Главные вкладки

    Использование информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках швейного дела
    статья по теме

    Здорова Валентина Викторовна

    Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokakh_tekhnologii.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование  информационно -коммуникационных технологий (ИКТ)  на  уроках  технологии

    Сегодня  в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств  звукового и визуального представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.

    Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.

    В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд - презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.

    Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.

    Систематичность применения ИКТ способствует формированию у школьников умений и навыков работы с компьютером.

    Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие – то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения компьютерного класса.

    Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход  позволяет индивидуализировать процесс обучения.

    Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50%  того, что одновременно видели и слышали.  Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.

    Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото – и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы – устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.

    Слайд – фильм, или презентация, как метод – современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечивать лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.

    Все слайд – презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд – презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения – не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся. Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

    Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке:

    - Хорошее  обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном – указателем и т. д.

    - Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.

    - Наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила  необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала.

    - Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.

    - Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

    Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

    - В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух, др.

    - Ограниченность презентации одной только наглядностью не дает положительного результата;

    - Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у учащихся умений работать с ними;

    - Мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов;

    - Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий  наглядного характера.

           - Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя таким образом и сам учебный процесс.

    Пример открытого урока

    Методические рекомендации:

    Использование  компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Поэтому не нужно перегружать урок его использованием. Кроме того, важно во время урока чередовать работу на компьютере с другой деятельностью и проводить физкультминутки в целях здоровьесберегающих технологий.

    Так как на уроке много места отводиться для работы с компьютером, то на этапе подведения итога урока не рекомендуются использовать интерактивные или обычные тесты и кроссворды на компьютере. Целесообразнее их дать на следующем уроке, на  этапе повторения и закрепления пройденного материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.01. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» специальность 43.02.14 «Гостиничное дело»

    Рабочая программа по дисциплине "Информатика и информционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности"...

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках швейного дела

    Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках швейного дела...