 классе по теме «Механическая работа и мощность», (отзыв учителя физики МАОУ СОШ №5 Поповой М.Н.);

- урок физики, проведенный 8.12.2014 г. в 9 классе по теме «Период колебаний математического и пружинного маятника», (отзыв учителя математики Бруяко Н.П. МАОУ-СОШ №1);

- урок физики, проведенный 8.09.2015 г. в 10 классе по теме « Основание классической механики», (отзыв учителя физики МАОУ-СОШ №1 Иванов Р.Н.)

Таким образом, благодаря  применению  современных образовательных технологий  учебные  занятия   проходят  эффективно, что позволяет  мне  учить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы и добиваться следующих результатов:

Результатом применения современных образовательных педагогических технологий на каждом уроке является повышение мотивации обучения и качества знаний учащихся.

             По результатам проведенной в 9 классе  контрольной работы по физике на конец четвертой четверти наблюдается положительная динамика: обученность на конец года составила 100%, качество знаний-63%,  на конец 2 четверти обученность была  100%, качество знаний- 55%.

В учебном процессе мною регулярно применяются информационно-коммуникационные технологии. Их применение позволяет осуществить следующие  задачи обучения:

- повысить эффективность овладения информацией учителем и учащимися;

- повысить самостоятельность и познавательную активность учащихся в процессе обучения;

- дифференцировать обучение; создать индивидуальные образовательные задания;

- создать условия выбора видов учебной деятельности;

- сформировать навыки исследовательской работы, умение искать, отбирать, оценивать информационные ресурсы;

- изменить форму взаимодействия учителя и ученика на уроке: ученик может выступать соавтором урока.

   Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 25% информации, если информация была подана визуально - около 30-35%. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 50%, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

   В  нашей школе   созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: мой кабинет оборудован мультимедийным комплектом (компьютер, проектор, экран) , что позволяет успешно реализовать одну из ключевых задач школы - внедрение инновационных технологий в учебно- воспитательный процесс.

Наша школа является районным центром дистанционного образования  детей –инвалидов и консультативным пунктом по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Информационные и дистанционные технологии реализуются мною в следующих формах и приемах проведения занятий:

- создание презентаций учащимися и их применение как элемента иллюстрации урока или для постановки проблемы (например, определение пути, ускорения, перемещения тела;

- проведение виртуальных экскурсий  (например, освоение космоса)экскурсии  посредством мультимедийных технологий, а также с использованием фото-, видеоколлекций, анимационных роликов из Интернета.

В работе использую электронные версии учебников и энциклопедий. Они помогают ярко и красочно дополнить новый материал, наглядно продемонстрировать  учебный материал.

Информационно-коммуникационные технологии, применяемые на уроках физике, направляют внимание учащихся не только на изучение физических явлений и законов, но и на овладение способами работы с научно- познавательной информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также созданию обстановки психологического комфорта.

В ходе урока информационно-коммуникационные технологии использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока. 
При изучении нового материала использую электронные образовательные ресурсы, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Мои учащиеся с удовольствием самостоятельно создают презентации и представляют их на уроках физики, что повышает мотивацию и качество обучения.

Демонстрация материала – важный фактор урока физики. Все хорошо знают, что без знаний формул, определений,  нет физики. Мы привыкли видеть учителя физики с большим количеством  оборудования на уроке. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных лабораторных работ. Реальное технологическое чудо XXI века.

Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 7, 8, 9, 10 ,11классов. Среди них:

- презентации по основным темам;

- контрольные и проверочные работы;

- лабораторные  работы.

Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты.

Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.  

Использование информационно-коммуникационных технологий транслировалось мною на открытых уроках:

-    урок физики, проведенный 20.10.2014 г. в 9 классе по теме «Закон сохранения импульса» (отзыв учителя математике МАОУ- СОШ №1 Бруяко Н.П.);

Результаты применения информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, технологий: участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах позволяет расширить кругозор школьников, углубить знания по предметам, попробовать свои силы в соревнованиях разного уровня, в том числе и Всероссийского уровня, а также пополнить индивидуальную копилку достижений – портфолио, выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией; активизировать деятельность ученика на уроке; повысить уровень мотивации обучающихся; применять разнообразные формы уроков; расширять контакты между учеником и учителем. Это помогает ребёнку мыслить креативно, учит пользоваться вспомогательным материалом (энциклопедия, учебник, справочная литература, всемирная сеть Интернет).

Данные технологии помогают  мне решать педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их в учебной и внеурочной деятельности.

С целью сохранения психического и физического здоровья учащихся в практике своей работы реализую следующие задачи:

  • создать условия для успешного воспитания и обучения детей через систему приёмов и методов здоровьесберегающих технологий;
  • создать благоприятную среду для личностного роста обучающегося на уроке.

Ожидаемые результаты для обучающихся:

  • наличие познавательных мотивов;
  • высокий уровень учебной мотивации;
  • оптимальный уровень школьной тревожности.

Структурными элементами моих уроков выступают:

  • приветствие;
  • опрос самочувствия;
  • оздоровительные упражнения;
  • рефлексия;
  • прощание.

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках физики реализую по следующим направлениям:

  • обучающее;
  • профилактическое;
  • оздоровительное.

Исследования учёных установили: воспитание без движения — это развитие ребёнка в режиме глубокого расслабления и угасания воли.

Длительное сидячее положение тела вызывает резкое утомление учащихся, даже не связанное с умственной работой. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие продолжительной работы, сидячего положения тела.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.

С точки зрения здоровья школьников,  обращаю внимание на следующие аспекты урока физики:

 - Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура, освещённость.

 -  Учитываю  возрастных и физиологических особенностей ребёнка на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность).

  - Слежу в течение  урока  за числом  используемых видов учебной деятельности. Нормой считается 4-7 видов за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, практические занятия, тесты).  Средняя частота и продолжительность чередования различных видов учебной деятельности составляет в среднем 7-10 мин.

- Число используемых  мною  видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа - не менее трех за урок.

- Слежу  за  позами  учащихся и их чередованием  в зависимости от характера выполнения работы.

- Провожу физкультминутки и физкультурные паузы.

-  Включаю  в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни (профилактика вредных привычек, воспитание чувства ответственности за своё здоровье, стремление к здоровому образу жизни).

- Создаю благоприятный психологический климат на уроке (заряд положительных эмоций, полученных школьниками и мною, определяет позитивное воздействие школы на здоровье).

 - Провожу эмоциональные разрядки на уроке (уместные остроумные шутки, использование поговорок, стихов, загадок, улыбок).

- Слежу  за  темпом  и особенностями окончания урока, дозировкой  домашнего задания, состоянием   и видом  учеников, выходящих с уроков.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Переключение внимания, пауза просто необходимы для нормального усвоения материала и  для здоровья учащегося.

В своей работе я использую следующие приёмы здоровьесберегающих технологий:

  1. Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке.
  2. Проведение динамических физкультминуток на 18-20-й минуте.
  3. Проведение в 7-х классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты) — передай карандаш, а в 8-11 -х классах — деловые игры и др.
  4. Применение технологии В. Ф. Базарного: зарядка для глаз по карте, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.

Огромное положительное влияние оказывают физкультминутки на учебную деятельность. Физкультминутки — это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся.

Как бы ни был интересен урок, после 20-25-й минуты у детей наблюдается снижение работоспособности, падает темп и качество работы, изменяется двигательная активность, зачастую теряется интерес к уроку, отвлечения становятся более выраженными. Физкультминутки на уроке обеспечивают активный отдых учащихся, переключают  внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока.

Время начала физкультурной минутки определяется сама, считаю  что наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка, снижение работоспособности.

Одним из самых лучших моментов отдыха я считаю физкультминутки, имеющие физическую направленность в 7 классах связанные с механическими явлениями, это такие как:

 МИРОВОЙ ОКЕАН

А над морем чайки кружат.

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

ВЕТЕР  Осторожно ветер за калитку вышел

(Руки вверх и взмахи руками вправо-влево) Постучал в окошко,

(Постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(Перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько Ветками черемух,

(Руки поднять вверх, взмахи руками вправо-влево) Пожурил за что-то Воробьев знакомых.

Школьники с удовольствием участвуют в физкультминутках под анимационные слайды, кадры из фильмов, дикторский текст, музыкальные или иные записи (голоса зверей, звон колоколов и т. д.).

При изучении курса физики,  для обучающихся 7 и 8-х классов, особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры.

Игра — один из видов активной деятельности. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающая в игре, способствует раскрепощению творческих резервов, нейтрализует чувство тревоги, создаёт ощущение спокойствия, облегчает межличностное общение. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знание предмета.

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как групповая дискуссия.

ПРИМЕРЫ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Урок в 8 классе на тему «Тепловые явления»

Беседа о перспективных районах России для производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и электростанции (Кислогуб-ская ПЭС, Паужетская геотермальные ЭС и др.)

Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых, геотермальных, приливных электростанций перед традиционными электростанциями с точки зрения здоровья человека. Почему за альтернативными электростанциями стоит большое будущее?

Урок в 7 классе на тему «Атмосферное давление»

  • Использование перечисленных приёмов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать доброжелательный климат, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряжения учебной деятельности.

Систематическое использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми привело к следующим результатам:

  • повысился познавательный интерес к предмету, успеваемость и качество обучения;
  • исчезла проблема учебной дисциплины.
  • Таким образом, образовательный процесс,  осуществляемый мною  с  использованием   здоровьесберегающих технологий, позволяет  повысить эффективность урока  и  сохранить  здоровье учащихся.

23.09.2015 г.

Учитель МАОУ СОШ№1

ст.Калининской                                                                                  Н.В.Волкович

 Директор  МАОУ СОШ№1

ст.Калининской                                                                                 Т.Х.Шаплинкина

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании современных обучающих технологий учителя химии и биологии МОБУСОШ № 1 города Новокубанска Черновол Натальи Васильевны.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ори...

Отчет об использование современных образовательных технологий на уроках биологии

Данный отчет был составлен мной с целью включения в аттестационное портфолио. К нему прилагаются отзывы с 5 открытых уроков....

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Письменный отчет "Об использовании современных образовательных технологий"

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТ об использовании Сабановой Людмилой Владимировной современных образовательных технологий в образовательном процессе и эффективность их применения...