Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
методическая разработка

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ob_ispolzovanii_obraz._tehnologiy_.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

             Одним из направлений модернизации системы образования в нашей стране является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Применение в обучении компьютера в сочетании с интерактивной доской, мультимедийным проектором и другими средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».

            В настоящее время, когда школа переходит на личностно-ориентированное обучение, направленное не столько на усвоение суммы готовых знаний. Сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности, активной жизненной позиции роль ИКТ становится едва ли не главенствующей. Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

           В современном мире существуют многие факторы, которые влияют на процесс обучения и стали главными для внедрения ИКТ в нашу образовательную систему оттеснив ее границы далеко за пределы школьного кабинета. Среди них можно выделить как наиболее важные следующие:

Массовое распространение цифровых информационных технологий.

Изменение требований, предъявляемых к современному подрастающему поколению.

Изменение характера взаимодействий между школой и семьей, обществом и государством, учителем и учеником.

Огромная скорость увеличения объема информации и как следствие необходимость её дифференцирования.

Существует несколько основных форм применения ИКТ на уроках:

Использование огромной информационной базы в учебном процессе.

Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.

Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.

В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:

Тренажеры

Контролирующие

Демонстрационные

Справочно-информационные

Мультимедиа-учебники

        Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи. В России, например, по инициативе Министерства Образования формируется Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, доступ к которой есть и у российских пользователей. В ходе урока ИКТ можно использовать как на всех этапах учебного процесса, так и лишь на некоторых из них. Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, интерактивную доску, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с фильмами и иллюстрациями, электронные пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.

Компьютер можно использовать на разных этапах обучения:

-как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного,

-как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков,

-как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности,

-как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы.

-как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучение нового материала. Для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, электронными учебниками и пособиями, энциклопедиями, словарями.

         Сегодня школьное образование предъявляет большие требования и к здоровью учащихся. Проблема сохранения здоровья стала особенно значимой на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их психическое и физическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.   Поэтому сейчас пристального внимания заслуживают здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Современный учитель не должен нарушить священной заповеди: «Давая знания, не отбирай здоровье…». Забота о здоровье – это главная задача воспитателя.

           Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда следует отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

            В своей практике я использую личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей. Одним из важных направлений своей работы считаю «педагогику сотрудничества». Ее можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технология уровневой дифференциации обучения помогает мне строить уроки с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

            Большое значение имеет организация урока. Я  стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

         Во избежание усталости учащихся  чередую  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

          Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.

        Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

        Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

         На своих уроках  провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.    Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения  совмещаю работу по теме урока и двигательную гимнастику.    Кроме того, учащиеся  среднего звена любят загадки, шарады, ребусы, кроссворды, творческие задания.   

      Задача учителя – заботиться не только о физическом, но и духовном здоровье учащихся. Уроки истории и обществознания  предоставляют широкие возможности для достижения этой цели. Знакомство  с биографией исторической деятельности позволяет установить тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. При анализе исторического источника акцентирую внимание на проблемах гуманизма, добра и зла, оказываю влияние на формирование нравственного здоровья. Использование  блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объеме домашнего задания, разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

           За время работы в школе пришла к выводу, что дети не всегда рационально распределяют  время при выполнении домашних заданий, что ведёт к физическим и умственным перегрузкам (получив задание за несколько дней, ребята всё равно выполняют его накануне). На уроках обществознания, проводим уроки  по теме «Учись планировать» на котором говорим о режиме дня, о правилах выполнения домашних заданий и о свободном времени.

При выставлении оценок я использую три вида оценивания:

Ученик оценивает сам свою работу.

Взаимопроверка (работа в парах).

Обоснованная оценка учителя.

         Общий объем домашних заданий соответствует требованиям СанПиНа. Домашнее задание чётко комментируется на уроке.

           Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ. В соответствии с требованиями  санитарного законодательства для занятий детей  использую лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.

 Непрерывная длительность занятий  с компьютерной техникой не превышает

- для учащихся V классов - 15 минут;

- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;

        

           

Директор МОБУ СОШ №20:                                                        

им. Е.А. Красильникова

МО Кореновский район                                                      Л.А. Антоненко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках химии

Состояние здоровья учащихся за минувшее десятилетие существенно не изменилось, несмотря на созданную государственную политику в области сохранения и укрепления здоровья нации, вклад образовательных, м...

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

«Использование информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках музыкального искусства».

Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммун...