«Использование информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках музыкального искусства».
методическая разработка по музыке

Феоктистова Елена Владимировна

  Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения информационных коммуникативных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • Повышение уровня речевого развития;
  • Снижение уровня заболеваемости;
  • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
  • Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде.
  • Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» 

             

      «Здоровье – это состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».

                                                            Г. Сигерист

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих

технологий на уроках музыкального искусства».

  Использование информационно - коммуникационных

                   технологий на уроках музыки.

Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. Основными характеристиками применения информационных коммуникативных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Информационно-компьютерные технологии в школе.

  • Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.
  • Использование компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на  занятиях, способствуя развитию учащегося  как бы незаметно для него, играючи.

           НАПРАВЛЕНИЯ       ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

              ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОМПЬЮТЕРОВ

               (в начальной и средней школе).

  • Для усиления мотивации  учения

    ( компьютер помогает раскрыть  практическую значимость  изучаемого материала,  проявить  свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения )

  •   Развитие индивидуальных   особенностей                    

    (каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой).

  •   Расширение возможностей получаемой учебной информации  (осуществляется познавательное развитие уч-ся).
  •  Дать  первоначальное представление о компьютере и современных    информационных   технологиях.

Овладение компьютерными технологиями ведёт:

  • К интенсификации  процесса обучения;
  • Реализации идей развивающего обучения;
  •  К совершенствованию форм и методов организации  учебного процесса;
  • Овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы   с информацией, умениями  самостоятельно  приобретать новые знания.

Компьютерные программы по музыке.

  • информативные :      энциклопедии   классической , популярной музыки,  джаза, музыкальных инструментов, театра, балета .(статьи о композиторах,  муз. фрагменты  известных произведений , видеофрагменты)
  • Тематические  - обучающе – развивающие:  П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Времена года», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»  и т.д. Программы с помощью анимации, трехмерной графики знакомят  с произведениями   композиторов.

Компьютер в начальной школе

  • Для учащихся   1 и 2 класса  подходят фонотека, фонограммы,  караоке  DVD с мультипликацией.
  • Учащимися  3 –х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические – обучающе - развивающие программы, фонотека,  фонограммы, презентации.
  • В среднем звене  можно  использовать все группы  программ, проводить уроки – презентации, уроки – викторины.   Создавать  презентации ,  проекты.

Уровни использования информационных технологий учителем на уроке музыки.

  • Первый  уровень  ( Знание компьютера на уровне пользователя) .   Соответствует установка на последовательное изучение элементов  музыкальной традиции – использование отдельных элементов учебных программ  в ходе урока;
  • Второй  уровень ( знание и владение широким кругом программ) – установка на синтез  этих   элементов и дальнейшее их развитие – создание  собственных уроков -  презентаций;
  • Третий  уровень ( умение работать в локальных сетях) -  проведение интегрированных уроков в компьютерных классах.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
- Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.

 - ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
- Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
- Позволяют наглядно представить результат своих действий.
Музыкальная педагогика  в настоящее время открывает для себя новые направления исследований:
- информационные технологии в музыке (применение мультимедиа в проектах; вопросы  компьютерного анализа музыкальных произведений; информационный подход к содержанию музыки);
- роль информационных технологий в музыкальном творчестве: их значение в актуализации творческого потенциала;
- информационные технологии в музыкальном образовании, практическое освоение компьютерной музыки, нотных редакторов; использование музыкально-компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в современном образовательном процессе;
- информационная культура учителя музыки: оптимальное программное обеспечение профессиональной деятельности; информационные технологии в самообразовании  музыканта.
В процессе использования информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это позволяет расширить кругозор учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.
В настоящее время в связи с обновлением программы по музыке актуальной становится необходимость учить “размышлять об искусстве”. Размышления об искусстве могут строиться на основе эмоционального освоения музыкальных и художественных видео- и кинофильмов. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Еще одной формой овладения информационно – коммуникационной технологией на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией.

 При защите проекта, презентации,  школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Ребенку всегда важна конечная цель – для чего он создает тот или иной продукт. Это могут быть:
• Внеклассные мероприятия (концерты, лекции, классные часы, родительские клубы…)
• Общение на форумах с ссылкой на созданный продукт, выставленный в Интернете .
• Различные тесты .
• Связь с урочной деятельностью (доклады, рефераты, экзамены)
• Самообразование (просмотр созданных учениками продуктов)
• Обучающие пособия.
На своих уроках педагоги-музыканты все чаще обращаются к методу проектов. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. В результате ученики самостоятельно решают проблему, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат. Вся проблема приобретает контуры проектной деятельности.

“Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад”.

                                                                      Анатолий Гин.

Использование здоровьесберегающих технологий в школе на уроках музыкального искусства.

         Это система мер, направленных на улучшение

          здоровья участников образовательного процесса.

             Виды музыкальной деятельности, помогающие  

                          здоровьесбережению учащихся.

  • Дыхательные упражнения;
  • Речевые упражнения;
  • Двигательные упражнения,
  • ритмопластика;
  • Пение;
  • Восприятие музыки.

                   

"Кто много поет, того хворь не берет!"

  • звук “а - а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
  • звук “о - о” оздоровляет среднюю часть груди;
  • звук “о - и - о - и” массирует сердце;
  • звук “а - у - э - и” помогает всему организму в целом.

Реализация здоровьесберегающих технологий

Зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  •  создание здоровьесберегающей среды;
  •  высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  •  планомерной работы с родителями;
  •  тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • Повышение уровня речевого развития;
  • Снижение уровня заболеваемости;
  • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
  • Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде.
  • Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека»        

                  Г. Сигерист

  • «Здоровье – это состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».

                                        Литература

  • .  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
  • 2. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в   современной школе». М., 2002 г.
  • 3. Ботицкий  М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985
  • 4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003
  • 5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000

                     Источники и Интернет – ресурсы:
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. –
http://pedsovet.org/
2.Василенко О.В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки
3. Курбановский А. .Опыт антологии западной рок-музыки . С.-П., 1991
4. «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел
«Музыкальная электроника».
5. Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием
возможностей ИКТ» http://pedsovet.org/
6. Рохлов В.С. .Организация проектной деятельности в школе
7.Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области
«Искусство». Материалы сайта www.it-n.ru «Сеть творческих учителей».
8. http://festival.1september.ru/
9.http: /menestreli. ws


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

Использованиеинформационно-коммуникационных    технологий (ИКТ) на уроках русского языка...

Использование информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках швейного дела

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, так как их нехватка остро ощущается ...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

Статья с разработкой урока "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики"

Данный материал содержит статью по теме "Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков математики", разработку урока математики с применением ИКТ по теме &quo...

Использование информационно-коммуникационных технологий на онлайн уроках математики.

Дистанционные занятия пользуются все большей популярностью, однако, не всегда есть четкое представление о том, как же они организованы. Так как успешное обучение во многом зависит от взаимодействия с ...