Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках швейного дела
учебно-методический материал по технологии
Использование информационно - коммуникационных технологий
на уроках швейного дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках швейного дела.
Необходимость использования ИКТ на уроках швейного дела неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с эмоциональными и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, ИКТ - реальная возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.
Использовать компьютерные средства в коррекционном учреждении необходимо, это обуславливается тяжестью и устойчивостью нарушений у детей с отклонениями в развитии.
К сожалению, для детей с особыми образовательными потребностями нет специальных программ обучения с применением компьютерных средств. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для визуализации материала для развития детей.
Существует три основных способа (или подхода) использования мультимедиа:
Иллюстративный (традиционный). Удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении, тестировании.
Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно - логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Самое главное в таком подходе — высокий уровень методической обработки материала.
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как:
- задействованы все каналы восприятия учащихся
- зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
- сокращается время при выработке технических навыков учащихся;
- увеличивается количество тренировочных заданий;
- достигается оптимальный темп работы ученика;
- легко достигается уровневая дифференциация обучения;
- у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности, процесс обучения становится менее утомительным.
Я накапливаю банк необходимых для уроков презентаций, используя передовой опыт других педагогов коррекционных школ. Некоторые презентации разработаны мною самостоятельно.
Использование компьютерных презентаций в преподавании курса швейного дела помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
При использовании на уроке компьютерных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме того, с помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
ИКТ помогают организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся.
ИКТ эффективны на уроках, имеющих разные цели:
- для изучения нового материала:
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений и навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.
Очевидные достоинства уроков-презентаций и в том, что качественно изменяется отношение ученика к учебному предмету.
Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.
Еще использую презентации тогда, когда возможности урока и кабинета не могут дать полного представления о данной теме. Использую презентации в качестве виртуальных экскурсий на швейную фабрику, магазин «Ткани», ателье.
Вывод: Использование информационных компьютерных технологий на уроках швейного дела способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида. Дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках швейного дела, вызывает у учащихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-166638-1589729890.jpg)
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-305775-1452598412.jpg)
Использование информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках швейного дела
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, так как их нехватка остро ощущается ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-389845-1390550075.jpg)
Сообщение Тема: «Использование разнообразных форм наглядности на уроках швейного дела»
Эффективность урока по швейному делу можно значительно повысить с помощью разнообразных видов наглядности, так как работа с наглядными пособиями и раздаточным материалом активизирует учащихся и повыша...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763392-1456833764.jpg)
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/10/picture-340246-1384099121.jpg)
Доклад «Использование элементов проектной деятельности на уроках швейного дела».
Обобщение опыта работы по использованию элементов проектной деятельности на уроках швейного дела....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-553243-1418944933.jpg)
Использование современных средств наглядности на уроках швейного дела
Опыт использования интерактивной доски и программы"Smart Notebook" на уроках технологии (швейного дела)....
Применение инновационных технологий на уроках швейного дела
В образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельнос...